Маргинал или изгой общества

См. также: Маргинал и Маргинальная наука

Маргинализация (от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптациииммигрантов к новым социальным условиям.

Более точно маргинализацию можно описать как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов[1].

Следствием маргинализации является маргина́льность индивидуального человека или группы людей. Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Последствия

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы (точнее, наиболее амбициозные из них) предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к массовым беспорядкам и убийствам (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве[2]. Так, имеются попытки объяснить расцвет этнического предпринимательства именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Примечания

  1. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999. — ISBN 5-8114-0167-1.
  2. Новые пути старого фашизма (рус.). Migracio.ru (1 марта 2014). Архивировано 23 июля 2019 года.

Литература

на русском языке
Современной Украины
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 11 февраля 2021 в 04:31. ТолкованиеПереводМаргинальность</dt>b>Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

[1]http://www.ec-dejavu.net/m-2/Marginal.html

См. также

Другие книги по запросу «Маргинальность» >></dd>

Как правило, слово «маргинал» используется в негативном ключе, когда речь заходит об «опустившихся», асоциальных людях. Но разобравшись с тем, какое значение термин приобрел в современном мире, можно с удивлением обнаружить маргиналов и среди своих знакомых, и людей находящихся совсем не на «дне» общества.

37-og.jpg

Согласно словарям маргиналом называют человека оказавшегося вне каких-либо социальных групп, культур. Такой индивид находится в пограничном состоянии, являясь асоциальным субъектом. Но это далеко не всегда означает, что человек аморален или страдает от пагубных зависимостей.

Термин «маргинал» был введен в социологию Парком, и изначально относился к жителям сельской местности, переехавшим в город и не приспособившимся к новым условиям жизни. С течением времени значение понятия «маргинал» несколько изменилось.

Сейчас маргиналом называют человека чье мировоззрение, принципы, образ жизни сильно отличается от общепринятых норм.

Также маргиналом можно назвать человека отрицающего принципы морали, культуры, религии своей социальной группы, но при этом не присоединяющегося к другим.

Статус «маргинал» может быть осознано, принят человеком. А может навязываться окружающими. Часто общество «клеймит» выделяющихся из его массы людей, причисляя их к маргиналам. Как правило, это представители различных меньшинств (национальных, сексуальных) или те лица, чьи убеждения в корне отличаются от убеждений большинства (чайлфри). Важно понимать, что подобное отношение нарушает права человека.

Маргиналом может считаться, человек стремящийся находиться вне «системы», придерживающийся идей свободы, независимости, индивидуального развития.

Признаки маргинальной личности

Социологи основным признаком, характеризующим маргиналов, считают разрыв социальных, экономических и духовных связей с «прошлой» жизнью. Например, военнослужащий, уволенный в запас, и не нашедший себе место в гражданском обществе, временно становится маргиналом (старые связи утеряны, а новые еще не созданы).

Также к признакам маргинальной личности относят:

  • мобильность, связанная с отсутствием привязанностей или постоянного жилья,
  • проблемы с психикой, появившиеся из-за невозможности найти себя в новом обществе,
  • склонность к участию в противоправной деятельности,
  • собственная система ценностей, идущая в разрез с существующей в обществе.

Маргиналы и люмпены: в чем различия?

В сознание большинства маргинал и люмпен синонимы. Этим и обуславливается негативное отношение к маргиналам в обществе.

Кто же такие люмпены? Термин «люмпен» был предложен Марксом, который подразумевал под ним бандитов, бродяг, нищих. Это деклассированные, находящиеся на самом «дне» общества индивиды. Их можно отнести к части маргинальной группы. Но маргинала далеко не всегда можно назвать люмпеном. И тех и других объединяет «выпадение» из структуры общества. Но люмпен легко подчиняется сильному лидеру, а маргинал не признает, ни чьего лидерства.

ЛюмпеныМаргиналы
Индивиды, достигшие социального «дна» (бомжи, нищие, преступники)Лица, находящиеся между устойчивыми социальными группами, не входя в ни одну из них (мигранты, солдаты, вернувшиеся с войны и не нашедшие себе место в мирной жизни)
«Питательная среда» для развития экстремизма

Типы маргиналов

Как правило, статус «маргинал» временный. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, «обрастает» связями и «вливается» в общество, перестает быть маргиналом.

Промежуточное положение в общественной структуре затягивается у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал этот статус. К вынужденным маргиналам относятся беженцы, а к «осознанным» — экстремисты, сектанты, дауншифтеры.

В социологии выделяют следующие типы маргиналов:

  • политические,
  • религиозные,
  • этнические,
  • экономические,
  • социальные,
  • биологические.

Политические маргиналы

К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.

Религиозные маргиналы

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).

Этнические маргиналы

Экономические маргиналы

Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Социальные маргиналы

Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.

Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.

Биологические маргиналы

В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.

Современное общество

Как уже упоминалось понятие «маргинал» стало более «широким».

По мнению некоторых социологов, психологов, философов, маргиналы являются наиболее развитыми и открытыми для нового индивидами.

