Причины возникновения девиантного поведения. статья

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviation — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1]. Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввёл понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъёмов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

Определение девиантного поведения

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Классификации

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и так далее) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[2][3]. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

Большая каталанская · Britannica (онлайн) · Treccani · Universalis
Нормативный контрольGND: 4000320-6 · LCCN: sh85037372 · Microsoft: 96758477
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 28 февраля 2021 в 10:22.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении. Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями. А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.

Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Понятие девиантного поведения

Под определением девиантное поведение (отклоняющееся поведение) понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

С точки зрения медицинского подхода, девиантное поведение можно определить как нарушение норм межличностного взаимодействия, вызванное расстройствами психического здоровья и наличием различных форм нервно-психической патологии.

Это всё также относится и к определению «девиантное поведение подростков». Однако, что касается определения «девиантное поведение детей», здесь есть небольшое исключение: данный термин можно применять для описания поведения только тех детей, которые достигли пятилетнего возраста. Только в возрасте четырёх — пяти лет у ребёнка начинают быстро развиваться различные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие и другие. Но особенно важной особенностью развития детей в этом возрасте является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества и дети начинают осознавать свои поступки, в отличие от детей более младшего возраста. Именно поэтому понятие девиантное поведение не употребляется по отношению к детям младше пяти лет, так как их поступки нельзя назвать осознанными и волевыми.

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

За совершение всех этих деяний можно понести правовую ответственность.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы — это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим подробнее.

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по  Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Ещё один немаловажный фактор — это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности.  Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Борьба с девиантным поведением и профилактика

Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

Профилактика девиантного поведения достаточно проста.

Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек — устойчивых потребностей совершать нравственные поступки. К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой.

Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:

  • объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
  • объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.
Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время. Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.

Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.

Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.

Заключение

Зная, что представляет собой девиантное поведение детей и подростков, понимая причины его возникновения и опасность, которую оно может представлять для общества, мы начнём относиться к проявлениям такого поведения с большим вниманием и ответственностью. А знание профилактических мер поможет не допустить появления отклоняющегося поведения у детей и подростков, или же свести риск его возникновения к минимуму.

Опубликовано 01.04.2019 — 11:37 —

         Аннотация:В предыдущей статье была рассмотрена актуальность темы девиантного поведения несовершеннолетних, раскрыто понятие данного термина, его виды и признаки. В данной статье мне бы хотелось продолжить изучение данной темы и рассмотреть причины возникновения девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngstatya_2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Киреева Яна Александровна

Социальный педагог

Специальная общеобразовательная

школа № 2 (открытого типа)

Санкт – Петербурга

Причины возникновения девиантного поведения.

Аннотация:В предыдущей статье была рассмотрена актуальность темы девиантного поведения несовершеннолетних, раскрыто понятие данного термина, его виды и признаки. В данной статье мне бы хотелось продолжить изучение данной темы и рассмотреть причины возникновения девиантного поведения.

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда. На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования.

Постоянная критика. Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше, и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия1.

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1) стремление получить сильные впечатления;

2)заболевания ребенка;

3)повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4)неблагополучная ситуация в семье;

5)стремление к самостоятельности и независимости;

6)недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7)отставание в учебе;

8)пренебрежение со стороны сверстников;

9)непонимание взрослыми трудностей детей;

10)недостаточная уверенность ребенка в себе;

11)отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12)стрессовые жизненные ситуации;

13)напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14)примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

15)чрезмерная занятость родителей;

16)конфликты с родителями;

17)обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18)постоянные нарекания, брань в семье;

19)слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20)повышенная коммуникативность детей;

21)низкий уровень эмоционально – волевого контроля у детей;

22)одиночество, непонимание другими;

23)излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24)неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25)генетическая предрасположенность;

26)неравномерность психофизического и полового созревания;

27)отсутствие навыков социального поведения;

28)снижение культуры, интеллектуального уровня;

29)масса свободного времени;

30)скука, «просто так»;

31)желание обратить на себя внимание;

32)неполные семьи;

33)экономическая нестабильность;

34)влияние улицы.

