Психастеноид.

Ведущая черта психастеноида — неуверенность’, ему свойственно сомневаться во всем: в правильности любого своего поступка, вывода, мысли. Психастеноид — мыслительный тип, он постоянно погружен в размышления, чаще всего в глобальные (нравственные искания). Очень справедлив к другим и придирчив к себе, склонен к непротивлению злу.

Работа и карьера. В работе психастеноид хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему нетрудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, у которого постоянно меняется настроение, то начинает нервничать. Психастеноиду приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа, он почти никогда не делает карьеры, не способен занимать руководящую должность из-за своей малой энергичности, не умеет ни требовать, ни принимать решения.

Учеба и эрудиция. Только в учебе проявляется целеустремленность, не свойственная психастеноиду в других областях деятельности. Психастеноид способен заниматься целыми днями, вдумываться в учебный материал, заучивать его. Он никогда не пропускает занятий, выполняет все задания. Психастеноид размышляет медленно, не спеша, но в результате оттачивает свою мысль до блеска. Чтение — одно из его любимейших занятий. Эрудиция у него широкая, как широк и объем знаний.

Отношение к людям и общение. Психастеноид испытывает глубокое сочувствие к чужому горю, эмоционально поддерживает, но не умеет действенно помочь. Он застенчив, боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему сложно прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях психастеноид очень привязчив, ценит глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В противоположность истероиду, он никогда не направляет юмор на других, не язвит и не иронизирует: обычно шутит над собой, причем глубоко и тонко, в общении неконфликтен.

Имидж. Это худой, астенического сложения, тихий незаметный человек. Как и шизоид, он непластичен, несколько неуклюж. Темп речи психастеноида медленный, растянутый. Говорит тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией, даже состоящей всего из нескольких человек. Одет всегда аккуратно, чисто.

Психотехника общения. Высокоэнергетичным психотипам нужно стараться не оказывать сильного психологического давления на психастено- ида и ценить его положительные качества: нравственность, порядочность, серьезность, осторожность, справедливость. Следует учитывать также и то, что психастеноид очень нерешителен: принимая решения, он долго раздумывает и собирается, но если решается, то делает все очень тщательно и добросовестно.

7. Психастеничность (тревожность) — шкала 7.

Психастеничность — опасная черта. Чрезмерная чувствительность провоцирует повышение уровня тревоги, растущую неуверенность — и в себе, и в окружающем мире. Вот почему психастеник всегда пытается все просчитать: надеется подстраховаться или хотя бы снять паническое ощущение, что дело непременно сорвется или пойдет наперекосяк. Психастеноиды чувствуют опасность задолго до конкретных признаков, они постоянно ждут проблем и оттого вечно озабочены завтрашним днем. Даже способность анализировать и прогнозировать события не в силах избавить психастеника от тревожного состояния. Вот почему он склонен к страхам и сомнениям и, как следствие, к депрессивным состояниям.

Повышенная чувствительность психастеноида заставляет его остро сопереживать другим людям. Но если он сам оскорблен или расстроен, скорее всего, психастеник предпочтет пережить душевный дискомфорт молча, без ответных проявлений агрессии и выброса негативных эмоций. Психастеноид не желает выяснять отношения, ему трудно защищать за свои интересы. Он, наоборот, прячется, надеясь, что впредь его не тронут — хотя бы потому, что не заметят. Подобная тактика скверно отражается на состоянии психики. Постоянные и сильные стрессы могут вызвать у психастеноида не только депрессию, но и мысли о суициде.

В силу неагрессивности и сензитивности натуры психастеноид испытывает стремление примкнуть к сильной личности. При этом на роль защитника обычно выбирается совершенно неподходящий тип — агрессивный, но не склонный защищать кого-либо, кроме себя. Например, женщины с пиком по 7 шкале, как правило, ищут опору в браке. И редко решаются на разрыв, даже если муж принадлежит к типу импульсивных личностей, обладает грубым нравом и тяжелым характером. Женщин-психастеноидов чаще бросают, а то и прогоняют. Из-за той же потребности в защитнике мужчина-психастеноид, если окружение на него не давит, женится довольно поздно, потому что долго и старательно ищет «жену-заступницу». И зачастую выбирает даму старше, опытнее себя, с сильным или просто агрессивным характером. К тому же роль главы семьи ему неприятна. Психастеник вообще не склонен брать власть в свои руки, он по натуре не узурпатор. Оттого ему сложно делать карьеру.

