Как понять, чем заниматься в жизни: 7 советов по существу

Содержание

«Не знаю,  чего хочу» — довольно распространённая проблема среди людей, обращающихся за помощью к психологам.

Это неудивительно:  непонимание собственных желаний и потребностей– прямой путь к ошибочным поступкам в жизни.

Следовательно, к неудачам,  разочарованиям и депрессиям. В этой статье мы разберём психологический портрет человека, который не знает,  чего хочет. А, также, ответим на вопрос, почему такое случилось.  И, как помочь самому себе и своим близким понять свои истинные желания.  

Человек, не знающий чего хочет – психологический портрет

Я наблюдаю довольно  часто людей, которые не знают, чего они хотят от жизни, от отношений. И, даже не могут сказать, чего они хотят именно здесь и сейчас.

 И, могу с уверенностью констатировать,  –  что это приятные, хорошо выглядящие люди.  Они воспитаны, скромны,  они стремятся делать всё правильно. Они ответственны. И, излишне  конформны.

Конформность  – это такое качество, которое показывает, что человек  идёт на поводу у мнения  толпы. Или, делает то, что велит конкретно та прослойка общества, к которой ты принадлежишь  в  данный момент. Кроме того, таких людей характеризует растерянность.

Ну, и конечно, на многие  вопросы психолога они просто отвечают «не знаю».

ne-zanyu-chego-hochu7.jpg

Человек, который не знает, чего хочет, именно поэтому и приходит за помощью к психологу, потому что к определённому возрасту эта особенность начинает вызывать неудовлетворённость и проблемы в  жизни. —

Такие, как:

Неудовлетворённость работой – самая частая жалоба

Человек оказался на этой работе либо совершенно случайно, либо его туда устроили. Он ходит туда, и, по его собственным признаниям, «терпит изо всех сил». «Борется со сном. Каторга». О каком профессиональном росте и  подвигах достижения можно говорить? Их не будет. Человек отбывает заключение. Конечно, это делает его несчастным.

Мужчины и женщины, которые не знают, чего хотят от отношений

Ещё одна категория потеряшек.  Если девушка не знает,  чего она хочет от отношений, как она себя ведёт? Правильно, руководствуется мнением  мамы, подруг, соседей… «Надо замуж – значит надо замуж. Ах, я не замужем – горе, горе…  Велели именно за такого замуж – ладно, послушаю. Раз мама говорит, что такой для меня самый лучший – маме виднее, она же  жизнь прожила, у неё опыт»… И что в итоге? Опять неудовлетворённость и растерянность.

Мужчины тоже не знают некоторые, чего хотят от отношений. Ему может казаться, что нужна девушка, —  во что бы то ни стало. Но, как только она у него появляется, и начинают вместе жить. То, происходит часто вот  что: «А я не готов. Я не нагулялся. Я не готов к такому уровню ответственности. Не могу всё свободное время посвящать семье. Я хочу расти, развиваться. Отношения мне мешают и так далее» .

Просто, изначально, такой парень не знает  чего хочет. Он не разобрался в себе и своих желаниях. Не взвесил последствия. И, в результате, мы имеем проблемные отношения.

dzen8.jpg

Сама не знаю чего хочу – ПОЧЕМУ так происходит в жизни?

Ответ на вопрос «почему человек не знает,  чего хочет?» конечно, лежит в детстве.

В частности, в периоде от 2 до 3 лет, когда формируется право ребёнка на свои действия. И, в периоде  4-5 лет, когда формируется предприимчивость в осуществлении своих желаний. А, также  в подростковом периоде, когда формируются ценности и ответ на вопрос «кто я есть».

Эти периоды не случайны. Согласно всемирно принятой  типологии  развития в детском возрасте Э.Эриксона, период с 2  до 3 лет характеризуется тем, что ребёнок психологически начинает отделяться от мамы и стремиться делать всё сам. У него возникает  масса желаний, исследовательский зуд.  И,  если родители позволяли ему это делать – то он уже в этом возрасте начинает отслеживать и чувствовать, чего он хочет,  чего нет.  Соответственно, ребёнок выходит из этой стадии либо самостоятельный, либо нерешительный. И тогда, ребёнок не знает, чего хочет.

