Общая характеристика потребностей человека

Содержание:1Теория Маслоу2Пирамида Маслоу: схематическое изображение3Пирамида потребностей: из чего состоит4Иерархия потребностей по Маслоу5Базовые потребности человека5.1Физиологические потребности – главные в теории Маслоу5.2Социальные потребности5.3Духовные потребности – высшие потребности человека

Пирамида потребностей Маслоу включает все нужды человека и распределяет их по уровню необходимости. Ученые считают, что совершать поступки людей мотивируют потребности. Пирамида потребностей Маслоу в настоящее время актуальна, используется в различных областях психологии, хоть и подвергается критике. Почему и как расположил иерархию потребностей Маслоу и что не нравится последователям, разберемся в материале.

Теория Маслоу

Теория Маслоу о потребностях людей разработана в 1943 году. Американский психолог распределил потребности человека в порядке возрастания. Он объяснил это так: невозможно желать чего-то наивысшего, если нет удовлетворения первичных нужд. Основа пирамиды – физиологические потребности, такие, как желание утолить голод, жажду, вступить в сексуальные отношения. Над ними следуют безопасность, привязанность и любовь, уважение и одобрение, познание.

Наивысшей потребностью теория Абрахама Маслоу определяет самоактуализацию. Маслоу уточняет, что у каждого человека набор потребностей индивидуален, некоторые ступени пирамиды могут меняться, а достижения 100%-го выполнения каждой позиции необязательно для перехода на следующий уровень.

2017-12-02_023001.jpg

Пирамида Маслоу: схематическое изображение

Пирамида Маслоу везде изображена в виде некоей диаграммы, где в порядке возрастания-убывания расположены человеческие потребности. Но при всем ее распространении необходимо уточнить, что сам Маслоу ни в одной публикации не рисовал пирамид и треугольников. Ученый считал, что порядок распределения нужд весьма условен и индивидуален, поэтому может быть выстроен по-разному в зависимости от предпочтений личности.

Таким образом, Абрахам Маслоу не создавал как таковую пирамиду потребностей, он просто определил схожие черты в их формировании у людей, ставших успешными. Само изображение пирамиды с надписями было создано его приверженцами для лучшего визуального восприятия.

Пирамида потребностей: из чего состоит

Пирамида потребностей включает пять основных блоков:

  1. физиология;
  2. безопасность;
  3. принадлежность;
  4. любовь;
  5. признание;
  6. самоактуализация.

По мере удовлетворения примитивных потребностей (таких, как желание есть, пить) у человека возникает необходимость в удовлетворении иных нужд – психологического, нравственного, социального характера.

Психологи сходятся во мнении, что практическое использование пирамиды, придуманной А. Маслоу, возможно лишь в ограниченных случаях. Нет никаких доказательств, что каждый человек нуждается в признании и уважении, многим неплохо живется и без этих потребностей. Есть люди, которые сознательно голодают – значит базовая потребность не удовлетворена, но им все равно хорошо.

Есть версия, что сам Маслоу впоследствии не признавал верной свою теорию, дорабатывал ее постулаты, но до идеала она так и не была доведена.

%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83-5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9.jpg

Иерархия потребностей по Маслоу

Итак, рассмотрим подробнее, что представляет собой иерархия потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу. 

  • Главная потребность – физиологическая, согласно которой человеку нужна еда, вода, секс. Это основные потребности, без которых, по мнению ученого, человек не может. Вполне логично, что голодный человек предпочтет лучше поесть, чем снискать уважение коллег или знакомых. Физиология – превыше всего. Тем более, без еды и воды под вопросом само существование человека.
  • Вторая потребность заключается в безопасности. Человеку важно чувствовать себя защищенным. Поэтому он старается избегать каких-либо опасностей или потенциально опасных ситуаций. 

Некоторые ученые относят нужду в безопасности также к физиологическим потребностям, считая, что она берет начало в первобытном обществе. В те времена человеку важно было поесть, поспать, пить воду, иметь потомство и держаться в стороне от диких зверей, непогоды и других опасностей. Человек боялся за свою жизнь, поэтому искал убежища, пещеры, в которых мог чувствовать себя в безопасности.

