Что делать, если снизилась концентрация внимания? Симптомы, причины и 11 советов

Каждому человеку наверняка случалось терять ключи, упускать важные моменты в работе или забывать имя собеседника. Но что, если такие «неприятности» возникают все чаще? В статье мы расскажем о возможных причинах забывчивости и рассеянности, а также о том, как исправить ситуацию.

Почему ухудшается память и снижается внимательность

Прежде чем говорить о лечении забывчивости, нужно понять, почему она появилась. Ниже перечислены основные причины плохой памяти и рассеянности.

  • Возраст. Согласно эпидемиологическим исследованиям, около 50% людей старше 60 лет предъявляют жалобы на снижение познавательных функций[1]. Первой причиной рассеянности и невнимательности являются физиологические изменения в мозговой ткани. Уже на четвертом десятилетии жизни человека постепенно начинает уменьшаться масса его головного мозга[2], а с 50 лет число нейронов стабильно снижается ежегодно[3]. К 70–80 годам степень утраты этих клеток в некоторых отделах мозга — лобной доле, верхней височной извилине — может достигать 48%[4]. Изменения касаются не только количества нервных клеток, но и функциональных свойств нейронов, связей между ними: уменьшается число дендритов, синапсов, рецепторов и глиальных элементов. Сокращается выработка основных нейромедиаторов — дофамина, норадреналина, ацетилхолина. Все это неизбежно оказывает влияние на снижение когнитивных функций, в первую очередь памяти и внимания.
  • Заболевания. Согласно некоторым исследованиям, сахарный диабет, гипертония, гиперхолестеринемия и курение повышают риск развития когнитивных нарушений и деменции[5]. Дело в том, что вследствие подобных заболеваний и вредных привычек возникают недостаточность кровоснабжения головного мозга и его гипоксия. При плохой памяти и рассеянности причинами также могут быть дегенеративные процессы в головном мозге (в частности, болезнь Альцгеймера), черепно-мозговые травмы и сотрясения головного мозга, сердечно-сосудистая недостаточность, инсульт, эндокринные нарушения, некоторые вирусные заболевания, злоупотребление алкоголем.
  • Стресс и напряженная работа. Чрезмерный или хронический стресс приводит к снижению когнитивных способностей. Исследование, проведенное на людях от 40 лет и старше, показало, что высокий уровень кортизола (гормона, участвующего в стрессовых реакциях) у испытуемых связан с ухудшением памяти и зрительного восприятия, а также со сравнительно более малым общим объемом серого вещества головного мозга[6]. Высокий уровень стресса на работе, ощущение, что идти в ногу со временем становится все сложнее, порой приводят к подавленности и даже депрессии. В связи с этим, необходимо уделять должное внимание своему образу жизни и эмоциональным проблемам, чтобы они не стали дополнительной причиной ухудшения памяти и снижения энергетического ресурса.

При возникновении нарушений познавательных функций люди долгое время ничего не делают для решения этой проблемы. Часто первые попытки улучшить ситуацию предпринимаются только после того, как на изменения укажут родственники и коллеги. Но лучше не дожидаться этого момента и, как только были замечены первые трудности при выполнении повседневных задач, начинать помогать организму. В особенности это касается людей старше 50 лет. Причины рассеянности у взрослых и пожилых людей, как было рассказано выше, имеют физиологическое обоснование и, к сожалению, неизбежны. Однако предотвратить прогрессирование симптомов можно.

bgb.jpg

Как победить рассеянность: лечение при снижении когнитивных функций

Своевременное принятие лечебно-профилактических мер способно остановить развитие когнитивных нарушений. При рассеянности внимания и плохой памяти лечение осуществляется двумя основными способами: фармакологическим и нелекарственным. Остановимся на каждом из них подробнее.

Фармакологический метод улучшения памяти и концентрации внимания — это прием аптечных средств, которые условно можно разделить на три ветви:

  1. БАДы и витаминно-минеральные комплексы. Прежде чем начать принимать витамины и минеральные добавки, следует сдать анализы и выяснить, действительно ли есть такая необходимость и в каких именно нутриентах. В противном случае на улучшения функциональной активности мозга можно не рассчитывать[7]. При этом переизбыток активных веществ может привести к опасным осложнениям.

