Как улучшить микроклимат в коллективе и зачем это нужно?

Что это такое

Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав.

Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:

  • Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
  • Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
  • Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:

  1. Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
  2. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
  3. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
  4. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять.

Благоприятный и неблагоприятный климат

Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).

Структура климата

Психологический климат в коллективе имеет определенную структуру:

  1. Отношения по «горизонтали». Подразумевается сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов.
  2. Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией).
  3. Отношение к труду. Удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях.

Уровни климата

Климат имеет два уровня: статический и динамический.

Статический

Это устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения. Климат устойчив и хорошо выносит внешние влияния. Сформировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать. Участники коллектива чувствуют эту стабильность, от чего больше уверены в собственном положении. Коррекция климата практически не требуется, контроль – эпизодический. Этот уровень еще называют социально-психологическим климатом.

Динамический

Это изменчивый характер коллектива. Климат меняется ежедневно из-за смены настроений его участников. Этот уровень еще называют психологической атмосферой. Она быстрее меняется и меньше ощущается участниками. По мере накопленных изменений может создать нездоровый климат в коллективе.

Диагностика климата

Социально-психологический климат в коллективе – показатель уровня развития коллектива. Потому важно регулярно проводить диагностику и отслеживать динамику, выявлять свойства, скрепляющие коллектив или разрушающие его. Для этого подойдет методика оценки уровня психологического климата коллектива  А. Н. Лутошкина.

Испытуемому предлагается ответить на 13 утверждений относительно коллектива, в котором он находится. Оценка может быть от -3 до 3.

Snimok-ekrana-32.png
Бланк ответов

22 балла и больше – высоко благоприятный климат.

8-22 балла – средне благоприятный климат.

0-8 баллов – низко благоприятный климат.

От 0 до -8 – начальная неблагоприятность.

От -8 до -10 – средне неблагоприятный климат.

От -10 и больше – выраженная неблагоприятность, нездоровый климат.

Опросник проходит каждый член коллектива. При подведении итогов суммируются все баллы, делятся на количество опрошенных людей. Конечная цифра – общий балл коллектива. Также можно высчитать общую оценку по отдельным критериям.

Признаки, характеризующие климат

Внешне судить о климате коллектива можно по следующим признакам (пригодится тем, кто устраивается на работу):

  • текучка кадров;
  • качество продукта;
  • уровень дисциплины;
  • претензии и жалобы, негативные отзывы от работников;
  • частые перерывы в работе;
  • небрежность и неаккуратность.

Чем лучше эти показатели, тем климат благоприятнее. К признакам благоприятного климата также относится:

  • доверительность и высокая требовательность в отношениях;
  • добрая и конструктивная критика;
  • свобода слова и мнений;
  • предоставление инициативы работникам, отсутствие давления руководителя;
  • осведомленность участников в вопросах коллектива;
  • удовлетворенность от принадлежности к этой группе;
  • взаимопомощь и высокоразвитая эмпатия;
  • ответственность за себя и весь коллектив.

Что влияет на климат

На климат влияет ряд факторов:

  1. Тип организации, коллектива. Открытая или закрытая, частная или государственная, научная или производственная организация. Семья, класс, преступная группа, благотворительное объединение.
  2. Образ и уровень жизни участников коллектива.
  3. Микро (повседневные для конкретного человека) и макро (город, страна, культура общества) условия: нормальные, осложненные, экстремальные.
  4. Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав, учет возможностей и особенностей каждого члена коллектива.
  5. Структура коллектива.
  6. Неформальные лидеры или группы в коллективе.
  7. Стиль и особенности руководства. Для благоприятного климата необходимо внимание со стороны руководителя не только к производственным вопросам, но и к личным проблемам участников коллектива. То есть демократический стиль.
  8. Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива. Личное мнение, настроение и поведение человека – вклад в общий климат. В основе этого – пропуск внешних факторов и событий через призму собственного характера и склада личности.
  9. Сочетание особенностей всех участников образует новое коллективное качество – психику коллектива. Потому большую роль играет психологическая совместимость участников, прежде всего по темпераментам. Психологически люди должны быть совместимы по психомоторным реакциям, эмоционально-волевым проявлениям, работе мышления и внимания, характеру. Несовместимость вызывает антипатии, неприязнь, конфликты.
  10. Самооценка каждого участника. Его самосознание и соответствие притязаний и достижений.

Большое влияние на формирование климата оказывает руководитель. Следует обращать внимание на его личностные качества, отношение к другим участникам, авторитет, стиль руководства. Положительный климат создает руководитель, который:

  • принципиален;
  • ответственен;
  • активен;
  • дисциплинирован;
  • добр, отзывчив и контактен;
  • обладает организаторскими способностями.

Отрицательно на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.

От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:

  • быть доброжелательным и уважительным в отношениях;
  • предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
  • замечать и отмечать активность и творчество сотрудников;
  • способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
  • мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
  • быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.

