Описание методик диагностики самооценки

Опубликовано 17.06.2014 — 0:52 —

Инструментарий содержит 5 диагностических методик для определения самооценки личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngmetodika_28.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий на тему:

«Диагностика самооценки личности»

Содержание:

Методика «Какой Я?»                                                                                                                                      (дошкольный возраст)

Методика «Лесенка»                                                                                                                                                 (младший школьный возраст)

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования(опросник Казанцевой Г.Н.)

(средний школьный возраст)

Методика «Самооценка личности старшеклассника»                                                                                         (старший школьный возраст)

Тест «Самооценка»                                                                                                                                                              (для взрослых)

Используемая литература:

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, также  влияет на действия контроля и оценки в деятельности, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата.

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Таблица 3  Протокол к методике — «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определение особенностей самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура  исследования: методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Интерпретация результата: в соответствии с особенностями выполнения задания определяется тип самооценки (завышенная, адекватная или заниженная).

Проведение теста:

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2011/09/29/picture-21608.jpg»>Диагностические методы изучения личности учащихся.

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка….

picture-52045.jpgДиагностические методы изучения личности учащихся.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол…

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ…

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов….

«Диагностика самооценки личности»

Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток (не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, затрудняет…

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов….

Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)

Изучение самооценки младшего школьника….

  • Мне нравится
  Самооценка

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Важнейшим регулятором поведения индивида, его активности в обучении, трудовой деятельности, общении и самовоспитании является оценивание самого себя. Диагностические исследования помогают субъекту добиться объективной самооценки, научиться контролировать и критически оценивать свои действия, находить ошибки и пути их устранения.

Особенности формирования самооценки

Любой человек склонен сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценивание человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности. В зависимости от успехов в учёбе и труде, от пребывания в определённой возрастной группе самооценка имеет тенденцию изменяться.

На ранних этапах развития малыш оценивает преимущественно личные физические качества и возможности. Ребёнок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позднее он начинает осознавать свои поступки, действия, практические умения и нравственные ценности. Большое влияние оказывают взаимоотношения между ребёнком и родителями. Сложное эмоциональное состояние испытывают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и чувствуют притеснение от ограничения их воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Самооценка тинейджеров подвергается большим испытаниям.

Дети с адекватной самооценкой общительны, активны, находчивы, не лишены чувства юмора. Они охотно идут на контакт с окружающими. Заниженное восприятие самого себя приводит к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Боязнь оказаться хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с высоким самомнением часто выражают агрессию по отношению к другим детям, потому что окружающие должны слушаться только их и делать так, как они этого хотят.

Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается на взаимодействии с посторонними людьми. Она влияет на дальнейшую судьбу человека.

Для продвижения вперёд требуется укреплять и поднимать доверие к себе, к собственным возможностям. Узнать свою самооценку можно с помощью различных техник.

Популярные методы диагностики

Проверить уровень развития самооценки детей и взрослых можно с помощью проведения различных диагностических процедур. Они помогают получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах оценивания самого себя.

«Лесенка»

Данный способ предполагает выявление общего отношения ребёнка к самому себе и к тому, как, на его взгляд, к нему относятся окружающие. Тест можно применять для диагностического исследования детей трёхлетнего возраста и старше. Для проведения диагностики понадобятся деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лесенка, фигурка человечка, листок бумаги и карандаш. Сначала ребёнку предлагают рассадить на лесенке детей: на верхнюю ступеньку надо поместить самых хороших знакомых и, соответственно, на нижней ступени должны оказаться очень плохие дети.

Затем малыш обязан поместить фигурку человека туда, где он сам достоин расположиться. Ребёнок должен объяснить, почему выбрана именно эта ступенька. Затем малыш определяет, куда бы его поставили близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребёнок должен прокомментировать, по какой причине кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступень. Потом он должен предположить, куда поместили бы остальные члены семьи брата или сестру. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.

На беседу с ребёнком уходит примерно полчаса.

