В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?

happy-family-hugging-4617316-1024x682.jpg

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

  • происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
  • ухудшается сон и аппетит;
  • ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
  • частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации

fTaBnnRvOjk.jpg

Designed by Freepik

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Убедитесь, что адаптация вашего ребёнка проходит плавно или проверьте, не возникли ли у него проблемы, чтобы вовремя помочь. Воспользуйтесь приложением в дуэте с детскими смарт-часами – моментально связывайтесь с ребёнком, слушайте звук вокруг и всегда знайте, где он находится.

Этапы привыкания

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

Читайте подробный материал с мнением экспертов на эту тему – Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков

К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога

  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

  • Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
  • Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
  • Воспользуйтесь современными технологиями, чтобы успокоить свою тревогу и узнать, как освоился ребёнок на новом месте, не обижают ли его сверстники и правильно ли ведут себя воспитатели. Купите ребёнку GPS-часы (они доступны даже для самых маленьких) и установите себе на смартфон приложение «Где мои дети». С этим комплектом вы сможете моментально связываться с ребёнком и слушать, что происходит вокруг него в детском саду, пока вас нет рядом. При покупке детских-смарт часов на официальном сайте, лицензия «Где мои дети» идёт в подарок!
  • Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

  1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
  2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
  3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
  5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
  6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
  8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

2 Опубликовано 25.09.2020 — 13:53 —

В данной статье раскрываются причины тяжелой адаптации ребенка к дошкольному учреждению и пути выхода, как помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Консультация для родителей22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Почему мой ребенок не хочет идти в сад?

Причины

Что делать

Негативный настрой родителей

Определить причины собственной тревоги, страха, решить их. Беседы с воспитателями, родителями других детей, вспомнить свое дошкольное детство. Ответить себе на вопрос: зачем мой ребенок ходит в детский сад?  Новое – это хорошо, найти плюсы.

Чрезмерно активное желание поскорей отправить ребенка в детский сад («расти скорей, докажи всему миру, что мы — хорошие родители»)

Договариваться с ребенком, объяснять необходимость посещения детского сада. Ребенок должен видеть альтернативу, безвыходность ухудшает состояние ребенка.

Тревожная зависимость от матери (симбиотический тип привязанности). Ребенок не отпускает мать ни на шаг.

— Тревожная мать — тревожный ребенок.

— Мать не доверяет окружающим, но реагирует на ребенка только при прямом зрительном контакте или когда тот плачет.

— Не отталкивайте ребенка.

— Сохраняйте спокойствие, будьте последовательны в своих действиях.

— Постепенно, поэтапно приучайте к отсутствию матери.

— Привлекайте отца, родственников к уходу за ребенком, расширить круг общения ребенка.

— Позволять проявлять самостоятельность, инициативу, делать выбор.

— Укреплять нервную систему ребенка: прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе.

— Уделять 30 минут плотного, регулярного общения в день, желательно в одно и то же время.

— Предоставьте ребенку отдельное пространство и порядок или беспорядок там будет, пусть зависит только от него.

— Фразы препятствующие становлению личности и психологическому отделению ребенка: «Ты еще маленький! Давай, я это сделаю», «Видишь — у тебя не получается! Я сейчас покажу как надо». Не – «мы сегодня ходили…», «у нас плохое настроение…»,

а – «я и Вова…», «У Вовы…»).

У ребенка нет нужной осведомленности о детском саде

Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада.  Причины у каждой семьи разные. Что можно сказать ребенку: напоить цветы; уложить спать кукол; поиграть с зайчиком.  Мама и папа работают, а тебе надо учиться. Чтобы пойти в школу надо подготовиться к ней в детском саду. Ты стал взрослее, тебе многое надо узнать и для этого есть детский сад;…

Нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом. «Пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Критика сада и воспитателя

Не рассказывать при ребенке свои тревоги, «плохое» про детский сад.

Не запугивать детским садом! («Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик»)

Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит ваш ребенок, и какие замечательные воспитатели там работают.

