Функции социализации.

Социализация – наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

socializacija.jpg

Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

  1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума. С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
  2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

Функции социализации

1. Нормативно-регулятивную.

Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

Социальный институт состоит из:

  • семьи;
  • политики;
  • брака;
  • государственной территории проживания;
  • религии;
  • образованности;
  • экономики.

Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

2. Личностно-преобразовательную.

Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

3. Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

4. Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

5. Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

6. Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

7. Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

Определение понятия социализации

Социализацияличности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Институты социализации

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Стадии (этапы) социализации

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
    • ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    • стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
  2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
  3. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Как отмечают Г. М. Андреева, Л. В. Мардахаев и А. В. Мудрик, социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

  • — нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
  • — личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
  • — ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;
  • — коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
  • — прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
  • — творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
  • — компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека[3; 12;16].

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналВестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика2007ВАКОбласть наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и функции социализации»

ПЕТАГОГИКЛ

Н.Б. Пугачева, И.Е бизов, К.Г. Яковлев

СУЩНОСТЬ И ФТ НКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Понятие «социализация» было впервые введено в научный оборот американским социологом Ф. Гичцингсом в конце XIX века. Под социализацией он предлагал понимать процесс развития социальной 1фироды человека [1, с. 91. Однако, только в середине XX века термин «социализация» получил официальный статус теоретического понятия и был внесен в реестр Американской социологической ассоциацией [1, с. 9]. И сегодня термин «социализация», несмотря на его широкое применение, все еще не имеет однозначного толкования, Представители философии, социологии, психологии, педагогики предлагают самые различные трактовки этого понятия. Более того, иногда к термину «социализация» вообще высказывается довольно критическое отношение. Так, например Б. Рубин и Ю. Колесников предлагают заменить термин «социа-шзация» понятием «адаптация» [2, с. 96]. Анализируя в ходе исследования ряд публикаций по проблеме социализации человека, нам встретилось более 50 о.феделений этого термина, которые отличаются друг от друга раз 1ичной степенью взаимосвязи личности и общества. В этой связи мы считаем, что все многообразие точек зрения о сущности социализации человека можно разделить на четыре группы.

В первую группу мы объединили те точки зрения 9 сущности социализации, в которых она рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена оощества. такое определение социализации предлагают авторы философского энциклопедического словаря [3, с. 629], Л.А. Ра-дугин [4, с. 76], А Л Кравченко 15, с. 111]. В.Н. -Лавриненко [6, с. 470], И.О. Кон [7, с. 22; 8. с. 22, 101], Л.И. Спиридонов 9, с. 9], П.Н. -Лебедев [10, с. 58] и другие. 1акая трактовка термина «социализация» позволяет изучать человека как конкретного индивида живущего в обществе. Однако усвоение системы соци-

альных знаний, норм и ценностей, это лишь одна сторона процесса социализации, характеристика того как социатьная среда воздействует на человека. Методологической же основой нашего исследования является положение о том, что человек — это не только объект, но и субъект общественных отношений, который, обладая автономностью, относительной самостоятельностью, сознательно определяет свою жизненную позицию. Еще РХ. Сабиров, рассматривая социологические проблемы человека, отмена д, что с позиции индивида, социализация — это процесс выработки им своих убеждений, жизненных установок. ценностных ориентации, процесс самоутверждения им своего социального бытия [11, с. 201. Поэтому, учитывая все выше сказанное, мы считаем, что в определении понятия «социализация» целесообразно выделить момент активного воздействия человека на социальную среду, которое, по мнению большинства ученых, осуществляется через предметно творческую деятельность.

