Самооценка. Виды самооценки. Ее роль в успешности деятельности

Личностная самооценка – ключевой компонент самосознания, который состоит из сочетания физических и человеческих характеристик, нравственных черт, навыков и поступков человека. Именно уровень самооценки определяет степень центрального личностного образования и степень интеграции в социум. Рассматриваемый компонент самосознания является своеобразным регулятором поведенческой модели человека. Самооценка тесно взаимосвязана с уровнем самоуважения. Люди, адекватно воспринимающие собственную личность, отличаются уравновешенным поведением, низкой конфликтностью и наличием независимой линии поведения. В данной статье, мы предлагаем детально рассмотреть вопрос о том, что такое самооценка личности.

Самооценка является частью самосознания человека
Содержание

Развитие личностной самооценки

Формирование самооценки человека происходит в результате межличностных связей. На уровень оценки собственной личности имеет особое влияние общественное мнение. Оценка окружающих людей в сочетании с личными достижениями, являются одним из важных критериев в рассматриваемом вопросе. Самооценка в психологии – это представление о степени значимости собственной личности для окружающих. Фундаментом для формирования оценки служат личные качества, недостатки и достоинства, чувства и поступки человека.

По мнению психологов, данный компонент самосознания имеет повышенную устойчивость к внешнему влиянию. Так как развитие личностной оценки формируется в детском возрасте под влиянием социальных и врожденных факторов, устоявшееся мнение с трудом поддается коррекции. На развитие самооценки оказывает влияние взаимоотношение с окружающими людьми, поскольку каждому человеку свойственно проводить сравнение своих поступков с поступками других людей. Определить уровень оценки собственной личности можно, изучив такие критерии, как темперамент, склад характера, и степень взаимодействия с другими людьми.

Предназначение самостоятельной оценки личности

Проводимые исследования позволили выявить, что самостоятельная оценка человеческой личности обладает тремя важными функциями:

  • регулировка, оказывающая влияние на личностный выбор;
  • защита, служит залогом психической стабильности и независимой поведенческой модели;
  • развитие – способствует постоянному саморазвитию.

Основываясь на этом факте, специалисты из области психологии рекомендуют своим пациентам как можно чаще сосредотачивать внимание на самом себе. Только проведя детальный анализ собственных качеств, можно найти ответы на многочисленные вопросы. Помимо этого, подобный подход позволяет избавиться от различного «хлама», который мешает саморазвитию. Наведение внутреннего порядка, устраняет имеющиеся конфликты и позволяет достичь гармонии.

Личностная самооценка является важным звеном в формировании человеческого самосознания.

Самооценка представляет собой мнение индивида относительно себя и собственной значимости

Детальный анализ собственных возможностей, навыков и индивидуальных черт характера, позволяет определить свое назначение в социуме. При помощи самоотчета, самоанализа и самонаблюдения, человек производит сравнение собственной личности с окружающими людьми. Важно понимать, что этот элемент самопознания не имеет схожих черт с банальным любопытством. В рассматриваемом вопросе, в качестве стимулов развития личности, выступают такие качества, как самосовершенствование, самолюбие и желание достичь успеха. Именно эти цели толкают человека вести каждодневную борьбу с самим собой и постоянно расширять круг своих интересов.

Самооценка — это единственный способ познать собственное «Я», сравнив свои прошлые поступки с планами на будущее. Анализ различных аспектов своей индивидуальности позволяет ознакомиться с собственными достоинствами и недостатками, а также определить стратегию развития собственной поведенческой модели в различных условиях. Именно этот анализ, является механизмом запуска нравственного саморазвития.

Самооценивание личности подразделяется на два ключевых элемента: эмоциональный и когнитивный. Первый отвечает за взаимосвязь с индивидуальными чертами собственной личности, среди которых следует выделить темперамент, характер, модель поведения и привычки. Когнитивная сфера основывается на информации, что поступает из внешнего мира.

Взаимосвязь самооценки и степени личностных притязаний

По мнению американского психолога У. Джемса, формула расчета самооценки выглядит следующим образом: «Успех / Степень притязаний = Самооценка». В данной формуле степень притязаний является своеобразным стимулом для достижения поставленных целей в разных сферах. Такие стимулы, как карьера, социальный статус и уровень материального достатка определяют поведение человека. Под термином «успех» в вышеприведенном примере следует воспринимать конкретные результаты, которых удалось достичь путем выполнения набора действий. Основываясь на этой формуле, можно сказать о том, что для повышения самооценки, человеку требуется снизить степень притязаний либо увеличить эффективность действий, направленных на достижение успеха.

Виды самооценки в психологии подразделяются на три категории: заниженная, адекватная и завышенная. Отклонение чаши весов в любую сторону от среднего значения становится причиной появления психологического дискомфорта и внутренних конфликтов. К сожалению, далеко не каждый человек способен увидеть истинную причину подобных проблем, что приводит к появлению ошибочных выводов.

Наличие завышенной самооценки часто сопровождается чувством собственного превосходства, и комплекса двухлетнего ребенка. Высокое самомнение приводит к созданию собственного идеала, что мешает адекватно подойти к анализу имеющихся возможностей и способностей. На данной почве создается ошибочное мнение о собственной значимости для социума. Даже в случае неудач, люди с высоким самомнением предпочитают сохранять верность идеи о высокой важности своей личности, для того, чтобы избежать психологического дискомфорта.

Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека

Неправильная оценка личностных качеств заставляет человека принимать собственные слабости за сильные черты характера. На этом фоне, упрямство и агрессия может расцениваться как воля и решительность. Рассматриваемая модель поведения препятствует формированию двухстороннего контакта с окружающими людьми, поскольку человек с высокой самооценкой наплевательски относится к мнению окружающих. Когда на пути подобного человека появляются различные трудности, что препятствуют достижению успеха, он списывает их на жизненные обстоятельства и другие внешние факторы. В его понимании, каждый поступок является правильным и не может стать ошибкой. Многие люди с завышенным самомнением негативно относятся к критике от окружающих и принимают подобное отношение за зависть и стремление придраться.