Уход родителя без «ритуала» прощания

— Прощайтесь и объясняйте, что вы уходите. Истерика, которая после этого возникнет, не будет таким шоком как неожиданное мамино исчезновение.

— Уходить уверенно и не оборачиваться.

— Лучше если отведет в садик тот член семьи, с которым ребенок легче расстается.

— Обязательно скажите ребенку, когда вы придете (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Выполняйте свои обещания!

— Придумайте свой ритуал прощания (например как в книге  Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»)

Поздний приход родителей

В первые 2 недели забирать ребенка до сна. Далее по его уровню адаптированности.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее —  около 2 месяцев. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Оставлять ребенка дома без обоснованной причины

Ребенок должен знать, что теперь он 5 дней в неделю ходит в детский сад, точно также как родители на работу. Это его ответственность, это замечательно, он повзрослел. Систематичность и регулярность, даже если родители не работают.

(ребенок иначе чувствует время, умножайте на 4).

Разный режим дня дома и в саду

Не сдвигать в выходные режим более чем на 1 час.

Переутомление ребенка, эмоциональная усталость

— Время бодрствования не должно превышать 6 часов (в 21.00 ребенок должен спать).

— Не рекомендуется во время адаптации к детскому саду дополнительные секции (кружки).

— Создать дома спокойную, благоприятную атмосферу Техника дыхания для успокоения нервной системы — Вдох через нос, медленный выдох через рот. Повторять цикл в  течение 1 минуты.

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 2

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 3

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 4

Вдохните, считая до 2

Выдохните, считая до 5

— Рациональное питание: овощи, фрукты, злаки, белки, которые легко усваиваются (меньше булок и сладкого).

— Прогулки, массаж.

— Утром планировать время на неспешное пробуждение (постепенно перейти от сна к бодрствованию).

— Эмоционально поддерживать ребенка больше и чаще (ты мне дорог, любим, обнимать, целовать).

— Быть терпимее к капризам (перегрузка нервной системы; временный регресс; дети этого возраста еще не умеют «держать слово».) – обнять, помочь успокоится, переключить внимание.

Кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует — с тем и ведет себя хуже всего.

— После сада разговаривать, играть (контакт плотный хотя бы 30 минут).

Обсудите прошедший день (без назойливости), терпеливо выслушайте, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

— Дать возможность уединиться.

— Желательно исключить телевизор.

Разные подходы к воспитанию у ДОУ и родителей

Научите ребёнка навыкам самообслуживания: принимать пищу (без телевизора); одеваться (одежда удобная, простая в одевании); мыть руки с мылом; ходить в туалет и вытирать попу; пользоваться носовым платком.

Рацион питания в саду:Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Особенности типа нервной системы

4 типа высшей нервной деятельности:

— сильный, уравновешенный («живые», покладистые, жизнерадостные, хороший сон, аппетит. Легко приспосабливаются, переключаются, трудоспособные, легко формируются навыки, умения. Но часто бросают начатое, недоделав до конца. Хорошо сосредотачиваются на одном,  уверены в себе, даже порой слишком).

Родителям: «Не расшатать» сильный и уравновешенный тип нервной системы. Тренировать усидчивость, терпение, дело доводить до конца, планировать свою деятельность, поощрять вопросы типа «почему трава зеленая» и подробно разбираться в теме, проникая в суть вещей. Разговаривать мягко, без грубостей. Создавать ситуацию выбора («с чувством, с толком, с расстановкой»).

Игра: выполнять задания по шаблону, алгоритму (делать перерывы со сменой деятельности), игры с сюрпризом в конце, выставка художественного творчества ребенка.

— сильный, неуравновешенный («безудержные», «шустрики», легковозбудимые, бурно проявляют свои чувства, частая смена настроения, подвижны, просыпаются от легкого шума, спят беспокойно).

