Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

ExternalLink_shutterstock_332260388-730x730.jpg

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

ExternalLink_shutterstock_603952994-730x487.jpg

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Психологи выделяют различные потребности человека. Питание, дыхание, общение, творческая деятельность, участие в общественной жизни – эти и другие виды потребностей составляют ежедневную жизнь человека.

У каждого потребности располагаются по собственной значимости и выражаются по-своему. Так или иначе, существуют общепризнанные виды и классификации человеческих потребностей, о которых и пойдет речь в статье.

Что такое «потребности»?

Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.

Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.

Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.

Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.

Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и  обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.

Виды потребностей

Психологи выделяют различные виды потребностей:

  • Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
  • Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
  • Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
  • Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
  • Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
  • Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.  

Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.

Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу

Виды потребностей человека напрямую связаны с  уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.

Например, человек не думает, что  нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения. 

В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.

Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.

Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.

Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви  и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.

Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.

Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.

Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.

Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.

Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.  

Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.

Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания.

Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека. А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует.

Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.

Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.

К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.

Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.

Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.

Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:

  • Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
  • Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
  • Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.

Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:

  • В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
  • В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
  • В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
  • В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
  • В миропонимании и осознании своего места во вселенной.

Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.

Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.

Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.

  • Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
  • Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.  
  • Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.

Потребности человека. Какие потребности есть у человека?

Человечество не смогло существовать без еды, кислорода, необходимой температуры и многих других факторов. Для нормального существования мы регулярно что-то требуем и имеем нужду в чем-то. Когда мы получаем то, что желаем, нас поглощает гормон счастья. В этой статье мы разберемся, какие бывают потребности человека,что на них влияет и как они формируются.

Потребности человека безграничны, однако и они подчиняются определенным психологическим и экономическим законам.

Потребности человека — что это?

Потребность — это необходимость в каких-либо благах: материальных вещах, других людях, и прочих знаков, без которых человек чувствует себя неудовлетворенно.

Для перехода нуждаемости на стадию потребности должны произойти некоторые моменты:

  • Отсутствие потребности провоцирует раздраженность. Потребность — это настоящее желание.
  • Проявление эмоций: первоочередные отрицательные проявления до счастливых после того, как осуществлена поставленная цель. Когда мы действительно очень сильно что-то хотим мы переживаем, начинаем бить тревогу, а когда достигаем поставленных целей — начинаем наслаждаться спокойствием.
  • Концентрация внимания на объекте нужды. Наше подсознание достает те моменты, что действительно могут нас удовлетворить. Например, если мы хотим пить, то будем постоянно думать, и делать акцент внимания на воде.

Концепция потребностей создается по определенным законам:

  1. У всех существ, населяющих Землю, есть потребность. Однако, чем зрелее существо, тем выше степень нуждаемости. Растениям достаточно минералов из грунта, лучей солнца и регулярного получения жидкости в виде воды. Человеку нужно значительно больше.
  1. Чем выше возраст у человека, тем шире его мышление, и больше потребностей. Совсем маленькому ребенку не нужны некоторые вещи, которыми пользуется взрослый человек.
  1. Потребности имеют древовидную систему, одни — первостепенные, другие — второстепенные.

Все действия и поведения людей обоснованы присутствует каких-либо потребностей, которые являются их драйверами по жизни. Желаемая цель для человека является во многом его мотивацией, которая заставляет его принимать решения и двигаться в поставленном направлении по написанному плану. Все что разработано на сегодняшний день людьми во всех сферах деятельности — это итог действий для достижения удовольствия.

Отсутствие возможности достижения потребностей может привести к привязанности от их величины для человека к таким различным результатам:

  • Физическая смерть индивида в случае отсутствия удовлетворения нужны в пищи, сне, кислороде, обычной защите и так далее;
  • Расстройство замыслов. Длительное нервное состояние может привести к огромным расстройствам психики.
  • Сублимация. Снятие переживаний и переход энергии на достижение социально принятых целей. Например, недостаток половой жизни возмещается спортивными занятиями, рисованиями или другой творческой деятельностью.

В таком случае, свои потребности необходимо чувствовать, принимать, и стремиться их осуществить.

Потребности человека

Человек — самый зрелый обитатель на планете Земля, который отличается от других видов своими инстинктивными особенностями и потребностями. У людей более высоко развиты интеллектуальные способности, сила воли и другие чувства. Таким образом человек обладает двумя степенями потребностей: первичными и вторичными.