«Светофор»

С помощью цветовых дорожек можно определить уровень уверенности ученика при выполнении задания и ответе на вопрос. Ребёнок выбирает один из трёх цветов, отмечает им задания домашней или классной работы. Красный цвет сигнализирует о тревоге, вызванной большими затруднениями при выполнении упражнения или решении задачи. Жёлтая расцветка означает, что ребёнок не совсем разобрался в данной теме. Зелёный тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. По ходу урока ученик поднимает красную, жёлтую или зелёную карточку. «Светофор» позволяет педагогу ориентироваться, готов ли класс к движению дальше.

Методика А. В. Захарова

Данный метод помогает определить эмоциональный уровень ребёнка при оценке самого себя. С этой целью испытуемому предлагают ряд графически изображённых кружков, которые обозначают людей. Респонденту нужно в один из восьми кругов поместить себя.

Следующее тестовое задание представляет собой большой шар, окружённый маленькими шариками. В центральный шар помещён сам испытуемый. В остальные кружки надо разместить родственников, друзей и учителей. На третьем рисунке изображён равнобедренный треугольник, на вершине которого условно находятся родители, в левом углу – учитель, в правом – друзья. Надо поставить точку там, где респондент представляет место своего нахождения. Четвёртый тест предполагает нахождение своего места в большом кружке и фиксирует его. И, наконец, в заключение ребёнку предлагают ещё одно задание. Нарисованы пять кружков и под ними в центральной части есть ещё два кружка. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему надо выбрать один из двух шариков и поместить в него себя.

Другие способы исследования

Техника С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого. В основе лежит метод ранжирования. Из предложенных 48 слов субъекту предлагают выбрать 20 предпочтительных и нежелательных личностных качеств, присущих идеальному человеку. Наверху таблицы надо разместить положительные свойства, а внизу – непривлекательные черты. Затем происходит подобное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предложенный способ выявляет реальное представление индивида о самом себе и желание, каким хотелось бы стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязания и оценивания самого себя.

Тест Дембо-Рубинштейна не ограничен анализом личностных качеств. В нём учтены умственные способности, характер личности, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагают 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек ощущает себя в данный момент, и на каком уровне с учётом собственных возможностей мог бы быть. Каждая шкала равна 10 см. Внизу сосредоточены недостатки, вверху – достоинства. Респондент крестиком отмечает на линии точку нахождения качества, месторасположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Чёрточкой обозначается уровень, присущий респонденту в данное время.

Для проведения теста можно использовать 7 шкал, символизирующих уровень умственных возможностей, основных черт характера, здоровья, внешности, авторитета у ровесников, способности делать что-то своими руками и уверенности в себе.

Интерпретация результатов

Анализируя полученные при проведении методики «Лесенка» данные, психологи устанавливают отношение ребёнка к самому себе. Обычно дошкольники и дети младшего школьного возраста размещают себя в верхней части лестницы. Они считают себя хорошими детьми, но при этом зачастую не могут обосновать свой выбор. Если ребёнок ставит себя на одну из трёх верхних ступенек, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если он оказывается на 4-7 ступени, то малыш оценивает себя адекватно. Три нижние ступеньки означают заниженное восприятие самого себя.

Малыш может занизить свои возможности и способности в результате недавней ссоры с близкими. Такое снижение оценки является временным явлением. В ходе беседы необходимо выяснить устойчивость полученных данных. Критически низкая самооценка свидетельствует об эмоциональном стрессе из-за частых нареканий педагогов, неодобрительных отзывов ровесников и родительского осуждения.

