Первичная социализация и вторичная — что это такое

Социальная психология Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

1556796849_1.jpg

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

1556797084_2.jpg

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Смотреть видео

Человек – существо общественное, для полноценной жизни ему нужен круг общения с себе подобными. Во все времена жить отдельно от других людей было не только трудно, но и опасно. Социализация индивида – неотъемлемая часть его подготовки, адаптации и успешной деятельности в социуме.

Общество и личность

Что такое социализация индивида

Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.

Важно! У социализации нет конечной точки развития. Она имеет непрерывное течение, продолжающееся от рождения до смерти.

Для того чтобы человек смог наиболее полно приспособиться к жизни в окружающем обществе, он обязан знать и выполнять его требования. Они могут носить как формальный (предписанный законами), так и не неформальный характер (негласные правила поведения).

Какие виды бывают

Социализация — что это такое, как рассматривается

Социализация – процесс освоения индивидом новых социальных ролей, имеет два вида: первичная и вторичная. В каждом из них свой круг агентов и институтов, напрямую влияющих на ход протекания становления личности и её привыкание к жизни в обществе.

К сведению. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека.

Первичная социализация

Она начинается с первого года жизни и длится всё детство и юность. В младенчестве происходит спонтанное (стихийное) понимание индивидом себя как члена окружающего мира. Это не слишком интенсивный процесс, связанный с тем, что малыш должен осваивать информацию, исходящую только от родителей и членов его семьи. Далее, когда наступают детство и юность, дело идёт быстрее, потому как круг общения расширяется.

Агентами первичной социализации (первичными агентами) являются:

  • родители;
  • родственники;
  • товарищи, друзья, воспитатели и учителя.

Понятие «первичная» означает первый круг общения – ближнее окружение, оказывающее наибольшее влияние на становление индивида как социальной личности.

Доказано. Для первичной социализации важен возрастной период до 9 лет. Только в этом возрасте внешние факторы могут полноценно влиять на ребёнка.

Серьёзной проблемой стала социализация детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Педагог-психолог А.И. Настенкова в своей публикации «Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность?» касается этого вопроса. Автор утверждает, что детские дома или интернаты с функциями коррекции не могут обеспечить условия для полномерной социализации детей. В социально-психологическом состоянии воспитанников преобладают следующие характеристики:

  • повышен уровень отклонений в поведении (поведенческая девиация);
  • недостаточно развит социальный интеллект;
  • иждивенчество;
  • готовность к получению выгоды из своего незавидного положения (рентные установки).

Несмотря на то, что это сугубо специализированные учреждения, работают в них обычные педагоги.

Важно! Минусом подобных заведений является то, что «воспитатель детского дома» – несуществующая специальность. Поэтому не все педагоги до конца понимают специфику работы с детьми, лишёнными родительского воспитания.

Если выделить проблемы с первичной социализацией у детей сирот или тех, кто остался без попечения родителей, то можно составить следующий список:

  • отсутствие квалифицированных кадров в заведениях;
  • социальная обособленность детдомов;
  • личностные и эмоциональные деформации воспитанников;
  • недостаток приспособленности к жизни в социуме.

Нельзя сбрасывать со счетов и негативное отношение к детдомовцам со стороны обычных членов общества, что вызывает у подростков-сирот чувство ущербности.

Первичная социализация

Вторичная социализация

Усвоение норм общества продолжается по мере дальнейшего взросления. Это участие в различных общественных организациях, кружках, учебных и производственных коллективах.

Внимание! Затруднён процесс социализации в таких закрытых сообществах, как военные училища или армейские подразделения. Многим индивидам для адаптации требуется психологическая помощь.

Вторичная социализация

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Этапы становления личности

Социализация – это процесс усвоений индивидом, происходящий постепенно и состоящий из нескольких этапов. Можно выделить следующий ряд:

  • адаптация – познание основных норм поведения;
  • индивидуализация – проявление девиантного и асоциального поведения ради личностного самоутверждения;
  • интеграция – профессиональное становление с целью направления творческой энергии в интересующем направлении и поиск соратников и сподвижников.

Интересно. Иногда ход социализации делят на стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая. Не все психологи придерживаются такой классификации, но подобное деление имеет место.

Стадии социализации

От социализации индивида зависит его психологический и экономический уровень жизни. Сознательная или вынужденная асоциальность мешает нормальному существованию в социуме. Отсутствие поддержки общества, социальных институтов и государства негативно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности человека.

Видео

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Этап

Его содержание

Начальный

Социализация ребенка, преимущественно в семье

Средний

Обучение в школе

Завершаю­щий

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

База знанийЕГЭОбществознаниеДобавлено: 11-08-2017, 14:05

Видеоурок:

Лекция:

Социализация и её стадии

Включение человека в социальную структуру общества начинается с самых первых дней его жизни. 

Процесс усвоения социальных норм, знаний и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. 