Он не стремится брать на себя ответственность. По этой причине женщины-психастеноиды несколько опасаются материнства.

Психастеник осознает: есть отношения, которые невозможно прервать, и есть роли, которые надо играть пожизненно. И делать дело надо хорошо или не делать вовсе.

Психологи предостерегают от такого подхода: если человек сам у себя отнимает право на ошибку, то, скорее всего, он не решится ни на какие «пробные действия». Потому что испугается неизбежных для новичка промахов. И в результате навыки, которые улучшаются с опытом — профессиональные или коммуникативные — у него вообще не появятся. Психастеноид, обладая хорошими данными исследователя, вполне способен сделать важное открытие, но он не сможет его раскрутить: испугается критических отзывов, постесняется лично «навязываться» спонсорам-инвесторам, а потому свернет свою PR-компанию после первого же отказа. Аналогичные сложности возникают у него/нее при поиске сексуального или брачного партнера. Психастенику спокойнее ничего не предпринимать. Это жертвы своей застенчивости, часто ведущие замкнутый образ жизни и страдающие от пониженной самооценки.

Представители этого психологического типа больше других подвержены стрессу, чаще испытывают тревожное и подавленное состояния, склонны к расстройствам. К тому же видимая беззащитность психастеноида провоцирует агрессию в его адрес — как со стороны сверстников, так и со стороны родителей. Такие люди раздражают своей податливостью и одновременно вызывают у окружающих непреодолимую потребность «пристроить» психастеноида: найти ему работу, брачного или сексуального партнера, научного руководителя — и все, разумеется, без учета наклонностей и предпочтений объекта заботы. Из деликатности большинство психастеников соглашаются с предложенными вариантами — и попадают в настоящий капкан. С одной стороны, им приходится благодарить за обременительное «покровительство», с другой — как-то выпутываться из сложившейся ситуации, чтобы не обидеть благоприобретенных покровителей, партнеров и прочих якобы нужных людей. Для многих психастеноидов подобное положение — тяжелый прессинг.

Длительное подавление собственных потребностей и возрастающий страх перед окружающим миром приводит психастеников на грань психологической зависимости. Чтобы уменьшить влияние негативных раздражителей, представителям этого психологического типа следует «порыться» в собственной личности на предмет изыскания «скрытых файлов». Человеческая индивидуальность разнообразна. В ней всегда присутствует несколько психологических радикалов. С психастеноидом непременно должны сосуществовать и более решительные стороны натуры, способные брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения. Если «дать им слово», они заступятся за тихоню-психастеноида, ослабят внешний и внутренний прессинг, понизят уровень тревожности. Дабы увеличить вероятность успеха, прибегните к услугам психоаналитика. Уж он-то разберется, кто вы на самом деле.