Что может делать руководитель для благоприятного климата:

  1. Обоснованно с позиции психологии подбирать кадры.
  2. Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
  3. Изучить и практиковать теорию психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
  4. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.

Создание благоприятного климата

ExternalLink_shutterstock_777948808-730x487.jpg

Благоприятный климат формируется там, где участники четко видят цели коллектива, ясно их понимают и принимают. Вместе с этим обладают гибкой системой средств и способов их достижения.

Чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее климат. Однако и на низком уровне развития благоприятный климат сформировать можно.

Важно поддерживать единство мотивов, интересов, убеждений, идеалов, установок, потребностей участников и грамотно сочетать их индивидуальные особенности.

Благоприятный психологический климат не может возникнуть сам собой. Это продукт слаженной и упорной работы всего коллектива, грамотной организационной деятельности руководителя.

По формированию благоприятного климата должна вестись целенаправленная работа. Это ответственное и творческое дело, предполагающее знание психологии людей, умение предугадывать вероятные ситуации во взаимоотношениях, разбираться в эмоциях и их регулировании.

Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека. Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:

  • работать над собственными отрицательными чертами характера;
  • формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, признание убеждений и интересов других людей, доверие, соблюдение вежливости и правил поведения, объективная оценка и самооценка, тактичность);
  • использовать вежливые слова и обороты, соблюдать этикет;
  • владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (необходимо для профилактики и устранения раздражения, обид, выгорания, нервозности, злости, усталости, возбуждения, апатии);
  • знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать;
  • избегать максимализма в суждениях и поведении, эгоцентризма, навешивания ярлыков, категоричности, завышенных ожиданий и представлений.

Каждый член коллектива должен быть ценен, уникален и положителен по-своему, а в условиях группы дополнять друг друга, не мешать и не затмевать.

Удовлетворенность как критерий

Основа оценки климата – удовлетворенность/неудовлетворенность людей взаимоотношениями в коллективе и самой деятельностью. Однако нужно понимать, что удовлетворенность бывает субъективной и объективной.

Нередко бывает, что один человек вполне удовлетворен коллективом, а другого совсем не устраивают условия работы. Это и есть субъективность в оценке. Свою лепту вносит разница в опыте, условиях и качестве жизни, интересах, характере людей и других индивидуальных особенностях. Принцип субъективной удовлетворенности – соотношение параметров «отдаю» – «получаю».

Неудовлетворенность от задержки зарплаты, регулярных наказаний, несоблюдения норм труда, нарушения прав – объективный показатель.

Послесловие

Психологический климат иногда отождествляют с социально-психологическим или морально-психологическим, что дополнительно подчеркивает его основу. Основа благоприятного климата – единство и сходство ценностей участников коллектива.

Характер климата влияет на личность: стимулирует или нет к труду, совместной деятельности, поднимает или опускает настроение, вселяет веру или неуверенность в собственные силы, бодрость или уныние, стимулирует или подавляет активность.

Предположить характер климата очень просто. Достаточно его участникам лишь ответить на вопросы «нравится – не нравится», «устраивает – не устраивает», «хочется – не хочется быть в коллективе».

О том, что такое психологический климат в коллективе, и как создать благоприятный климат узнайте от специалистов университета саморазвития Синергия.

Игорь Добровольский, co-founder «MAMA manipulation marketing»

Большой у вас коллектив или маленький, одного ли все возраста или разного, мужчины это в большинстве или женщины – сложно будет избежать конфликтов, недоразумений и недопонимания. Сложно в том случае, если общая атмосфера в коллективе, мягко говоря, неблагоприятная. А вот если микроклимат внутри компании положительный и благоприятный, то все разногласия воспринимаются не как конфликтная ситуация, а как нормальный рабочий процесс.

И хотя улучшение психологического микроклимата в коллективе – процесс системный, долгосрочный и трудный, существуют несколько простых и, на первый взгляд, даже очевидных приемов, позволяющих относительно быстро изменить атмосферу в команде в лучшую сторону.

