Влияет ли самооценка на поведение человека в социуме

Влияние самооценки на социальное поведение личности

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Вирджиния Н. Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» — концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я» — концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка».

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития».

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. «Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, — замечает Санфорд, — лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем». Исследования показывают, что самоуничижающее поведение («если бы только…»), например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна — высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» — человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями».

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т. Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка — это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

«Низкая самооценка,- продолжают Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали, — влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

Вышеуказанные авторы заключают, что низкая самооценка воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.

Кутрон, Рассел и Пепло установили, что самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты — новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой.

Ф. Зимбардо пишет о том, что то, что мы думаем о себе оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти на пролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа — не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока… Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена. Если человек застенчив, как правило, он страдает низкой самооценкой; — пишет Ф. Зимбардо, — там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости».

Вирджиния Н. Квинн пишет об исследованиях, проведённых Левануэем и Уайли, позволивших заключить, что люди с положительными «Я» — концепциями склонны терпимее относиться к окружающим, им легче смириться со своими неудачами, которые у них происходят реже, так как работают они эффективнее людей с низкой самооценкой; высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность; люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых авторов, Вирджиния Н. Квинн говорит, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя; они легко поддаются давлению, — «… поскольку им не хватает уверенности в себе, ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, так как тогда они уверены в успехе. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений».

Т. Шибутани говорится: «Когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание».

Том Шрайтер пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы думаем, и определяет решения, которые мы принимаем. Если вы зарабатываете пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора я не вполне согласна, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда данное заключение себя не оправдывает.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его возможностями. Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной либо заниженной самооценки на социальное поведение человека, то есть на поведение человека в обществе.

06.04.2017 00:0688199b63390f9b316f120fa2c18fc4d8aeff.jpg / Antonio Guillem / Shutterstock.comНизкая самооценка для человека — самый настоящий мучитель. Она не дает ему раскрыть свои таланты, делает его будни серыми и однообразными. При этом далеко не все стараются ее повысить. АиФ.ru узнал у психолога Алены Ал-Ас, как низкая самооценка влияет на разные сферы жизни человека и чему она мешает.

Важность оценки себя

Всегда проще и легче добиваться успеха, когда за плечами есть некоторые активы. Это не всегда деньги или связи. Как правило, более важным, хорошим, нужным активом для успешного старта в жизни является и здоровая самооценка. Самооценка влияет на все — и на отношение к себе, и на взаимоотношения с окружающим миром. Высокая самооценка дает уверенность, помогает ставить цели и позволяет без проблем идти к ним. Низкая самооценка забирает если и не все эти возможности, то очень многие — шанс построить счастливые, равноправные отношения, шанс сделать успешную карьеру, шанс стать яркой личностью, шанс прожить ту жизнь, о которой человек мечтает.

Низкая самооценка лишает не только уверенности в себе, она оставляет человека без внутреннего стержня, лишает голоса, собственного мнения и возможности высказать его. Человек с низкой самооценкой склонен скорее понижать стандарты, чем бороться за то, о чем мечтает. И это несоответствие желаемого и действительного часто рождает большой внутренний кризис.

add9424077ebf1d5f424ed4e02976bb8.jpg Статья по темеМужчина-нарцисс — горе в семье. Как ужиться с самовлюблённым партнёром

Потеря № 1. Невозможность любить

Человек с низкой самооценкой очень часто не любит сам себя, но при этом отчаянно жаждет любви от других. Зачастую это приводит к тому, что мужчины и женщины соглашаются на заведомо проигрышные, неравные отношения. Это не делает их счастливее, но помогает почувствовать себя более полноценно. Вот почему многие не спешат выходить из мучительных отношений, лишая себя тем самым возможности найти и создать по-настоящему счастливый союз. Неумение любить себя рано или поздно разрушит даже вполне здоровые, хорошие отношения. Неумение безусловно любить себя приводит к тому, что и партнера любить безусловно не получается. Сомнения в себе рождают сомнения в партнере, в истинности его чувств, а это приводит к ревности, ссорам, недопониманию.