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

•причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

•причины социального и психологического характера;

•причины, связанные с возрастными кризисами.

В исследовании Н.В. Майсак2 установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

•негативную психическую напряженность;

•акцентуированную готовность к риску;

•психическую ригидность;

•выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

•непредсказуемость поведения;

•высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения3.

Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений  детско — родительских, детско — детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм. С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; мира компьютерных игр; а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций4.

Список литературы:

1. Psyh/info: [Электронный ресурс]:http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe- povedenie.html/. (Дата обращения: 18.02.2012).

   2. Майсак. Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением.  Автореф. дисс…..к. психол. н. М., 2001.

3, 4. Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический проект;  Трикста, 2005.- 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч…

«Причины возникновения «трудного» поведения у приемного ребенка

Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и …

Понятие девиантного поведения: формы, причины возникновения у старших подростков

Проблема девиантного поведения является одной из самых острых для современного общества. Поэтому необходимо понимать причины девиантного поведения….

Семинар для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков».

Задача семинара для педагогов: организовать работу по информированию  об актуальности проблемы аддиктивного поведения. Организовать работу в группах для получения практических навыков по про…

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног…

Профилактика возникновения девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Следопыт»

Методист ППЦ «Здоровье» Петроградского района г. Санкт-ПетербургаШилин Сергей СергеевичПрофилактика возникновения девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополните…

Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков

Тематическое МО классных руководителей, МО воспитателей ГПД, МО службы сопровождения ОУ: «Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков»….

  • Мне нравится
 

Основные термины

Взаимосвязь наук, предметно-ориентированная парадигма, гсксагон.

Взаимосвязи психологии девиантного поведения с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология, педагогика и другие социальные науки предоставляют психологии девиантного поведения возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию генезиса социальной нормы и отклонения, мотива поведения и т.п.

Философия имеет дело с наиболее общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира — того мира, в котором человек живет и действует. Эти вопросы связаны:

  • • с наличием причины и цели существования мира;
  • • со смыслом жизни человека, с возможностью его изыскать;
  • • с границами возможности познания при том условии, что это познание осуществляет живой человек со всеми присущими ему особенностями, слабостями и достоинствами;
  • • категорией свободы и возможностью для человека пользоваться этой свободой;
  • • этическими категориями — добра, совести, чести, любви, долга.

Исторические пауки показывают психологии девиантного поведения,

как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии девиантного поведения более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Медицинские науки помогают психологии девиантного поведения понять патологию и аномалии психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические пауки предоставляют психологии девиантного поведения информацию об основных направлениях обучения и воспитания детей и подростков, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по выявлению поведенческих отклонений, психологическому сопровождению детей с отклонениями в поведении и сознании, а также обеспечить превентивные, коррекционные и реабилитационные мероприятия и т.д.

Один из главных интересов психологии — стремление понять, что лежит в основе поступков человека. Психология рассматривает многие важные вопросы. Среди них:

  • а) вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека, например, об изменении системы ценностей с возрастом;
  • б) вопрос о развитии. На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, социальная среда — какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека;
  • в) вопросы психопатологии. Чем норма отличается от патологии? Где проходит их граница? Каковы причины, каков механизм формирования той или иной патологии?
  • г) вопросы, связанные с проблемой психического здоровья. Любая теория должна предложить критерии оценки здоровой личности;
  • д) вопрос о психотерапевтическом воздействии наличность. Как помочь людям с различными психическими отклонениями?

Криминология — это наука о преступлениях (от лат. crimen — «преступление» и греч. Xoyoq — «наука»). Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений — индивидуального преступного поведения, но и закономерности преступности как общественного явления. Другими словами, для криминолога одинаково интересно то, как и почему некто совершил преступление, и то, почему и как совершают преступления вообще, в том городе, где живет этот некто. Почему совершает преступление человек? Почему для решения жизненной проблемы выбирается преступный путь? Что делать для того, чтобы не допустить этого? Кстати, немногие задумываются о значении слова «преступление». Между тем, оно буквально означает выход за границы нормативного (регулируемого правилами) поведения — от слова «переступить».

