Пирамида потребностей Маслоу: составляющие и степень необходимости

Содержание:1Теория Маслоу2Пирамида Маслоу: схематическое изображение3Пирамида потребностей: из чего состоит4Иерархия потребностей по Маслоу5Базовые потребности человека5.1Физиологические потребности – главные в теории Маслоу5.2Социальные потребности5.3Духовные потребности – высшие потребности человека

Пирамида потребностей Маслоу включает все нужды человека и распределяет их по уровню необходимости. Ученые считают, что совершать поступки людей мотивируют потребности. Пирамида потребностей Маслоу в настоящее время актуальна, используется в различных областях психологии, хоть и подвергается критике. Почему и как расположил иерархию потребностей Маслоу и что не нравится последователям, разберемся в материале.

Теория Маслоу

Теория Маслоу о потребностях людей разработана в 1943 году. Американский психолог распределил потребности человека в порядке возрастания. Он объяснил это так: невозможно желать чего-то наивысшего, если нет удовлетворения первичных нужд. Основа пирамиды – физиологические потребности, такие, как желание утолить голод, жажду, вступить в сексуальные отношения. Над ними следуют безопасность, привязанность и любовь, уважение и одобрение, познание.

Наивысшей потребностью теория Абрахама Маслоу определяет самоактуализацию. Маслоу уточняет, что у каждого человека набор потребностей индивидуален, некоторые ступени пирамиды могут меняться, а достижения 100%-го выполнения каждой позиции необязательно для перехода на следующий уровень.

2017-12-02_023001.jpg

Пирамида Маслоу: схематическое изображение

Пирамида Маслоу везде изображена в виде некоей диаграммы, где в порядке возрастания-убывания расположены человеческие потребности. Но при всем ее распространении необходимо уточнить, что сам Маслоу ни в одной публикации не рисовал пирамид и треугольников. Ученый считал, что порядок распределения нужд весьма условен и индивидуален, поэтому может быть выстроен по-разному в зависимости от предпочтений личности.

Таким образом, Абрахам Маслоу не создавал как таковую пирамиду потребностей, он просто определил схожие черты в их формировании у людей, ставших успешными. Само изображение пирамиды с надписями было создано его приверженцами для лучшего визуального восприятия.

Пирамида потребностей: из чего состоит

Пирамида потребностей включает пять основных блоков:

  1. физиология;
  2. безопасность;
  3. принадлежность;
  4. любовь;
  5. признание;
  6. самоактуализация.

По мере удовлетворения примитивных потребностей (таких, как желание есть, пить) у человека возникает необходимость в удовлетворении иных нужд – психологического, нравственного, социального характера.

Психологи сходятся во мнении, что практическое использование пирамиды, придуманной А. Маслоу, возможно лишь в ограниченных случаях. Нет никаких доказательств, что каждый человек нуждается в признании и уважении, многим неплохо живется и без этих потребностей. Есть люди, которые сознательно голодают – значит базовая потребность не удовлетворена, но им все равно хорошо.

Есть версия, что сам Маслоу впоследствии не признавал верной свою теорию, дорабатывал ее постулаты, но до идеала она так и не была доведена.

%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83-5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9.jpg

Иерархия потребностей по Маслоу

Итак, рассмотрим подробнее, что представляет собой иерархия потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу. 

  • Главная потребность – физиологическая, согласно которой человеку нужна еда, вода, секс. Это основные потребности, без которых, по мнению ученого, человек не может. Вполне логично, что голодный человек предпочтет лучше поесть, чем снискать уважение коллег или знакомых. Физиология – превыше всего. Тем более, без еды и воды под вопросом само существование человека.
  • Вторая потребность заключается в безопасности. Человеку важно чувствовать себя защищенным. Поэтому он старается избегать каких-либо опасностей или потенциально опасных ситуаций. 

Некоторые ученые относят нужду в безопасности также к физиологическим потребностям, считая, что она берет начало в первобытном обществе. В те времена человеку важно было поесть, поспать, пить воду, иметь потомство и держаться в стороне от диких зверей, непогоды и других опасностей. Человек боялся за свою жизнь, поэтому искал убежища, пещеры, в которых мог чувствовать себя в безопасности.