Потеря № 2. Обесценивание своих достоинств

Человек с низкой самооценкой склонен не видеть или недооценивать свои положительные качества и умения. Так как низкая самооценка связана прежде всего с тем, что человек постоянно сравнивает себя с другими, то и оценке поддаются прежде всего те параметры, которые можно измерить или сравнить. Вот и получается, что человек с низкой самооценкой не так красив, как другие, не так богат, как некоторые, не так успешен, как многие и т.д. При этом такие качества, как доброта, щедрость, благородство, тактичность, все то, что составляет внутреннюю красоту, и которые могут быть у него в избытке, в расчет не берутся.

Самый безжалостный критик. Как успокоить внутренний голос
</p>

Потеря № 3. Невозможность иметь свое мнение

Человек с низкой самооценкой лишен возможности противостоять чужому мнению и давлению со стороны. Будучи не в состоянии адекватно воспринимать и реагировать на критику, иметь и отстаивать собственное мнение, человек с низкой самооценкой часто становится объектом манипуляции как со стороны близких, например, родителей, так и посторонних — коллег, партнеров и т.д. Критика для человека с низкой самооценкой превращается в катастрофу и настоящее препятствие, которое сдерживает рост, а иногда и отбрасывает человека далеко назад.

Статья по темеУволь своего неудачника. 12 шагов на пути к хорошей самооценке

Потеря № 4. Невозможность быть успешным

Важное отличие успешного человека от неудачника в том, что успешный разрешает себе пользоваться своим правом на успех. Право на это ему дает его высокая самооценка. Низкая самооценка такого права не дает, поэтому даже успех для человека с низкой самооценкой не становится заслуженной наградой.

Низкая самооценка — близкая и больная тема для каждого, кто лицом к лицу столкнулся с этой проблемой. И каждого она лишает чего-то своего, важного, дорогого. Положительным моментом является то, что низкая самооценка — не приговор, и ее можно изменить. Это не быстрый, не простой и не всегда очевидный процесс, но шанс есть у каждого.

Первая помощь

Самооценку можно и нужно повышать самостоятельно. Самое главное — сменить фокус внимания с собственных негативных сторон на позитивные. Возьмите лист бумаги, а лучше — тетрадь или блокнот, и запишите в него все то, что у вас получается хорошо, начиная от приготовления вкусной яичницы и заканчивая умением быстро и точно свести годовой баланс. Любой успех должен быть отражен в тетради. Вы пунктуальны? Хорошо. Вы всегда стараетесь вести себя честно? Отлично. Занимаетесь танцами, вышиваете красивые картины, знаете секрет приготовления идеальной пасты? Великолепно. Поверьте, как только вы начнете записывать свои плюсы, вы вспомните даже про те, о которых в ежедневной суете совсем забываете, а когда закончите список — ваше настроение и самооценка будут значительно выше.

ТЕСТ: Каков уровень вашей самооценки?
</p>

Второй совет — создавайте вокруг себя свой мир. Окружайте себя красивыми вещами, сделайте свой дом уютным и красивым, повышайте профессиональное мастерство, читайте литературу, придумайте себе удобный режим дня, в котором найдется место и для отдыха, и для увлечений, и для развития.

Следите за своим физическим состоянием — это очень укрепляет веру в себя и повышает самооценку. Необязательно сразу покупать абонемент в спортзал, но если вы всегда мечтали сбросить пару килограммов, то сейчас самое время. Следите за осанкой и походкой, старайтесь держать спину прямо, а голову — высоко. Это поза успешного человека, и как только вы ее примете, сразу почувствуете себя лучше.

Очень хорошо повышает самооценку помощь другому. Если рядом нет никого, кто нуждается в вашей помощи, просто позвоните родителям.

Хотите стать уверенным в себе человеком? Начните вести себя как уверенный человек! Если вначале это сложно, представьте, что вы актер и вам надо сыграть роль сильного человека. Почувствуйте эту энергетику и постарайтесь ее запомнить. Самооценка — это то, что можно исправить. Надо только захотеть.

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Умение правильно оценивать себя и свои возможности позволяет людям ставить стоящие цели, а затем достигать их. Все же многих интересует, влияет ли самооценка на поведение человека и какие опасности она в себе таит. То, как индивидуум относится к самому себе, формирует его модель поведения в социуме. Психологи отмечают, что есть 3 типа самооценки: завышенная, нормальная и заниженная. Найти золотую середину вовсе не сложно.

Влияет ли самооценка на поведение человека в различных ситуациях

Окружающая среда формирует личность, усиливая или подавляя ее характерные особенности. Выявить сильные либо слабые стороны человека помогают форс-мажорные обстоятельства. В нестандартных условиях люди ведут себя так, как диктует им внутреннее «Я». Многолетние исследования ученых в этой сфере дали ответ на вопрос, влияет ли самооценка на поведение человека.

