Когнитивный подход в психологии: человек не машина, а живой разум

ТолкованиеПереводКОГНИЦИЯ</dt>КОГНИЦИЯ</dt>знание, познание, когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый.</span></dd>

Философский энциклопедический словарь. 2010.

</dl></dl>

Смотреть что такое «КОГНИЦИЯ» в других словарях:

  • когниция — Познавательный процесс или совокупность психических процессов …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Когниция — (от лат. correlati знание) знание, познание; когнитивный соответствующий когниции или познанию, познаваемый …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • Когнитивная лингвистика —     Лингвистика …   Википедия

  • КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950 е гг. разработал метод рационально эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ДПДГ — ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск.  Eye Movement Desensitization and Reprocessing)  метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) …   Википедия

  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия

  • Познание (cognition) — П. (когниция) это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к …   Психологическая энциклопедия

  • ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ —         Система теоретических предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диагностика (например, заочная психотерапия,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… …   Новейший философский словарь

  • Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» — (ХГУ «НУА») Девиз Образование. Интеллигентность. Культура …   Википедия

Книги

  • «Ризоморфный клубок»: когниция vs коммуникация, А. В. Колмогорова. В монографии рассматриваются проблемы соотношения когнитивных и коммуникативных процессов в речевой деятельности человека. Обсуждаются результаты междисциплинарных лингвистических… Подробнее  Купить за 249 рубэлектронная книга
20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

  1. восприятие;
  2. внимание;
  3. память;
  4. мышление;
  5. воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?)возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства;
  2. панические атаки (что это такое?);
  3. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  4. депрессия на лёгкой стадии;
  5. прокрастинация (что это?);
  6. перфекционизм (что это такое?);
  7. трудности в отношениях;
  8. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Если принять за основу ложные фантазии, названные некими терминами (когнитивный), которые в итоге и являются этими значениями (отсылка на другие значения слов — способности, функции, процессы и т.д. , то будет ли являться данная информация сутью по теме. Засунуть в бутылку кучу ингредиентов и назвать их вино = когнитивное, совершенно невозможно в здравом уме так как некоторые составляющие(ингредиенты) имеют в себе уже вино от окружающего мира до бутылки с содержимым. Это тот наглядный случай когда фантазеры — чтобы объясняют введенный термин (то бишь до селе не известное) кучей других терминов и значений сути которых также не знают.

«>

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Когнитивный подход в психологии подразумевает, что человек не является автоматизированным существом, которое слепо следует инстинктам с целью собственного выживания. Напротив, каждый индивид стремится познать окружающий мир. Именно познание — основа человеческой личности, так как люди способны анализировать происходящее вокруг них и принимать различные решения для возникающих проблем.

Когнитивный подход в психологии: познание мира, природа поступков

Основа когнитивного познания начинает создаваться еще в детском возрасте. Прежде всего оно носит чувственный и двигательный характер — никакие предметы не могут включаться в мыслительную деятельность без прохождения через чувства, либо двигательную активность. Эта концепция была высказана Брунером еще в 1966 году.

Статьи по теме
  • ekzogennaya-depressiya-1-220x150.jpgЭкзогенная депрессия может появиться у каждого
  • osnovnye-napravleniya-psikhoterapii-1-220x150.jpgВажно знать основные направления психотерапии и правильно их применять
  • Главные задачи и методы личностно-ориентированной психотерапии
  • Генерализированная тревога — ежедневная борьба со страхом

Помимо указанного способа, присутствует еще иконическое восприятие мира. В этом случае в память закладываются различные образы ранее воспринятых объектов. Представления о мире осуществляются мысленными образами. А ближе к подростковому периоду происходит дополнение. Предметы начинают отражаться в форме понятий, использование речи постепенно замещает язык образов.

Джером Брунер отмечал, что язык — важнейшая часть развития когнитивных процессов.

В психологии когнитивный подход строится на теории личности, когда у каждого поступка есть несколько компонентов:

  1. Само действие.
  2. Мысли.
  3. Чувства, которые человек испытывает при исполнении действия.

При этом люди постоянно находятся в мире информации, которую нужно правильно понимать, анализировать, оценивать и использовать. Необходимо учитывать и субъективную интерпретацию ситуаций. Поэтому люди могут по-разному видеть различные события и предпринимать разные действия, испытывая совершенно другие эмоции и чувства.