Стадия с 4 до 5 лет характеризуется ещё более возросшим желанием исследовать мир. Ребёнок хочет уже всё знать не только в пределах метра от себя. Ему хочется больше. Если родители разрешают ребёнку на этой стадии исследовать мир – он получает чувство права на инициативу.  То есть, право  на удовлетворение своих желаний!  Но, есть и нехороший сценарий. Если ребёнок был сильно ограничен,  и его ругали и наказывали за любопытство – он научается чувству вины. Именно чувство вины в дальнейшем  тормозит понимание своих желаний!  И вот, наш ребёнок не знает, чего хочет.

В подростковом периоде происходит  поиск подростком себя. Он присматривается  к тем социальным группам, в которых находится. Желая быть принятым и чувствовать себя безопасно, подросток нарабатывает систему ценностей, которая характерна именно для того общества,  в котором он находится. Что характерно:  если на более ранних стадиях ребёнок не получил позитивный сценарий развития, то в подростковом возрасте у него окончательно формируется «диффузия идентичности». Это именно то состояние, — «не знаю кто я». « Не знаю, чем хочу заниматься в жизни, не понимаю, чего хочу от жизни».

Человек не знает  чего хочет, в 30, 35 или 40+ лет

Это состояние — «диффузия идентичности» может продолжаться всю оставшуюся жизнь, если человек не начнёт работать над этим.  И в 30 лет, и в 35 лет мужчина или женщина  всё также не понимает, чего  хочет.

Кризис  среднего возраста – примерно 40 лет (плюс минус пять лет)  обычно высвечивает эту проблему целиком. Потому что именно в этот момент человек осознаёт, что половина жизни прожита а «я так до сих пор и не определился со своим предназначением, своей миссией и своим счастьем».

Это вызывает самые горькие чувства. И,  тогда люди могут ударяться в разные не очень хорошие вещи. Самое неприятное – это побег от этой проблемы в параллельную реальность – алкоголь, наркотики. Вещества, изменяющие состояние сознания —  это дорога в никуда. 

Это только поначалу может казаться, что алкоголь заглушает боль. И вроде как помогает справиться с чувством того, что не знаешь, чего хочешь от себя и своей жизни. Но, на самом деле, алкоголь не растворяет проблему.  А, только усугубляет её. Всем известно, что человек совершенно незаметно спивается – и вот уже и нет человека.

Поэтому, любые психоактивные  вещества НЕ решают задачу самоопределения.

Автор: Холодова Екатерина, психолог. Вы можете записаться ко мне на ОНЛАЙН консультацию по Скайпу, Вотсапп, Телеграмм, Вайбер

Человек сам не знает,  чего хочет – КАК ПОМОЧЬ ему определиться?

Что характерно, рядом с таким незнающим страдать можете и вы. Это очень тяжело, — видеть,  как близкий  страдает, не уверен,  нерешителен. Он может браться за тысячу дел и ни одно не доводить до конца. При этом,  мотивируя тем, что ему в процессе «неинтересно стало и он понял, что это не моё».  Если это ваш близкий человек, например:

  • муж не знает, что хочет
  • парень не знает, чего хочет
  • женщина не знает, что хочет
  • мужчина не знает, чего хочет
  • сын не знает, что хочет
  • если любимый не знает, чего хочет
  • девушка не знает, чего хочет
  • ребёнок не знает,  чего хочет

То, лучшее что мы можем сделать для них – помочь избавиться от ощущения, что он не имеет права на свои желания. Для этого они должны знать и чувствовать, что мы примем то, что они хотят.

Я иногда наблюдаю в практике,  как один из супругов кивает на другого «он сам не знает, чего хочет».  НО, при этом, если тот попробует сказать про свои желания и потребности, то первый непременно начнёт критиковать и обесценивать желания партнёра.  

Раз, два, три такое. .. И вот, уже муж (жена) замкнулся и помалкивает о  своих чувствах и желаниях. Потому что боится не одобрения. Почему он боится не одобрения своих желаний? Почему   не отстаивает их, хотя мог бы треснуть кулаком по столу и гаркнуть, что «я так хочу, услышьте меня»!  Боится потому, что, опять же, в детстве  – за проявление себя и своих чувств не  одобряли, а кого-то и наказывали даже. И, будучи маленьким, он просто научился бояться.