Статьи по теме
  • Шесть столпов самооценки — лестница, по которой придется подниматься
  • Как добиться успеха: способы бесконфликтного общения
  • Почему мы часто чувствуем одиночество в толпе
  • Чем опасно расстройство адаптации в армии и можно ли его преодолеть

Уверенность в своих силах, а также уважение к себе позволяет:

  • достичь гармонии во взаимоотношениях с окружающими;
  • добиться успеха в жизни;
  • принимать взвешенные решения;
  • твердо отстаивать собственные убеждения;
  • сознательно управлять своим поведением;
  • заниматься самовоспитанием.

Чрезмерно самоуверенные люди никогда не анализируют своих поступков или линию поведения. Им чуждо чувство осторожности, из-за чего они часто подвергаются опасности.

Как можно отметить, самооценка и поведение взаимосвязаны друг с другом. По этой причине необходимо правильно оценивать свои возможности применительно к отдельным жизненным обстоятельствам. Допущенные ошибки никогда не станут для человека с адекватной самооценкой камнем преткновения. Наоборот, он всегда будет уделить время анализу допущенных оплошностей, чтобы найти истинную причину их возникновения. Такое исследование поможет ему избежать неверных решений в будущем.

Влияние завышенной самооценки на человека

Крайности — отличительная черта каждого индивидуума. Принимать себя таким, каким ты есть, могут лишь немногие. Чтобы этому научиться, необходимо понять, как заниженная и завышенная самооценка влияет на поведение человека.

Тем, кто мнит о себе слишком много, присущи:

  • эгоцентризм;
  • беспечность;
  • тщеславие;
  • конфликтность;
  • высокомерие;
  • обидчивость.

Самооценка зарождается в глубине сознания человека. Внутренние стрессы, в виде страхов или злобы, формируют его самомнение.

Упомянутые «добродетели» нередко служат следствием воспитания человека. Из добрых побуждений родители прививают детям чувство превосходства над другими. Ребенок начинает считать себя уникальным, исключительным.

Неоправданная похвала и незаслуженные поощрения приводят к:

  • подавлению критического мышления;
  • отсутствию самоконтроля;
  • недисциплинированности.

Без этого комплекса качеств человек начинает принимать рискованные решения, делая роковые ошибки в жизни. Он может злиться из-за того, что не получает желаемого. Взаимоотношения с окружающими приобретают сумрачный характер, поскольку он ожидает к себе «королевского» обращения. Своим вызывающим поведением надменные личности пытаются привлечь к себе неуместное внимание. Все же есть и другая сторона медали, когда чрезмерная самокритичность разъедает человека словно кислота металл.

Психологи рекомендуют в любых ситуациях оставаться самим собой. Для этого необходимо постоянно заниматься самопознанием и воспитывать в себе стоящие качества, делая акцент на своих достоинствах.

Заниженная самооценка и поведение человека

Такие люди всегда считают других умнее, счастливее и успешнее себя. Критику они обычно воспринимают достаточно болезненно, во всех проблемах виня только самих себя.

Подобный образ мышления развивает в них:

  • робость;
  • чрезмерную неуверенность;
  • фобии;
  • чувство неполноценности;
  • инертность.

Заниженная самооценка иногда формируется благодаря субъективным факторам. Темперамент или напряженная нервная деятельность влияет на восприятие своего «Я».

Наряду с этими чертами личности меняется и внешний вид человека. Пасмурное лицо, опущенная голова, сутулость и нерешительная походка мешают окружающим воспринимать его адекватно. Они видят в нем только злобу и не хотят идти на контакт. Как следствие, индивидуум изолируется от общества и повергается в стихию одиночества.

Развиваем правильное отношение к себе

Внутренняя уверенность не возникает самопроизвольно. Человеку нужно приобрести собственную жизненную позицию. Чтобы отстаивать свое мнение, ему понадобится разобраться в том, почему оно правильное.

К тому же такие люди:

  • не боятся перемен;
  • стараются постоянно улучшать свою жизнь;
  • доверяют другим, но в разумной степени;
  • берут на себя ответственность;
  • имеют четкое представление о том, чего хотят;
  • стремятся к достижимым целям;
  • строят рациональные планы.