В реальной ситуации у человека нет возможности всесторонне проанализировать событие, выбор делается, и происходит действие. Бихевиористы на этом завершают анализировать поведение, упуская тот факт, что когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не окончена. Поскольку информацией выступает сам поступок. После реакции на него, человек начинает субъективно анализировать свое поведение. Определяет степень успешности, а затем корректирует поведение и делает выводы на будущее.

Неправильное поведение может вызываться иррациональными мыслями, которые порождены «активизирующей ситуацией». Согласно исследованиям психолога Эллиса, в таком случае требуется анализировать не только действие, но и ситуацию, а также выводы, извлеченные человеком после нее.

Психолог из США А. Бек описал «автоматические мысли». Они непроизвольны и бессознательны, однако именно они находятся в основе базисных посылок. Когда они окажутся дисфункциональными, то у человека могут проявляться различные психические заболевания.

Заключение

У когнитивного подхода в психологии много отличий от бихевиорического, за счет более глубокого изучения восприятия мира человеком. В задачу терапевта входит коррекция ошибочных базисных посылок. Которые помогут исправить восприятие мира, влекущее за собой неправильные мысли и поступки.

К сожалению, неадаптивность автоматических мыслей и неверное восприятие ситуации нередко искажают весь накопленный человеком жизненный опыт. В них особую роль выполняют детские впечатления и общение с семьей. Согласно когнитивному подходу в психологии, именно там зачастую и лежат главные проблемы в восприятии окружения. Исправить их вполне реально, но только если человек сам откроется для проведения коррекции.

Сетевой (когнитивный) подход в психологии — видео

10 февраля 2016

Человеческий мозг по своей нейронной структуре превосходит любую компьютерную технику. На сегодняшний день все возможности мозга не изучены и его вычислительные способности огромны. Однако, любой, даже самый простой калькулятор имеет преимущество по точности вычисления и память его надежнее. Почему это происходит?

Мышление человека не происходит изолированно от самой психики, личных впечатлений о мире. Поэтому мы склонны совершать логические ошибки, делать ложные выводы. С абсолютной уверенностью эту особенность нельзя приписать особенностям человеческой психики, поэтому появился целый ряд направлений в науке изучающие когнитивные структуры и когнитивные искажения.

Ряд факторов, которые влияют на восприятие человека:

  1. социальные установки;
  2. мотивационные факторы и эмоциональные впечатления;
  3. ограниченные способности мозга в переработке информации;
  4. сознательный поток мыслей, который называется ментальный шум.

Что такое когниция?

Когниция (cognitia –«познание») – это результат формирования знаний о объекте (факте, человеке, месте), объединяющий все психические компоненты – мышление, эмоции, категории, память, представление. Это единица понимания и смысла, которая находится на границе психики и разума.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок умственных способностей по индивидуальной программе

Начните заниматься прямо сейчас!

Восприятие окружающего мира человеком не всегда зависит от точности чувственного стимула. Познание вещей происходит с помощью построения личностной карты мира. По мнению ученых, в эти ментальные карты включается не только материальный объект, но и сам субъект. Он занимает центральное место среди образов отражения реальности. Это нельзя рассматривать по аналогии с зеркалом. Бессознательное содержание психики становится потенциальными вариантами путей в мире, а указателем является сознание личности.

Наличие факта в реальности и четкое его аргументирование является достоверным (объективным знанием). Если субъективные представления о каком-то объекте совпадают с наличием и качествами предмета в реальности, то это называется истиной (истинное знание).

Такое явление, как когниция, включает в себя не только истинные и фактические знания, но и мнение, теории и ошибки восприятия. Когниция – это двойственный мир: с одной стороны, в поле сознания личности попадает реально существующий мир (объективный, чувственный), с другой – с участием внутренней воли человек может создавать свой, собственный смысл и приписывать его окружающим вещам.

Когниция участвует в построении этого нового смысла, используя для этого наши ощущения, установки, как первоначальный субстрат. Она проходит через все слои познания – реальные и вымышленные, а иногда соединяет оба вида. Оформленным результатом такой деятельности, например, являются сказки и, которые, хотя и являются выдумкой, но отражают истинные мысли писателя или даже целого народа.

