Кризис  7  лет

Опубликовано 20.03.2021 — 18:01 —

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины?

Четырнадцать советов родителям.

11

krizis_7_let_u_rebenka_ns.docx_image1.jpg

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

krizis_7_let_u_rebenka_ns.docx_image3.jpg

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Информация взята из сети интернет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).

Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления….

Кризис 3-х лет. Советы родителям.

Консультация для родителей. «Кризис 3-х лет. Что делать родителям?»…

Буклет Советы родителям «Как помочь ребенку пережить кризис 3-х лет»

Симптомы— семизвездие  кризиса 3 лет кризиса 3 лет….

Адаптация ребенка 3-х лет в детском саду: советы родителям…

Только в детском коллективе малыш может приобрести первые коммуникативные навыки. И сколько бы у него не было друзей на детской площадке, отдавать ребенка в детский сад нужно – там за его спиной…

Статья для родителей на тему: «Кризис семи лет у ребенка. Что это такое и каковы причины?»

Статья носит познавательный и рекомендательный характер для родителей детей 6-7 лет….

Консультация для родителей «Кризис 3 лет — особенности, проявления, советы родителям!»

Все родители рано или поздно проходят через момент, когда их милый, послушный  ребёнок начинает произносить — «я сам»! Проявляет негативизм, протест, бунт,…

Консультация для родителей «Кризис трех лет: особенности проявления, советы родителям.»

Кризис трех лет – особенностиКаковы причины такого поведения?Как вести себя с ребенкомСоветы родителям…

  • Мне нравится
  Опубликовано 01.02.2019 — 19:43 —

Рекомендация для родителей:

«Как преодалеть кризис 7 лет у ребенка»

Признаки кризиса 7 лет у ребенка.

Что делать родителям.

Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

 

 

Возрастные кризисы у детей: кризис 7 лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

 

 

 

Признаки кризиса 7 лет у ребенка

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

  • нелепым вредным поведением;
  • искусственной наигранностью;
  • плохой усидчивостью и вертлявостью;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
  • одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность
  • ;рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

 

 

Как узнать, что у ребенка кризис      7 лет: анкета для родителей

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

  • Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
  • Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
  • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

 

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

 

 

Кризис 7 лет, рекомендации родителям

  • В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
  • Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
  • На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
  • Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
  • В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
  • Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Сайт: «Я-Мама  (http://missbagira.ru/themes/ya-mama/krizis-7-let-rekomendacii-roditelyam»)

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsiya_dlya_roditeley_krizis.docx378.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендациядляродителей:

«Какпреодалетькризис 7 летуребенка»

<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-381219-1395499097.jpg»> «Рекомендации родителям в период кризиса трех лет»

В статье   дается ответ на вопрос » Что такое кризис трех лет?» Какие негативные проявления появляются в этот период?  Как  реагировать  при таких проявлениях у детей. Даются реком…

Кризис трёх лет. Рекомендации родителям.

В течение первых 3-х лет жизни ребёнок меняется столь сильно, как ни на  одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, своё индивидуальное…

Кризис трех лет «Рекомендации родителям»

Кризис 3-х лет, как и другие возрастные кризисы, является испытанием не только для родителей, но и для самого ребенка. Родители недоумевают, каким образом еще вчера такой послушный ребенок сегодня все…

Консультация для родителей:» Кризис трех лет. Рекомендации родителям»

Симптомы кризиса трех лет.Советы родителям при кризисе трех лет.Как не нужно вести себя с ребенком во время такого сложного периода дошкольного детства….

Кризис трех лет. Рекомендации родителям.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям….

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет….

КРИЗИС 7 ЛЕТ, рекомендации родителям

Советы психологаКРИЗИС 7 ЛЕТ, рекомендации родителям Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризис…

  • Мне нравится
  К списку статей29 октября 2020 —>

В 7 лет у детей наступает очередной кризис. Он осложняется началом обучения в школе, и родители часто путают возрастные изменения с периодом адаптации. Рассказываем, как разобраться в этих значимых процессах и облегчить жизнь ребенка.

Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет

Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.

Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.

Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)

Как проявляется кризис

Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:

  • ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
  • притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
  • стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
  • беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
  • держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
  • тянется к командным играм, группам по интересам;
  • понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
  • разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
  • заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).

Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.

Кризис глазами ребенка

Малыш неплохо различает оттенки эмоций, но абсолютно не умеет ими управлять. Выясняется, что мир всегда был опасным, противоречивым, но папа с мамой решали трудные вопросы. Теперь приходится рассчитывать на себя.

В течение кризиса 7 лет дети проделывают огромную работу: рассматривают устройство общества изнутри, обращают внимание на свои слабые стороны, регулярно получают свежую информацию от сверстников. Это тяжелая нагрузка на психику, которая усугубляется постоянной учебой.

Отсутствие свободного времени, интеллектуальный труд, волнение — ребенок осознает, что беззаботная пора закончилась, надо взрослеть. Он сравнивает свои достижения с успехами одноклассников, понимая, что быть лидером во всех сферах невозможно.

Школьный коллектив бывает недружелюбным. Первое столкновение с критикой, атмосферой конкуренции, насмешкой, обесцениванием неминуемо влияет на поведение школьника. Задача родителей — поддерживать ребенка на всех этапах взросления.

Причины кризиса 7 лет

Это переломная точка в графике развития человека. Дети учатся управлять желаниями, понемногу расставляют жизненные приоритеты.

Первоклассник задается вопросом: «Зачем мне это? Ради чего я трачу столько времени и сил на учебу?» Ответ не лежит на поверхности — дети не умеют выстраивать долгосрочные планы. Слова взрослых в духе «Ты вырастешь, поступишь в университет, найдешь работу» звучат неубедительно.

Возникает кризис самоопределения. Ребенок впервые смотрит на свое социальное «я» глазами окружающих. Будущее манит и страшит одновременно, опора уходит из-под ног — родители не кажутся столь идеальными, как в раннем детстве.

Симптоматика

Как понять, что ребенок находится в состоянии кризиса?

  1. В речи возникают конструкции «Я огорчен», «Мне тоскливо», «Я обрадовался». Заметна тенденция к описанию чувств. Школьник способен объяснить текущее состояние: «У меня хорошее настроение, потому что учитель похвалил мою работу».
  2. Внимание направлено на результаты творческой, мыслительной деятельности. Дети в 7 лет болезненно воспринимают критику, нуждаются в поощрении. Без оценки посторонних быстрее теряют мотивацию.
  3. Ребенок меняет манеру поведения в зависимости от ситуации: формально отвечает гостям, учителям; ровесникам — более развязно.
  4. Бунтует, не слушается из-за упрямства (например, не носит шапку, даже если на улице холодно). Живет с оглядкой на друзей, старшие перестают быть беспрекословным авторитетом.
  5. Напоминает маленького подростка — отстаивает право на личное пространство, ругается.

Иногда добавляются жалобы на учителей. Малыш разрывается между «хочу» и «надо». Хочется играть, но нужно идти в школу. Новые правила раздражают детей, но адаптация проходит довольно быстро.

Продолжительность кризиса

Сложно сделать точный прогноз. Кризис в большинстве случаев совпадает с поступлением в начальную школу — в 6-7 лет.

Затем следует временной отрезок адаптации, зависящий от нервной системы, уровня подготовки к школе. Большинство детей справляется с кризисом за 1 год.

Кризис — не только движение вперед. Провалы неизбежны. Ребенок привыкает к учебе, вдруг одноклассник начинает его оскорблять, и уговоры бесполезны: слово «школа» вызывает слезы.

Понемногу ситуация стабилизируется: чтобы приобрести ценный опыт, нужно пройти через испытания.

Советы психолога для родителей

  1. Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
  2. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
  3. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
  4. Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
  5. Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
  6. Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
  7. Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
  8. Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
  9. Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
  10. Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.

Чего не стоит делать родителям?

Для родителей кризис 7 лет — проверка на прочность. От каких действий лучше отказаться?

Следите за противоречиями, которые вы транслируете. Например: «Ты такой большой, но до сих пор не умеешь убираться!» Ребенок делает вывод: я уже взрослый, пора выполнять обязанности. На следующий день он слышит: «Нельзя общаться с Мишей, он отвратительно себя ведет. Ты еще маленький, подрастешь — поймешь».

