Что такое личность

Contents

Определение понятия личность

Термин личность созвучно с английским словом персона. Изначально это слово означало маски, надеваемые актёрами в Древнем Риме. Это свидетельствует о том, что слово личность несёт в себе социальную составляющую уже на протяжении многих лет. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей, и каждый раз он подсознательно надевает некую маску, в соответствии с ситуацией и тем, кто находится рядом.

В целом личность представляет собой единство всех социальных свойств человека, результат включения в общество и систему социальных отношений. В психологии личность – это человек с определённым набором качеств, которые определяют его поведение и поступки, отношения и взаимодействие с другими людьми.

Часто понятие личность широко используется вместе с таким термином, как индивид. Эти понятия не являются тождественными. Каждый родившийся человек уже является индивидом, но для того, чтобы стать личностью, ему необходимо находиться и развиваться в социуме, изучать его ценностно-нормативную систему, функции. Для развития социального «Я» важно включенность человека в разные социальные группы, постоянно взаимодействовать с другими людьми.

Как формируется личность

Каждый человек обладает набором черт, взаимодействие между которыми и называется структурой личности. Нет одинаковых людей, поэтому у каждого эти черты имеют разную степень интенсивности. Каждая личность всегда имеет свои неповторимые и индивидуальные особенности. Этим объясняются конфликты между людьми, непонимание и противоречия. Составляющими структуры личности являются способности и темперамент.

Читайте также:Что такое социальный статус

Личность и её способности

Способности – это индивидуальные умения личности, которые она использует для достижения определённых результатов. Способности могут быть даны человеку ещё с рождения, а могут быть приобретёнными на протяжении жизни.

Существует классификация способностей человека:

  1. Простейшие. Они включают умение дышать, зрение, осязание, ходьбу. В эту категорию относится работа органов чувств.
  2. Сложные, приобретённые или социально обусловленные. Они отличаются тем, что не есть врождёнными способностями, им нужно учиться. Например, игра на фортепиано, умение красиво рисовать, вышивать.
  3. Общие. Этот подвид способностей есть у каждого человека, просто отличаются степенью их выражения. Например, способность запоминать новую информацию. Кто-то схватывает всё на лету, а кому-то это даётся с трудом.
  4. Специальные. Способности личности, требующие наличия определённых задатков. Например, великие композиторы писали свои первые произведения в раннем школьном возрасте и не каждый ребёнок способен на такое.
  5. Теоретические. Это умение решать сложные задачи в уме.
  6. Практические. Представляют собой способность решать практические задания. Для этого необходимо разработать план, разбить его на мелкие части и успешно реализовать.
  7. Коммуникативные. Это способность находить общий язык с любым человеком, уметь решать спорные и конфликтные ситуации, влиять на решение людей, располагать к себе.
  8. Предметно-деятельные. Способность включает в себя умение правильно обращаться с предметами.

Следует заметить, что существует взаимосвязь между всеми видами способностей, и все они влияют на успешность личности в обществе.

Что такое темперамент и его типы

Темперамент представляет собой способ переживать психические состояния в зависимости от сложившихся обстоятельств. Если люди с разным темпераментом столкнуться с одинаковой проблемой, то реакция на неё будет разной.

Читайте также:Всё о токсичных отношениях

По Гиппократу, все люди подразделяются на 4 типа темперамента:

  1. Меланхолики отличаются ранимостью, они очень впечатлительны, болезненно воспринимают критику. Малейшая преграда может остановить их на пути к достижению цели. Такая личность имеет свои особенности и для таких людей характерны частые смены настроения, депрессия, уныние.
  2. Холерики являются вспыльчивыми и импульсивными личностями, они легко раздражаются по малейшему поводу, несдержанные в своих эмоциях и словах. После бурного проявления своих эмоций они быстро успокаиваются и ведут себя так, будто ничего не было.
  3. Флегматики отличаются выдержкой, спокойствием, они уравновешены. Им нравится бездействовать и созерцать. Они раздражаются медленно, но долго копят негативные эмоции. Их трудно вывести из себя, но если это произошло – нужно убегать как можно дальше. Флегматики консервативны, усидчивы, имеют высокую работоспособность, хотя им сложно адаптироваться к новым условиям.
  4. Сангвиники являются душой всех компаний. Они оптимистичны, веселы, если произошло что-то неприятное, они продолжают радоваться жизни и идти вперёд. Часто сангвиникам удаётся достичь больших высот благодаря тому, что они просто обходят все препятствия и не замечают их.