Если основываться на вышеприведенной формуле, можно сказать о том, что человек с завышенным самомнением ставит перед собой трудновыполнимые задачи, при которых степень притязаний не соответствует уровню возможностей. Специфическими чертами личности при завышенной самооценке являются грубое и агрессивное, местами жестокое поведение, высокомерие и зазнайство. Независимое поведение, выставляемое напоказ, может восприниматься окружающими людьми, как проявления высокомерия и пренебрежительности.

Люди с завышенным самомнением часто страдают от невротических и истерических приступов, так как находятся в твердой уверенности о высокой значимости собственной личности. Различные трудности воспринимаются как невезение, что редко побуждает человека изменить свое отношение к окружающим. По мнению психологов, для рассматриваемого типа личности свойственна стабильность в поведении и отличительные черты во внешнем виде. Так для людей с высоким самооцениванием свойственны прямая осанка, наличие «командного» голоса и высокое положение головы.

Заниженная самооценка выражается в виде тревожного акцентирования характера. Данный тип людей испытывает проблемы с уверенностью в своих силах, проявляет чрезмерную осторожность, застенчивость и нерешительность. Совершая определенные поступки, такие люди ждут одобрения и поддержку от окружающих. Люди с низким уровнем самооценивания легко поддаются внушению, что заставляет их действовать на поводу у окружающих. Наличие комплекса неполноценности и трудностей с самореализацией приводит к тому, что человек постоянно ищет новые цели, которые помогут ему самоутвердиться. При этом, стимулом для достижения служит не сама цель, а желание обрести значимость в глазах окружающих. Психологи отмечают, что степень притязания таких людей значительно ниже их способностей.

Наличие жизненных трудностей и различных преград воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. Люди, относящиеся к этому типу личности, проявляют высокие требования не только в отношении себя, но и окружающих. Отличительными чертами характера, в данном случае является самокритичность, замкнутость, завистливость, жестокость, подозрительность и мстительность.

Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях

Причиной многих конфликтов, включая семейные и профессиональные, является повышенная требовательность, занудность и внимание к мелочам. Для этой манеры поведения свойственны такие особенности внешнего вида, как нерешительная походка, нежелание устанавливать визуальный контакт и втянутость шеи.

Адекватный подход к оценке собственной личности основывается на наличии двух процессов, имеющих противоположное значение: защитный и познавательный. Тяга к познанию содействует адекватности, а защитные механизмы действуют в противоположном направлении. Защитные процессы обусловлены инстинктом самосохранения, который в примере с самооценкой имеет направленность в самооправдании поведенческой модели. Помимо этого, данный процесс является единственным способом защитить свой психологический комфорт.

Степень самооценки

Рассматривая вопрос о том, какая бывает самооценка, следует уделить внимание методике определения уровня восприятия собственной личности. Для этого, на листе бумаге рисуется лестница, состоящая из десяти ступеней. Каждой из ступеней следует присвоить порядковый номер. После этого, человеку разъясняется, на самой нижней ступени находятся «отрицательные персонажи», а верхушку занимают «идеальные люди». После этого, человеку предлагается сделать выбор, какую ступень занял бы он.

По словам психологов, место с первой по третью ступень занимают люди с заниженной самооценкой, а от восьмой до десятой с завышенной. Первый показатель является наглядной демонстрацией наличия робости и неуверенности, а также отсутствием возможности реализовать собственный потенциал. Добиться намеченной цели и реализовать скрытые способности мешает критичное отношение к самому себе.

Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя

Промежуточное звено, что является адекватным оцениванием собственных качеств, позволяет правильно соизмерять имеющиеся возможности и способы для достижения целей. Люди с данным складом характера предпочитают ставить перед собой достижимые задачи, а при возникновении трудностей, адекватно подходят к их анализу. Такой человек определяет свои слабые и сильные стороны, после чего прикладывает все силы для устранения недостатков и дальнейшего саморазвития.

Завышенное самомнение – результат создания идеализированного образа своей личности и неадекватная оценка собственной значимости для окружающих людей. В этом случае, любые неудачи и жизненные трудности игнорируются, поскольку на первом месте у человека стоит психологический комфорт. Любые попытки критического оценивания со стороны окружающих могут быть расценены как придирчивость и зависть. Такие люди не признают собственные недостатки и ошибки.

Проблемы с самооценкой влияют на качество самоконтроля и управления собственным поведением. У многих лиц с данной проблемой наблюдаются трудности в построении коммуникативных связей из-за повышенной конфликтности.

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

1 Самооценка: что это?</span></h2>

Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал. В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.
Рекомендуемd4e8e9789_200x90.pngПсихология маргинального поведения и его характеристики

1.1 Возрастные особенности</span></h3>

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках «Я-концепции».

Рекомендуемb6db8bdbd_200x90.pngЧто такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

2 Виды</span></h2>

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

РекомендуемДелинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

2.1 Характеристика видов</span></h3>

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная — является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

3 Методы определения</span></h2>

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

Фото

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

ExternalLink_shutterstock_379306531-730x511.jpg

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

ExternalLink_shutterstock_597975377-730x487.jpg

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Используемые источники:
  • http://ktovdepressii.ru/terminologiya/samootsenka-v-psihologii-chto-eto-takoe.html
  • https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/vidy-samoocenki.html
  • http://astrofactor.ru/articles/psihologiya/samoocenka-lichnosti
  • https://psychologist.tips/1740-samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki.html

Скажите что-нибудь