Вторую группу составили позиции тех авторов, которые рассматривают социализацию как процесс формирования личности. Так. например В.А. Сухомлинский писал, что, познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, индивид включается в общество, становится его членом. И этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности и называют социализацией [12, с. 40]. С.С. Фролов также считает, что социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через Формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности [13, с. 351]. М.С. Комаров отмечает, что социализация — это, в сущности, процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение

© Н.Б. Пугачева, И.Е. Абизов, К.Г. Яковлев. 20СГ

23

Педагогика

человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, гюзвО;1яюших ему полноценно участвовать в общественной жизни [14, с. 104]. По мнению Э.В. Тадевосяна, социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливаю! социальный опыт жизнедеятельности в конкретных социальных группах и организация? , становятся личностями [15, с. 219]. Конечно, по своему содержанию процесс социализации — это процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни. Однако, развитие личности — это результат ее активно-преобразующей деятельности. У авторов же перечисленных нами определений в центре внимания находится социальная среда, ее воздействие на личность, а не активное участие в ней человека. Мы же считаем, что подлинно научное изучение проблемы социализации предполагает рассмотрение личности как активного социального субъекта. Социализация, по нашему мнению, представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, общество, посредством образования, включения человека в различные видн деятельности, обшения формирует в нем социально -значимые качества, ценности, знания, умения, а с другой, — личность сама является субъектом развития общества, дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей.

Поэтому мы разделяем мнение тех авторов, которые рассматривают социализацию как пву-сторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой, — (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности. 1акое определение социализации предлагают Г.М. Андреева [16, с. 241], A.B. Мудрик[17,с. 6],М.Н. Росенко [18, с 205], А.Г Эфендиев [19, ч 2, с 35], Р.Х. Сабиров [11, с. 15], A.B. Петровский [20,

с. 4901 и другие. Их позиции и составили третью групп) В предлагаемом ими определении процесса социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, реализуя себя как личность, активно влияя на жизненные обстоятельства окружающих людей. Ценность такого подхода, на наш взгляд, состоит в том. что при такой интерпретации понятия «социализация), достигается понимание человека не только как объекта, но и как субъекта общественных отношений

В четвертую группу мы объединили точки зрения тех ученых, которые рассматривают социализацию как процесс формирования нового объективного мира — мира человека в процессе антропогенеза [21, с. 214]. Наиболее полно эта точка зрения представлена исследованиями С.С. ьатенина [21]. Конечно, социализация выражает процесс социального развития людей являющихся одним из биологических видов. В процессе социализации люди становятся общественными существами, фоомируя в себе определенные социальные качества, необходимые для их общественной жизни. Однако, мы считаем, что, если рассматривать социализацию только как процесс формирования социального в процессе антропогенеза, то возможна подмена понятием социализации сущности человека. А такой подход мы считаем не приемлемым для объективного научного исследование. Опираясь на работу уже неоднократно упоминаемого Х.Ф. Сабирова, мы полагаем, что сущность человека — это совокупность тех его черт и Примаков, которые характеризуют его как объекта и субъекта развития общества [11, с. 1601; социализация же — это процесс овладения индивидом накопленного социального опыта людей, который чем богаче, тем активнее и разностороннее проявляет себя личность в качестве субъекта общественного развития. Таким образом, сущность человека и процесс его социализации диалектично взаимосвязаны, но не тождественны. Аналогичную точку зрения высказывает и Б.Г. Ананьев, отмечая, что «понятие социализации в таком толковании почти полностью идентифицируете понятием сущности человека и ее осуществлением в цикле непрерывных преобразований статуса, ролей, ценностей, эталонов, норм поведения, установок и других социальных характеристик личности» [1,

24

ВсстникКГУ им. H.A. Некрасова 2007 Том 13

Сущность и функции социализации

с. 144].

В этой связи, наиболее верным мы считаем подход Л .И Спиридонова, П.Н. Лебедева и других авторов, которые рассматриваю! социализацию как процесс характештый как для филогенеза, так и для онтогенеза, аргументируя тем, что теория социализации должна строиться на основе отражения целостного процесса ооще-ственной жизни [10, с. 63; 1, с. 17].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что социализации — это сложный процесс взаимодействия личности со средой. Поэтому понятие «социализация» может употребляться в широком и узком смысле. В широком смысле под социализацией может пониматься процесс формирования общества и человека как биопсихосоциального существа в ходе антропогенеза. В узком смысле социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом определенной системы социально-значимых знаний, умении, ценностей, норм поведения, а, с друшй, — его функционирование в системе общественных отношений как активного субъекта посредством предметно-творческой деятельности и общения. В этом смысле процесс социализации выполняет следующие функции:

Во-первых, — это усвоение индивидом социально-значимых знаний, ценностей, норм поведения, то есть той социальной информации, которая необходима ему для успешного функционирования в качестве полноправного члена общества.