Интерпретация данных, полученных в результате исследования по методике А. В. Захарова, такова:

  • в первом тесте нормой является указание на третий и четвёртый кружок, выбор первого шарика означает завышение самооценки, указание на 6,7 и 8 круг свидетельствует о низком восприятии самого себя;
  • второе тестовое задание помогает определить отношения с окружающими: ребёнок чувствует своё превосходство над расположенными в нижних шариках близкими и испытывает давление на себя людей, помещённых в верхние кружки;
  • третий тест определяет включённость ребёнка в окружающий мир и степень близости с разными категориями людей, при этом, если респондент оказался вне треугольника, то он не заинтересован в социальных контактах и, возможно, чувствует неприятие его обществом;
  • в четвёртом задании помещение самого себя в самый центр кружка означает высокую степень эгоцентризма, свойственную обычно дошкольникам, но не детям школьного возраста;
  • последний тест свидетельствует об осознании своей уникальности при помещении себя в правый кружок и о признании своего сходства с другими при указании на левый шарик.

Способ С. А. Будасси позволяет выявить разность между реальными и идеальными представлениями субъекта о самом себе. Восприятие собственной персоны основывается на объективном знании и субъективном мнении, которые не всегда адекватны. Индивид иногда приписывает себе качества, не свойственные ему. Оценка самого себя осуществляется посредством сопоставления личных желаний с реальными результатами своих действий, а также сравнения с окружающими.

Чтобы рассчитать коэффициент показателя степени восприятия субъектом самого себя, надо сначала вычислить разность рангов по каждому качеству. Потом необходимо выполнить действие возведения их в квадрат. Затем сумму квадратов разности, полученной при ранжировании, следует умножить на 0,00075. Так как коэффициент соотношения рангов может располагаться в промежутке от -1 до +1, то нужно от единицы вычесть полученный ранее результат.

Адекватное оценивание самого себя связано с самоуважением и осознанием собственной полноценности. В данном случае человек принимает себя как личность. Значение коэффициента корреляции при положительном восприятии самого себя составляет от +0,38 до +1. Занижение означает отрицательное отношение к своей персоне, неприятие самого себя, чувство неполноценности. Тогда значение коэффициента рангового соотношения находится в промежутке от -0,38 до -1.

В технике Дембо-Рубинштейна определение средней величины показателей уровня оценивания самого себя и степени притязаний производится по четырём или по семи шкалам. Размер одной линии составляет 100 мм, которые соответствуют 100 баллам.

Степень притязаний измеряется в миллиметрах от нижней точки до крестика. Высота оценки восприятия самого себя составляет расстояние в миллиметрах от нижней части линии до изображённой респондентом чёрточки.

Содержание:

Определение 1

Самооценка – основа самосознания, а развитие самооценки и понимание своей самодостаточности являются движущей силой самовоспитания.

Человек новой формации сможет сформироваться лишь тогда, когда его признают высшей ценностью. Если человек является средством для экономического и общественного процесса, то скорее это его исчезновение, и углубление процесса дегуманизации. Новый человек сможет появиться, когда он будет иметь измерение глубины, когда он духовное, а не плоскостное существо. Если этого нет, то приходится говорить не о человеке, а об общественной функции.

Завышенная и заниженная самооценка

Существует множество экспериментальных приемов изучения самопознания. Человек представляет себя многопланово. Если самооценка у человека понижена, он лишается надежд на хорошее к себе отношение, на успехи и достижения. А то, что достигнуто в жизни, он воспринимает как случайность и временное явление. Такие люди ранимы, их настроение часто колеблется. Реакция на критику и порицание острая, существует яркая зависимость от оценки и мнения окружающих. Частое уединение приводит в результате к одиночеству. Человек, недооценивающий свою полезность, нужность, менее активен социально, безынициативен, не конкурентен.

Если самооценка завышена, человек не оценивает реальных обстоятельств, не анализирует те условия, при которых он мог бы быть успешным. Такие люди переживают и разочаровываются при неудачах и винят в своих бедах других. Как правило, они переоценивают свои возможности, а внутренней уверенности в себе не имеют. Результатом становится повышенная впечатлительность и беспомощность.

Неадекватная самооценка ярко проявляется в поведении людей. Такое поведение носит название аффективного. С такими людьми трудно взаимодействовать и сотрудничать.

Определение коэффициента ранговой корреляции

Родоначальник психологии спорта в России А.Ц.Пуни описал вариант, когда можно получить качественные данные для анализа самооценки и количественные показатели.