Качества, характеризующие личность

Есть несколько основных качеств и индивидуальных особенностей, которые наиболее точно и полно могут охарактеризовать личность. Хотелось бы разобрать каждое качество личности отдельно. Каждая личность имеет характер, волю, эмоции и мотивацию. Эти качества способны хорошо и точно охарактеризовать личность.

Характер

Характером принято называть способ, с помощью которого личность взаимодействует с окружающим миром. Характер не является врождённым, он приобретается в процессе социализации и включает в себя реакции человека на разные ситуации, его манера говорить, общаться, поступки и действия.

Если речь идёт о сильной личности, значит, этот человек обладает сильным характером. Он заметно отличается от остальных своим упорством, целеустремлённостью, сильной волей, выдержкой. Личность всегда ставит перед собой цели и делает всё возможное, чтобы их достичь.

Воля

Воля – это способность личности управлять своим поступками, действиями, манерами поведения. Волевая личность будет делать то, что необходимо ради реализации задуманных планов. Если нужно похудеть, то такой человек полностью исключит еду после 6 вечера. Чтобы быть в отличной форме и хорошо выглядеть, личность будет заставлять себя вставать рано утром для пробежки. Личность будет экономить на всём для того, чтобы приобрести автомобиль своей мечты.

Читайте также:Всё о кризисе среднего возраста

Воля неразрывно связана с ограничениями, соблюдением дисциплины и чётким планом действий. Именно воля помогает оправиться после жизненных кризисов, заставляет человека идти вперёд и не останавливаться.

Эмоции

Эмоциями называют субъективные положительные или негативные переживания личности. Базовыми эмоциями человека являются настроение, аффект, простые эмоции, чувства, страсть, стресс.

Эмоции присущи всем людям, однако, существует разница в силе их проявления. Независимо от силы реакций, важно уметь контролировать свои эмоции и управлять ими. В противном случае не избежать ситуаций, о которых потом придётся горько сожалеть.

Мотивация

Мотивация – это причина, которая заставляет личность действовать и объясняет её поведение. Мотив может быть как осознанным, так и неосознанным. Основные составляющие мотивации – это потребность, стимул и намерение. Именно мотивация является секретом успеха, так как она стимулирует личность ставить перед собой цели и достигать высот. Сильная мотивация помогает двигаться вперёд, не замечая никаких преград.

Сильная личность – это кто

Существуют конкретные характеристики сильной личности. Однако важно помнить, что быть сильным не означает быть счастливым. Поэтому не стоит огорчаться, если какой-то из перечисленных признаков не будет выявлен у себя. Всё решает генетическая предрасположенность и собственное желание. Поэтому не стоит ломать себя, пытаясь соответствовать определённому идеалу:

  • уверенность в себе и своих силах;
  • сильный, волевой характер;
  • управляет своими действиями, контролирует эмоции;
  • легко подстраивается под любые изменения обстоятельств, в том числе и негативные;
  • ставит цели и делает всё возможное, чтобы их достигнуть;
  • мыслит рационально, эффективно взаимодействует с окружающим миром;
  • всегда сохраняет самообладание, не кричит даже в стрессовых ситуациях;
  • позитивно относится к конструктивной критике, так как это способствует собственному развитию;
  • не боится высказывать свою точку зрения;
  • самоотверженный человек, который никогда ничего не ждёт от окружающих;
  • вежливо и решительно даёт знать другим о собственных границах и не даёт их переходить;
  • совершив ошибку, прощает себя, чтобы двигаться дальше;
  • чувствует предел своих возможностей;
  • не обижается, а ищет решение проблемы;
  • никогда не откладывает текущие дела на потом;
  • разумно распоряжается финансами;
  • имеет большую силу воли, проявляет настойчивость во всём;
  • заботится о своём здоровье;
  • ищет способы для самосовершенствования;
  • не приемлет пустую трату времени.

Выводы о том, что такое личность

Как стало ясно, личность – это созревший во всех пониманиях человек, который не только имеет набор важных качеств, но и прекрасно знает, что он хочет от жизни. Каждая личность уникальна, а потому между людьми и возникают конфликты и споры, которые бывают бессмысленными или же продуктивными. Добиться успеха в жизни – это тяжёлый труд и он связан с работой над собой, а также выстраиванием взаимоотношений с социумом.

Выяснив, как формируется личность, можно черпнуть важные знания и попытаться изменить себя в лучшую сторону. Желаем читателям быть сильными личностями, которые имеют чёткую позицию в жизни и умеют быть счастливыми.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно. Комплимент или, как говорят в народе, донат за труды автора по ссылке.