Во-вторых, на основе полученной индивидом социальной информации, освоение им многообразных форм деятельности, общения с целью усвоения социального опыта.

В-трьгьих, в результате усвоения индивидом социальной информации и социального опыта, осознание себя субъектом социальной действительности, то есть дееспособным участником социальных счязеи.

В-четвертых, вследствие осознания себя субъектом социальной действительности происходит социальное самоопределение личности индивида, включающее в себя поиск социальной идентичности, позволяющее ей узнать свои социальные статусы и функции.

В-пятых, в результате своего социального самоопределения, индивил принимает участие в воспроизведении социального опыта за счет

своей активно-преооразующеи деятельности.

Библиографический список

1 Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М.: Мысль, 1988.-203 с.

2.Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Социологические проблемы рабочей силы. — Ростов-на-Дону Изд-во Рост, унта, 1968 -277 с.

3.Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф Ильичев, П.Н. Федосеев. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

4.Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, 2-е изд.-М.: Центр, 1997,- 1о0 с.

5.Кравченко А.И. Социология: Уч. пособие для студентов ВУЗов — Екатеринбург: Деловая книга, 1998 — 384 с.

6.Философия: Уч. пособие’ Под ред. В.Н. -Лавриненко. -М.: Юрист, 1996 — 512 с.

7.Кон И.С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.

8.Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат. 1967 — 383 с.

9.Спиридонов Л И. Социализация индивида как фу нкция общества Ч Человек И общество / Под общ. ред. Б.Г. Ананьева. — Л.: Изд-во ЛГУ 1971.-С 3^3.

10.Лебедев П. Н. Социализация i ндивида и воспроизводство общества // Человек и общество ‘Под общ. ред. Б.Г. Ананьева. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 56-86.

11.Сабиров Х.Ф. Человек как социологическая проблема (Теоретико-методологический аспект). Казань: Тат. книжн. изд-во, 1972. -414 с.

12.Сухомлинский В.А Методика воспитания коллектива — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

13.Фролов С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Изд. корпорация «Логос», 1997.- 360 с.

14.Комаров М.С. Введение в социологию.

-М.: Наука, 1494.-317 с.

15 Тадевосян Э.в. Словарь-справочник по социологии и политологии — М/ Знание. 1996.

-272 с.

16.Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Наука, 1994.-324 с.

17.Ыудрик A.B. Социализация и «смутное время» -М.: Знание, 1991 -80 с.

Педагогика. Психологи.’ Социак,ная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 1007

25

Педагогика

18.Основы современной философии / Отв. ред. М.Н. Росенко. — СПб Лань, 1997 — 304 с.

19.Основы социологии. Курс лекций. Изд-е 2-е, испр. В 2-х ч.,’ Отв. ред. А.Г. Эфендиев. -М.: Общ-во «Знание» России, 1994. — 160 с.

20.Петровский A.B. Введение в психологию. -М.: Изд. центр «Академия» 1995.-496 с.

21.Батенин С.С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Выпуск 1. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 444 — Л., 1971.

A.A. Аушев

СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РЕСШ’БЛИКГ ИНГУШЕТИЯ

Образование личности формируется в процессе активное диалога с социальной средой, эмоционально-ценностного усвоения общественных норм и правил поведения. Результатом данного процесса является усвоение картины мира и выражающей ее структуры языка. Именно освоение языка (родного, науки, искусства, профессиональной деятельности и т.д.) выступает основой овладения реалиями культурой, а сам процесс интериоризации связан с переводом внешних знаков «объективной» культуры в субъективные симвилы индивидуальной культу ры.

Определяя «воспитание» как наиболее общую категорию педагогической науки, следует рассмотреть степень соответствия данного понятия понятию «социализация». Под социализацией нами понимается развитие индивидуальных свойств и качеств человека, прочс юдящее под воздействием факторов социального характера. Социализация осуществляется посредством ряда условий, среди которых наиболее значимыми являются: целенаправленное воспитание, обучение и с тучайныс социальные воздействия в деяте.п>ности и общении.

