Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация

Первичная социализация – это процесс формирования личности, который происходит с момента рождения до достижения зрелости. В ходе него идет усвоение принятых в обществе норм. Благодаря этому, человек может существовать рядом с другими людьми.

kartinka-1.-socializacija.jpg

Социализация включает в себя также процесс становления идентичности, познание себя

Что это такое

Каждый человек является частью общества, мало кто сможет жить вне социальных групп. Поэтому в процессе социализации происходит усвоение норм поведения, культурных ценностей, моделей поведения. От этого зависит то, как индивид будет существовать в обществе.

Есть первичная и вторичная социализация. Под первой – понимают становление личности с момента рождения до зрелости, под второй – усвоение ценностей взрослым человеком.

Процесс развития происходит под влиянием агентов и институтов. Первая группа включает в себя  людей, которые ответственны за обучение. Например, это родители и педагоги. Вторая группа касается специальных учреждений, которые отвечают за социализацию.

Процесс никогда не заканчивается и длится всю жизнь человека. Его условно можно разделить на несколько этапов. Все они происходят вне зависимости от желания индивида.

Виды

Социализация — что это такое, как рассматривается

В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.

Первичная социализация

Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.

Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.

kartinka-2.-normy.jpg

Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях

Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.

Вторичная социализация

С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.

Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции.

Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.

Перманентная социализация

Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.

В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.

Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.

Отличия видов

Адаптация — что это такое в психологии

Первичная и вторичная социализации различаются не только возрастными рамками. Эти два процесса имеют ряд особенностей. Так, понятие «первичная социализация» относится к процессу формирования базовых ценностей, в то время как при вторичном усвоении информации происходит корректировка норм поведения.

Важно! Дети могут только усваивать установки, принятые в обществе. Взрослые сам решают, принимать их или нет.

У ребенка социальная жизнь выражается в освоении определенных моделей поведения. Чем старше человек, тем яснее он понимает условность некоторых норм. У взрослого процесс направлен на овладение новыми навыками, которые помогут в жизни.

Этапы

Развитие личности — что это такое в психологии

Человек развивается на протяжении всего своего существования. Поэтому процесс  происходит  в несколько этапов.

В психологии есть специальные упражнения, которые помогают облегчить усвоение норм поведения

Адаптация

Это начало процесса, при нем человек усваивает базовые нормы поведения. В детском обществе этап проходит сам по себе, во взрослом – требует активности от индивида.

Для этого периода характерна интериоризация социальных норм – усвоенные правила переходят во внутренний мир человека, т.е. они становятся для него само собой разумеющимися и не вызывают отторжения.

Индивидуализация

Часто ярко проявляется у подростков. На данном этапе человек уже освоил обычные нормы поведения, но он не хочет им следовать. Ему нужно проявлять себя, быть уникальной личностью. В таком случае индивид склонен к асоциальности и деструктивности.

Важно! При неблагоприятном стечении обстоятельств человек заканчивает жизнь самоубийством, занимается криминальной деятельностью и т.п.

В это время ребенок проходит процесс определения себя как уникальной личности. Он пробует разные сферы деятельности, выбирает себе интересные занятия.

Интеграция

Обычно совпадает с этапом становления как специалиста. Человек понимает, куда ему нужно направить энергию, ищет людей, которые будут разделять его точку зрения.

На этом этапе индивид способен сделать достижение успеха главным стремлением. Он демонстрирует свои таланты, его целью становится реализация умений и навыков. У него появляется стремление стать значимым для общества.

Стадии

В психологии принято выделять несколько ступеней развития социализации. В основе классификации лежит социально-экономический аспект.

Первый уровень – дотрудовой. В него входит усвоение базовых норм, моделей поведения. Процесс проходит под воздействием воспитательных факторов.

Второй уровень – трудовой. У индивида раскрываются все способности, он проходит профессиональную ориентацию. Происходит формирование социальной роли и статуса.

Третий уровень – послетрудовой. Начинается после выхода на пенсию. В это время происходит закрепление новых навыков существования, старая система представлений устаревает. Человек вынужден искать новые способы самовыражения. Различия между стадиями позволяет выявить степень социализации человека.

Разные подходы

Всего в психологии выделяют две концепции. Согласно первой, сущность социализации заключается в том, что само общество заинтересовано в единых нормах поведения.

В рабочем коллективе у каждого есть своя роль, усвоение правил позволяет увеличить производительность

Подобной теории придерживались Дж. Баллантайн, Т. Парсонс и другие. Другая концепция основана на мысли, что при социализации индивид претерпевает внутренние изменения. Подобная идея принадлежит Дж. Миду.

Ресоциализация

В жизни любого человека происходит смена ролей, приходится усваивать новые шаблоны поведения. Не всегда этот процесс приводит к положительному результату.

Ресоциализация –это неспособность усвоить определенные нормы. Из-за этого личностные изменения не происходят, и жизнь человека не улучшается. Его ценностная система остается такой же, как и прежде, он не может определить себе новые цели.

При длительном нахождении в таком состоянии индивид способен на кардинальные перемены, например, эмиграцию, смену религии, профессии и т.п. Подобный процесс не всегда негативный, переучивание может принести пользу для развития личности.

Особенности социализации рассматривают в рамках такого предмета, как обществознание. В нем выделяют характерные черты всех этапов, их протекание, от чего зависит скорость усвоения.

В педагогике учителя изучают способы получения убыстрения процесса – это облегчает формирование коллектива

Приемы, облегчающие появление новичка в рабочей группе, используются всеми крупными фирмами. От того, как быстро пройдет этот этап, зависит результативность деятельности.

В политологии под термином понимают процесс усвоения политических знаний, умений, норм. Это позволяет адаптироваться к сложившемуся государственному строю.

Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества.

Видео

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

Содержание:

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей. Рис. 1. Социализация личности</figcaption>Две основы, которые составляют весь процесс социализации:
  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Важно! Главные учителя — это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:
  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
  • Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  • Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  • Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека. Рис. 2. Стадии социализации личности</figcaption>

Стадии социализации личности

Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества. Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.

Первая стадия — младенчество

Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.

Вторая стадия — раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т.д.

Третья стадия — непосредственно детство

Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение. У него начинает формироваться память, внимание и т.д.
Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия — школьные годы

Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил. В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.
Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь. Рис. 3. Институты социализации личности</figcaption>Подростки познают новый для них мир, и главное на этой стадии помочь им, чтобы они не разочаровались в себе.

Шестая стадия — молодость

По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия — зрелый возраст

Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен. На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Тест для закрепления материала

  1. 1Социализация личности — это:
    • <label>Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам</label>
    Вопрос 1 из 5
  2. 2Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
    • <label>Пять</label>
    • <label>Семь</label>
    • <label>Восемь</label>
    Вопрос 2 из 5
  3. 3Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
    • <label>Родственники и друзья</label>
    • <label>Друзья и органы управления</label>
    • <label>Школы, университеты, и другие масштабные предприятия</label>
    Вопрос 3 из 5
  4. 4Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
    • <label>Незнание норм поведения</label>
    • <label>Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя</label>
    • <label>Проблемы с приспособляемостью, низкая активность</label>
    Вопрос 4 из 5
  5. 5На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
    • <label>На стадии дошкольного возраста</label>
    • <label>На стадии раннего детства</label>
    • <label>В школьные годы</label>
    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности
Используемые источники:
  • https://srazu.pro/socializacia/pervichnaya-i-vtorichnaya.html
  • https://studopedia.ru/4_23946_ponyatie-sotsializatsii-lichnosti-pervichnaya-i-vtorichnaya-sotsializatsiya.html
  • https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html