ТолкованиеПеревод
Личность
b>Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Современные концепции личности

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

Другие книги по запросу «Личность» >>

Личность – основное понятие не только в психологии, но и социологии и философии. Да и в повседневной жизни часто можно услышать «одиозная личность», «интересная личность». Что же означает этот термин? Об этом будет рассказано в этой статье.

Определение понятия

split-1.jpg

Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.

Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.

Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.

Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.

Структура личности

maxresdefault-1.jpg

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Практические и теоретические способности

Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.

Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.

Учебные и творческие способности

Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.

Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.

Общие и специальные способности

Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.

Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности

Коммуникативные способности отвечают за умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они позволяют находить общий язык, делать межличностные оценки.

Предметно-деятельностные способности отвечают за взаимодействие индивида с неодушевленными предметами.

Все способности взаимодополняющие и оказывают влияние друг на друга. Гармоничное развитие человека не возможно без сочетания всех перечисленных групп способностей.

Воля

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

  • принятие обдуманных решений,
  • достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
  • самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
  • четкий план действий,
  • отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
  • моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Содержание:1Человек – это личность?2Индивид – это личность?3Индивидуальность – это отличительная особенность личности4Какие качества в целом характеризуют личность?5Психология личности6Структура личности7Свойства личности8Черты личности9Сильная личность: примеры всемирно известных людей

На вопрос «Что такое личность?» ведущие психологи отвечают по-разному. Несмотря на то, что определений понятия множество, единого до сих пор не выведено. Проанализировав различные формулировки, можно сделать определенное обобщение. 

Личностью можно назвать человека, у которого имеются некие психологические свойства, согласно которым выстраивается поведение, принимаются решения, совершаются поступки, имеющие значение для социума. Личностью является человек, который самостоятельно строит свою жизнь и отвечает за все, что в ней происходит.

Человек – это личность?

Человек – это существо, возникшее в результате эволюции, способное жить в обществе, вести общественно-историческую деятельность. Человек постоянно занимается изучением и изменением окружающего мира, развивает культуру и строит собственную жизнь. 

Изучением происхождения, развития, назначения человека в мире занимаются различные науки: религия, философия, психология, биология. 

Каждый человек – личность, имеющая собственное представление о мире, обществе, культуре и деятельности.

photo-1438761681033-6461ffad8d80.jpg

Индивид – это личность?

Индивид – это человек, имеющий индивидуальный набор приобретенных и врожденных умений, навыков, качеств. Индивид также признается личностью как отдельный представитель человечества, но отождествлять эти понятия все же нельзя.  

Индивидом называют любого представителя социума в независимости от его социального положения, возраста и пола. Высокая социальная организация позволяет индивиду справиться с врожденной биологической ограниченностью, изменить поведение и контролировать внутренние психологические процессы. 

Личностью же называют человека, умеющего выстраивать собственную линию жизни и контролирующего поведение с целью достижения лучших результатов. Психологи считают, что индивид способен стать личностью лишь при постоянном общении с другими людьми и ведении активного социального образа жизни.

Индивидуальность – это отличительная особенность личности

Индивидуальность – это набор человеческих особенностей, качеств, присущих отдельному человеку. На развитие индивидуальности влияет семья, в которой воспитывается человек, традиции и привычки, отношения с родителями, миропонимание.

Проявление индивидуальности возможно через внешний вид (манера одеваться, красить и укладывать волосы, наносить макияж, носить украшения и т.д.), поведение, характер, темперамент.

photo-1498019559366-a1cbd07b5160.jpg

Какие качества в целом характеризуют личность?

Изучая тему, важно обратить внимание на то, какие именно качества лучше всего характеризуют личность?

Психология выделяет следующие:

  1. Характер человека, определяющий манеру взаимодействия с социумом и миром. Поступки, привычки, реакции на происходящие события являются проявлениями характера и делают человека индивидуальным. Принято считать, что человек с сильным характером является сильной личностью. Он добивается целей, высоких результатов и обладает сильной волей. 
  2. Сила воли – умение управлять собственными действиями. Человек, обладающий этим качеством, знает, что если хочешь чего-то добиться, нужно делать то, что не всегда нравится. И делает. Человек со слабой волей – не делает.
  3. Эмоциональный фон – личные переживания позитивного или негативного характера. К этой области относится настроение, чувства, страсть, состояния стресса и аффекта. Проявление эмоций индивидуально: у кого-то они «бурные» и громкие, у кого-то молчаливые и незаметные. В любом случае, умение управлять своими эмоциями – очень полезное качество.
  4. Регулирующая и побудительная мотивация. То, ради чего человек совершает действия. Основные составляющие понятия: психологическая или физиологическая потребность, стимул и намерение действовать/не действовать. Мотивация – мощный двигатель, заставляющий человека идти к цели, решая сложные задачи и преодолевая себя. Знания о мотивации с успехом можно применять в своей жизни, а также использовать при общении с другими людьми или совместной деятельности.