Все научные знания не лишены духовной природы. Даже в стройной логической мысли в её основе лежит интуитивное чутье. Но если объективных и речевых средств не хватает для передачи всего того, что мы думаем, чувствуем, представляем, получаются когнитивные искажения.

Когнитивные искажения

  1. Предвзятость подтверждения (когнитивный диссонанс). Человек любит соглашаться с другими людьми, если они разделяют те же самые увлечения, разговаривают на одинаковые темы. Нам не нравятся те люди, суждения которых идут вразрез с нашим представлением и знаниями о мире, которые не подтверждают, а наоборот, опровергают их, разрушая нашу целостную картину мира. Подсознательно мы стремимся впитать только ту информацию, которая лишний раз доказывает наши знания.
  2. Эффект всеобщего увлечения (конформизм) – это склонность увлекаться или верить в то, что верят большое количество людей. В этом есть часть от природного инстинкта считать себя частью «общей стаи». На нейронном уровне такое поведение – примыкать к большинству – подкрепляется гормоном окситоцином. Этот гормон участвует в формировании ощущения собственной значимости в обществе и любви. Он же вызывает неприязнь к тем, кто выделяется из общей группы, как «белая ворона».
  3. Ошибка игрока – неправильно судить о вероятности выпадения того или иного результата по уже свершившимся событиям. В уме накапливается статистика количества положительный и отрицательных результатов, например, выигрыша в лотерею. Если накапливается количества проигрышных билетов, то по мнению игрока повышается вероятность выпадения выигрыша. Однако, это не так. Купленные билеты не образуют между собой никакой логической цепочки. И каждый отдельный билет дает игроку определенную вероятность, зачастую не совпадающую с основанном на опыте.
  4. Рационализация после сделанной бессмысленной покупки. Даже если поход в магазин увенчался покупкой бессмысленных вещей или того, чего нам не нужно было брать с магазинных полок, мы стараемся оправдать нашу покупку. Встроенный в нашу психику механизм начинает порождать разумные причины и мысли, согласно которым вещь становится нужной или даже обязательной. Это предотвращает чувства опустошения и способствует стабилизации психики.
  5. Пренебрежение вероятностью. Садясь в самолет, мы думаем, что разбиться на нем гораздо вероятнее, чем попасть в автокатастрофу на дороге. Хотя дорожных аварий происходит гораздо больше, чем аварий самолета. Наш мозг оправдывает вероятности проверенных и повседневных ситуаций, и преувеличивает опасность незнакомых. Основываясь на ошибочных представлениях, мозг решает, что встретить убийцу в парке днем намного вероятнее, чем обжечься чайником.
  6. Выбор наблюдения. Если в нашем поле внимания появляется новый объект, мы начинаем замечать его везде. Со временем возникает ощущение, что он нас преследует. Хотя это всего лишь означает, что раньше мы его пропускали мимо внимания, а сейчас заметили.
  7. Эффект негативного. По мнению психологов, внимание человека больше привлекают негативные события или плохие новости. Мы подсознательно считаем, что негативные события является чем-то необходимо важным. К тому же появление такого рода новостей вызывают у нас больше доверия, чем появление хороших.
  8. Ошибочное планирование дел. По закону Мёрфи, все, что укладывается в рамки логического рассуждения, даже плохие события, имеет вероятность когда-нибудь произойти в реальности. Например, если логически возможно, что техник в компьютере что-то перепутает, то в какой-то момент реальности – так и случится. Это порождает как такие ошибки планирования, как излишняя перестраховка, так и ошибки с стиле «защита от марсиан», когда особое внимание уделяется потенциальным событиям, вероятность возникновения которых крайне мала.
  9. Стереотипность – ожидание от человека поступков, основанных на принадлежности человека к определенной группе людей. Сформированные представления о данной личности исключают индивидуальные особенности.
  10. Иллюзия прозрачности мыслей. Человек преувеличивает свои способности относительно того, что он абсолютно может понять другого человека. Сюда же относится ошибочное предположение, что он будет всецело понят другими.
  11. Эффект ореола заключается в том, что человек ошибочно приписывает другому человеку (вещи, событию) характеристики, основываясь на общем впечатлении. Воздействие каких-то частных элементов и характеристик порождают версию о других свойствах, способностях. Например, если человек произвел впечатление красивой внешностью, то можно предполагать, что он и умный, и воспитанный.