  • Третья потребность – любовь и уважение. Маслоу считал, что современный человек, удовлетворив первые две ступени, будет искать любовь и уважение. Людям свойственно испытывать чувства, вступать в отношения, обзаводиться семьями и детьми, чувствовать уважение к другим и видеть уважение или неуважение к себе. С этой целью каждый ищет ту группу людей, которая ближе всего подойдет для удовлетворения данных нужд. Человек – социальное существо, ему важно быть частью общества и занимать в нем определенное место. Именно стремясь избавиться от одиночества, люди становятся частью клубов, движений, кружков. 
  • Четвертая ступень пирамиды предполагает развитие потребности людей в признании, достижении определенных уровней развития, положения. Человеку важно осознавать, что он имеет способности к развитию и постепенно завоевывает в обществе определенную репутацию. Конечно, у каждого она своя, так как у каждого собственное понятие и стремление чего-то достичь. 

Статус в обществе дает человеку уверенность в себе и собственных силах, помогает добиваться цели, достигать новых вершин. Это может быть карьерный рост, увлечение, спорт, культурные достижения. Если человек не в состоянии добиться признания и достичь цели, он становится слабым, у него могут развиться неврозы и депрессия.

  • Пятая и высшая ступень пирамиды – потребность в самоактуализации, когда человек, удовлетворив в разных степенях все остальное, начинает искать возможности самореализоваться. 

Человек, дошедший до пятой ступени, начинает развивать творческие способности, заниматься духовным ростом, самосовершенствованием. Он может ходить на художественные выставки, посещать театр, культурные мероприятия, мастер-классы по личностному росту. Некоторые люди задаются поиском смысла жизни, своего места в социуме и предназначения. 

Нередко человек, достигший пятой ступени пирамиды, кардинально меняет свое мнение и отношение к окружающему миру и некоторым вещам.

Базовые потребности человека 

Базовые потребности – те нужды, без которых человек не может существовать. Они главные и в основном — физиологического характера, хотя в зависимости от темперамента и типа личности, могут быть и иного вида.  

В первую очередь, базовыми потребностями ученые считают врожденные: дышать, пить, есть, спать, носить одежду и обувь. Для одних людей базовой становится потребность остаться наедине с собой и восстановить силы, для других – окунуться в общение. Для кого-то жизненно необходимо тренироваться ежедневно.

Таким образом, у каждого индивида могут быть свои собственные наборы базовых потребностей, которые включают общепринятые и иные нужды.

Психологи утверждают, что список потребностей, которые люди могут относить к базовым, пополняется и растет с завидным постоянством. ​​​​​​​

Физиологические потребности – главные в теории Маслоу

Физиологические потребности занимают первое место в иерархии Абрахама Маслоу. Это то, что помогает человеку жить и выживать. Человек имеет такие же физиологические потребности, как и животные – дышать, есть, пить, спать, продолжать род. 

Известно, что рекомендуемая норма потребления воды – не менее 1,5 литров в сутки, еды – 2300 ккал. Человеку нужен свежий воздух, сон не менее 8 часов и двигательная активность в 10 тысяч шагов.

Когда человек обеспечен едой, водой, кислородом, достаточно спит, у него развивается потребность в сексе. Конечно, отсутствие сексуальной жизни еще никого не поставило под угрозу смерти. Но само по себе может вызвать невротическое расстройство и изменить психику. У неудовлетворенного сексуально человека есть риск развития фрустрации, что проявляется в усилении тревожности, раздражительности и подавленности.

Социальные потребности обусловлены тем, что в жизни человек постоянно взаимодействует с другими представителями общества. Социум влияет на формирование личности, привычек, способов общения. Психологи доказали, что только во взаимодействии с людьми может сформироваться гармоничная и развитая личность. Эти потребности относятся к приобретенным, не к врожденным.

Несмотря на то, что социальные потребности не влияют на природу жизни и смерти (человек вряд ли умрет, если не будет неделю разговаривать ни с кем), эти нужды играют важную роль в жизни. Среди социальных потребностей выделяются дружба, любовь, общение, одобрение, забота, совместное времяпрепровождение.