ТолкованиеПереводПСИХАСТЕНИЯ</dt>ПСИХАСТЕНИЯ, psychasthenia (от греч. psyche—душа и asthenia—слабость), термин, введенный Пьером Жане (Janet) для обозначения «самостоятельного психоневроза», поставленного им рядом с истерией. Симптомы П. подразделяются на нервно-соматические (общие с неврастенией) и на психопатологические, среди к-рых центральное место занимает характерное переживание неполноценности, общая неуверенность б-ного в правильности его мыслей, чувств и действий, в силу чего непрерывно поддерживается навязчивая потребность в постоянных проверках и повторениях всех мыслительных актов и малейших поступков. Название П. особенно распространено во французской и русской психиатрической литературе, в Германии же пользуются почти исключительно термином «навязчивые состояния» (Zwangszustaen-de) (см. Навязчивые состояния). Нек-рые авторы употребляют оба термина как синонимы, что однако неправильно, так как П.—более широкое понятие, охватывающее весь псих, склад б-ного с его своеобразной слабостью психики (откуда и название П.), между тем как навязчивые состояния представляют лишь симптом, хотя и крайне важный, но к-рый однако может развиться и на почве других гетерогенных нерв-но-психич. аномалий (психозов и психопатий). По классическому описанию Жане болезнь в области интелекта выражается «одержимостью мучительными сомнениями», в области эмоциональной—страхами (фобиями), в области волевой—нерешительностью. Эти расстройства обнаруживаются в двух формах: во-первых «беспокойством функции», ее утрировкой, во-вторых задержкой (недостаточностью) функции. Оба элемента—утрировка и недостаточность— тесно сочетаются между собой. Основным признаком П. (в понимании Жане) является неспособность приспособления псих..аппарата к непосредственным требованиям данного жизненного момента, «неспособность испытывать точное чувство в соответствии с настоящим положением», с конкретной реальностью. На «иерархической лестнице» (Жане) нервно-психических актов самым трудным и сложным является именно эта способность координировать вокруг данного восприятия всю сумму необходимого-внимания и всей активности личности в точном качественном и количественном соотношении с реальными требованиями. Такую способность Жане называет «функцией реального»; она по его мнению требует наибольшего псих, напряжения. «Вопреки общему мнению,—говорит Жане,—на гораздо более низкой ступени стоят акты, относимые к идеям или образам» (т. е. рассуждения, фантазирование, воспоминания о прошлом и мечты о будущем). Все это у психастеников обычно стоит на достаточной высоте и они нередко вполне хорошо рассуждают (высокий интелект) и охотнее всего предаются воспоминаниям, мечтам и теориям, так как это для них легче в противоположность их неумению практически ориентироваться даже в самых элементарных требованиях повседневной жизни. Степень псих, напряжения, необходимая для беспрепятственного осуществления «функции реального», зависит от каких-то еще неизвестных нам физиол. процессов (кровообращения и питания) в мозгу (Жане). При утомлении, интоксикациях, лихорадочных состояниях, волнениях у вполне нормального человека псих, напряжение может дать резкое падение (психолепсия), и тогда появляется неуверенность, ощущение неполноты (sentiment d’incompletude), незаконченности. У психастеников эти состояния появляются всякий раз, когда им предстоит выполнить какую-либо функцию в более сложной обстановке (еда за общим столом, игра на инструменте при посторонних и т, д.), В такие моменты псих, напряжение устремляется по низшим путям «иерархической лестницы» нервно-психических функций, проявляясь в виде различных мышечных сокращений, тиков, сосудодвигательных явлений, висцеральных реакций и т. д. После Жане П. послужила темой целого ряда исследований. Наиболее полное изложение учения о П. содержится у Раймонда и Дорн-блюта, а из русских авторов у В. П. Осипова в ■его «Курсе общегоучения о душевных болезнях» и «Руководстве по психиатрии». Большинство авторов рассматривает П. не как самостоятельный невроз Жане, а как психопатологическую конституцию или психопатию, для к-рой предложено много различных названий (Гартен-берг—les timide, Рибо—les humbles, Суханов— тревожно-мнительный характер, К. Шнейдер-неуверенные в себе психопаты, ананкасты и т. д.). Существование такого врожденного склада с указанными особенностями крайней впечатлительности, боязливости, неуверенности в себе, общего беспокойства, отсутствия энергии и решимости можно считать твердо установленным. В его происхождении внешние психотравматические моменты существенной роли не играют— они лишь усиливают и подчеркивают конституциональные черты, вызывая временные усиления психастенических симптомов. (О значении сексуальных моментов и Фрейдовских механизмов—см. Навязчивые состояния.) Глубокая биол. обусловленность такого склада личности подтверждается и часто встречающейся соматической неполноценностью этих больных, выражающейся в астеническом или диспластическом строении тела, инфантилизме, морфол. недоразвитии отдельных органов. Часто встречается неполноценность моторики, дефекты речи и пр. Спорным является вопрос о биол. самостоятельности психастенической конституции. Некоторые авторы считают психастенические проявления как бы вариантом маниакально-депрессивной симптоматики, оценивая вспышки навязчивых состояний как эквиваленты депрес- сивных или смешанных циклотимических фаз (Heilbronner, Aschafienburg,Bonhoeffer,St6kker, Каннабих).