Родителям: прививать усидчивость, выдержку, вырабатывать умение концентрировать внимание, учить дела доводить до конца, привыкнуть всегда разговаривать спокойным доброжелательным тоном, не злоупотреблять запретами – отвлекать, переключать внимание. На игровых площадках быть рядом, помогать, подсказывать, разбирать конфликтные ситуации.

Игры: настольно-печатные, конструктор, оригами,…

— сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов торможения («мямлики», невозмутимы, рассудительны, спокойный нрав, хороший аппетит, быстро засыпают, медлительны, часами играют в настольные игры, медленное формирование практических навыков).

Родителям: закреплять положительные стороны: настойчивость, добросовестность, выдержку. Терпеливо обучать завязывать шнурки. Прививать любовь к подвижным играм, воспитывать ловкость, сноровку, быстроту реакции. Не винить за медлительность.

Игры: спортивные (плавно переходя от легкого к сложному), соревнования – кто быстрее соберет игрушки,…

Слабый (впечатлительные, деликатные, чувствительные ко всему происходящему в основном со знаком «минус». Жалостливы, обидчивы, быстро утомляются. Сон неглубок, требуется тишина, в еде консерваторы. Пугаются незнакомых взрослых, шумного коллектива, нравится одиночество).

Родителям: заботливое и требовательное воспитание, продуманный режим дня. Воспитывать смелость, создавать условия для выхода из «зоны комфорта» — видеть что-то новое, ходить другой дорогой, поездки… Систематические занятия (каждый день по чуть-чуть). Легко поддаются всякому внушению и самовнушению. Приучить ребенка безболезненно переносить переходные состояния – от печали к радости: понимать, принимать его, его эмоции; разговаривать о чувствах и эмоциях человека, родителям можно посмотреть мультфильм студии Pixar «Головоломка».

Игры: различные поручения; ролевые игры с ним в главной роли. Подзадоривать на игровой площадке: перепрыгнуть, залезть, чтобы он это делал с удовольствием, а не по принуждению.

Отсутствие опыта социализации у ребенка

— Читать книги, разбирать сюжет (Барто «Медвежонок невежа», Торопчина «Два жадных медвежонка», Аксель Шефлер серия книг про Чика и брикки, русские народные сказки,…).

— Больше проводить времени на детских площадках, наблюдая за ребенком и подсказывая в нужный момент. Чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в коллектив.

— Играть в сюжетно-ролевые игры, подробно разбирая речь и поведение персонажей. Также игры с соблюдением строгих правил («1.2,3 замри!», «Хлопни, прыгни, топни»,…).

— Учить дразнилки (короткие стишки на случай «обороны»).

— Уважать ребенка. Ребенок осваивает правила взаимодействия, общения через обратные реакции взрослых и детей на его поступки.

— Авторитетный стиль родительского воспитания (разумные требования, постоянно проводимые в жизнь, с пониманием и принятием ребенка).

— Отвечать на вопросы ребенка, даже когда устали, с формулировкой — «Я рада бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать».

— Обучать контролировать эмоции. Например, игра «Воздушный шар». Надуть с ребенком шар, посмотреть как из него медленно выходит воздух, как шар меняет свою форму. Предложить ребенку самому стать воздушным шариком. Пусть он наберет много воздуха, а потом медленно выпустит его через рот. Рассказать, что когда его переполняют эмоции (злость, гнев, обида), он превращается в воздушный шар. Чтобы освободиться от неприятных ощущений, нужно просто выдохнуть.

— Способствовать формированию самосознания ребенка (отношение к себе, к другим, других к себе. Осознание своих сил, способностей, поступков, действий, мотивов, целей). Например, рассказывать ласковые стихи, называя части тела ребенка, его половую принадлежность; в игровой форме называть, вспоминать родственников; ухаживать за игрушками, помогать родителям; вспоминать имена ребят в группе; называть вежливые слова; отзываться хорошо о людях;…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов…

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ…

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду…

«Добро пожаловать!» (Или как готовить ребенка в детский сад). Адаптация ребенка к детскому саду.

Готовим ребенка к детскому саду….