Первой ступенькой к развитию такой модели личности служит любовь к самому себе. Нужно найти свои сильные стороны, а затем усиленно развивать их. Психологи советуют чрезмерно не сосредотачиваться на ошибках. Вдобавок не нужно стремится нравиться каждому. Это зря потраченное время.

Рассмотрение вопроса, влияет ли самооценка на поведение человека, помогло многим посмотреть на себя со стороны. Благодаря такому анализу каждый определил, в чем ему необходимо улучшиться, чтобы стать полноценным членом общества.

Как самооценка влияет на жизнь человека — видео

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналИнновационная наука2016Область наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние самооценки на развитие личности»

Анализируя выраженность адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий когнитивного, эмоционального и поведенческого типа в группе разведенных женщин, мы обнаружили, что во всех трех типах большее число испытуемых ориентируются на неадаптивные варианты. Список использованной литературы:

1.Кабакова, М. П. Особенности психологической помощи в ситуации развода и в постразводный период / М. П. Кабакова, Г. К. Сланбекова // Психология в школе. — 2016. — №3. — С. 3-10.

2.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2012.- 320 с.

3.Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — 474 с.

© Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р., 2016

УДК 159.923.2

В.В. Мартышова

бакалавр 1 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье исследуется проблема влияния самооценки на развитие человека. Освещаются такие аспекты этого влияния как жизнестойкость, нравственность.

Ключевые слова Самооценка, сознание, личность.

Сложно переоценить значимость самооценки в жизнедеятельности человека. Самооценка — это отношение к себе, оценка себя как единицы общества. Под самооценкой зачастую подразумевается характеристика своего внутреннего «Я», опирающаяся с одной стороны на мнение окружающих людей, а с другой — подкреплённая представлением о себе самого человека.

Изучение феномена самооценки стало столь актуальным благодаря тому, что дало наиболее широкое представление как о личности в целом, так и об её отдельных компонентах.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение личности [8, с.362].

Самооценка формируется на основе существующих в данном обществе норм морали и обуславливается его мировоззрением, положением в системе производственных отношений, господствующих в данном обществе [4, с. 25-26].

Самооценка — это структурный компонент самосознания, который является специфически человеческим побудителем поведения и развития личности. Самооценка, так же как и представление о себе формируется в результате взаимодействия индивидуума с окружающей средой и оценочного воздействия с другими людьми. Поведение, опыт, развитие, структура личности согласуются с самооценкой [1, с.96].

Самооценка, являясь общезначимой ценностью для общества и личности, наряду с притязанием на признание и именем собственным, формирует представление себя как представителя определённого пола, представление себя во времени, оценку себя в отношении прав и обязанностей [7, с.58].

Самооценка является одной из самостоятельных личностных подструктур, а её формирование

зачастую является результатом ориентации ребёнка в избранном родителями направлении [5, с.195].

Психологи рассматривают самооценку с различных позиций. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности -частной. Кроме этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку, которую нередко именуют уровнем притязаний. Также самооценка может быть адекватной или неадекватной, в зависимости от совпадения (несовпадения) реальных достижений индивидуума с его потенциальными возможностями [6, с.8-9].

Я-концепция, концепция «другого», выступая в качестве механизмов самооценки, оказывают существенное влияние на состояние психического здоровья и развитие зрелой жизнестойкости личности, как их носителя [2, с. 123-124]. Психическим механизмом адекватной самооценки является совесть, проявляющаяся, способности осуществлять нравственный самоконтроль, в самооценке своих поступков, с точки зрения их соответствия нравственным требованиям и обязанностям [3, с. 290].

Таким образом, самооценка — это индивидуальное, присущее каждому отдельно взятому человеку понятие о своём «Я». Она влияет на особенности поведения индивида в различных жизненных ситуациях. Самооценка служит регулятором взаимоотношений конкретно взятого человека с окружающей средой. С помощью самооценки человек формирует своё представление о себе и о своих связях с другими людьми. Самооценка подразделяется на актуальную и потенциальную, адекватную и неадекватную. Родителям необходимо обращать внимание на развитие именно адекватной самооценки детей. Она должна развиваться в согласовании с уважением к другим людям. Большое внимание необходимо уделять взаимосвязи самооценки с усвоением прав и обязанностей ребенка. Список использованной литературы:

1.БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.