Возникает диссонанс: какой же я? Где граница дозволенного? Неопределенность порождает стресс, ребенок не понимает, где нужно слушаться старших, а где — проявить самодостаточность.

Поможет спокойное отношение к происходящему. Дети копируют родителей на протяжении всей жизни, в 7 лет — особенно. Ваше настроение влияет на ребенка. Не переживайте из-за школьных отметок, незначительных замечаний учителя — сосредоточитесь на индивидуальном прогрессе малыша.

Вероятные риски

Неподготовленность к новому этапу жизни приводит к тому, что первоклассник просится обратно в детский сад — безопасное, изученное место с низкими требованиями, заботливыми воспитателями и комфортом.

Родители отказывают, возникает замкнутый круг: недовольство — бунт — смирение и пассивность. Ребенок скучает по прежней жизни, отстает в учебе. Социальные связи слабеют, малышу не интересны игры одноклассников.

Негативный опыт может травмировать, лишить желания посещать школу. Пуская ситуацию на самотек, родители рискуют сделать ребенка забитым, неуверенным, страдающим от дезадаптации.

Позитивные изменения после кризиса

Что порадует родителей после тревожного периода?

Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.

При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.

Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.

Гендерные особенности

Мальчики и девочки переживают кризис 7 лет по-разному. Предлагаем рассмотреть отличия: они обусловлены биологическими особенностями, традициями воспитания, ожиданиями общества.

Кризис 7 лет у мальчиков

Мальчики не могут усидеть на месте, бегают, с трудом концентрируются на учебе. Им важно казаться лучше других, соперничать. Бесполезно кричать и призывать к дисциплине: детям нужно выплескивать энергию. Полезен спорт, требующий скорости и выдержки.

Помогите мальчику организовать распорядок дня, наладить учебный процесс. Его внимание перескакивает с предмета на предмет — на первых порах нужна помощь взрослого. Не критикуйте за каждую ошибку.

Кризис 7 лет у девочек

Отличница и гордость класса может быть невыносимой наедине с родителями. На маленьких девочек давит груз обязанностей: нужно хорошо учиться, быть опрятной, послушной. Сдерживаясь в школе, ребенок демонстрирует агрессию в домашней обстановке.

С девочкой следует быть чуткими, понимающими. Оба родителя должны показывать заинтересованность в ее жизни. Не жалейте времени для разговоров по душам, если ребенок нуждается в них.

Кризис 7 лет — удар по детской самооценке. Поощряйте любые начинания, дарите любовь и тепло. Поддержка родителей — фундамент здоровой, гармоничной личности в будущем.

Эмоциональный интеллект для детейЗнакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игрыузнать подробнееЧитай вместе с Умназией!укажите почту

                                           Кризис  7  лет

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей.

В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культур ная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрос леет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов.  Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

                                                     Кризис имеет свои проявления:

  1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
  2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
  3. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

Этапы кризиса:

  1. Докритический. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
  2. Критический. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
  3. Посткритический. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыль чивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением — абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей и воспитателей чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Ясно, что причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь не близкий, а дошкольник его проходит всего за каких-нибудь 3-4 года. Стано вится понятной высокая цена такого быстрого движения от ситуативного поведения к поведению произ вольному. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.

Психологические новообразования кризиса семи лет:

1.Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. 

2.В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

3.Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и слож ными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.

4.Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом. Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать пра вила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

5.Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

6.Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролево го поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6—7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению. 

         Рекомендации, как общаться с ребенком в этот непростой для него период:

-поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно;

-постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях;

-привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем;

-Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно;

-дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

-будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи;

-покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха;

-поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным;

-отвечайте на вопросы ребенка.Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллек туального и социального развития малыша;

-будьте последовательны в своих требованиях.Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки;

-подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком;

-соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Автор:  автор-составитель М.Е.А. Используемая литература:

Возрастная психология.Немов Р.С.

Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/20/krizis-7-let-u-rebenka-chto-eto-takoe-i-kakovy
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/01/krizis-7-let-rekomendatsii-roditelyam
  • https://umnazia.ru/blog/all-articles/osobennosti-krizisa-7-let-u-detej
  • https://mamonova-nfdou12.edumsko.ru/articles/post/1645049

Скажите что-нибудь