Социология. Социологи исходят из того, что отклоняющееся поведение представляет собой социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

С другой стороны, сама психология девиантного поведения позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность отклонений в поведении и сознании, детерминацию отклонений и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология девиантного поведения оказывает определенную помощь и историческим наукам в понимании отклонений в сознании и поведении известных гениальных исторических личностей (В. Ван Гог, Н. В. Гоголь, С. А. Есенин, Ф. Ницше, И. Ньютон, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, Р. Шуман, Ф. М. Достоевский, С. Дали и др.).

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов девиантологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.

Наконец, психология девиантного поведения дает рекомендации субъектам учебно-образовательного и воспитательного процессов (родителям, учителям, профильным специалистам и др.), какими психологическими средствами и методами можно обнаружить предрасположенность ребенка к девиантным проявлениям, минимизировать влияние социальной среды и ближайшего социального окружения, снизить конфликтность, агрессивность, жестокость и т.п. в ходе реализации этих процессов.

Таким образом, можно обобщенно заключить, что все дисциплины, так или иначе относящиеся к изучению отклоняющегося поведения, имеют общий (частично совпадающий) объект и расходятся в предмете своих интересов.

Исходя из этого автор предлагает предметно-ориентированную парадигму взаимосвязи психологии девиантного поведения с другими отраслями научного знания в виде «гексагона», построенную на принципе междисциплинарной интеграции наук (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими отраслями научных знаний

Парадигма — система исходных принципов, которая служит для постановки и решения научных и практических проблем.

Предметно-ориентированная парадигма отражает многоплановые связи между науками, связанные, главным образом, со схожестью изучаемой проблематики, с объектом исследования, методами исследования, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью и др. Схематически она представлена в виде шестиугольника — гексагона, вершины которого занимают: криминальная психология, правовая психология, девиантология, судебная психология, превентивная психология.

В данной парадигме психология девиантного поведения занимает центральное место внутри «гексагона» и образует связи со всеми тремя группами наук.

Таким образом, взаимосвязь между социальными науками и учебными дисциплинами сложна и неоднозначна. Очевидно одно, что процесс интеграции наук труден, необходим, но неизбежен и не так быстр, как хотелось бы. Потребуется какое-то время для серьезного осмысления предметной области наук, методологической и инструментальной баз этих наук, особенно «молодых» наук, их корректировки и признания профессиональным сообществом.

Практикум

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Лайте подробную характеристику предметно-ориентированной парадигме взаимосвязи психологии девиантного поведения с другими отраслями научного знания в виде «гексагона», построенную на принципе междисциплинарной интеграции наук. Обоснуйте эту взаимосвязь и приведите примеры.
  • 2. Подготовьте аналитический обзор литературы о взаимосвязи наук, междисциплинарной интеграции наук.
  • 3. Какова иерархия и соотношение психолого-девиантологических феноменов?
  • 4. Создайте технологию изучения какой-либо (по выбору обучающегося) конкретной группы девиантологических феноменов.

Литература

Гилинский,Я. И. Девиантология /Я. И. Гилинский. — СПб.: Альфа-Пресс, 2004. Гилинский, Я. И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль /Я. И. Гилинский. — СПб.: Альфа-Пресс, 2002.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1996.

Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. — СПб.: Речь, 2001.

Марцинковская, Т. Д. Общая психология /Т. Д. Марцинковская. — М., 2010. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — М., 2010. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. — М., 1995. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2009.

Используемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/девиантное_поведение
  • https://ustamivrachey.ru/psihologiya/deviantnoe-povedenie-u-podrostkov
  • https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/04/01/prichiny-vozniknoveniya-deviantnogo-povedeniya
  • https://studme.org/297688/psihologiya/vzaimosvyaz_psihologii_deviantnogo_povedeniya_drugimi_naukami

Скажите что-нибудь