Штеккер приводит ряд генетических данных, из к-рых вытекает, что навязчивые явления (или П.) встречаются гл. обр. в семьях с маниакально-депрессивной наследственностью. В противоположность этому Блейлер относит навязчивые явления к схизофреническому кругу (скрытые формы схизофрении). В виду того, что психастеники несомненно встречаются как в циклотимических (resp. циклоидных), так и в схизотимических (resp. схизоидных) семьях, и что психастенический синдром нередко впервые появляется у дотоле здорового лица при заболевании его схизофренией, Гофман полагает, что невроз навязчивости (или П.) образуется в результате смешения двух предрасположений—циклотимического и схизофреническо-го. Крепелин допускал совершенно специальную конституцию, в к-рой преобладают черты псих, инфантилизма и примитивности психики, в пользу чего говорит частое появление психастенических симптомов у т. н. нормальных детей. К. Шнейд ер относит психастеников в группу «неуверенных в себе психопатов» (Selbst-unsichere Psychopathen), куда относятся и «сенситивные» темпераменты Кречмера, хотя и родственные схизоидам, но заслуживающие выделения в особую группу. Пильч, Меггендорфер (Meggendorfer, Pilcz) и другие описывают специальный психастенический склад психики, передававшийся по наследству в нескольких поколениях. Это дает основание нек-рым авторам (Юдин) настаивать на специальной психастенической конституции. Школа И. П. Павлова делает попытку физиол. объяснения психастенических механизмов: головной мозг этих б-ных находится в состоянии парабиоза, когда слабые раздражения («нереальные вещи»— рассуждения, воспоминания, грезы) вызывают достаточное возбуждение, а сильные раздражения («реальные»—непосредственные требования момента)—торможение. Исследования Иванова-Смоленского указывают на общую астению высших корковых функций: замедление времени простой реакции, падение упражняе-мости, истощаемость сосредоточения, быстрое нарастание утомления. Весьма вероятно, что в основе П. лежат какие-то ‘ органические (в широком смысле) дефекты в развитии мозга. В пользу этого говорит появление психастенических симптомов после эпидемического энцефалита (Д. С. Озе-рецковский и М. А. Джагаров, Mayer-Gross u. Steiner). В таких случаях явления навязчивости появляются у б-ных, не представлявших раньше никаких признаков психастенической конституции. Т. о. энцефалит заново образовал необходимые для этого (очевидно подкорковые) механизмы. Поэтому можно предполагать, что и при врожденной П. имеются неправильности в строении субкортикальных ганглиев при одновременной полноценности мозговой коры (на что указывает нередко встречающаяся у таких лиц интелектуальная одаренность).—Как конституциональная особенность П. простирается на всю жизнь б-ного, и о течении П. можно говорить лишь условно, имея в виду гл. обр. усиления и смягчения псих, особенностей субъекта, зависящие как от эндогенных, так и от экзогенных (психогенных) факторов.—Предсказание quo ad valetudinem вообще неблагоприятно. Однако дело никогда не доходит до слабоумия (в прямом смысле), хотя с течением времени и может образоваться нек-рое сужение личности, легко объясняемое тем,что огромные массы псих, работы тратятся на борьбу с навязчивыми явлениями.—Р аспознава-н и е основано на тщательном исключении тех болезненных состояний, к-рые могут вызвать психастенический синдром (эпидемический энцефалит, маниакально-депрессивный психоз, схизофрения). За конституциональную П. говорит появление симптомов уже с детства и юности, их присутствие у других членов семьи, далее—доступность б-ного, сохранность личности и критическое отношение к б-ни. Однако при появлении П. в пубертатном периоде необходимо всегда иметь в виду возможность т. н. «предсхизофренической» П.—Л е ч е н и е сводится к бодрящей труд, терапии и психотерапии, а также к сумме физ. мероприятий, направленных на укрепление всего организма и развитие моторики.—П рофилактика имеет особенно большое значение в детской психоневрологии (борьба с нерешительностью, застенчивостью, робостью, чувством неполноценности).—Психастенические припадки, не имеющие ничего общего с П., относятся и Оппенгей-мом к эпилепсии. Лит : Raymond, Психоневрозы, М., 1910; D о г п-b I u t h О., Die Psychoneurosen, Neurasthenie, Hysterie u. Psych asthenie, Lpz., 1911; Janet P. et Raymond F., Les obsessions et la psychasthenie, P., 1903. См. также лит. к ст. Навязчивые состояния.Ю. Каинабих.</dd>