    Специалисты предупреждают, что бесконтрольный прием биологически активных добавок опасен. Это обусловлено следующими особенностями БАДов: недостаточная изученность многих из них, отсутствие достоверной информации о сочетаемости компонентов состава и взаимодействии с лекарствами, содержание в добавках сильнодействующих и посторонних компонентов, риск передозировки[8].

  2. Лекарства растительного происхождения. При рассеянности внимания у взрослых лечение фитопрепаратами пользуется особой популярностью, поскольку бытует мнение, что природные средства безопасны и эффективны. Однако средства растительного происхождения имеют немало ограничений к применению. Например, препараты на основе экстракта листьев гинкго билоба из-за риска внутренних кровотечений нельзя сочетать с лекарствами для профилактики тромбообразования и разжижения крови, в особенности с ацетилсалициловой кислотой. А ведь она содержится в составе многих лекарств и назначается многим пожилым людям в профилактических целях.
  3. Лекарственные средства для улучшения работы мозга. При снижении концентрации внимания и появлении рассеянности лечение этой группой препаратов приносит самый предсказуемый и заметный эффект. Синтетические препараты разрабатываются для целенаправленной борьбы с проблемой и действуют одновременно по нескольким направлениям: восстанавливают работу нейронов, улучшают снабжение мозга кислородом и питательными веществами, оказывают нейропротективное действие без дополнительной нагрузки на другие органы. Все лекарства обязательно проходят официальную проверку на эффективность и безопасность перед их занесением в Государственный реестр.
Обратите вниманиеДаже среди средств, продающихся в аптеке, можно нарваться на малоэффективные. Например, аминоуксусная кислота, выступающая основным действующим веществом некоторых известных ноотропов, не проходит через гематоэнцефалический барьер (не проникает в мозг), а выраженность ее клинического эффекта, согласно исследованиям, минимальна[9].pip.jpg

Нелекарственный метод улучшения когнитивных функций заключается в нормализации образа жизни. Рекомендуется спать около восьми часов в сутки — при этом засыпать следует до полуночи, сбалансированно питаться (в пожилом возрасте советуют снизить потребление белка примерно до 1,2 г на 1 кг массы тела в сутки[10]), выполнять упражнения на память и внимание (например, учить стихи, разгадывать кроссворды), уделять внимание физической активности. Все это положительно влияет на процессы метаболизма в организме, увеличивает энергетический запас нервных клеток, активизирует мозговое кровообращение. Нелекарственные методы требуют системного применения, и тогда результат наверняка станет заметен.

Снижение когнитивных функций — одна из ключевых проблем современной медицины. Однако мы сами должны следить за своим здоровьем, по крайней мере, вовремя обращать внимание на ухудшение памяти и концентрации внимания. Только так можно остановить прогрессирование симптомов и предотвратить развитие серьезных психоневрологических расстройств, возникающих на этом фоне. Сочетание медикаментозного лечения и нормализации образа жизни помогает достигнуть необходимых результатов. Но нельзя забывать и о регулярных обследованиях у специалиста.

Препарат для улучшения работы мозга

Ноотропные препараты разрабатываются для того, чтобы оказывать положительное воздействие на метаболические процессы в нервных клетках, стимулировать микроциркуляцию крови и улучшать интегративную деятельность головного мозга. Одним из современных представителей этой группы является Ноопепт® — нейропептидный препарат комплексного действия. В качестве активного вещества в препарате выступает омберацетам, или этиловый эфир N-фенилацетил-L-пролилглицина.

Действие Ноопепта® направлено на:

  • стимуляцию мозгового кровообращения;
  • улучшение реологических свойств крови: снижение ее вязкости и способности к тромбообразованию в капиллярах;
  • сокращение частоты и выраженности головных болей, головокружений, тахикардии;
  • нормализацию сна;
  • рост функциональной активности головного мозга;
  • восстановление памяти на всех трех этапах: запоминания, хранения и воспроизведения информации;
  • улучшение концентрация внимания, способности к обучению, работоспособности.