Кроме того, если мы находимся рядом с человеком, мы наблюдаем. Мы видим, что он делает, как живёт. От чего получает удовольствие, к чему бессознательно стремится. И, мы можем помнить такую психологическую правду:   человек бессознательно всегда двигается по пути своего намерения.

Другими словами, даже если вслух он декларирует одно, а на практике делает другое – мы можем подсвечивать ему это. Например, он говорит, что хочет учиться.  Но сам не учится, а вместо этого гоняет на мотоцикле по ночному городу. Это и есть его истинное желание.

ЧТО ДЕЛАТЬ, если не знаешь чего хочешь – как понять свои желания

  • «кем работать, если не знаешь, чего хочешь»…
  • «Хочу сейчас не знаю что»… 
  • «что нибудь хочу что не знаю»…
  • «никогда не знаю чего хочу»…
  • «я больше не знаю чего хочу»….
  • «не знаю что хочу на день рождения»…
  • «даже не знаю что я хочу»….
  • «не знаю кем хочу стать что делать»…..

Во всех этих случаях мы можем помочь себе сами, чтобы понять свои истинные желания.

 Для этого, нужно задавать себе ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы и уметь погружаться в состояние, способствующее получению ответов от нашего подсознания.

Почему от подсознания? Потому  что ваше подсознание  –  кладезь ответов на ВСЕ ваши вопросы. Никто, ни одна статья в интернете, ни одна целая книга, ни куча книг не дадут вам искренних ответов. Может, только  натолкнут  на путь, как эти ответы получить.

Потому что, Человек настолько уникален!  Я не перестаю удивляться. Насколько разнообразны люди, и их  индивидуальные особенности и желания.  

Ваши желания могут СОВЕРШЕННО выбиваться из разряда общепринятых. НО, при этом, именно ВАС их осуществление сделает счастливым. Действительно, счастливым человеком.

Запишите себе на бумаге вопросы: 

  • Как я хочу прожить всю свою жизнь?
  •  Что делает меня счастливым в быту?
  •  Что делает меня счастливым в отношениях?
  •  Какой рабочий процесс будет для меня наиболее комфортен?
  •  Какой любимый  человек будет для меня наиболее комфортен рядом со мной?

Сама техника простая очень. Берём один из вопросов, и изо всех своих сил сосредотачиваемся на нём. Думаем – думаем – думаем…  Потом, отпускаем. Забываем о вопросе. Позволяем себе переключиться  на другие дела. И, успокаиваемся.  Так как знаем: мы подсознанию поставили задачу. Мы посеяли  в него семена. И,  теперь они находятся в процессе проращивания в ответ.

Расслабляемся. И, в какой-то момент в вашем мозгу вспыхнет ответ. Обязательно!  Он будет возможно, необычный для вас. Такой, о котором вы даже и не думали. Нам важно в этот момент его не упустить – запишите свою мысль на бумагу.

В целом, мы можем получать ответы на все наши вопросы о себе таким способом. Самое главное – сильно-сильно сосредоточиться на вопросе. А потом,  отпустить.

О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».

Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.

Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

⟶ Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

⟶ Пример такого теста здесь.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
  • Как вы себя ведёте на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чём вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

 Бесплатный онлайн-курс

Узнать больше

  • Познакомитесь с разнообразием современных профессий
  • Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
  • При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста

Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.

Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?

Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.

«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»

Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».

Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.

Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂

Читать также

 Как совместить деньги и творчество

 Вдохновиться историями студентов Нетологии

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Проблема выбора – одна из самых сложных. Какой надеть костюм? Куда отдать ребенка учиться? Чем заняться вечером? Это самые невинные вопросы, встающие перед каждым на протяжении жизни. Большинство из нас не могут правильно определиться, чем бы они вообще хотели в жизни заниматься. Годами автоматически ходят в опостылевший офис, выполняют надоевшие обязанности и чувствуют себя при этом глубоко несчастными. Но как понять, чем заниматься в жизни, если никаких инструкций на этот счет еще не придумано?