Первичные потребности

Этот уровень потребностей является базовым для человека, без которых он прожить никак не может. Базовые потребности можно разделить на две составляющие:

  1. Физические: воздух, еда, питье, сон, восстановление, продолжение жизни, дом;
  1. Экзистенциальные: удобство, социальная защита, наличие работы и так далее.

Без удовлетворения физических потребностей существовать невозможно. Физиологические потребности характерны для индивида еще с самых ранних времен существования человечества.

Человек стремиться реализовать процедуру удовлетворения базовых вещей более удобной. Если же в первобытных обществах человеку для одежды достаточно было убить зверя, снять с него шкуру, и укрыть её свое тело, то сейчас на изготовление одежды работает огромное количество людей и компаний, с большими финансовыми вливаниями.

Первичные потребности человека могут меняться с годами из-за доминирования одних над другими. Сон более важен для младшего поколения: для детей, а также для пожилых людей, а в юности мы чувствуем себя активно, с полным запасом энергии, при минимальных количествах часов сна. Половое влечение в юности имеет более высокий приоритет, а к старости данная нужда исчезает вовсе.

Вторичные потребности

Если же первичные потребности нужны исключительно для существования, присущи нам на инстинктивном уровне, то второстепенные потребности отражают уровень жизни индивида, и являются приобретенными на определенном жизненном отрезке времени.

Теоретически можно выделить следующие вторичные потребности:

  1. Нематериальные. Потребность в получении информации, знаний, совершенствование творческих умений, стремление к единству.
  1. Общественные. К ним можно вписать дружеские отношения, любовь, взаимоотношения с прочими личностями, признание себя в социуме.
  1. Статусные. Потребность во внимании со стороны общества на наши достижения, уважение коллектива, и признание высокого статуса со стороны социума.

Первичные потребности привиты на генетическом уровне, а вторичные уже являются более внутренними, приобретенными на протяжении всей жизни.

Типы потребностей человека

Потребности можно разделить по разным классификациям, которых достаточно большое количество в этом мире. Основные виды человеческих потребностей мы предоставим дальше.

Если обобщить все доступные теории и практики, то можно выделить три базовых вида человеческих потребностей:

1. Физические и биологические

Среди всех потребностей, присущих с рождения, можно выделить следующие:

  • защищенность еды и ее вкусовые свойства;
  • пригодный температурный режим воздуха;
  • здоровая питьевая вода;
  • чистая экологическая среда;
  • защищенность жизни и дома;
  • удовлетворение половых потребностей;
  • освобождение от необходимых веществ в жизни.

Все вышеперечисленные потребности нужны каждому человеку. Этот список еще заложен с самых ранних времен появления человеческого рода, т.к. с физиологической точки зрения мы ничем не отличаемся от первобытных людей. Человек регулярно и моментально старается реализовать первичные потребности.

2. Экзистенциальные

Внутренние потребности состоят из концепции общественно принятых ценностей, в которые входят: искусство, красота, прелесть, миловидность, изящность, покой, нарядность, пригожество. В сравнении с физическими потребностями, экзистенциальные меняются и приобретаются в течение всей жизни. Стоит понимать, что каждый человек — это уникальная личность, и у каждого индивида свои духовные потребности.

Среди экзистенциальных нужд можно выделить следующие:

  • Потребность в получении информации

Сформированная личность знает и осознает, что для дальнейшего развития следует получать, обрабатывать новую информацию. При этом выходить из зоны комфорта, приобретать новые знания, опыт и навыки, и применять их на практике. Человек изначально ходит в садик, потом в школу, затем в университет, параллельно получая информацию на дополнительных курсах, осваивая новые профессии, меняя свою деятельность.

  • Нужда в регулярной работе над собственной индивидуальностью

Удовлетворение этой потребности подразумевает бросание употребления алкогольных напитков, курения, наркотической зависимости. Человек думает о будущем, кем он будет через определенное количество лет, и кем он хочет стать к этому времени.

  • Потребность в собственном благополучии и любви близкого человека

Большинство людей хотят видеть рядом с собой человека противоположного пола, который будет всегда рядом, осуществлять поддержку, и являться партнером в продолжении рода и создании семьи. Часть людей ищут близкого человека всю жизнь, потому что это одна из самых значимых потребностей человечества.

Реализация внутренних потребностей происходит через самые банальные предметы. Человек может смотреть смешной комедийный фильм, при этом расслабляясь, смеясь, и получая удовольствие от такого рода времяпровождения. Кому-то наоборот, хочется поехать на рыбалку, сесть на берегу реки с удочкой, и наблюдать за спокойствием и расслабляться.