Ноопепт® показан в случае возникновения когнитивных нарушений и эмоциональной лабильности (в том числе у пожилых людей) при следующих состояниях:

  • последствиях ЧМТ;
  • посткоммоционном синдроме;
  • энцефалопатиях любого происхождения;
  • астенических расстройствах;
  • иных случаях, сопровождающихся падением интеллектуальной продуктивности.

Противопоказания к применению минимальны: период беременности и кормления грудью, возраст до 18 лет, индивидуальная непереносимость компонентов, тяжелые нарушения функции печени или почек, дефицит лактазы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция.

Ноопепт® начинает проявлять свое анксиолитическое и легкое стимулирующее действие примерно на пятый–седьмой день терапии — при органических поражениях головного мозга, а на 14–20-й день становится заметно позитивное влияние на когнитивные функции, показатели внимания и памяти.

Препарат имеет высокий профиль безопасности: не вызывает привыкания, синдрома отмены, сонливости; его взаимодействие с гипотензивными, снотворными, психостимулирующими препаратами и алкоголем не установлено.

Ноопепт® рекомендуется принимать два раза в день: утром и до 18:00 по одной таблетке (10 мг) после приема пищи. Разрешается увеличить суточную дозу до трех таблеток (30 мг) после консультации с врачом. Стандартная длительность курса — от полутора до трех месяцев. При необходимости курс можно повторить через месяц. На курсовое лечение требуется две упаковки стоимостью ориентировочно 400 рублей.

* Номер регистрационного удостоверения ноотропного препарата Ноопепт® (таблетки) в Государственном реестре лекарственных средств — ЛС-001577 от 18 июля 2011 года, дата переоформления — 20 мая 2019 года. Регистрационное удостоверение выдано бессрочно[11].

** Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

*** Материал не является публичной офертой. Информация о стоимости приведена для ознакомления и актуальна на декабрь 2020 года.

Астенические расстройства характеризуются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, ухудшением сна и другими признаками.

Что делать при астении?

Некоторые препараты с ноотропным и нейропротективным свойствами можно купить без рецепта врача. Однако перед применением стоит проконсультироваться со специалистом.

Подробнее…

Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга.

Подробнее…

Ухудшение памяти и концентрации внимания могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения или астеническом расстройстве.

Ноотропный препарат…

Пожилые люди могут столкнуться с такими проблемами, как ухудшение памяти, снижение концентрации внимания, нарушение сна.

Как поддержать организм?

Ноопепт® подходит для приема при нарушении когнитивных функций мозга вследствие астенических расстройств, ухудшения мозгового кровообращения.

Узнать больше…Имеются противопоказания. Необходимо получить консультацию специалиста.Источники:
  • 1 https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-i-ih-lechenie/viewer
  • 2,4 https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=14261
  • 3 https://medi.ru/info/334/
  • 5 http://niikf.tomsk.ru/ftpgetfile.php?id=261
  • 6 https://n.neurology.org/content/91/21/e1961
  • 7 https://www.aarp.org/content/dam/aarp/health/brain_health/2019/06/gcbh-supplements-report-english.doi.10.26419-2Fpia.00094.001.pdf
  • 8 https://cyberleninka.ru/article/n/biologicheski-aktivnye-dobavki-znachenie-i-primenenie/viewer
  • 9 https://cyberleninka.ru/article/n/neeffektivnye-lekarstva-vzglyad-klinicheskogo-farmakologa/viewer
  • 10 https://rgnkc.ru/images/metod_materials/KR_Pitanie.pdf
  • 11 https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=548b6f13-3aed-4cd4-a53a-b66c6cd6fba2&t=
16 января 2016

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе.