Участнику эксперимента предоставляют список разных качеств личности. В списке 51 качество, предлагается выбрать 20, которые часто встречаются в его жизни и общении. Можно расширить список, добавив свои качества. Выбранные качества записываются в бланк в любой последовательности.

Рисунок 1. Вариант списка выбранных качеств

Участник эксперимента получает две инструкции. В первой предлагается внимательно прочитать все слова и рассмотреть их со стороны социальной полезности и приемлемости. Каждое качество нужно оценить от одного до двадцати баллов. Баллы проставляются слева. Балл 1 ставится напротив того качества, которое является менее желательным и приемлемым, а напротив самого желательного качества ставится балл 20 Оценки от 2 до 19 располагаются в соответствии с отношением ко всем остальным качествам. Затем левая часть загибается, чтобы цифры не были видны. Во второй инструкции предлагается справа от столбика с качествами в графе N2 отметить баллом 20 качество, которым обладает испытуемый в большей степени и далее по убыванию. Оценкой 1 будет отмечено качество наименее присущее испытуемому.

После проделанной работы предстоит обработка результатов. Нам необходимо определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом “Я”. Формула Спирмена применяется для определения степени согласованности обоих рядов.

<math><mi>r</mi><mo>=</mo><mn>1</mn><mo>-</mo><mfrac><mrow><mn>6</mn><mo>∑</mo><msup><mi>d</mi><mn>2</mn></msup></mrow><mrow><mfenced><mrow><msub><mi>N</mi><mn>2</mn></msub><mo>-</mo><mn>1</mn></mrow></mfenced><mi>n</mi></mrow></mfrac><mo>,</mo></math>

<math><mi>r</mi></math> — коэффициент ранговой корреляции, <math><mi>N</mi></math> — количество качеств, <math><mi>I</mi></math> — разность между рангами.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Метод настолько прост, что что возможно произвести подсчет корреляционной связи в ручном режиме . Применяется следующий алгоритм:

  • определить разность <math><mo>(</mo><mi>c</mi><mn>1</mn><mo>)</mo></math> между рангами и занести в графу й;
  • возвести значение й в квадрат и записать в графе <math><mi>сР</mi></math>;
  • сложить все значения <math><mi>с</mi><mn>12</mn></math> и записать полученную сумму внизу;
  • умножить полученную сумму на <math><mo>,</mo><mo> </mo><mn>00075</mn></math>. Это результат, получившийся при делении <math><mn>6</mn></math> на <math><mo>(</mo><mn>202</mn><mo>-</mo><mn>1</mn><mo>)</mo><mo>·</mo><mn>20</mn></math> — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена;
  • из единицы вычесть полученное произведение.

Число, которое получилось и является коэффициентом ранговой корреляции и имеет значение от <math><mo>+</mo><mn>1</mn></math> до <math><mo>-</mo><mn>1</mn></math>.

Данное значение проверяется на статистическую значимость. Существуют специальные таблицы распределения критических значений, по ним определяется уровень значимости. Если значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для уровня в <math><mn>5</mn><mo>%</mo></math><math><mo> </mo><mo>(</mo><mi>р</mi><mo>=</mo><mo>,</mo><mn>05</mn><mo>)</mo></math>, то корреляция не является значимой. Если же значение больше табличного для уровня <math><mn>1</mn><mo>%</mo></math>, корреляция статистически значима (существенна, реальна).

Следует обратить внимание на прием исследования самооценки по методике С.Я.Рубинштейна, которая стала доработанным вариантом идеи психолога Т.В.Дембо

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Методика основывается на прямом оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, исследуется самооценка инвалидов. Предлагается свободная беседа, которая позволяет получить данные для анализа индивидуальных особенностей самосознания. Неадекватная самооценка деструктивно влияет на поведение, общение, деятельность. Материалом является карточка, где имеется 7 вертикальных шкал. Указаны верхняя, нижняя точки и середина шкалы. В инструкции сказано, что каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер. Уровень развития каждого качества условно изображается вертикальной линией, где нижняя точка — низкое развитие, верхняя — наивысшее. 7 шкал обозначают:

  1. Здоровье;
  2. Ум;
  3. Характер;
  4. Отношения с окружающими;
  5. Общение;
  6. Семейные отношения;
  7. Отношение к себе.