2.БрюховаН.Г. Влияние психологических особенностей на развитие жизнестойкости личности взрослого человека / Жизнестойкость личности в условиях модернизации общества: ресурсы развития: материалы 3 международной научно-практической конференции // Отв. ред. Калинина Н.В., Седунова А.С. — Ульяновск, 2011.С. 121-124.

3.БрюховаН.Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.

4.ВведенскийБ.А. Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. М.: Гос. науч. Изд- во «БСЭ», 1955. Т. 38., 321 с.

5.ДоценкоЕ.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

6.ЛипкинаА.И. Самооценка школьника. М.: «Знание», 1976. — 64 с.

7.МухинаВ. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя начальных классов / В. С. Мухина — М.: Просвещение, 1986. — 143c.

8.ПетровскийА.В. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Петровский А.В., Ярошевский М.Г. — 4-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 512 с.

© Мартышова В.В., 2016

УДК 159.9

Я. Маштакова, студент 3 курса М.Е.Питанова, к.пс.н., доцент ФГБОУ ВО ПГУ Г.Пенза, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье представлен психологический аспект овладения иностранным языком. Знание особенностей

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальностиiНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналСкиф. Вопросы студенческой науки2020Область наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SELF-ESTEEM ON PEOPLE’S LIFE ACTIVITY

This article is devoted to the consideration of the concept of self-esteem, as well as the study of its impact on the life and activities of people in society.

Текст научной работы на тему «Влияние самооценки на жизнедеятельность людей»

Влияние самооценки на жизнедеятельность людей Influence of self-esteem on people’s life activity

Алейникова Алина Борисовна

Студентка 1 курса Ф-т мировой экономики ФГБОУ Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара E-mаil: аlinа.sаmаrа384@gmаil.com

Aleynikova Alina Borisovna

1st year student faculty of world economy FSBEI Samara State University of Economics

Russia, Samara Email: Alina.samara384@gmail.com

Научный руководитель Чеджемов Герман Асланбекович

Старший преподаватель Самарский Государственный экономический университет

РФ, г. Самара E- mаil: irongerman@mail.ru

Scientific adviser Chedzhemov German Aslanbekovich

Senior Lecturer Samara State University of Economics Russia, Samara E- mail: irongerman@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена рассмотрению понятия самооценка, а также исследованию ее воздействия на жизнь и деятельность людей в обществе.

Annotation.

This article is devoted to the consideration of the concept of self-esteem, as well as the study of its impact on the life and activities of people in society.

Ключевые слова: самооценка, здоровая самооценка , шкала самоуважения Розенберга.

Key words: self-esteem, healthy self-esteem, Rosenberg’s Self-Esteem Scale.

Самооценка — это психологическое состояние индивида в обществе, то, какое место в этом обществе для себя он видит и насколько высоко он оценивает себя в нем. Самооценка дает возможность взвесить все «за» и «против», произвести какие — либо выводы, оценить результаты своей жизни, поставить перед собой цели, задачи и стремиться к их достижению. Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворенными.1

Самооценка бывает завышенной и заниженной — у каждого человека по-разному. Само умение производить самооценку закладывается в человека с самого раннего возраста; взрослые (родители, бабушки и дедушки, дяди и тети) невольно оценивают поведение ребенка , объясняя ему, что хорошо и что плохо, помогают изучать по поступкам и из этого определять поведение людей, выстраивать отношение к людям по характеру их поступков. С того момента и начинается неосознанная привычка формирования собственной оценки, опираясь на слова родных и окружающих. Человек по своей природе нуждается в признании и одобрении со стороны окружающих его людей, это составляет его самооценку. Чтобы не подвергаться критике, человек вынужден

соблюдать требования социума. Это вынуждает его прятать часть своей индивидуальности, подстраивая себя под тот образ, который желает видеть большинство. 2

К большому сожалению, в жизни возникают такие ситуации, когда окружающие ребенка люди -родители, учителя, сверстники- демонстрировали примеры заниженной оценки как ребенка, так и собственно самих себя, невольно формируя тем самым не совсем объективную самооценку. Можно сказать, что здоровая самооценка является неким балансом между адекватным восприятием действий других индивидов и справедливой и объективной оценки себя, собственного поведения. Здоровая самооценка не должна перерастать в патологическую самоуверенность, когда человек собственное мнение и поведение ставит превыше всех остальных. Стоит признать, что подобная правильная самооценка является достаточно редким явлением. Перекосы в воспитании обусловлены различными культурными, социальными и даже религиозными стереотипами.