Отличительной чертой социальных потребностей является то, что удовлетворение их возможно исключительно при взаимодействии с другими представителями социума. Испытывая дружеские и любовные чувства, уважение, удовольствие от совместной деятельности с кем-либо, человек способен повысить самооценку, стать увереннее в себе, научиться достигать цели. 

Социальная потребность выражается в желании трудиться, работать, проявлять активность и неравнодушие по отношению к общественным проблемам и проблемам отдельных людей. Люди вступают в сообщества и клубы по интересам, чтобы следовать единой цели и, таким образом, удовлетворяют собственную потребность, а также потребность социума. 

Наоборот, если социальная потребность не удовлетворена, человек испытывает раздражение, апатию, становится одиноким и необщительным, испытывает стресс и нередко заболевает.

Социальные потребности делятся на 3 категории:

  1. Для себя. Когда человеку нужно понять самого себя, осознать свое место в социуме, добиться определенного статуса и положения. 
  2. Для других. Когда человек играет роли друга, супруга, сына/дочери, родителя. Здесь на первое место выходит помощь другим, забота о них, преданность.
  3. Коллективные нужды. Сюда относятся потребность в свободе, мире, безопасности общества в целом, справедливости

Духовные потребности – высшие потребности человека

Духовные потребности стоят на высшем месте пирамиды потребностей. Потребности может быть эстетической, религиозной, познавательной и нацеливаться на познание мира и себя. Люди начинают изучать духовные основы нравственности, чтобы понять и осознать смысл существования и собственную миссию, стремиться к духовному росту, обретать веру.

Удовлетворяя духовные потребности, люди приобщаются к искусству, музыке, литературе, философии.

Они побуждают к творчеству, самореализации, повышению уровня собственного развития. Духовные потребности имеют некоторые признаки:

  • они неизменно возникают в человеческом сознании;
  • человек осознает их необходимость;
  • имеют различные способы удовлетворения, они бескорыстны;
  • не имеют границ.
Читайте еще:   Искусство невербального общения

Самой главной духовной потребностью психологи считают стремление к познанию. Кто-то читает книги, кто-то интернет-публикации, кто-то смотрит обучающие видеосюжеты и телепередачи.

Все люди имеют разные способы познать мир и достичь гармонии, но исход один: человек, стремящийся к знанию, меняет мир к лучшему, так как меняется сам.

Эстетическое удовольствие человек испытывает, посещая музеи, выставки, иные произведения искусства. Красивые интерьеры также вызывают ощущение удовлетворения духовной потребности. Человек, познавая себя, стремится к самосовершенствованию. А это повышает уровень духовности всего социума.

Подводя итог, отметим, что пирамида потребностей Маслоу, хотя и не признана идеальной иерархией в научном сообществе, совмещает и классифицирует основные потребности человека. Она определяет базовые, физиологические, духовные потребности, присущие разным категориям людей и социальным группам. Общая особенность потребностей в том, что пока не будут удовлетворены базовые, не появятся другие.

Так или иначе, каждый уровень индивидуален и не всегда совпадает с предложенным Маслоу списком. Поэтому, чтобы лучше понимать себя и осознавать свои потребности, необходимо развиваться и самосовершенствоваться. Только гармоничная личность в состоянии распознать свои потребности и найти способы их удовлетворения. Иначе человек всегда будет находиться в неудовлетворенном состоянии, станет испытывать стресс. 

Толкование
Маслоу, Абрахам Харольд
le>Абрахам Маслоу (Авраам Маслов)</td></tr>Abraham Maslow</td></tr></td></tr>Дата рождения:</th>

1 апреля1908(1908-04-01)

</td></tr>Место рождения:</th>

Бруклин, Нью-Йорк

</td></tr>Дата смерти:</th>

8 июня1970(1970-06-08) (62 года)

</td></tr>Место смерти:</th>

Менло-Парк, Калифорния

</td></tr>Научная сфера:</th>

психология, основатель гуманистической психологии

</td></tr>

А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) (англ. Abraham Maslow; 1 апреля1908(19080401), Нью-Йорк — 8 июня1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).[1]

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.[2]

Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

[3]

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.[2][3]

В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.[3]

В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.[2]

В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.[3]

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но ее роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть ее и снять ее как лабораторный халат… Она не создает представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создает ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств .

[3]

В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологииМакс Вертгеймер и антропологРут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.[4]

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

[3]

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы.[4] В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология.[4] В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.[2]

Должен признать, что я пришел к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

[3]

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[2]

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[2] Самая известная теория Маслоу ― теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.[4]

Развивая теорию мотивации ― можно выделить три этапа развития этой теории ― Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.[5] Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, «четвертой силы» ― трансперсональной психологии.[2]

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.[4][5]

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте)

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[6]

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Приятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Gemeinschaftsgefühl [чувство общности с другими].
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.[2]

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

См. также

Другие книги по запросу «Маслоу, Абрахам Харольд» >>

Биография

Абрахам Маслоу был родоначальником гуманистической психологии и автором иерархической пирамиды потребностей обыкновенных людей. За годы работы на территории Соединенных Штатов Америки мужчина издал ряд прогрессивных научно-публицистических статей.

Детство и юность

Биография Абрахама Маслоу началась на заре XX века, он родился в штате Калифорния в многодетной рабочей семье. Предки будущего психолога, представители еврейской национальности, в молодости стремились обосноваться в развитой капиталистической стране.

Самуил Маслов и Роза Шиловская иммигрировали в Америку из России и поселились на окраине Бруклина. Отец, профессиональный бондарь, отсутствовал дома с утра до ночи, зарабатывая средства на содержание жены и несовершеннолетних детей.

Скопив достаточную сумму денег, семья сменила место жительства. В нееврейском обществе мальчик впервые столкнулся с рядом серьезных проблем. Абрахама часто дразнили из-за выразительной нетипичной внешности и поведения, выбивавшегося из устоявшихся систем.

В итоге в детстве Маслоу был замкнутым, одиноким, несчастным ребенком, книги из местной библиотеки заменили друзей и подруг. Информация, почерпнутая ребенком из произведений классиков литературы, помогла со временем разобраться с тем, что творилось вокруг.

В школе потомок работящих евреев был любимцем преподавателей, с поразительной легкостью он осваивал самые сложные темы. Мальчик увлекался естествознанием, анатомией и математикой, наслаждаясь разбором арифметических алгоритмов и теорем.

В старших классах по совету родителей он углубился в историю права и поступил в юридический колледж в середине 1920-х годов. На 1-м курсе юноша познакомился с экспериментатором Эдвардом Брэдфордом Титченером, англо-американским «структуралистом», автором научных трудов.

Под влиянием старшего товарища Абрахам сменил специализацию и переехал в город Мадисон, где располагался Висконсинский университет. Заручившись рекомендательными письмами к профессору Гарри Фредерику Харлоу, уроженец Бруклина без экзаменов попал на психологический факультет.

Освоив систематический подход к изучению поведения людей и животных, студент получил диплом бакалавра в 1930 году. Проявившиеся амбиции помогли с легкостью написать и защитить диссертацию, рецензенты считали, что выпускник в будущем превратится в научную звезду.

Личная жизнь

О личной жизни Маслоу обществу известно немного, в юном возрасте он влюбился в младшую двоюродную сестру. В семье родственников, дяди и тети, воспитывавших Берту Гудман, молодой человек сразу пришелся ко двору.

My wife Bertha and I

Опубликовано Abraham Maslow Вторник, 10 марта 2009 г.
Абрахам Маслоу и жена Берта

В юности Абрахам боялся сделать избраннице предложение, несмотря на это, официальная свадьба состоялась в 1928 году. Переполненный счастьем студент университета понял, что великое будущее будет обеспечено благодаря чувствам, поддержке супруги и труду.

С появлением жены американский психолог внутренне и внешне преобразился, эмоции многократно усилились после рождения дочерей. Наследницы интеллектуального состояния, повзрослев и получив образование, стали отцовскими коллегами и продолжательницами идей.

Научная деятельность

Первый самостоятельный проект Маслоу удостоили ученой степени, работа основывалась на наблюдениях за колонией обезьян. Исследуя сексуальную жизнь приматов с точки зрения бихевиоризма, молодой человек анализировал каждую особенность.