  • Третья потребность – любовь и уважение. Маслоу считал, что современный человек, удовлетворив первые две ступени, будет искать любовь и уважение. Людям свойственно испытывать чувства, вступать в отношения, обзаводиться семьями и детьми, чувствовать уважение к другим и видеть уважение или неуважение к себе. С этой целью каждый ищет ту группу людей, которая ближе всего подойдет для удовлетворения данных нужд. Человек – социальное существо, ему важно быть частью общества и занимать в нем определенное место. Именно стремясь избавиться от одиночества, люди становятся частью клубов, движений, кружков. 
  • Четвертая ступень пирамиды предполагает развитие потребности людей в признании, достижении определенных уровней развития, положения. Человеку важно осознавать, что он имеет способности к развитию и постепенно завоевывает в обществе определенную репутацию. Конечно, у каждого она своя, так как у каждого собственное понятие и стремление чего-то достичь. 

Статус в обществе дает человеку уверенность в себе и собственных силах, помогает добиваться цели, достигать новых вершин. Это может быть карьерный рост, увлечение, спорт, культурные достижения. Если человек не в состоянии добиться признания и достичь цели, он становится слабым, у него могут развиться неврозы и депрессия.

  • Пятая и высшая ступень пирамиды – потребность в самоактуализации, когда человек, удовлетворив в разных степенях все остальное, начинает искать возможности самореализоваться. 

Человек, дошедший до пятой ступени, начинает развивать творческие способности, заниматься духовным ростом, самосовершенствованием. Он может ходить на художественные выставки, посещать театр, культурные мероприятия, мастер-классы по личностному росту. Некоторые люди задаются поиском смысла жизни, своего места в социуме и предназначения. 

Нередко человек, достигший пятой ступени пирамиды, кардинально меняет свое мнение и отношение к окружающему миру и некоторым вещам.

Базовые потребности человека 

Базовые потребности – те нужды, без которых человек не может существовать. Они главные и в основном — физиологического характера, хотя в зависимости от темперамента и типа личности, могут быть и иного вида.  

В первую очередь, базовыми потребностями ученые считают врожденные: дышать, пить, есть, спать, носить одежду и обувь. Для одних людей базовой становится потребность остаться наедине с собой и восстановить силы, для других – окунуться в общение. Для кого-то жизненно необходимо тренироваться ежедневно.

Таким образом, у каждого индивида могут быть свои собственные наборы базовых потребностей, которые включают общепринятые и иные нужды.

Психологи утверждают, что список потребностей, которые люди могут относить к базовым, пополняется и растет с завидным постоянством. ​​​​​​​

Физиологические потребности – главные в теории Маслоу

Физиологические потребности занимают первое место в иерархии Абрахама Маслоу. Это то, что помогает человеку жить и выживать. Человек имеет такие же физиологические потребности, как и животные – дышать, есть, пить, спать, продолжать род. 

Известно, что рекомендуемая норма потребления воды – не менее 1,5 литров в сутки, еды – 2300 ккал. Человеку нужен свежий воздух, сон не менее 8 часов и двигательная активность в 10 тысяч шагов.

Когда человек обеспечен едой, водой, кислородом, достаточно спит, у него развивается потребность в сексе. Конечно, отсутствие сексуальной жизни еще никого не поставило под угрозу смерти. Но само по себе может вызвать невротическое расстройство и изменить психику. У неудовлетворенного сексуально человека есть риск развития фрустрации, что проявляется в усилении тревожности, раздражительности и подавленности.

Социальные потребности обусловлены тем, что в жизни человек постоянно взаимодействует с другими представителями общества. Социум влияет на формирование личности, привычек, способов общения. Психологи доказали, что только во взаимодействии с людьми может сформироваться гармоничная и развитая личность. Эти потребности относятся к приобретенным, не к врожденным.