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

В неклинических случаях однозначно рекомендуется вести здоровый образ жизни, давать отдохнуть телу и духу при регулярных стрессах, менять род деятельности во время отдыха.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Наши продукты: Тренажер «Деление» Тренажер «Деление» позволит быстро и точно посчитать в уме необходимые числа Читать далее » Курс Менталист Научитесь разбираться в психологии людей и их поведении, увеличите интеллектуальный потенциал, разовьете логику и интуицию. 14 13 Читать далее » Тренажер «Цифровые ассоциации» Тренажер «Цифровые ассоциации» развивает функцию памяти и формирует технику опосредованного запоминания Читать далее »
Читать далее
Психология и самоанализ Что такое виктимность? 224 Читать далее » СМИ о нас Викиум: сервис, который поможет больше помнить и лучше думать 4275 Читать далее » Без рубрики Просветительский проект о волонтерстве Узнай.PRO 5213 Читать далее » Интересное Зефирный эксперимент 4452 Читать далее » Психология и самоанализ Особенности гипертимного типа личности 2731 Читать далее » Психология и самоанализ Каузальная атрибуция в психологии: теория и примеры 12827 Читать далее »

Ухудшение концентрации внимания (рассеянность) возникает у представителей различных возрастных категорий, негативно сказываясь на эффективности профессиональной, учебной и других видов деятельности.

Причины (факторы риска)

Снижение концентрации внимания обуславливается:

  • Эмоциональными стрессами.
  • Дефицитом отдыха (сна). Проблемы со сном – основополагающая причина постоянной сонливости.
  • Синдромом хронической усталости.
  • Гормональными нарушениями.
  • Психологическими расстройствами (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
  • Неправильными (жесткими) диетами, голоданием (следствие – острый недостаток энергии и питательных веществ, требующихся органам и системам).
  • Повышенным беспокойством, тревожностью.
  • Наличием прогрессирующих заболеваний, сопровождаемых болезненными ощущениями.
  • Сбоями в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Депрессивными расстройствами.
  • Травмами головы.
  • Побочными эффектами, возникающими после приема некоторых видов лекарственных средств, алкогольных напитков.
  • Воздействием разнообразных отвлекающих факторов (в частности, шума, вибрации).
  • Неблагоприятными условиями микроклимата (низкой температурой, неудовлетворительной влажностью воздуха, сквозняками, плохой освещенностью).
  • Поведенческими особенностями (отсутствием привычки сосредотачиваться на текущей деятельности).

Сопутствующие симптомы

У рассеянного человека наблюдается регулярное переключение на внешние раздражители, затруднения с сосредоточением при смене видов деятельности, глубокое погружение в собственные мысли, забывчивость, навязчивые состояния, галлюцинации, практически полное отсутствие внимания на фоне заболеваний или сильного переутомления.

Также для людей с низкой концентрацией внимания характерны опоздания, несвоевременность выполнения поставленных задач на работе, потеря вещей, ухудшение пространственной ориентации, нестабильность настроения, импульсивность, раздражительность в общении, низкая самооценка, отсутствие мотивации к активной деятельности.

Как избавиться от рассеянности?

Для повышения концентрации внимания рекомендуется:

  • Нормализовать сон (7-8 часов в сутки – необходимый минимум).
  • Внести коррективы в режим труда и отдыха (например, после каждого часа работы за компьютером – отдых в течение десяти минут).
  • Часть свободного времени проводить на свежем воздухе (эффективность работы мозга, получающего достаточное количество кислорода, улучшается).
  • Практиковать медитацию и другие техники избавления от негативных мыслей.
  • Повышать уровень стрессовой устойчивости.
  • Исключить воздействие отвлекающих факторов.
  • Правильно расставлять приоритеты (в первую очередь усилия направляются на выполнение неотложных задач, а затем – второстепенных).
  • Отказаться от режима мультизадачности, способной истощить даже самый стойкий организм.
  • Использовать специальные игры, направленные на развитие навыков сосредоточения.
Что касается медикаментозных способов решения проблемы, то они могут использоваться только по назначению профильного медицинского специалиста.proyavlenie-sindroma-deficita-vnimaniya_s.jpg

