Направленность личности в психологии – как человек становится тем, кто он есть

На развитие и становление личности влияет общество и наоборот. Ведущая роль в этом взаимодействии отводится направленности личности. Что это такое – предлагаю разобраться.

Сущность направленности личности

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов. Они направляют деятельность личности и являются относительно независимыми от ситуации.

  • Интересы, как и мотивы, вытекают из потребностей. Интерес – это желание человека познавать конкретный предмет, сферу. Как и потребности, интересы могут быть материальными и духовными.
  • Длительные и устойчивые интересы трансформируются в убеждения, становясь необходимым условием формирования личности.
  • Мировоззрение, то есть идеалы, убеждения и ценности – основа направленности личности. Мировоззрение – развернутая система взглядов на окружающую действительность, природу, общество и сознание, их развитие.

Изучению проблемы направленности личности много сил посвятил В. Н. Мясищев. Он выделил 2 оси развития направленности личности:

  1. Индивидуально-личностная – коллективно-общественная.
  2. Идейно-моральная – инстинктивно-физиологическая.

Говоря простым языком, речь идет о борьбе коллективизма-индивидуализма в личности и рационального (социального) – эмоционального (природного). То есть можно выделить направленность на людей, на себя, на дело.

В широком смысле направленность можно характеризовать как обобщенный ведущий мотив личности. Направленность личности обуславливает ее поведение, отношение к миру и себе, влияет на структуру личности.

Структура направленности

ExternalLink_shutterstock_754608847-730x487.jpg

В структуру направленности личности входят потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, мировоззрение, цель.

Потребности

Ощущение необходимости для человека чего-то для достижения комфорта, гармонии и здоровья. Потребность – желание, осуществление которого необходимо для благополучия личности.

Мотивы

Это укоренившиеся, опредмеченные потребности, побуждающие к их удовлетворению, то есть активности. Мотивы тесно связаны с потребностями. Между ними может быть смысловая или внешняя связь. Для внешней характерно влияние стереотипов, то есть общества. Если происходит расхождение между внутренним ощущением потребностей и мотивов и внешней связью, то наступает кризис личности.

Иногда мотивы вступают в конфронтацию, и тогда образуется будто бы несколько направленностей. Конкуренция направленностей или их соподчинение опасно внутриличностными конфликтами, дисгармонией.

Интересы

Это избирательное отношение к объекту в силу его значимости или ценности для личности. Это может быть что-то материальное или духовное.

Ценностные ориентации

Характеризуются как система отношений к устоявшимся нормам общества. Личность может принимать или не принимать социальные, политические и нравственные ценности общества.

Идеалы

Это образцы, примеры, которыми руководствуется человек, на которые он опирается при выполнении какой-либо деятельности или в самой жизни.

Убеждения

Тезисы, положения, факты, представления об устройстве мира и общества, которым человек беспрекословно верит и подчиняет им свою деятельность. Это положения, представляющие собой некое руководство к жизни.

Мировоззрение

Система устойчивых взглядов на мир, природу и себя. Деятельность и специфика отношений с окружением – проявление мировоззрения личности. Убеждения и идеалы как вытекают из мировоззрения, так и влияют на его формирование.

Цель

Образ предвосхищаемого результата деятельности. Это опредмеченные потребности.

Классификации направленности личности

ExternalLink_shutterstock_703750465-730x503.jpg

Существует несколько классификаций направленности личности.

По открытости

Бывает истинная и скрытая направленность. Последняя становится видна только в кризисных, опасных, нестандартных для личности ситуациях.

По структуре

По внутриличностным компонентам выделяют:

  • эмоциональную направленность;
  • когнитивную направленность (локус контроля);
  • направленность сферы интересов;
  • направленность ценностных ориентаций;
  • направленность деятельности.

Относительно личностной позиции человека

Исходя из оценки личности как источника активности, выделяют:

  • гуманистическую;
  • эгоистическую;
  • депрессивную;
  • суицидальную направленность личности.

По сфере реализации активности

Выделяют следующие виды направленности:

  • исследовательская;
  • культурная;
  • спортивная;
  • профессиональная и другие.

Элементы направленности личности

Направленность личности отражается в таких формах:

  • влечения,
  • желания,
  • стремления,
  • интересы,
  • склонности,
  • мировоззрение,
  • убеждения.

С ними тесно связаны стереотипные модели взаимодействия личности, или диспозиции. Это характер поведения человека в типичных для него ситуациях. Диспозиции зависят от ситуации или от выраженных особенностей личности.

Диспозиции в свою очередь тесно связаны с установками – готовность субъекта к определенной деятельности конкретными способами, обеспечивающими устойчивое течение деятельности. Установки – компонент направленности личности.

Мотивы как фактор формирования направленности

Направленность связана с мотивационно-потребностной и познавательной сферой личности. Направленность личности с одной стороны обусловлена условиями окружающей среды, а с другой стороны сама обуславливает поведение личности.

В мотивационном аспекте можно выделить следующие типы направленностей личности:

  • Идейно-духовная. Стремление к познанию мироздания, решению вопросов вселенского масштаба, мышлению в направлении сохранения и развития всего человечества.
  • Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению потребностей своего «Я», самовыражению, поддержанию индивидуальности.
  • Инстинктивно-физиологическая. Стремление к удовлетворению телесных потребностей для сохранения вида и индивида.

На основании рассмотрения сразу нескольких подходов к теории направленности личности (Мясищева и описанного выше) можно выделить 9 видов направленности (рисунок ниже).