Некоторые идеи все же есть. Итак, как понять, чего я хочу и что сделает меня счастливым?

Задача №1: подумай о себе

Хватит выбирать дорогу в жизни, чтобы угодить родителям, понравиться друзьям или вызвать одобрение любимых. Перестань стараться угодить всем и каждому! Включи здоровый эгоизм и спроси себя: «Чем я хочу заниматься в жизни?»

Представь себя круглым сиротой, без друзей, родственников, знакомых и любого давления общества. Перед тобой – пустой город без единого человека, но есть возможность заниматься абсолютно любым делом, которое по душе. Что бы ты выбрал?

Задача №2: не сожалей

Быть эгоистом, выбирая дорогу в жизни, – не стыдно. Родители рано или поздно уйдут, старые друзья отсеются, супругов некоторые вообще меняют, как перчатки. Но только любимое, приносящее удовольствие дело остается с нами. Так что подумай о себе в будущем и старайся найти это дело. Пробуй и не сожалей о неудачах. Что бы ни говорили родственники и приятели, твое призвание – это то, что останется с тобой навсегда. А его поиск невозможен без ошибок. Не бойся пробовать.

Задача №3: определись, что для тебя значимо

Найди то, что для тебя действительно в жизни важно. Задай себе вопрос: «А чем я хочу заниматься в жизни независимо от чужого мнения?» Не оглядывайся на мнение авторитетов! Решай наедине с собой. У твоих родителей на первом месте – семья? Но не обязательно так же должно быть и у тебя. Выбирай любимую профессию, хобби, странствия, самопознание или что-то еще, к чему лежит душа. Главное на этом этапе – четко определить цель.

Задача №4: устрани сдерживающие факторы

Иногда определиться с выбором мешают сдерживающие факторы: раздражение, плохое настроение, конфликтные ситуации. Но как понять, чем заниматься в жизни, если на тебя давит весь этот негатив? Определись, что в эту минуту мешает принять единственно верное решение и абстрагируйся от этого. Может быть, ты и не хочешь менять работу, просто так сложились неудачные обстоятельства? Разберись с этими вопросами, а потом принимай решение.

Задача №5: найди то, что делает тебя счастливым

Удовольствие – один из решающих моментов человеческого существования. Желание что-то делать зависит от удовольствия, которое мы от этого занятия получаем. Найди то, что приносит тебе радость, наслаждение, удовлетворение и упорно двигайся в этом направлении. Любишь путешествовать? Устройся внештатным корреспондентом в туристическое издание (интернет-портал) и пиши очерки о своих поездках. Любишь детей? Иди работать в детский образовательный центр и реализуй себя в этой сфере.

Задача №6: расскажи всем о своей мечте

Мало понять, что делает тебя счастливым, нужно получить поддержку окружающих. Это мощный стимул, вдохновляющий на нелегком пути к мечте, который подбадривает в минуты уныния и постоянно призывает к штурму новых вершин. Поэтому не стесняйся и расскажи всем, чем ты мечтаешь заниматься. С этого момента у тебя нет пути назад: ты не сможешь вернуться в зону унылого комфорта и безнаказанно портить свою единственную жизнь.

Задача №7: настройся на победу и не бойся преград

Держи в уме позитивный сценарий своей жизни. Не бойся неудач! Извлекай из них уроки и иди дальше с удвоенным упорством и яростью. Даже Дональд Трамп падал. Но он не горевал над неудачами, а поднимался снова на ноги и на зло врагам шел вперед. Сейчас он пожинает плоды своего упорства и несгибаемой воли.

Теперь и ты можешь сказать себе: «Знаю, как понять, чего я хочу, и вижу свой путь!» Если у тебя есть неопределившиеся друзья, поделись и с ними этой информацией.

Используемые источники:
  • https://ket-holod.ru/ne-znayu-chego-hochu/
  • https://netology.ru/blog/4-sposoba-ponyat-svoe-prizvanie
  • https://piter-trening.ru/kak-ponyat-chem-zanimatsya-v-zhizni-7-sovetov-po-sushhestvu/