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

</dl>Синонимы:

Смотреть что такое «ПСИХАСТЕНИЯ» в других словарях:

  • психастения — психастения …   Орфографический словарь-справочник

  • психастения — тревожность, мнительность, невроз, неуверенность Словарь русских синонимов. психастения сущ., кол во синонимов: 5 • болезнь (995) • …   Словарь синонимов

  • психастения — Невротическое расстройство, характеризующееся снижением психической функции, сомнениями, импульсами и страхами, а также последующим затруднением в достижении результатов, принятии решений и выполнении действий. Психастенические состояния… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХАСТЕНИЯ — (от психо… и греческого astheneia слабость), 1) невроз, характеризующийся навязчивыми состояниями. 2) Особый склад личности (форма психопатии): неуверенность в себе, постоянные сомнения, тревожность, мнительность …   Современная энциклопедия

  • ПСИХАСТЕНИЯ — (от психо… и греч. astheneia слабость) 1) невроз, характеризующийся навязчивыми состояниями;2) особый склад личности (форма психопатии): неуверенность в себе, постоянные сомнения, тревожность, мнительность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХАСТЕНИЯ — ПСИХАСТЕНИЯ, психастении, мн. нет, жен. (от греч. psyche душа и astheneia бессилие) (мед.). Душевная болезнь, характеризующая неуверенностью в себе, мнительностью, постоянными страхами, навязчивыми мыслями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПСИХАСТЕНИЯ — [тэ ], и, жен. (спец.). Невроз, характеризующийся неуверенностью в себе, навязчивыми мыслями и страхами. | прил. психастенический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПСИХАСТЕНИЯ — (от греч. psyche душа и astheneia слабость) англ. psychasthenia; нем. Psychasthenie. Форма психопатии, проявляющаяся в тревожности, навязчивых опасениях, неуверенности в себе, псих, слабости. П. возникает вследствие болезненных особенностей… …   Энциклопедия социологии

  • психастения — и, ж. psychasthénie f., Psychasthenie &LT;гр. psyche душа + astheneia бессилие. спец. Функциональное нервное заболевание, выражающееся в повышенной впечатлительности, неуверенности в себе, постоянных сомнения, навязчивых мыслях и т. п. БАС 1.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • психастения — психастения, психастенический. Произносится [психастэния], [психастэнический] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Психастенический тип личности относится к одному из видов акцентуаций характера А.Е. Личко. В детстве такие дети часто пугливые, неуверенные в себе. Склонны к самоанализу. Любят все рационализировать.

image001.jpg

Акцентуации характера – это обострившиеся черты характера, образующие единую некую систему личностных особенностей. Человек часто проявляет их уже в детстве, но особенно эти черты проступают обычно в подростковом возрасте. Иногда с возрастом акцентуация «сглаживается», становится неявно выраженной. Исчезает ли она? Трудный вопрос. Но то, что в детстве или пубертате было критически важным для человека, с возрастом может утратить значимость и силу воздействия на личность. Порой одна акцентуация трансформируется в другую.

За годы развития психологии и психиатрии как науки было множество классификаций личностей. Одной из известных является классификация, предложенная российским ученым – А. Е. Личко. В частности, психастеническая личность рассматривается им как тип личности, предрасположенный к развитию неврозов, а именно обсессивно-фобических.