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т…

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т…

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер…

  • Мне нравится
  АнонимноЗдравствуйте! Прошу подсказки и совета в процессе адаптации ребенка в детском саду. В садик дочка пошла с 4 сентября в возрасте 1 год 11 месяцев. Начали ходить постепенно, т.е. сначала на 2 часа, затем на 3 часа и т.д. Первые 3-4 дня дочка не плакала, ей было все интересно. Через 1,5 недели решила оставить ее на 4 часа — до обеда. Когда пришла дочку забирать, воспитатели начали говорить, что она плакала и на прогулке, и в группе. От слез отвлекали игрушками, рассказами — действовало. Водила на 4 часа — до сна на протяжении 4 недель. Утром шла в сад по-разному: когда нормально, когда слезы, когда просто похнычет. При этом по дороге в садик поначалу были слезы, просилась на ручки, а затем все нормализовалось: по дороге не плачет. Через месяц начали оставлять на сон: сначала усыпала очень трудно, и со слезами, и просто не ложилась. Могла поспать и 2 часа, и час, и даже 30 минут. Сейчас спит нормально, без слез, но длительность сна разная. (дома спала от 2 до 3 часов, могла проснуться. я поглажу ее — она дальше спит). Ко сну вроде бы привыкли. Забирала после сна на протяжении 3 недель. И вот уже как 2 недели забираю после 4 часов, после полдника. Воспитатели говорят, что адаптация тяжелая. Спрашиваю в чем она проявляется, отвечают — плачет от того, что воспитатели не могут уделять ей все свое время, не берут на ручки (я понимаю, что и не должны). Режим соблюдается, ест, спит. Но ее не завлекают игрушки сами по себе, т.е. не играет ими сама. В компании с воспитателем играет, не плачет. Если воспитатель отойдет к другому ребенку — сразу слезы. Дома доченька веселая, может сама играть. Но стала замечать, что она стала требовательной к моему вниманию, даже в туалет не отпускает — слезы. Объясняю ей, что сейчас приду и т.п. — начинает падать на колени, громко кричать. Также ведет себя и в случае, когда в чем-то отказываем. Такое поведение началось после посещения детского сада. Спит и кушает дома нормально. Семья у нас полная, 3 человека. Бабушка и дедушка живут далеко, видимся не часто. Обстановка дома спокойная. Любим друг друга. Уделяем внимание дочке. Но мы постоянно вместе, муж много работает. Но, хочу заметить, с самого рождения я очень привязана к дочке, как и она ко мне. Были тяжелые роды, реанимация. Столько сил приложили для восстановления ее здоровья. Сейчас все хорошо, неврологически здорова. Но я прямо ощущаю ту ниточку, которой дочь привязана ко мне. Я готова ее отпустить, стараюсь, чтобы она была самостоятельной — не получается, не хочет она меня отпускать. К слову, воспитатели в группе уже в пенсионном возрасте. Одна из них — очень спокойная, никогда не говорит, что дочка себя плохо ведет. Другая — более эмоциональная, говорит, что ребенку тяжело, воспитателям тяжело. Постоянно жалуется на тяжелую работу. Я все понимаю, и что детей в группе много (28, но постоянно ходит 18-20 человек), что воспитателям тяжело. Но мне нужно выходить на работу, т.к. вынуждают материальные обстоятельства. Я переживаю. Подскажите, пожалуйста, какими должны быть мои действия. Спасибо!ОтветЕрофеева Нинель ЕвгеньевнапсихологЗдравствуйте. Вы все правильно делаете пошагово, фактически. Но процесс сепарации так и не начался, несмотря на физическую дистанцию между вами с дочушкой. Вы и пишете даже о нити, связывающей вас… чувствуете эту связь. Нам, мамам, которым будучи девочками не удалось толком самим сепарироваться, теперь трудно это позволить своим детишкам. И сепарация становится затрудненной, когда Вы вроде устанавливаете дистанцию физически, то есть, фактически Вас нет рядом, но и не даете ей начать искать объект, замещающий Вас на это время, дающий эмоционально поддержку. Тот