Читайте еще: Что такое эмоциональный интеллект? 

composing-2391033_960_720.jpg

Психология личности

Психология личности изучает непосредственно человека, его индивидуальность и поведение. Определение личности имеет несколько трактовок; психология же выделяет различные теории, концепции и гипотезы по этой теме. Наиболее популярными считаются пять теорий личности:

  • Психодинамическая. Ее основные пункты сформулировал Зигмунд Фрейд в рамках классического психоанализа. Он считал основным развивающим фактором человеческие инстинкты, связанные с жизнью и смертью. Важное место в развитии личности Фрейдом было отведено сексуальным потребностям (либидо). Согласно его теории, человек может проходить уровни развития личности «оно», «я», «сверх я».
Читайте еще:   Почему люди жалуются на жизнь: как научиться позитивно мыслить

При этом стадия «оно» является источником энергии побудительного характера и активности, которая лежит в основе всех влечений. Смысл существования человека в стадии «оно» заключается в получении удовольствий и избегании любой боли (физической или моральной).

Противоположным уровнем считается «сверх я». Человек, живущий в этой стадии, признает общественные порядки, нормы и законы, неукоснительно следует им.

За принятие решений в этой стадии отвечает человеческое эго. Оно ищет компромиссы, с помощью которых помогает уровню «оно» получить желаемое, не нарушая принципы уровня «сверх я». Если компромисс найти не удается, человек может заболеть психическими и нервными заболеваниями. 

Противниками теории З. Фрейда выступили психологи А. Адлер и К. Юнг. По мнению Адлера, человек самостоятельно вырабатывает свой путь к достижению цели, используя собственные качества личности и характера. Целостность человека ученый считал непоколебимой и не делил личность по чувствам и интересам.

Карл Юнг допускал либидо в качестве творческой энергии и утверждал, что оно вполне может способствовать развитию личности.

  • Феноменологическая. Суть теории в том, что поведение отдельно взятого человека можно понять лишь через его собственное восприятие действительности. То есть то, как человек видит мир в определенный момент, и определяет его поведение в каждом конкретном случае.

Человек самостоятельно занимается определением своего жизненного пути, он свободен в выборе, но одновременно несет полную ответственность за все, что происходит. Акцент теории делается на изначальную позитивность природы человека и его стремлений к самосовершенствованию. 

Приверженцем таких взглядов был американский психолог К. Роджерс, который считал людей разумными существами, имеющими потребность в гармонии и саморазвитии.

  • Диспозициональная. Основоположники теории (Г. Олпорт, Г. Айзенк) утверждают, что в любых ситуациях и событиях человек склонен к постоянности действий, чувств, мыслей.  Понять личность человека можно, только зная отдельные черты ее характера, считают ученые.
  • Поведенческая.Теория, считающая основой развития личности жизненный опыт, рефлексы, навыки в социальной сфере. В этой теории известны два направления, приверженцами которых являются соответственно Дж. Уотсон – Б. Скиннер и А. Бандура – Дж. Роттер. Первые считают, что поведение полностью зависит от внешних обстоятельств, а вторые – от внутренних целей и ожиданий.
  • Когнитивная. Автором когнитивной теории является психолог Дж. Келли (США). По его мнению, человек является исследователем, который старается понять и предсказать происходящие события с помощью конструктов (неких универсальных моделей, придуманных для интерпретации мира). Он считал, что каждый человек обладает уникальным набором конструктов и отношения могут возникнуть только между людьми со схожими наборами.

Эти теории созданы, чтобы найти ответы на вопросы, связанные с интерпретацией понятия «личность». Каждое направление имеет собственные выводы и раскрывает свои основы личностного восприятия.

photo-1504593811423-6dd665756598.jpg

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Свойства личности

В свойства личности входят некоторые явления, которые определяют жизнедеятельность человека и раскрывают его социально-психологические качества. Психологи относят к свойствам личности такие понятия, как темперамент, характер, способности, воля, мотивация и эмоции. 

Одним из ключевых свойств личности ученые считают способности. Например, у всех людей по-разному происходит обучение, результаты трудовой или творческой деятельности у каждого свои.