К маргиналам в современном обществе можно отнести и фрилансеров и чайлдфри и дауншифтеров. Отношения к ним уже не резко негативное. В своем развитии общество становится более терпимым к ярким проявлениям индивидуальности.

20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или их выгнал социум?

Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.

Маргинал – кто это такой?

Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань» (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).

Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и не мог социализироваться в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.

В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой.

Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.

У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен, изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).

Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова:

  1. маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
  2. «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
  3. человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).

Такие люди испытывают стресс (что это?), эмоциональное напряжение, имеют повышенную чувствительность к внешнему миру. Часто переживают неопределённость в самосознании, поскольку ни к кому не относятся и не знают, как себя идентифицировать. Часто формируют враждебные отношения с другими людьми, если удаётся с ними пересекаться и общаться.

Признаки того, что человека можно отнести к маргиналу:

  1. разрыв связей, которые были до рокового жизненного поворота: духовные, финансовые и, самое главное, социальные;
  2. нет постоянного места жительства, привязанности к чему-то;
  3. агрессивность к миру вокруг;
  4. иногда начинают развиваться психические болезни или отклонения, поскольку такая ситуация в жизни не является благоприятной;
  5. наличие собственных ценностей, правил и эталонов.

Причины и типы маргинальности

В зависимости от того, какие факторы и в какой области спровоцировали личность (что это такое?) стать более маргинальной, выделяют разные типы. Социальный маргинал мог пытаться подняться в соответствующем «лифте» вверх. Но при этом застрял между этажами: не стал на статус ни выше, ни ниже. Поэтому выпал из всех групп.

Похожей причиной может послужить желание человека достигнуть непосильно высокого уровня. Из-за этого он может поставить на карту всё и проиграть. От чего оказывается не в промежуточном состоянии, а падает на самый социальный низ.

Финансовый фактор несёт за собой «экономических отбросов общества». Это может случиться из-за потери работы, невозможности длительное время найти новою, кражи имущества, большой траты последних денег на лечение. Во время экономического кризиса в стране количество маргиналов значительно растёт.

Политический рождается тогда, когда люди не успевают адаптироваться и менять своё мышление под:

  1. политический кризис;
  2. перемену общественных норм;
  3. перемену государственных норм;
  4. смену режимов.

Этническая сторона – после переезда человека в другую страну, к иному народу и этносу. Особенно если не по собственному желанию, а как беженец. Чем сильнее отличается менталитет, тем сложнее социализироваться и быстрее личность становится маргиналом.

Один из вариантов, когда семья переезжает в более успешную страну, имеет деньги и возможность устроиться. Но при этом их не воспринимают дружелюбно из-за цвета кожи, волос. Поскольку это изменить нельзя, семья не может обрести какой-то статус среди нового этноса (а отсутствие статуса — это и есть маргинальность).

Религиозный изгой – человек, который верит в высшую силу, но не может отнести себя к уже существующим верованиям. Поскольку они не до конца соответствуют представлению о боге. Так могут выглядеть атеисты (кто это такие?) или агностики на фоне всех остальных религиозных людей.

Биомаргиналы — кто это? Это те, кто имеет дефект или проблемы со здоровьем: СПИД, инвалидность, хроническое соматическое заболевание. Они не могут быть полезной ячейкой общества, поэму часто находятся за бортом. Им не уделяют внимание, не заботятся, часто обходят стороной.

Маргинал — это значение негативное или позитивное?

Любые жизненные аспекты и ситуации можно рассмотреть с полярных точек зрения: позитивной и негативной. Маргинальность не является исключением.

Плюсы:

  1. Из-за своей индивидуальности и отличительных черт, человек может развиваться и мыслить вне «стадного» движения. Ведь часто такими людьми становятся и художники, и учёные. Поэтому могут привнести ценный и новый поворот в историю общества.
  2. Опять же из-за своей особенности они могут придумать бизнес, до которого не «дотумкали» другие люди.
  3. Маргинальные личности более гибкие и не привязанные к чему-то. Поэтому им легче двигаться к цели: переехать в другой город, пойти на новую работу.

Минусы:

  1. Негативная сторона маргинальности заключается в том, что она часто возникает на фоне революций, войн, неблагополучных условий в стране.
  2. Сложно поддержать собственный комфорт и удовлетворить базовые потребности.
  3. Развивается склонность к действиям вне закона – становятся опасными для окружающих.

Какая разница между ними и люмпенами?

Люмпены и маргиналы – это синонимы, или совсем разные между собой понятия? Первое слово ввёл Карл Маркс для обозначения отдельного социального слоя общества (тех, кто ходит в лохмотьях). К ним относились нищие, бродяги, люди с асоциальным поведением и те, которые нарушали закон.

Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых своя мораль и они не признают социальные нормы. По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.

По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации. Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).

Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (6)

«>

Так значит я человек маргинальный, поскольку я самостоятельный не подвержен стадности, не вхожу в какие либо социальные образования но держусь невдалеке от них, предпочитаю не общаться но если приходиться то делаю это не напрягаясь лаконично и не эмоционально, как кошка которая гуляет сама по себе. Но я не страдаю от этого. Наоборот это мой образ жизни и мне в нем почти комфортно.