В любом виде человеческой деятельности — науке и искусстве, бизнесе и политике, спорте и государственной службе высокая самооценка является залогом успеха и продвижения вверх по карьерной лестнице. Но не нужно путать высокую самооценку с завышенной. Часто люди, заблуждающиеся в оценке собственных возможностей и талантов, оказываются неспособны принять верное решение в критической ситуации. И делают это они не по злому умыслу, а до последнего будучи уверенными в собственной правоте, в собственной уникальности и исключительности.

Можно привести простой бытовой пример — караоке. Человек с заниженной самооценкой никогда не возьмет в руки микрофон и публично не исполнит песню, зная, что может кое-где сфальшивить или забыть слова. А человек излишне самоуверенный, не имея ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма, будет терзать слух окружающих, извлекая ужасные звуки, будучи уверенным на 100%, что его исполнение ничуть не хуже оригинала, а может даже и в чем-то превосходит его.

Специалисты, занимающиеся исследованиями в психологии, в части самооценки индивидуумов, указывают на две поведенческие модели, которые, в свою очередь объясняются той или иной мотивацией человека, заложенной в детстве. В первом случае человек мотивирован на достижение успеха. Во втором — он избегает неудачи.

Если индивид придерживается поведенческой модели первого варианта, то присутствует несколько характерных признаков — более высокая самооценка не дает отвлекаться на мнение окружающих — собственное мнение имеет доминирующее значение; высокая самооценка придает больше позитива в действиях человека и позволяет концентрироваться на достижении конечной цели, не обращая внимания на возникающие по пути трудности и препятствия.

Второй вариант, когда человек идет на поводу у собственных страхов, в каждом событии находит им подтверждение, тревожится при возникновении малейшего препятствия, старается избегать сложностей и, как результат, действует менее рискованно, что, безусловно, мешает поднять самооценку. Человек оказывается в замкнутом круге.

Если рассмотреть заниженную самооценку доскональнее, мы увидим первопричины, оказывающие максимальное воздействие на ее уровень. Как говорилось выше, уровень самооценки закладывается в раннем детстве. Часто, на детской площадке можно увидеть, как мама или бабушка укоряют малыша «Не делай этого!» «У тебя это не выйдет!» «Это ты не сможешь сделать!». Руководствуясь благими намерениями — не поранится, не испачкаться, не заблудиться и т.д. — родители невольно возводят перед формирующимся индивидуумом непреодолимую стену из ограничений и запретов. Ни разу не испачкавшись, не поранившись и не упав в лужу грязи, ребенок не получит так ему необходимого в дальнейшем опыта преодоления препятствий. Авторитет

родителей формирует в ребенке чувство вины и бесконечной ответственности за возможный негативный результат собственных поступков, что становится причиной патологической зажатости и эмоциональной скованности — типичными признаками заниженной самооценки.

По мере взросления, родители и родственники со своим «авторитетным» мнением постепенно отходят на задний план. В жизни человека появляется мнение внешнего социума. Начиная от традиций, правил и законов, заканчивая мнением соседей по подъезду или коллег по работе. Повседневные взаимодействия различных социальных групп и слоев населения, связанные с различиями в интересах, мотивах, ценностях, обусловливают разнородность и неоднозначность их отношения к происходящим процессам в общественной жизни и, как следствие, высокую вероятность возникновения социальных конфликтов.3

Как уже говорилось, правильно воспитанный, в плане самооценки, индивидуум никогда не будет идти на поводу чужого мнения. Он его просто проигнорирует. Иное дело — несчастные с заниженным восприятием собственной роли в этой жизни. Опасаясь неудачи, они заранее готовятся к проигрышу и считают себя заведомо неудачниками по сравнению с окружающими. И они совершенно не задумываются над тем, что так замечательно описал А.С. Пушкин — «…опыт, сын ошибок трудных…» — ведь отрицательный результат — тоже результат и получив его, человек становится умнее, мудрее, если хотите — профессиональнее. Кроме того, человек, зацикленный на собственной низкой самооценке не учитывает, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, а индивидуальность — самая сильная сторона любой личности.