При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации.[1][3]

retikulyarnaya-formaciya-golovnogo-mozga_s.jpg

Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых.[4] Если СДВГ не выявлен в детском возрасте, то заболевание может переходить во взрослую стадию. Признаки СДВГ взрослых людей:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в продолжительности времени, частые опоздания;
  • постоянный беспорядок на рабочем месте;
  • неорганизованность в делах, много начатых, но незавершённых дел.[3]

Причины СДВГ

Основным этиологическим фактором синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальный период развития. Значимую роль в возникновении заболевания играют патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни. Также доказана влияние алиментарного фактора — недоедание беременной и ребёнка в раннем детстве, генетическая обусловленность.[2] С точки зрения неврологии основу СДВГ составляют мелкие, резидуальные (остаточные) повреждения мозга гипоксического генеза (в связи с нехваткой кислорода), которые классифицируются у детей как энцефалопатия.[4]

</ul>svyaz-retikulyarnoy-formacii-stvola-mozga-s-talamicheskimi-strukturami_s.jpg

Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.

narushenie-obmena-kateholaminov_s.jpg

Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.[2][3][4][7]

Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания

Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (1994 год), выделяют три типа СДВГ:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;
  • смешанный вариант.[2][3][4]

Осложнения синдрома дефицита внимания

  • плохая успеваемость в школе;
  • эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
  • социальные проблемы (отсутствие друзей);
  • риск травмы;
  • восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ.

Диагностика синдрома дефицита внимания

В большинстве случаев первые клинические проявления резидуально-неврологических расстройств проявляются до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особо эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-68 % осмотренных детей. Такие показатели свидетельствуют о высокой актуальности этой темы.

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных («другое уточнённое» и «неуточнённое»):

  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности;
  • неуточнённое расстройство дефицита внимания / гиперактивности.

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
  • испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
  • испытывает проблемы с распорядком дня;
  • избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
  • теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
  • легко отвлекается;
  • забывчив в повседневной деятельности;

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
  • покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
  • слишком много говорит;
  • отвечает до того, как вопрос завершен;
  • при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.

Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев.

Также должны быть соблюдены следующие условия:

  • несколько симптомов дефицита внимания или гиперактивности наблюдались в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома и в школе или на работе и с друзьями);
  • симптомы мешают или снижают качество учёбы или рабочей деятельности;
  • симптомы не объясняются другими психическими расстройствами (например, тревожным, диссоциативным или расстройством личности) [12].

Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей: выясняют особенности перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребёнка, динамику развития патологических симптомов, выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведённые лечебные мероприятия и их эффективность. При обследовании важно обращать внимание на поведение ребёнка в различной обстановке (во время беседы, при осмотре, в момент тестирования).

Подробно исследуется неврологический статус:

  • поведение ребёнка, его внешний вид;
  • оценивается состояние черепно-мозговых нервов — глазные симптомы (ширина зрачков, их реакция на свет, объём движений глазными яблоками, ширина глазных щелей), степень симметрии мимической мускулатуры, наличие или отсутствие девиации языка, фонация;
  • оценивается двигательная сфера — объём движений, мышечная сила, сухожильные рефлексы, наличие или отсутствие патологических рефлексов, гиперкинезов, координаторные пробы и чувствительность, тонкая моторика.

Далее используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).

Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).

Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических), исследуется уровень стресса, при помощи опросника определяется степень эмоционально-социальной поддержки. С целью выявления гиперактивности у ребёнка применяются критерии по классификации DSM-IV.

В результате комплексного обследования у 90% больных СДВГ обнаруживаются какие-либо нарушения в перинатальном периоде развития.

Главные факторы, оказывающие влияние на развитие СДВГ: 

  • токсикозы при беременности у матери больного;
  • угроза прерывания беременности;
  • хронические заболевания матери;
  • резус-конфликт и конфликт по системе ABO плода и матери;
  • патологические роды;
  • родовые травмы;
  • инфекционные болезни ребёнка (грипп и другие);
  • фебрильные судороги;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингеальные симптомы при гипертермии;
  • наркозы в анамнезе.