Эвристика доступности

Эвристика доступности — это целый комплект когнитивных знаний и искажений, возникающих на основе вероятностного мышления. Ученые-психологи высказывают версию о том, что неправильно характеризовать поведение человека на основе его рациональных способностей. В тех ситуациях, в которых сложно принять какое-то проверенное решение, человек пользуется набором стратегических приемов (легкостью нахождения аналогий).

Средства массовой информации давно с успехом пользуются этим феноменом, внушая человечеству непроверенные истины с целью рекламы.

К примеру, вы включаете телевизор и на экране показывают победителя всеобщей лотереи. Вы думаете, что обычный человек (не бедный, не богатый), а выиграл миллион. И придумываете версию о том, что вы тоже способны выиграть, ничего сложного этого нет.

Уловкой сознания может стать ссылка на авторитетное мнение: «Все известные врачи рекомендуют зубную пасту такую-то». Или реклама шампуня: «Самая известная актриса выбирает этот шампунь». И вы уже как завороженный берете с магазинной полки прорекламированный продукт.

Все доступная информация может поменять поведение человека или целой группы людей. Заполнение всевозможных СМИ событиями о вспышках опасного гриппа и прививок, сделанных уже большому количеству жителей города, заставляет человека пойти в мед пункт за прививкой.

Когнитивные искажения в психологии

В психологии когнитивные искажения используют в терапии для перестройки человеческого восприятия в случае, если когнитивные искажения достигли патологического масштаба. Выявить ошибки сознания можно, например, с помощью эксперимента с автоматическими мыслями, когда в поток сознания не вмешивается логика. Психотерапия предполагает формирование новых смыслов, разрушение структуры негативного шаблона, закрепление позитивного опыта.

Использование в повседневной жизни

Обладая информацией о существующих (классифицированных на сегодняшний день) когнитивных искажениях, вы сможете более рационально оценивать окружающую вас информацию, возникающие ситуации, людей и себя. Анализируйте восприятие вышеперечисленного через призму этих знаний. Надеемся, это поможет вам «отделить зерна от плевел» в соответствующих ситуациях и будет способствовать принятию правильных решений. Изучайте себя, развивайте свои умственные способности.

Наши продукты: Тренажер «Поле зрения» Тренажер «Поле зрения» в игровой форме помогает формированию произвольного внимания Читать далее » Тренажер «Сложение» Тренажер «Сложение» развивает возможность считать в уме, что важно не только на уроках математики Читать далее » Тренажер «Найди лягушку» Тренажер «Найди лягушку» активизирует внимание и память, поддерживает общий тонус Читать далее »
Читать далее
Психология и самоанализ Кто ты такой? Разбираем тип личности «паранойял» 5226 Читать далее » Эмоциональный интеллект Особенности истероидного типа личности 2499 Читать далее » Упражнения и техники Советы по обучению для аудиалов 6736 Читать далее » Интересное Новый год = начало новой жизни? 4624 Читать далее » Здоровье мозга Нейромедиаторы 3852 Читать далее » Интересное Принцип MECE (ВИСИ) 4992 Читать далее »
См. также: Когнитивная психотерапия

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперименте и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений[1][2]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[3][4].

История

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомский, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Борис Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах[5].

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Эдвардом Чейсом Толменомкогнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (Александр Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Ноама Хомского, доказавшего, что лингвистика сводима к алгоритмическим моделям. Дональд Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Ричард Аткинсон смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 Ульриком Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос «должен ли искусственный интеллект, ведущий себя как человек, быть устроен как человек?»[6]

Основные концепции

14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngПсихологияРазделы</th></td></tr>modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 21 марта 2021 в 17:26. Используемые источники:
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2488/когниция
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://mind-control.ru/psikhika-i-zdorove/kognitivnyy-podkhod-v-psikhologii/
  • https://blog.wikium.ru/spisok-kognitivnyh-iskazhenij.html
  • https://wiki2.org/ru/когнитивная_психология

Скажите что-нибудь