объект, на который она в своем воображении, возможно, перенесет часть чувств к Вам. Это может быть игрушка или какая-то вещь, которую малышка может брать с собой везде и оставаться с ней наедине. Но важнее всего все же Ваша внутренняя возможность начинать воспринимать отдельность дочки и ее устойчивость в этой ее отдельности, и собственную отдельность параллельно также воспринимать, своего внутреннего ребенка от мамы. Мама, получившая подтверждение в собственной самостоятельности, в отдельности, имеющая опыт опоры и сохранности в существовании без мамы, может делиться этим знанием с дитенком на тонком эмоциональном уровне. А когда этого опыта нет, мама в момент ттделения транслирует вместо надежности и спокойствия тревогу. И ребенку это сигнал, что он остается в некой опасности, и он ждет маму, которая только одна как будто может ему дать опору и чувство безопасности. Так что, одними практическими действиями, пусть выполненными безукоризненно, можно лишь отчасти смягчить этот процесс. И поэтому важно отслеживать собственные переживания об этом, отдавать отчет о собственной тревоге, осознавать собственную рану сепарации. И отделять эти переживания своего внутреннего ребенка от того, что происходит сейчас с ребенком реальным. Желаю удачи. Нинель. 8-916-662-32-57 Skype ninelerofeevaанонимноНинель, огромное спасибо, что ответили так быстро на мой вопрос!!! Спасибо!!! Да, я согласна, что во мне чувствуется напряженность и ожидание чего-то негативного, когда малышки нет рядом. Я с этим борюсь, стараюсь отвлекать себя делами. Но… не могу полностью осмыслить, каковы же должны быть мои физические (материальные) действия: больше внимания уделять дочке, говорить какие-то слова (предлагала ей разные варианты: ты поиграй с малышами, и мама за тобой придет или я хожу на работу, и ты тоже работаешь в саду; рассказывала как классно в садике и т.п.)? Неужели все сводится только к тому, чтобы я сама отпустила свои внутренние «крючки», за которые мы обе цепляемся? Каким образом? Со своей мамой я очень близка, я единственный ребенок в семье. Хоть и живем далеко друг от друга, но созваниваемся по несколько раз в день. Делюсь многим, но не всем, понимаю, что это и не нужно. И еще вопрос, по поводу появившихся истерик: как себя вести. Пробовали и игнорировать, правда не до конца, т.к. все усиливалось, и отвлекать — не всегда получается, вспоминает от чего начинала плакать и по новому кругу, объяснять — не слышит. Еще разрываюсь в вопросе брать ли дочку на руки по каждому ее требованию, а это практически постоянно. Такое чувство, что когда ее не беру — я ее очень обижаю, ведь она моя кровиночка.Ерофеева Нинель ЕвгеньевнапсихологЗдравствуйте. Да, дело именно во «внутренних крючочках». И, как правило, меняя что-то в своем восприятии себя и своего вклада в отношения, мы начинаем замечать изменения вокруг, в отношениях. И появляется выбор разных способов, как себя вести с капризами, да и сами капризы под вопросом. Я Вам могу рассказать о саоих способах, но только то, что вкладываю в них я в отношениях с моими детьми сильно отличается от того, что может родиться в ваших с малышкой отношениях уже просто потому, что мы с Вами разные, с разными истоимями и ситуациями. Как поменяться и больше осознать про себя? С помощью специалиста, разумеется. Который, как раз, имеет какой-то свой, иной опыт, и поможет увидеть, узнать себя лучше, разносторонне. С уважением. Нинель. 8-916-662-32-57 Skype ninelerofeevaКонсультация дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу.Ответ опубликован 29 октября 2014 г.Используемые источники:
  • https://findmykids.org/blog/ru/adaptaciya-v-detskom-sadu
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/09/25/tyazhelaya-adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu
  • https://health.mail.ru/consultation/1516773/

Скажите что-нибудь