В современной классификации к психастении, как к расстройству личности приближены два вида: ананкастное и тревожное расстройство личности. На самом деле, все будет зависеть от специалиста, занимающегося конкретным случаем психастении. Как диагноз, в современном классификаторе она отсутствует. То, что называли раньше психопатией, а сейчас расстройством личности, остается с человеком на всю жизнь. Некоторые специалисты к психастении относят невроз (F 48.8) в рамках существующей систематизации.

Характеристика психастенического типа личности (по А.Е. Личко)

Среди всех акцентуаций психастения в подростковом возрасте обычно не проявляется ярко. Зато примерно от 20 до 40 лет такие люди легко различимы. Так как психастеники склонны к проявлениям повышенной ответственности, то обучение в школе, в средних и старших классах помогает сглаживать их характерологические особенности. Но младшие классы становятся периодом частых стрессов. В первом классе жизненный устрой резко меняется, на ребенка накладывается тяжелая ответственность, с которой он не всегда может сразу успешно справиться, но стараться он будет изо всех сил. В некоторых источниках эмотивный психотип сравнивают с психастениками, но сам А.Е. Личко проводил параллель психастеника с педантичным типом акцентуации.

Именно в этот период психастенические черты проявляются ярко у детей – они тревожны, переживают из-за невыученных уроков, мнительны. Постепенно входят в ритм, усердно выполняются домашние задания, успешно осваивают учебные программы, показывая хорошие результаты. Школьный период улучшает их уровень социальной адаптации. Режим обучения их устраивает, важных решений принимать не приходится. Все уже распределено за них. Хорошо учишься – получаешь положительные оценки. Главное, следовать правилам.

Мнительность и неуверенность в себе – основные признаки

В период экзаменов, на первый план выступают явления декомпенсации. У личности, не справившейся с возникшими трудностями, выявляются нарушения – у психастеников в этот период проявляются фобии или навязчивости. В период стрессовых ситуаций им крайне необходима поддержка близких. Особенно, родителей или иных значимых взрослых.

Их тревожная мнительность достигает высоких значений. Они часто боятся неизвестно чего. Их страшит будущее. Но реализациях их представлений о чем-то страшном маловероятна. Они не боятся чего-то реально им угрожающего, их страхи надуманы. Но они способны «застревать» на этих страхах, которые трансформируются в фобии. Именно такие личности сильно переживают за мать или отца, которые не пришли вовремя с работы, поэтому они не отходят от окна, ожидая их прихода или звонят им через каждые 5 минут. Их страхи чаще всего ничем не обоснованы. Они боятся, что с близкими или с ними случится что-то страшное. Что именно? На этот вопрос психастеники не способны вразумительно ответить. То они боятся автокатастроф, потому что посмотрели новостной блок и статистику ДТП, то вдруг начинают всерьез опасаться за здоровье своей матери, хотя ничто к этому не предрасполагает.

Страхи – мнимые и действительные как постоянный источник внутреннего напряжения

Из-за постоянных или частых страхов за свое будущее и будущее близких, они придумывают ритуальные действия, которые помогают им справиться со страхами и возникающим напряжением. Такие люди склонны к странным, только им понятным ритуалам. Чтобы успешно сдать экзамен, например, они придумают себе особый маршрут до учебного заведения или условие – не наступать на камни, например. Или дотронуться три раза до выключателя в ванной, например. Их ритуалы выглядят странно в глазах окружающих. Они это знают, поэтому усиленно это скрывают. Но отказаться от этих действий не могут.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Шизотипическое расстройство личности

Например, в монографии А.Е. Личко был описан один подросток, боящийся заразиться венерического заболеваниями. Он узнал об их распространении по телевидению, в связи с этим стал бесконечное количество раз мыть руки с мылом, стремясь избавиться даже от малейшей вероятности заболевания. Эти действия потом приобрели характер настоящей патологии навязчивости. Попав в клинику, он стремился скрыть свои особенности от окружающих, но не делать их не мог, поэтому несколько раз на дню дотрагивался до крана с водой или мыла.