Несмотря на то, что социальные потребности не влияют на природу жизни и смерти (человек вряд ли умрет, если не будет неделю разговаривать ни с кем), эти нужды играют важную роль в жизни. Среди социальных потребностей выделяются дружба, любовь, общение, одобрение, забота, совместное времяпрепровождение.

Отличительной чертой социальных потребностей является то, что удовлетворение их возможно исключительно при взаимодействии с другими представителями социума. Испытывая дружеские и любовные чувства, уважение, удовольствие от совместной деятельности с кем-либо, человек способен повысить самооценку, стать увереннее в себе, научиться достигать цели. 

Социальная потребность выражается в желании трудиться, работать, проявлять активность и неравнодушие по отношению к общественным проблемам и проблемам отдельных людей. Люди вступают в сообщества и клубы по интересам, чтобы следовать единой цели и, таким образом, удовлетворяют собственную потребность, а также потребность социума. 

Наоборот, если социальная потребность не удовлетворена, человек испытывает раздражение, апатию, становится одиноким и необщительным, испытывает стресс и нередко заболевает.

Социальные потребности делятся на 3 категории:

  1. Для себя. Когда человеку нужно понять самого себя, осознать свое место в социуме, добиться определенного статуса и положения. 
  2. Для других. Когда человек играет роли друга, супруга, сына/дочери, родителя. Здесь на первое место выходит помощь другим, забота о них, преданность.
  3. Коллективные нужды. Сюда относятся потребность в свободе, мире, безопасности общества в целом, справедливости

Духовные потребности – высшие потребности человека

Духовные потребности стоят на высшем месте пирамиды потребностей. Потребности может быть эстетической, религиозной, познавательной и нацеливаться на познание мира и себя. Люди начинают изучать духовные основы нравственности, чтобы понять и осознать смысл существования и собственную миссию, стремиться к духовному росту, обретать веру.

Удовлетворяя духовные потребности, люди приобщаются к искусству, музыке, литературе, философии.

Они побуждают к творчеству, самореализации, повышению уровня собственного развития. Духовные потребности имеют некоторые признаки:

  • они неизменно возникают в человеческом сознании;
  • человек осознает их необходимость;
  • имеют различные способы удовлетворения, они бескорыстны;
  • не имеют границ.
Читайте еще:   Искусство невербального общения

Самой главной духовной потребностью психологи считают стремление к познанию. Кто-то читает книги, кто-то интернет-публикации, кто-то смотрит обучающие видеосюжеты и телепередачи.

Все люди имеют разные способы познать мир и достичь гармонии, но исход один: человек, стремящийся к знанию, меняет мир к лучшему, так как меняется сам.

Эстетическое удовольствие человек испытывает, посещая музеи, выставки, иные произведения искусства. Красивые интерьеры также вызывают ощущение удовлетворения духовной потребности. Человек, познавая себя, стремится к самосовершенствованию. А это повышает уровень духовности всего социума.

Подводя итог, отметим, что пирамида потребностей Маслоу, хотя и не признана идеальной иерархией в научном сообществе, совмещает и классифицирует основные потребности человека. Она определяет базовые, физиологические, духовные потребности, присущие разным категориям людей и социальным группам. Общая особенность потребностей в том, что пока не будут удовлетворены базовые, не появятся другие.

Так или иначе, каждый уровень индивидуален и не всегда совпадает с предложенным Маслоу списком. Поэтому, чтобы лучше понимать себя и осознавать свои потребности, необходимо развиваться и самосовершенствоваться. Только гармоничная личность в состоянии распознать свои потребности и найти способы их удовлетворения. Иначе человек всегда будет находиться в неудовлетворенном состоянии, станет испытывать стресс. 

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Психологи выделяют различные потребности человека. Питание, дыхание, общение, творческая деятельность, участие в общественной жизни – эти и другие виды потребностей составляют ежедневную жизнь человека.

У каждого потребности располагаются по собственной значимости и выражаются по-своему. Так или иначе, существуют общепризнанные виды и классификации человеческих потребностей, о которых и пойдет речь в статье.