На каждой линии знаком — следует отметить, как оценивается развитие этого качества у себя на данный момент. Далее знаком <math><mo>+</mo></math> следует отметить, какой уровень развития этих качеств принес бы удовлетворение. Остается обработать результаты. По каждой шкале определяются: уровень притязаний, высота самооценки. Уровень притязаний — это расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака <math><mo>+</mo></math>. Высота самооценки — от нижней точки до знака <math><mo>-</mo></math>. Расстояние от знака <math><mo>+</mo></math> до знака — является величиной расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Если уровень притязаний ниже, он выражается отрицательным числом. Далее определяется среднее значение каждого параметра по всем семи шкалам. Ниже приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

Рисунок 2. Уровень притязаний и уровень самооценки

Уровень притязаний: нормой является результат от 60 до 89. Наиболее оптимален уровень от 75 до 89, который говорит о том, что человек оптимально оценивает свои возможности, что является важным фактором развития личности. Результат от 90 до 100 баллов говорит о нереалистичном оценивании своих возможностей. Результат менее 60 – это заниженный уровень притязаний и говорит о неблагополучном личностном развитии.

Уровень самооценки: результат от 45 до 74 показывает, что самооценка у человека реалистичная. Итог от 75 до 100 говорит о завышенной самооценке, следствием являются отклонения в формировании личности: личностная незрелость, неспособность правильно оценивать результаты своей деятельности. Такие люди, как правило, закрыты для того, чтобы перенимать опыт, не признают и не чувствуют своих ошибок. Итог ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке. Личность развивается крайне неблагополучно. Низкая самооценка скрывает как неуверенность в себе, так и защитную позицию, когда человек пользуется неумением, отсутствием способностей для того, чтобы не прилагать никаких усилий.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Самооценка. Диагностика.

Категория: ПсихологамОпубликовано 23.12.2016 18:02Просмотров: 19948

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Параметр

Количественная характеристика (балл)

норма

очень высокий

низкий

средний

высокий

Уровень притязаний

менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

менее 45

45-59

60-74

75-100

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Литература

Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

Источник — «http://wiki.myword.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%BE-%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD._%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BD»

 

Стимульный материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

ИНСТРУКЦИЯ

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.    

11.    

12.    

13.    

14.    

15.    

16.    

17.    

18.    

19.    

20.    

d

d 2

S d 2 =

2 . По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 — (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 — самооценка нормальная

Бланк МСЛ

 

Идеал

Качества

Реальное Я

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Вспыльчивость

Гордость

Гру­бость

Доброта

Жадность

Жизнерадостность

Завистливость

Зас­тенчивость

Злопамятность

Искренность

Капризность

Легковерие

Мечтательность

Нежность

Непринужденность

Нерешительность

Несдержанность

Обидчивость

Осторожность

Педантичность

Подозрительность

Принципиальность

Высокомерие

Радушие

Развязность

Рассудочность

Решительность

Сдержанность

Стыдливость

Терпе­ливость

Трудолюбие

Трусость

Увлекаемость

Упорство

Уступчивость

Упрямство

Черствость

Честность

Чуткость

Эгоизм

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль…

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

azps.ru/tests/3/test12.html

< НазадВперёд >Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/06/17/diagnosticheskiy-instrumentariy-diagnostika-samootsenki
  • https://vplate.ru/samoocenka/opisanie-metodik-diagnostiki/
  • https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/klinicheskaja-psihologija/issledovanie-samootsenki/
  • https://psihologn.org/index.php/psihologam-main3/695-samootsenka-diagnostika

Скажите что-нибудь