Отличная учеба как способ справиться с напряжением

Они часто отлично учатся, интеллект выше среднего. Даже увлечения склонны выбирать интеллектуально-эстетические. Например, если собирают марки, то делают это с целью изучения чего-то – географии, животных, растений и т.д., в зависимости от тематики. Страсть именно к собирательству у них при этом отсутствует.

Подростки и дети, у которых психастенический тип личности, со сверстниками общаются нормально, но им трудно заводить близких друзей. У них часто наблюдаются навязчивые страхи. Перед принятием любого решения, даже незначительного, долго сомневаются. Но бывают удивительно нетерпеливыми, если уже приняли решение, стремятся как можно быстрее осуществить желаемое. Обнаруживается некоторая противоречивость – при принятии важных решений, где нужно как следует подумать, наоборот, проявляют поспешность. А чтобы решить, какой фильм посмотреть или какое платье выбрать к празднику будут долго сомневаться.

Ответственность и педантизм – так им проще жить

Раньше, именно такие подростки ухаживали за младшими детьми в семье. Родителям было очень легко поручить им это. Впоследствии, когда в семьях стало рождаться уже меньше детей, да и особенности воспитания поменялись, такие дети стали объектом завышенных ожиданий родителей. Психастеники, чтобы не потерять любовь и расположение близких изо всех сил стараются «не ударить в грязь лицом», хотят соответствовать самым высоким ожиданиям родителей, чаще всего в учебе. Любят заниматься «самокопанием», рассуждать о глобальных проблемах человечества.

Вообще часто в неудачах обвиняют именно себя, а не других. Они вяло радуются даже своим успехам. Справедливо относятся к другим, не склонны к агрессии и обвинительству. Не будут с «пеной у рта» доказывать свою правоту, даже если это очевидно. Плохо переносят ситуации соперничества. Не стремятся к лидерству. Но сами хотят быть «правильными» во всем. Любят заведенный порядок, плохо переносят перемены. Склонны к педантизму, но только лишь потому, что им трудно привыкать к новому. Им легче поддерживать порядок, чем по новой все обустраивать.

Если говорить о спорте, то здесь уже сложнее. Подростки с психастенической акцентуацией чаще всего неловки в движениях, у них слабые руки, но зато сильные ноги, они успешны в беге, прыжках. В занятиях, требующих отличного развития мелкой моторики, они не показывают высоких результатов. Они не склонны к деликвентному поведению, у них редко бывает алкоголизация или наркотизация. Они не проявляются также и суицидальных намерений.

Психастеническая акцентуация характера является крайним вариантом нормы. Но существует также психопатия или расстройство личности по психастеническом типу. Здесь уже говорится о более глубоком изменении личности. Мешающем нормальной адаптации личности к окружающему миру.

Психастеническая психопатия или ананкастное расстройство личности

Когда психастенический или ананкастный тип характера приобретает патологические черты, то имеется ввиду уже расстройство личности, окончательно излечить его сложно, код по МКБ 10 F 60.5. В центре расстройства – мнительность и постоянный страх за себя, свою безопасность, постоянная неуверенность в себе. Ананкасты малообщительны, но не из-за нежелания общаться, а из-за своей природной стеснительности. Им трудно первыми вступать в разговор. Они постоянно о чем-то тревожатся.

Все их переживания направлены внутрь себя, они больше интроверты. Берясь за дело, они заранее настроены на неудачу, хотя в силу высокого интеллекта и повышенного чувства ответственности как раз они выполняют поручения тщательно, а результат работы обычно выше среднего.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Шизоидный тип личности или шизоидное расстройство личности

Их страхи становятся настоящими фобиями, их мнительность сильно мешает им нормально жить, они тревожатся из-за любой мелочи. Трудно решаются на что-то.

image004.jpg

Это расстройство личности разными авторами называлось также по-разному – Э.Кречмер характеризовал таких людей сенситивными, П. Ганнушкин психастеническими, К. Шнейдер ананкастными.