После защиты диссертации Абрахам обосновался в Нью-Йорке, где познакомился с представителями еврейских интеллектуальных кругов. Альфред Адлер, Макс Вертгеймер, Курт Гольдштейн и Карен Хорни стали соратниками и коллегами в конце 1930-х годов.

Поначалу ученый увлекался трудами Джона Бродеса Уотсона, а потом понял, что они ориентированы на лабораторный эксперимент. Практическое рассмотрение концепции сложной человеческой натуры завладело умом мужчины в нужный момент.

У Маслоу зародилась мысль об исследовании феномена самоактуализации, это не понравилось коллегам, единомышленникам и учителям. Тем не менее профессиональный психолог выдвинул новые идеи и проложил для них дорогу.

Став профессором Бруклинского колледжа, Абрахам представил гуманистическую теорию личности, опираясь, в отличие от психоаналитиков, на сознание нормальных людей. На первом этапе изучения этой многогранной и сложной темы он написал ряд интересных, но недопонятых статей.

Пришлось разделить исследовательскую работу на три в равной степени важных этапа, объединение которых привело к появлению знаменитой пирамиды Маслоу. Иерархия человеческих потребностей и проявлений индивидуальных аспектов была представлена американцам в начале 1950-х годов.

Новые понятия соединились с определениями самоактуализации, бытийных ценностей, метамотивации и реализации дефицитных нужд. Мир «пиковых переживаний», описанный в зрелых работах, для многих ученых-современников был чужд.

В книге «Мотивация и личность» содержались наброски теории, впоследствии принятой Карлом Роджерсом и коллегами из разных стран. Противники нового подхода к аналитической психологии видели в выдержках и цитатах алогизмы и явный обман.

“You will either step forward into growth, or you will step backward into safety.” — Abraham Maslow

Опубликовано Ninesight: Enneagram for Transformation Пятница, 29 мая 2015 г.
Психолог Абрахам Маслоу

Несмотря на это, диаграмма, иллюстрировавшая потребности человека, приобрела популярность у представителей прогрессивных интеллигентных кругов. Проект посчитали вкладом в развитие экономики и менеджмента наряду с десятками специализированных основополагающих трудов.

Движение от физиологии и стремления к безопасности к познанию, эстетике и самоактуализации выявило в современном обществе обособленные группы людей. К числу индивидов, постепенно прошедших уровни пирамиды, относились Авраам Линкольн, Олдос Хаксли и Альберт Эйнштейн.

Наглядное графическое изображение эволюционного развития личности стало величайшим достижением науки в начале 50-х годов. Оно появилось в ряде учебников по классической психологии, распространенных на территории американских и европейских городов.

Автор возглавил факультет и кафедру в исследовательском Университете Брендайса и стал президентом ассоциации психологов из десятка разных стран. Таким образом, статьи и книги, написанные Абрахамом Маслоу, явились достоянием французов, русских, немцев и англичан.

Американец тесно сотрудничал с периодическими изданиями — «Журналом трансперсональной психологии» и рядом еженедельных газет. Благодаря грамотным консультациям десятки талантливых проектов, подтвержденные экспериментами, вышли в свет.

На закате жизни Маслоу поддерживал команду исследователей из калифорнийского института Эсален, основанного в 60-х годах. Он также уделял внимание работе тематических научных сообществ, основные идеи которых известны в просвещенных кругах.

Смерть

В 60-летнем возрасте, судя по фотографиям, Маслоу отличался крепким здоровьем, ни о каких болезнях не было известно ни детям, ни законной жене. После смерти по причине инфаркта в июне 1970 года коллеги отметили вклад в науку развитой страны.

Библиография

  • 1943 — «Теория мотивации человека»
  • 1954 — «Мотивация и личность»
  • 1962 — «Евпсихическое управление»
  • 1962 — «По направлению к психологии бытия»
  • 1964 — «Религии, ценности и пик-переживания»
  • 1966 — «Психология науки. Предварительное обследование»
  • 1967 — «Самоактуализация»
  • 1971 — «Новые рубежи человеческой природы»
Используемые источники:
  • https://impulsion.ru/psixologiya/piramida-potrebnostej-maslou/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99116
  • https://24smi.org/celebrity/126049-abrakham-maslou.html