Наиболее частые жалобы: избыточная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, невозможность длительного сосредоточения.

Во время осмотра у больных детей выявляются нарушения координации, дизритмия, статико-моторная неловкость, много синкинезий, повышенная двигательная возбудимость, быстрая утомляемость, капризность, нарушение поведения, трудности школьного обучения, дизграфия, дислексия.

Объективными методами обследования выявляются следующие нарушения:

  • стёртые формы гидроцефалии (водянки головного мозга), косвенные признаки внутричерепной гипертензии, врождённые пороки развития, нейроортопедическая патология;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • вегето-сосудистая дизрегуляция, слабость вестибулярного аппарата;
  • экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы).

Как правило, неврологическая патология обнаруживается практически у 90% детей с диагнозом СДВГ.

Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относится конфликтная обстановка в семье, злоупотребление родителей алкоголем. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками, преподавателями.

Дифференциальная диагностика СДВГ проводится с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и другие), заболеваниями щитовидной железы, олигофренией лёгкой степени и шизофренией. Однако при данном способе диагностики могут возникнуть затруднения в связи с возможностью сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями — психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками или навязчивыми мыслями).[2][3][4][6][9]

Лечение синдрома дефицита внимания

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором [11].

Медикаментозная терапия 

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярный во всём мире препарат для лечения детей и подростков c СДВГ — метилфенидат (известный как «Риталин») [13]. После приёма препарата увеличивается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к повышению активности в префронтальной коре и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ [14][15]. Препарат разрешён в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран. В России метилфенидат запрещён как психостимулятор.

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин («Страттера») — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда применяют в случае неэффективности стимуляторов или тяжести побочных эффектов при их приёме, но они менее эффективны и не рекомендуются как препараты первой линии [11].

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение.

bos-terapiya_s.jpg

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);
  • кинезиотерапия;
  • физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Ратнера;
  • общее ультрафиолетовое облучение;
  • электросон.

reabilitaciya-detyay-s-sdvg-pri-pomoshi-fizicheskih-uprazhneniy_s.jpg

Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская чжень-цзю терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний, в том числе и СДВГ.

Массаж активных точек вызывает релаксацию мышц и усиливает эффективность других лечебных методов.[3][5][7]

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Можно ли вылечить СДВГ полностью

Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.

Прогноз. Профилактика

Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребёнка компенсируются нарушения в медиаторной системе мозга и часть симптомов регрессирует. Но в 30-70% случаев симптомы СДВГ (вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

При сочетании СДВГ с психическими заболеваниями, наличии психопатологии у матери, симптомах импульсивности у ребёнка прогноз заболевания становится неблагоприятным.[10]

Возможность предотвращения СДВГ не доказана, однако существуют способы помочь детям добиться наилучших результатов в борьбе с этим синдромом:

  • качественное дородовое наблюдение;
  • сбалансированная диета;
  • оптимальный объём физических нагрузок и активности;
  • соблюдение чёткого распорядка дня;
  • управление поведением ребёнка (построение положительных отношений между родителями и ребёнком).

Список литературы

Определение болезни. Причины заболеванияСимптомы синдрома дефицита вниманияПатогенез синдрома дефицита вниманияКлассификация и стадии развития синдрома дефицита вниманияОсложнения синдрома дефицита вниманияДиагностика синдрома дефицита вниманияЛечение синдрома дефицита вниманияПрогноз. ПрофилактикаИсточникиИспользуемые источники:
  • https://aif.ru/boostbook/rassejannost-i-zabyvchivost.html
  • https://blog.wikium.ru/prichiny-narusheniya-kontsentratsii-vnimaniya-u-vzroslyh.html
  • https://transferfaktory.ru/prichiny-snizheniya-kontsentratsii-vnimaniya
  • https://probolezny.ru/sindrom-deficita-vnimaniya/

Скажите что-нибудь