3. Общественные

Вектор этого типа потребностей направление на осознание собственного места в социуме, и напрямую зависит от взаимоотношений с другими людьми.

Среди социальных потребностей можно выделить следующие:

  1. Самоидентификация. Человек обозначает себя как одну из ячеек общества, сравнивая свой статус со статусами людей в его коллективе. Он прекрасно понимает, что является уникальной личностью с набором определенных качеств и характеристик.
  1. Утверждение личности. Мы всегда хотим получать удовольствие от своих действий, решений, которые мы принимаем. Человек хочет быть увиденным в обществе, чувствовать поддержку и уважение от других людей.
  1. Бескорыстные побуждения. Человек всегда чувствует гордость за те действия, которые направлены на помощь другим или животным. Человек хочет быть нужным обществу, приносить пользу своими поступками, даже отказывая собственным желаниям и интересам.

Все вышеперечисленными типы потребностей взаимозависящие, в каких-то моментах они могут дополнить друг друга, и не могут существовать в одиночку. Например, удовлетворив внутреннюю потребность в получении высокой должности на работе, мы хотим достичь поставленных целей, заслужить доверие и уважение коллег и прочих сотрудников, а это уже перетекает в общественную потребность.

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С самого рождения мы испытываем различные потребности (в еде, сне, воздухе, уходе).

Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.

Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

» alt=»»>

Потребности человека с точки зрения психологии

Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.

Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.

«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:

  1. Потребность человека может им осознаваться, а может нет.

    В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.

    А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется влечением, осознанная – желанием;
  2. В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.

    Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);
  3. Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.

    Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);
  4. Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.

    Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.

Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.

Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.

Виды (классификация) потребностей людей

В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.

  1. Первые называются врожденными: их «придумала» природа, без их удовлетворения человек просто не сможет существовать. Например, мы должны иметь доступ к кислороду, спать, кушать, отдыхать, находится в определенном температурном режиме и т.д.
  2. Вторые – приобретенные, связаны в большинстве своем с социальным взаимодействием. Кто-то родился в богатой семье, где с рождения ему на завтрак подавали «гуся по колено в сметане», делали массаж головы и одевали.

    Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.

Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:

  1. Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
    1. Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
    2. Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
    3. Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
  2. Э.Фромм, психоаналитик выделял 5 видов потребностей:
    1. Потребность в любви, дружбе, человеческих, теплых чувствах;
    2. В самоутверждении и собственной значимости в обществе;
    3. В принадлежности к группе, нации, государству, культуре, религии;
    4. В творческой деятельности, создании нового вокруг себя;
    5. В познании окружающего мира.
  3. Пирамида потребностей Маслоу (американский психолог) является самой популярной классификацией видов. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней – от низшего (низшие потребности) к высшему (высшие потребности человека).

    Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.

    Данную классификацию рассмотрим отдельно в следующем разделе статьи.

Пирамида потребностей Маслоу

Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:

  1. Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
  2. Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
  3. Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
  4. Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
  5. Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).

Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.

Итак, обновленная версия структуры:

  1. Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
  2. Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
  3. В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
  4. Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
  5. В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
  6. Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
  7. В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).

Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.

Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что чем выше вы взбираетесь по пирамиде, тем более раскрыт ваш потенциал и здоровее ваше Я в психическом плане.

Нахождение на высших уровнях потребностей предполагает хороший сон, аппетит и самочувствие, внутреннюю гармонию и радость от своего бытия. Такая личность развита духовно и готова помогать другим.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

«>

Очередное подтверждение того, что у человека не так уж и много действительно важных потребностей.

Сейчас идет настоящая война среди маркетологов, что бы втиснуть в эту пирамиду с потребностями, новые кирпичики.

Человек может прекрасно обходиться без 99% того, что нам постоянно навязывают. И что обидно, многие люди начинают верить, что без кучи бесполезных вещей, они не смогут быть счастливыми!

«>

Через наши потребности нами же можно манипулировать, именно потому что человек, не удовлетворив одну потребность не перейдет на более высокий уровень. Вот так нас все время дёргают за ниточки эти неуловимые кукловоды.

«>

Домашняя работа по обществознанию потребность человека 6 класс

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html
  • https://constructorus.ru/psixologiya/potrebnosti-cheloveka.html
  • https://seenroutine.ru/2020/04/potrebnosti-cheloveka/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/potrebnosti-cheloveka-chto-ehto-takoe-vidy-piramida-potrebnostej-maslou.html