Варианты направленности личности

Послесловие

Таким образом, направленность личности – психологическое свойство, подразумевающее совокупность внутренних установок, стремлений и жизненных целей. Кто-то видит цель жизни в творчестве, кто-то в труде, кто-то в преступлениях. Направленность личности вытекает из убеждений и обуславливает поступки человека.

Направленность отражает содержание человека как участника общественной жизни. Отражает, что и как делает человек, как относится к обязанностям, какую ценность и полезность представляет для общества.

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Что такое направленность личности

Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Смотреть видео

Направленность личности в психологии — совокупное объединение ее потребностей, способностей, желаний, убеждений, интересов, идеалов, ценностей и интересов. Вместе все это формирует смысл жизни для конкретной личности. Дает повод вставать по утрам и двигаться вперед. Психология издавна пытается понять способы формирования направленности личности. Пытается определить, каким именно образом человек получает все эти установки.

Направленностью личности в психологии объясняются многие ее побуждения и мотивы. Они нестабильны и постоянно влияют друг друга. Одновременно доминирующим является только один компонент, что и определяет основную линию поведения человека. Также все они объединяются в мотивационной сфере и формируют систему.

Статьи по теме
  • Шесть столпов самооценки — лестница, по которой придется подниматься
  • Как добиться успеха: способы бесконфликтного общения
  • Почему мы часто чувствуем одиночество в толпе
  • Чем опасно расстройство адаптации в армии и можно ли его преодолеть

Направленность личности в психологии — что определяет желания человека

Парадокс заключается в том, что человеческая жизнь начинает резко обретать смысл только столкнувшись с ограничениями. Нельзя желать противоположных вещей (вроде езды хорошего автомобиля и ходьбы пешком). Объяснить все довольно легко. Изначально человек напоминает обычный радиоприемник. Когда идет одновременный прием всех волн, получается белый шум. Однако, при отсеивании всех лишних каналов, он начинает передавать и получать информацию. При всем этом, кое-что закладывается изначально несмотря на то, что эти самые каналы порой могут очень сильно меняться, ядро всегда останется одним и тем же.

Основные формы направленности

Стоит выделить основные формы направленности личности в психологии:

  1. Установки. Как правило, это неосознанные состояния, которые характеризуют готовность человека к какой-либо деятельности. Обычно возникают при неоднократном повторении какой-либо ситуации, ее также называют установочной. Во время нее человек так или иначе реагирует определенным, естественным образом. Установка может сохраняться в течение длительного времени. Однако у каждого человека она сохраняется разный промежуток времени. Аналогично и с формированием.
  2. Влечения. Эти потребности частично осознаются, однако их причина для человека может оставаться неясной. Влечения можно понимать как своеобразный переходный этап, где потребность может усилиться, либо вообще угаснуть.
  3. Интерес. Так обозначается направленность к познанию новой информации или избирательное отношение к определенному объекту. Проявление потребности к познанию зовется интересом. У личности одновременно может быть огромное количество интересов, причем они могут отличаться по содержанию и глубине.
  4. Склонности. Дальнейшее развитие интересов. Выражается в сильной потребности в определенном занятии.
  5. Желания. Мотивы, основанные на осознанных потребностях, зовутся желаниями. Желания могут характеризовать отношение человека к объекту, которого он достичь не может и понимает это.
  6. Стремления. Это желания, у которых есть обдуманный план и способ достижения. Могут быть выражены в виде мечты, идеала, страсти.
  7. Намерения. В этом случае личность видит не только желаемые условия, но и все способы их достижения.
  8. Убеждения. Представляют собой совокупность потребностей, побуждающих человека действовать в соответствии своими принципами, взглядами и представлениями. Обычно убеждения основаны на знаниях личности о мире.
  9. Мировоззрение. Система взглядов на мир, с помощью которого формируется общественное бытие. Относится к главным регуляторам поведения человека.

Все эти формы так или иначе формируют свойства личности в психологии. Личность характеризуют побуждения, второстепенные и доминирующие. Вторые являются определяющими поведение человека, потому-то они и наиболее устойчивы.

Так как не все потребности можно удовлетворить в принципе, они могут принимать разные формы. Итог зависит от осознания человеком своих целей.

Проблема личности в психологии — как ее видят ученые

Проблема личности занимала многих известных психологов. Так, наибольший вклад внесли Л. И. Божович и А. Н. Леонтьев.

Л. И. Божович утверждал, в что определенный момент человек может достичь максимума своего развития и гармонизируется с окружающим миром. Таким образом формируется личность. После этого человек начинает взаимодействие не только с окружающими людьми, но и миром в целом. Необходимо отслеживать этапы, на которых формируется личность, а также рассматривать факторы, способные оказать влияние на ее развитие.

А. Н. Леонтьев сумел доказать, что человеческая личность способна родиться дважды. Впервые это происходит в дошкольном возрасте, а второй — в подростковом периоде. В этот период и формируются основные убеждения, мировоззрение, отношение к миру, ценности. Они и определяют, каким станет человек и как он будет относиться к миру.

Направленность личности в  психологии – система устойчивых мотивов (видео)

ТолкованиеПереводНаправленность личности</dt>

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведенияличности.

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установки

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

  • лично на самого собеседника;
  • на суть беседы;
  • на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечения

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Ссылки

Литература по основам психологии и педагогики

Примечания

  1. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
Категория:
  • Теория деятельности
</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>Другие книги по запросу «Направленность личности» >>Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/738-napravlennost-lichnosti-chto-eto-v-psihologii.html
  • https://psylogik.ru/152-napravlennost-lichnosti.html
  • https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/napravlennost-lichnosti-v-psikhologii/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1390650

Скажите что-нибудь