Что такое «потребности»?

Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.

Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.

Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.

Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.

Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и  обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.

Виды потребностей

Психологи выделяют различные виды потребностей:

  • Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
  • Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
  • Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
  • Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
  • Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
  • Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.  

Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.

Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу

Виды потребностей человека напрямую связаны с  уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.

Например, человек не думает, что  нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения. 

В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.

Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.

Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.

Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви  и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.

Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.

Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.

Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.

Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.

Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.  

Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.

Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания.

Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека. А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует.

Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.

Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.

К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.

Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.

Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.

Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:

  • Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
  • Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
  • Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.

Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:

  • В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
  • В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
  • В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
  • В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
  • В миропонимании и осознании своего места во вселенной.

Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.

Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.

Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.

  • Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
  • Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.  
  • Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.
19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С самого рождения мы испытываем различные потребности (в еде, сне, воздухе, уходе).

Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.

Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

» alt=»»>

Потребности человека с точки зрения психологии

Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.

Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.

«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:

  1. Потребность человека может им осознаваться, а может нет.

    В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.

    А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется влечением, осознанная – желанием;
  2. В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.

    Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);
  3. Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.

    Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);
  4. Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.

    Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.

Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.

Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.

Виды (классификация) потребностей людей

В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.

  1. Первые называются врожденными: их «придумала» природа, без их удовлетворения человек просто не сможет существовать. Например, мы должны иметь доступ к кислороду, спать, кушать, отдыхать, находится в определенном температурном режиме и т.д.
  2. Вторые – приобретенные, связаны в большинстве своем с социальным взаимодействием. Кто-то родился в богатой семье, где с рождения ему на завтрак подавали «гуся по колено в сметане», делали массаж головы и одевали.

    Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.

Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:

  1. Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
    1. Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
    2. Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
    3. Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
  2. Э.Фромм, психоаналитик выделял 5 видов потребностей:
    1. Потребность в любви, дружбе, человеческих, теплых чувствах;
    2. В самоутверждении и собственной значимости в обществе;
    3. В принадлежности к группе, нации, государству, культуре, религии;
    4. В творческой деятельности, создании нового вокруг себя;
    5. В познании окружающего мира.
  3. Пирамида потребностей Маслоу (американский психолог) является самой популярной классификацией видов. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней – от низшего (низшие потребности) к высшему (высшие потребности человека).

    Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.

    Данную классификацию рассмотрим отдельно в следующем разделе статьи.

Пирамида потребностей Маслоу

Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:

  1. Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
  2. Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
  3. Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
  4. Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
  5. Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).

Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.

Итак, обновленная версия структуры:

  1. Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
  2. Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
  3. В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
  4. Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
  5. В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
  6. Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
  7. В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).

Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.

Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что чем выше вы взбираетесь по пирамиде, тем более раскрыт ваш потенциал и здоровее ваше Я в психическом плане.

Нахождение на высших уровнях потребностей предполагает хороший сон, аппетит и самочувствие, внутреннюю гармонию и радость от своего бытия. Такая личность развита духовно и готова помогать другим.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

«>

Очередное подтверждение того, что у человека не так уж и много действительно важных потребностей.

Сейчас идет настоящая война среди маркетологов, что бы втиснуть в эту пирамиду с потребностями, новые кирпичики.

Человек может прекрасно обходиться без 99% того, что нам постоянно навязывают. И что обидно, многие люди начинают верить, что без кучи бесполезных вещей, они не смогут быть счастливыми!

«>

Через наши потребности нами же можно манипулировать, именно потому что человек, не удовлетворив одну потребность не перейдет на более высокий уровень. Вот так нас все время дёргают за ниточки эти неуловимые кукловоды.

«>

Домашняя работа по обществознанию потребность человека 6 класс

Используемые источники:
  • https://impulsion.ru/psixologiya/piramida-potrebnostej-maslou/
  • https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html
  • https://constructorus.ru/psixologiya/potrebnosti-cheloveka.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/potrebnosti-cheloveka-chto-ehto-takoe-vidy-piramida-potrebnostej-maslou.html