«>

Просто и понятно.

Спасибо.

«>

Мне 18, и до этого момента я долго думал кто я и почему не могу найти себя в обществе. Спасибо теперь мне немного легче существовать. Но я всё равно буду выходить на прогулку по городу в 2 ночи регулярно.

«>

Маргинальность — это естественное состояние рузкого, я бы не сказал, что прям все — но в основном каждый конченый, тоесть маргинальный.

«>

Не для кого не секрет, что мы живём в маргинальном обществе, если проще, маргинал — типичное быдло. Речь тут не про финансовый достаток, это никак не связано, но всё-же большая часть маргиналов это именно нищая прослойка граждан.

«>

Иногда маргинальные личности просто хотят постоянно ощущать что они особенные, не такие, как другие. Часто именно этим их креативность и ограничивается.

ВопросыКто такой маргинал — Типы, отношение окружающих и отличие от люмпенов. Причины и последствия изменения образа жизни. Маргиналы в лицах – известные последователи направления.

Есть еще одна известная личность, которая тоже была признана маргиналом – Лев Толстой. Ему по нраву была жизнь в деревне, и он отрицал большинство привилегий дворянского сословия, сочинял и отражал на бумаге революционные издания для сознания не только тех времен, но и сегодняшнего. Несмотря на то, что он толковал христианские понятия, церковные служители его изгнали, положив основу даже отдельному течению – толстовскому.

Кроме Толстого есть еще много русских писателей, поэтов, драматургов, ставших сегодня классикой, в свое время принявших решение уйти из той или иной социальной группы. Как раз и толкала их на написание мировых известных даже сейчас произведений культурная двойственность.

В современном мире маргинальность приобрела новый виток развития из-за распространения интернета, который помогает преодолеть любые границы. С каждым днем все больше становится фрилансеров, которые работают дома в одиночестве, а не в коллективе.

Маргиналы и люмпены – в чем разница

Кто такие маргиналы, мы уже описали. Теперь расскажем, кто такие люмпены и разницу между ними.

Люмпен – это человек, который сознательно ведет асоциальный образ жизни и не стремится его улучшить. В современном значении, люмпен не владеет личным имуществом, он перебивается временными подработками и ведет порочный образ жизни. Ими считаются:

  1. Лица без определенного места жительства.
  2. Наркоманы.
  3. Сознательные иждивенцы.
  4. Рабочий класс, прожиточный минимум которого ниже минимального.
  5. Люди, злоупотребляющие алкоголем.
  6. Преступники, отбывающие наказание, которые так и не смогли вернуться к нормальной социальной жизни.

У всех люмпенов есть один общий признак – у них нет мотивации к действию. У них нет желания и цели изменить материальный доход в большую сторону или получить социальный статус. Чаще всего общаются люмпены только с себе подобными, а остальных не воспринимают, как собственно и те их.

К примеру классической ситуации жизни люмпена можно отнести попрошайничество на вокзале или в подземном переходе, чтобы добыть средства на алкоголь и хоть какую-то еду.

Очень часто многие маргиналов и люмпенов отождествляют как одно целое, то есть считают, что это люди, находящиеся на самом дне общества. Но на самом деле, учитывая, что слово «люмпен» с немецкого переводится как «отрепье», никак не может быть человеком, который думает и смотрит на мир по иному, как маргинал.

В таблице наглядно покажем отличие люмпена от маргинала:

Отличия люмпена от маргинала
ЛюмпенМаргинал
Материальное состояниеПолное отсутствие движимого и недвижимого имущества и даже прав на него.Наличие в собственности движимого и недвижимого имущества.
Положение в обществеОтсутствие постоянного места трудоустройства и ежемесячного заработка.Личность, получающая постоянный доход и имеющая социальное значение.
Позиция по отношению к общепринятым нормам поведенияИгнорирование/пренебрежение большинства норм и форм поведения по оказанию сильного давления.Игнорирование/пренебрежение большинства норм и правил поведения по своей воле.
Круг общенияОтсутствие порядочного и адекватного поведения.При необходимости поведение адекватное на публике, но при этом оно не должно противоречить личным нормам и правилам.
Стиль жизниПодчинение всем правилам и законам страны, в которой он живет.Подчинение всем правилам и нормам, установленным для узкой социальной среды или на основании личной ассортативности.

Исходя из признаков в таблице можно сделать вывод, что между маргиналом и люмпеном нет ничего общего и отождествляют эти два понятия люди, которые не разбираются в особенностях этих двух социальных классов.

Заключение

Довольно однобоко считать маргиналов антисоциальными личностями. Далеко не всегда человек, попавший в другую социальную структуру, несет негативный посыл. С помощью поддержки и его принятия вполне возможна взаимовыгодная интеграция.

end.pngИспользуемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/маргинальность
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1023651
  • https://psihter.ru/teoriya/marginal-v-obshhestve/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/marginaly-kto-ehto-takie-prostymi-slovami.html
  • https://finfocus.today/kto-takoj-marginal.html