Это щепетильные и ужасающе педантичные люди. Они абсолютно все делают правильно и ни на йоту не отступают от своего стиля поведения и своих правил. У них все размерено, у каждой вещи свое место. Педантизм сильно утрирован. Это они следуют каждой предложенной инструкции. Кажутся при этом эмоционально закрытыми. Они не проявляют открыто чувств. Их стремление к чистоте и порядку носит болезненный характер. Ананкастический тип личности – классический пример домашних тиранов в стремлении командовать и делать все только по им нужному укладу.

Они не любят неожиданностей ни в чем, да собственно и не умеют адаптироваться к ним должным образом, трудно привыкают к новому и усиленно сопротивляются изменениям. Именно у них нередко развивается обсессивно-компульсивное расстройство, которое уже невозможно вылечить окончательно, так как у него хронический характер. Часто диагностируются навязчивые состояния. На фоне повышенной тревожности у них нередко развивается бессонница. Внезапные изменения приводят их в состояние паники.

image005.jpg

Психастеническая психопатия или тревожное (уклоняющееся) расстройство личности

Наблюдаем личность, глубоко неуверенную в себе. Это тихие и впечатлительные люди. Внушают доверие и производят впечатление милых и застенчивых. Они не агрессивны, редко спорят, не склонны отстаивать свою точку зрения, даже если заведомо правы. В детстве у них нередки страхи темноты, одиночества, высоты. Они избегают контактов с людьми в силу робости и боязни насмешки. В литературе типичным психастеником является Пьер Безухов.

Они стремятся все делать правильно, потому что постоянно чего-то боятся. Их педантизм дает им иллюзию защиты от плохого в будущем. Они патологически совестливы, постоянно сверяя свое поведение со всеми мыслимыми и немыслимыми правилами. Но в состоянии опасности они проявляют истинное бесстрашие, диктуемое глубоким отчаянием и безысходностью. Такие люди всегда доброжелательны, умеют сопереживать и искренне сочувствовать. В этом они напоминают эмотивный психотип личности. Они с трудом способны брать на себя ответственность за какие-либо решения. Если у них обнаруживается малейшая проблема в здоровье, то делают из этого сразу огромную проблему. Они действительно трудолюбивы, нацелены на результат. Но постоянно недовольны собой. Часты вегетативные проявления в виде учащенного сердцебиения, покраснение лица и т.д. Наблюдается дереализация, когда человек не понимает, что реально, а что вымысел.

image006.jpg

Диагностика, лечение и прогнозы

Психастению диагностируют при помощи беседы, наблюдения и тестирования. Хотя результаты тестирования нельзя считать основополагающими для дифференциации акцентуации или психопатии. Диагностика трудна и многоэтапна. Она включает консультации психиатра, психолога, экспериментально-психологические методы, возможно привлечение других специалистов – терапевта, невролога. Среди тестов используют личностные опросники MMPI, Shmishek, Айзенка и проч.

В целом прогнозы довольно благоприятные. Как лечить? При помощи психотерапии в основном, медикаменты играют подчиненную роль, хотя иногда жизненно необходимы. Такие люди готовы сотрудничать с терапевтом, хотя иногда проявляют упрямство, злословят в адрес психотерапевта. Основной задачей становится установление контакта. Если проводится терапия с подростком, то лучше сначала получить основные сведения от матери, она обычно может больше сообщить об особенностях характера подростка. С родителями лучше беседовать порознь. От родителей получают сведения также об особенностях воспитания, об уровне развития ребенка, его способностях, увлечениях, манере общения. О его друзьях, особенностях протекания раннего детства и т.д.

При терапии в первую очередь пациенты избавляются от стремления все делать правильно, вместе с этим уходит напряжение. Неуверенность в себе порождается низкой самооценкой, с этим также необходимо работать. Терапия будет эффективной только при отсутствии внутреннего сопротивления пациента. Когда есть готовность к изменению себя.

Используемые источники:
  • https://studme.org/152712/menedzhment/psihastenoid
  • https://bookap.info/othosheniy/tsiporkina_psihologicheskaya_zavisimost/gl17.shtm
  • https://big_medicine.academic.ru/7067/психастения
  • https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/psihastenicheskiy-tip-lichnosti.html

Скажите что-нибудь