Рекомендации родителям по гиперактивным детям

Опубликовано 02.09.2019 — 17:44 —

В статье рассказывается о том, что такое диагноз гиперактивности, каковы его причины, даются рекомендации родителям и воспитателям, как правильно взаимодействовать с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngkonsultatsiya_giperaktivnyy_rebenok_sovety_pedagogam_i_roditelyam.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок: рекомендации

Признаки гиперактивности

Гиперактивность  это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребёнка.

Причины гиперактивности

Факторы, провоцирующие развитие гиперактивности:

 токсикозы беременности;

 неблагоприятная беременность (стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, приём лекарственных препаратов во время беременности);

 признаки внутриутробной асфиксии;

 стремительные, или затяжные роды;

 недоношенная беременность;

 конфликтный климат в семье;

 «диктаторский» стиль воспитания;

 соматические заболевания.

Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребёнка.

Критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтлив.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Диагностика

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений.

Рекомендации родителям

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

— проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

— помните, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными;

— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;

— реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного (если это не опасно) и т.д.);

— повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребёнку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьёй;

— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи;

— чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

— по возможности избегайте большого скопления людей;

— организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;

— воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

— объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.

Словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы, поэтому для ребёнка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

— лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

— запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач, встречи с друзьями;

— приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

— смена дружеского тона на строгое официальное общение;

— внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, поэтому проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Постоянные наказания, замечания, окрики, нотации не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его.

Рекомендации воспитателям

Педагогам, в работе с гиперактивными детьми, так же следует придерживаться ряда правил:

• Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка;

• Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

• Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером;

• Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

• Посадить ребёнка во время занятий со взрослым;

• Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее;

• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

• Использовать тактильный контакт;

• Предоставлять ребёнку возможность выбора;

• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным, у него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.

— синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

— сочетание разных видов художественного творчества;

— яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребѐнку чувство удовлетворения;

— сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологом и другими педагогами.

Эффективными в работе с гиперактивными детьми являются игры

Игры будут полезны во время самостоятельной деятельности в детском саду.

«Клубочек»

Цель: Обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Ход:

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки»«завёлся».

«Игры с песком и водой»

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. Такие игры успокаивают ребенка.

Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Зоркий глаз»

Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребёнку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Ход: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо закрыть глаза и угадать, какой «зверёк» прикасается к руке — отгадать предмет. Вариант игры — «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.

«Найди отличия»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Ход: ребёнок рисует несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

«Броуновское движение»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Ход:

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Ход:

«Запрещённое движение»

Цель: игра с чёткими правилами  организует, дисциплинирует детей, сплачивает, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Ход: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети услышат её, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте.)

Список используемой литературы:

Издательство Института Психотерапии, 2002.

2. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. «Гиперактивный ребёнок». «Омега», 2010.

3. Рассел Л., Барклин, Кристина М. Бентон. «Ваш непослушный ребёнок», СПб.: Питер, 2004;

3. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения». М.: ТЦ «Сфера», 2003;

5. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. «Закономерности психического развития детей.: Учебное пособие». Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-261007-1369936093.jpgПрактические рекомендации родителям и воспитателям гиперактивного ребёнка

буклет для родителей — Как помочь гиперактивному ребёнку в домашних условиях справиться со своим поведением…

Презентация «Работа с родителями гиперактивного ребёнка. Рекомендации родителям»

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка. Игры-упражнения…

Агрессивный ребёнок. Рекомендации родителям.

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского коллек…

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста….

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук…

19.05.2020 г Консультация для родителей «Безопасность ребёнка». Рекомендации родителям по безопасности. «Открытое окно-опасность для ребёнка!»

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными осо…

Гиперактивный ребёнок.Советы родителям.

Как помочь малышу научив его управлять своей активностью и своими эмоциями?Советы для Вас дорогие родители!….

  • Мне нравится
 
В  В 

Признаки гиперактивности

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

    </span>
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

    </span>
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

    </span>
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

    </span>
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

    </span>
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

    </span>
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

    </span>
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    </span>
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    </span>

<font>Из перечисленных выше признаков невнимательности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.</font>

В 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

    </span>
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

    </span>
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

    </span>
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

    </span>
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

    </span>
  • Часто бывает болтливым.

    </span>

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

    </span>
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    </span>
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

    </span>

<font>Из перечисленных выше признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.</font>

В 

В 

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

  • ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

  • Выработатьза желательноеВ  и нежелательное поведение.

  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома.

  • Просить ребенкавслух проговаривать эти правила.

  • Передначалом занятия ребенок можетсказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

В 

РЕКОМЕНДАЦИИРОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХВ  ДЕТЕЙ

В В В 

В 

</span></p>

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.

<font>В В В В  2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».Говорите сдержанно, спокойно, мягко.</font>

<font>В В В В  3. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.</font>

<font>В В В В  4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.</font>

<font>В В В В  5. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения(можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).</font>

<font>В В В В  6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. </font>

<font>В В В В  7. Не навязывайте ему жестких правил.Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. Попытайтесь объяснить, почему что-то вредно или опасно. Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.</font>

<font>В В В  8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.</font>

<font>В В В В  9. Давайте ребенкутолько одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.</font>

<font>В В В В  10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку.Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организоватьВ  в его комнате спортивный уголок.</font>

<font>В В В В  11. Создайте необходимые условия для работы.У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять (дайте небольшой перерыв, после чего ребенок снова сможет работать). </font>

<font>В В В  12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.</font>

<font>В  В В 13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался.Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.</font>

<font>В В В В  14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.</font>

<font>В В В В  15. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. </font>

<font>В В В  16. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также , если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.</font>

В 

<font>В В В В В В В В В В В В В В В  (с)В И.П. Брязгунов, Е.В. КасатиковаВ В В В В В В В </font>В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

В 

Измерения</td>Признаки</td></tr>

1.Нарушения внимания

</td>

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

</td></tr>

II. Гиперактивность/ импульсивность

</td>

Гиперактивность:

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

</td></tr></tbody>Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/02/giperaktivnyy-rebyonok-rekomendatsii-roditelyam-i
  • http://av.psiholog630.edusite.ru/p12aa1.html
  • https://old.mednet.ru/component/content/article/492.html

Скажите что-нибудь