Временных рамок социализации не существует, она продолжается всю жизнь. Вместе с изменяющимся миром меняется и сам человек. Происходит социализация посредством агентов (индивидов, групп или социальных институтов). Социализация включает четыре стадии, которые совпадают с жизненными циклами человека:

  1. С рождения до подросткового периода происходит первичная социализация. Данная стадия совпадает с жизненным циклом — детство. В этот период формируется индивидуальный интеллект человека, он осваивает социальные нормы и ценности, учится соответствовать требованиям и ожиданиям общества. Важным агентом социализации на данной стадии является семья. Тому, «что такое хорошо и что такое плохо» дети учатся прежде всего у родителей. На этапе первичной социализации происходит инициализация человека, когда у окружающих людей формируется определённое представление о его внешности, чертах характера. Этот процесс можно сравнить с сюжетом сказки Андерсена «Гадкий утенок», когда утка-мать учила своих утят ходить, вытянув лапки назад и кланяться «важной птице с красной лентой». Первичная социализация очень важна для ребёнка, поскольку именно за это время он из существа биологического превращается в социальное существо. Агентами первичной социализации кроме родителей и семьи являются воспитатели, учителя, друзья (индивиды), детсад, школа (социальные институты). Большую роль в становлении личности играет школа. Уже с первого класса ребёнка обучают правилам поведения на уроке и перемене: не опаздывать на урок, соблюдать тишину на уроке, выполнять домашние задания, так он осваивает новую социальную роль ученика. В школе не только формируются умственные и физические возможности ребёнка, но и приобретается важный опыт социального взаимодействия. 
  2. Вторичная социализация совпадает с юношеским возрастом человека (приблизительно от 12 до 20 лет). На данном этапе человек получает образование и готовится к трудовой деятельности. Юный человек стремится к индивидуализации и определённому влиянию на окружающих. Помните, как гадкий утенок хотел, чтобы его приняли таким, какой он есть, но весь птичий двор заклевал его и отверг. На этапе вторичной социализации развивается социально зрелая личность, связанная с профессиональным становлением человека. Агентами здесь являются формальные учреждения (администрация вуза, руководство предприятия, армия, полиция, религиозные учреждения, СМИ, партии, государство).  
  3. Социализация зрелости продолжается от приблизительно 20 до 60 лет. На данном этапе человек интегрируется в ту социальную группу, которая даёт ему возможность раскрыть свои качества и способности. Продолжая пример из сказки, вспомним, как утёнок из гадкого превратился в прекрасного лебедя, а другие лебеди с радостью приняли его в свою стаю. Так и человек находит своё место в обществе, устраивается на работу и начинает обеспечивать себя материально, обзаводится семьёй. 
  4. Социализация старости начинается от 60 лет и продолжается до смерти. На данном этапе человек выходит из трудовой деятельности.

Основным инструментом социализации является язык, с помощью которого обеспечивается передача информации. Другими средствами социализации являются ценности, социальные нормы и образцы поведения. 

Социализация имеет личностную и общественную значимость. С позиции личности социализация необходима для её всестороннего развития внутри социума, а с позиции общества важна для преемственности знаний и опыта поколений. Кроме этого социализация выполняет следующие функции:

  • формирование и регулирование поведения с помощью социальных норм;
  • преобразование личности, стремящейся к проявлению индивидуальных качеств в общении с другими людьми;
  • ценностное ориентирование человека (ценности ближайшего окружения перенимаются человеком и влияют на его отношение к семье, друзьям, общению, свободе, материальным благам, природе, здоровью и прочее);
  • взаимодействие, общение, обмен информацией между людьми;
  • формирование индивидуального образа жизни;
  • адаптация к условиям социальной среды. 

Гендерная социализация

У выпускников, сдающих ЕГЭ возникают трудности с решением заданий, связанных с понятием гендер. Гендер – это не биологический пол мужчины и женщины, как считают многие, а социальный пол, определяющий поведение мужчины и женщины в обществе и то, как это поведение воспринимается окружающими. Иногда в адрес девушки можно услышать фразу «мужик в юбке», встречаются и мужчины с женским гендером: сентиментальные и мягкие характером.

Усвоение моделей мужского или женского поведения начинается в семье. Уже с роддома мальчиков выводят в голубом одеяле, а девочек в розовом. Мальчику покупают машинки, пистолеты, а девочке куклы. Мальчиков поощряют за энергию и соревнование, а девочек – за послушание и заботливость. Таким образом, именно в семье начинается формирование в будущих мужчинах маскулинности (знаний и качеств, необходимых мужскому полу: уверенность, доминантность, бесстрашие и др.), а в будущих женщинах феминности (знаний и качеств, необходимых женскому полу: готовность помочь, уступчивость, мягкость и др.).      

Дополнительные материалы к уроку:👉 Эссе по обществознанию Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его (Б. Рассел)👉 Эссе по обществознанию Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно (И. Фихте)👉 Эссе по обществознанию Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения (Ж.Ж. Руссо)👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социализация индивида»Интеллект-карта по обществознанию №47
Предыдущий урокСледующий урок
РЕЙТИНГ АВТОР ПРОСМОТРЫ—>ТолкованиеПеревод
Социализация
> Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

Другие книги по запросу «Социализация» >>
Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/47-chto-takoe-socializacija.html
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • http://humanitar.ru/page/ch7_13
  • https://cknow.ru/knowbase/600-313-socializaciya-individa.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519

Скажите что-нибудь