Мы плавно подошли к осознанию важной роли самооценки в качестве жизни, в его месте в этой жизни. Явственно прослеживается прямая зависимость успешности человека от уровня его самооценки. Тот, кто обладает адекватно высокой самооценкой, стремится достичь определенных высот в карьере, в обществе, в кругу друзей и семьи, в конце концов. Человек берет кажущиеся непосильными задачи, рискует и добивается своего, порой через падения и неудачи. Слабая самооценка мешает человеку саморазвиваться. Минимальное достижение в карьере или в личной жизни он фиксирует, старается «забетонировать» достигнутое и уже не решается даже на минимальный риск, чтобы как-то улучшить свое нынешнее положение. Безусловно, все валить на воспитание и трудное детство было бы неправильным. Немаловажным является самовоспитание, саморазвитие индивидуума. Сила его духа и крепость воли в желании достичь невозможного.

Специалисты, изучающие вопросы влияния самооценки на уровень успешности в области профессиональной деятельности, вывели ряд личностных качеств и характеристик, которые должны присутствовать у человека, претендующего на высокое положение на социальной и профессиональной лестнице.

Успешный представитель должен быть:

-коммуникабелен — легкость и быстрота контакта;

-эмоционально устойчив — сложности и трудности должны быть причиной к увеличению прилагаемых усилий, а не поводом к отступлению;

-наблюдателен — незначительные мелочи зачастую становятся ключом к решению глобальной задачи;

-иметь широкий кругозор — образованный и сведущий человек — приятный собеседник и желанный работник;

-иметь адекватную самооценку — самоуверенные гонщики долго не живут и разбиваются, а неуверенные в себе водители никогда даже за руль не сядут.

Выходит, что жизненные планы, нанесенные на временную шкалу событий, обязательно должны быть подкреплены уверенностью в себе, в своих силах, убеждениях и собственной оценке.

Тест на самоуважение. Методика- шкала М.Розенберга.

Тезис : У современного студента первого курса самооценка находится в диапазоне 23-34 баллов

(адекватная самооценка) по шкале Розенберга . Для того чтобы узнать так ли это, проведем тест-опрос студентов 1 курса в нашем вузе. В качестве респондентов выступили студенты двух групп первого курса СГЭУ — 26 человек . По результатам было выявлено что 100% респондентов имеют самооценку в диапазоне 23-36 баллов, что соответствует «адекватной самооценке» по шкале Розенберга. *

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg’s Self-Esteem Scale) — это

личностный тест-опрос для измерения уровня самоуважения.

Тест-опрос создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое. Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве. Тест- опрос Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

Таким образом , поскольку данные опроса находятся находятся в позитивной части шкалы Розенберга , можно предположить ,что в краткосрочной перспективе жизнедеятельность исследуемой группы будет вполне удовлетворительной , что будет положительно сказываться и на их успеваемости , здоровье, настроению и способствовать активной жизненной позиции.

Список используемой литературы:

1.Нуруллаева Г.И., Чеджемов Г.А. Смена социальных ролей индивида в процессе социализации // Известия института систем управления СГЭУ, 2017 г. .№1(15). с. 86

2.Попова М.А., Чеджемов Г.А. Влияние общественного мнения на формирование конформности личности // Известия института систем управления СГЭУ, 2017 г., .№1(15). с. 93 — 96

3.Ургалкин Ю.А., Бондарев С.И., Чеджемов Г.А. Некоторые аспекты развития социальных конфликтов в региональном социуме // Научное издание НАУКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ. Сборник научных статей III Международной заочной научно — практической конференции. Самара, СГЭУ 25 апреля 2016 года. Часть 2. С.110

4.]https://mississauga.ru/2018/12/09/%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8 F-%D0%BC-%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0-3-%D1%82%D0%B5/

5.https ://ducsever. ru/vazhnie-momenti/samouvazhenie -i-samoocenka/

6.http://correct.pupils.ru/rekomendatsii/4851/10988/129597/

7.http ://rykovodstvo. ru/instr/61227/index.html

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальностиИспользуемые источники:
  • https://studbooks.net/1625118/psihologiya/vliyanie_samootsenki_sotsialnoe_povedenie_lichnosti
  • https://aif.ru/health/psychologic/nevysokaya_cena_kak_nizkaya_samoocenka_portit_vam_zhizn
  • https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/vliyaet-li-samoocenka-na-povedenie-cheloveka/
  • https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-razvitie-lichnosti
  • https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-zhiznedeyatelnost-lyudey

Скажите что-нибудь