Способности, по мнению психологов, редко связаны со знаниями и навыками, но качественно влияют на все процессы обучения и развития. Выделяют некоторые виды способностей:

  • элементарные или простейшие, которые связаны с органами чувств, движения и являются врожденными;
  • сложные или социально обусловленные, которые связаны с отдельными направлениями: музыка, искусство, математика;
  • общие (двигательные, умственные) – те, которые, в принципе, есть у всех людей, но уровень их развития у каждого индивидуален. Этот вид способности влияет на уровень достижений человека в области спорта, научных олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях;
  • специальные способности, развитие которых требует специальной наклонности – художественной, музыкальной, математической, актерской. Это объясняет факт, почему, например, некоторые ученики в художественных школах рисуют лучше других (имеющиеся задатки к искусству позволяют навыкам быстрее развиваться);
  • теоретические и практические, позволяющие правильно ставить задачи, цели и совершать порядок действий для их достижения;
  • учебные – способствующие достижению успехов в обучении; творческие, позволяющие создавать произведения в области искусства и духовной культуры;
  • коммуникативные. Они связаны с умением устанавливать контакты и взаимодействовать в социуме, развивать межличностные отношения;
  • предметно-деятельностные, касающиеся взаимодействия человека и неодушевленного предмета.

Уровни способностей личности оцениваются в трех степенях: одаренность, талант и гениальность. На процесс развития способностей сильное влияние оказывает тип темперамента, выявленный у человека.

Меланхолики, к примеру, имеют повышенный уровень тревожности и болезненно реагируют на критику, склонны к апатии и депрессии.

Холерики – вспыльчивы и импульсивны, способны быстро выходить из себя и также быстро успокаиваться.

Флегматики – спокойны и уравновешенны, умеют хорошо и качественно выполнять работу, но сложно привыкают ко всему новому.

Сангвиники (в большинстве своем) – сильные и оптимистичные люди, умеющие видеть положительные качества во всем. 

photo-1500048993953-d23a436266cf.jpg

Черты личности

Черты личности в целом определяют характер человека, его манеру поведения и индивидуальные качества. Выделяют следующие черты и их значение:

  • коммуникативные: взаимодействие человека с окружающими,
  • деловые: отношение к труду и иной деятельности,
  • волевые: способность проявлять настойчивость, быть целеустремленным,
  • мотивационные: побуждающие к совершению действий,
  • инструментальные: придающие индивидуальный стиль.
Читайте еще:   Что такое предназначение и как его найти

Сильная личность: примеры всемирно известных людей

Сильная личность: какие известны примеры? История знает множество людей, перевернувших ход развития стран, повлиявших на развитие социально –экономических и культурных процессов. 

  • Чингисхан. Человек железной хватки и строжайшей дисциплины. Только благодаря личностным качествам сумел завоевать множество государств и создать могущественную империю.genghis-khan-1300828_960_720-1.jpg
  • Наполеон Бонапарт. Человек, не имеющий выдающихся внешних данных, но упорством и целенаправленными действиями добившийся упрочения Франции на мировой арене и завоевания многих государств.Napoleon_Paul_Delaroche-1.jpg
  • Петр I. Российский император, сумевший внедрить в России множество новшеств. Трудолюбие, дисциплина, принципиальность в государственных вопросах и делах позволили Петру Алексеевичу сделать Россию сильной мировой державой, завоевать стратегические выходы к морям и подчинить ряд иностранных приграничных городов. При Петре Первом русские армия и флот получили мировое признание.1717-Peter-1-1.jpg
  • Екатерина II. Немецкая принцесса, сумевшая не просто занять трон императрицы, но и вывести Россию вперед в экономическом плане на мировом уровне. Полюбив чужую страну и народ, Екатерина Алексеевна вошла в историю России как Великая императрица.
  • Ник Вуйчич—  человек со сложнейшим заболеванием, не имеющий конечностей, но сумевший добиться многого в жизни. Ник – автор книг по самосовершенствованию, прекрасный оратор и бизнес-тренер, занимающий высшие строки рейтинга успешных людей современности.
  • Владимир Путин – один из сильнейших деятелей мировой политики.

Дисциплина, самоанализ и саморазвитие – главные качества, влияющие на формирование личности. Сильные личности способны изменить свою жизнь к лучшему, они знают, чего хотят и планомерно действуют на пути к цели.

Используемые источники:
  • https://lifeoflove.ru/2020/09/13/lichnost-eto/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2084
  • https://psihter.ru/psihologiya-lichnosti/lichnost-chto-eto/
  • https://psychologist.tips/731-ponyatie-lichnosti-v-psihologii-sushhnost-i-struktura.html
  • https://impulsion.ru/samopoznanie/chto-takoe-lichnost/