Процесс социализации личности связан с достижением определенных уровней воспитанности. В исследовании мы выделяем следующие социальные критерии оценки воспитанности старшеклассников: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность. эстетическое развитие, стремление к физическому совершенству. Данные критеоии составили программу изучения воспитанности старшеклассников в процессе изучения механизмов социализации. Вместе с тем, данные критерии выступали конкретными >адачами проводимой нами работы с учащимися, реализация ко-

торых содействовала формированию и развитию соответствующих качеств личности.

При анализе уровней нравственной воспитанности старшеклассников нами использовалась система критериев, которая включает в себя когнитивный, оценочно-эмоциональный и мировоззренческий критерии. Каждый из данных критериев имеет следующие формы проявления:

1.Когнитивный критерий а; самостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; б) умение давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

2.Оценочно-эмопиональныи критерий:

давать оценочные суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностям: устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний.

3 Мировоззренческий критерий: проявления нравственных убеждений в поведении.

Как показали проведенные в 2007 гг. исследования на базе общеобразовательных школ Республики Ингушетия (выборка составила 665 человек), когнитивный критерий прояа^ялся у 59% старшеклассников, оценочно-содержательный -у 36%; мировоззренческий критерий проявлялся только у 5% испытуемых. Следует отметить, что после проведения экспериментальной работы со старшеклассниками проявление мировоззренческого кршгрия наблюдалось уже у 23% школьников.

Как показало проведенное исследование, около 55% старшеклассников школ Республики Ингушетия отличает отсутствие самоидентификации, доминирование поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию ориентации. Достаточно выражено проявление позиции отчуждения как по отношению к социуму, так и в межнациональном и межтенераци-

26

Вестник КГУ им Н.А.Некрасова, 2007 Том 13

© A.A. Аушев, 200″

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности —>

В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие любые три типа со­ци­аль­ных норм.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) сфера об­ще­ствен­ной жизни – политическая;

2) тип со­ци­аль­ных норм – кор­по­ра­тив­ные нормы;

3) типы со­ци­аль­ных норм:

– моральные;

– обычаи;

– правовые;

– религиозные;

– политические.

Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

Примеры.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» — культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.

Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе

аргументы, например, в процессе социализации:

− индивид включается в определенные общественные отношения, то есть в культурную среду , превращается из существа биологического в существо социальное ;

− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;

− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме ;

− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:

640-1.png

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие социальной группы / Социальные группы — устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Воздействие малой группы на человека:

а) негативное

б) позитивное

5. Многочисленность социальных групп.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

1. Со­ци­а­ли­за­ция как про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом об­раз­цов поведения, со­ци­аль­ных норм и ценностей, не­об­хо­ди­мых для его успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в дан­ном обществе.

2. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по Д. Смелзеру:

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрослых;

б) иг­ро­вая стадия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся понимать, что от них ждет целая груп­па людей.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрослых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го человека, но и целой группы).

4. Аген­ты (институты) социализации:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции — это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (родители, родственники, семья, друзья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной социализации: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, предприятия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов — основная цель и функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.

4. Гибкость социального контроля — необходимое условие изменений в социальной системе.

5. Девиантное и делинквентное поведение.

ЭССЕ

«Процесс социализации — вхож­де­ние в со­ци­аль­ную среду, при­спо­соб­ле­ние к ней, осво­е­ние определенных ролей и функций, ко­то­рое вслед за сво­и­ми предшественниками по­вто­ря­ет каждый от­дель­ный индивид на про­тя­же­нии всей ис­то­рии своего фор­ми­ро­ва­ния и развития» (Б. Д. Парыгин).

«Процесс со­ци­а­ли­за­ции в про­стых и слож­ных обществах про­те­ка­ет неодинаково» (И. Робертсон).

«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)

640-1.png

Используемые источники:
  • https://psychologyc.ru/funkcii-socializacii/
  • https://psy-diplom.ru/shpargalki/socializaciya-lichnosti/
  • https://ozlib.com/801385/psihologiya/funktsii_sotsializatsii
  • https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-funktsii-sotsializatsii
  • https://studopedia.ru/19_242902_prichinno-sledstveennie-svyazi-argumentatsiya.html

Скажите что-нибудь