  1. Наладьте процесс коммуникации. Большинство проблем в коллективе возникает оттого, что люди не могут или не хотят объяснять друг другу свои позицию/решение/действие. Немало проблем вызывает также непонимание общей цели. Таким образом, чем больше обратной связи вы будете давать своим сотрудникам и чем лучше вы наладите каналы коммуникации членов коллектива между собой, тем меньше сплетен и недоразумений будет возникать. Соответственно, тем прозрачнее и легче будут отношения в команде.
  2. Добавьте немного юмора. Счастливая и радостная команда – более продуктивная команда. Сомнений возникать не должно. Однако что делать в случаях, когда команда оказалась на краю провала? В таком случае важно понимать, что у всех бывают поражения. Каждый хотя бы раз выпускал неудачный продукт / представлял не очень успешный проект / принимал неверное решение. Но на ошибках учатся. И важно подходить к любой неудаче одновременно как со всей серьезностью, так и с юмором. Если подбодрить сотрудника, принявшего неправильное решение, улыбкой или доброй шуткой, то вместо того, чтобы расстраиваться, он будет искать выход из проблемы.
  3. Делайте акцент на хороших результатах. Метод «кнута и пряника» если и не отжил свое, то уже начинает отживать. В страхе и при боязни ошибок, ориентируясь на достижение плановых «хороших» показателей и недопущении «плохих» результатов, сотрудники теряют креативность, инициативность, уверенность. Чем чаще акцентировать внимание на уже достигнутых положительных результатах, тем больше сотрудники искренне верят в конечный продукт / проект / компанию. Чем больше позитива в каждом рабочем процессе, тем более лояльно члены коллектива относятся к неудачам или ошибкам друг друга.
  4. Сформируйте творческую атмосферу. Особенно важен этот пункт, если работа ваших сотрудников достаточно монотонна и однообразна. Устраивайте конкурсы, проводите мероприятия по тимбилдингу, квесты, выездные праздники вне офиса. Придумывайте соревнования между отделами или командами, поощряйте идеи, пусть даже не самые гениальные. Позвольте своим сотрудникам иногда быть немножко странными, давая им возможность веселиться и делать глупости.
  5. Установите гибкий график. Это не значит, что нужно отправить всех сотрудников домой, позволяя им выходить в офис только лишь по желанию. Но полезным будет хотя бы один день в неделю или в месяц, когда сотрудники могут позволить себе отдохнуть друг от друга и поработать вне офиса. Это позволит не просто улучшить микроклимат в коллективе, но и повысит продуктивность каждого отдельно взятого сотрудника.

Оксана Диптан, бизнес-консультант, руководитель компании «Deeptan Consulting»

Существуют две исходные точки, в которых мы можем находиться, говоря о микроклимате в коллективе – это первоначальное формирование команды и проблемы в уже существующей. И в этих двух точках действия, касающиеся микроклимата в коллективе, соответственно, могут отличаться.

При формировании команды наиболее важно обратить внимание на следующее:

  1. Установка целей команды. Важно не просто показать, куда двигается вся компания – важно показать каждому сотруднику, куда двигается он, и как это движение помогает достижению общей цели. Не менее полезной также является установка «смешных» или просто не связанных с работой целей. Что это значит? Например, вы можете каждый день выбирать сотрудника, который расскажет самую смешную историю. Или который наиболее креативно решит существую проблему.  А затем поощряйте «победителя» небольшим призом. Достижение подобных целей поможет членам коллектива лучше узнать друг друга с точки зрения не работника, а личности.
  2. Взаимообучение. Внутрикорпоративное обучение не означает, что вам нужно приглашать тренера из вне, чтобы провести мастер-класс. В вашей команде наверняка найдутся люди, которые хотят и способны передать свои знания и навыки другим членам коллектива. Это поможет команде познакомиться ближе, узнать сильные стороны друг друга, а также научиться чему-то абсолютно новому.
  3. Признание. Чем чаще мотивировать членов коллектива и весь коллектив публичным признанием хорошо выполненной ими работы, тем больше шансов на то, что общий настрой в команде значительно вырастет.

Если же возникли проблемы с микроклиматом в уже существующем коллективе, акцентировать свое внимание необходимо на таких действиях:

  • Будьте примером оптимизма. Не зря говорят, что каков руководитель, такова и команда. 

Подавайте своим сотрудникам пример человека, который всегда заряжен энергий, который справляется даже с самыми трудными задачами с улыбкой на лице, который воспринимает проблемы как вызовы, а не трудности. Ваша задача – излучать оптимизм так явно, чтобы ваши сотрудники невольно «заряжались» им.

  • Благодарите чаще. Не забывайте говорить «спасибо» за проделанную работу. Даже если результат вас не порадовал. Помните, что слова благодарности вызывают у сотрудников не только чувство удовлетворения, но также и повышенное чувство ответственности – перед вами лично и перед всей командой.
  • Спрашивайте. Постоянно уточняйте у сотрудников, что им не нравится, что они хотели бы улучшить, с какими проблемами они сталкиваются. И пытайтесь решать эти проблемы. Не дайте своему проекту разрушиться только оттого, что вы не заметили каких-то трудностей или размолвок в коллективе.
  • Меняйте сценарии и «правила игры». Устраивайте рабочие дни на природе. Или дни волонтерства. Или что-либо другое, что не входит в привычную зону комфорта ваших сотрудников. Создавайте такие условия, в которых члены коллектива вынуждены выходить за рамки «нормальности». Такие «встряски» часто позволяют не только сплотить команду, но и выявить скрытые проблемы.
  • Напоминайте сотрудникам о том, почему они делают свою работу. Если ваш коллектив состоит только их тех, кто работает исключительно с целью получения денег, то этот пункт не для вас. Если же большинство ваших сотрудников преследует в работе еще какие-нибудь цели, помимо получения зарплаты, то не забывайте напоминать им о том, почему они делают свою работу. Для кого-то работа – это способ развиваться, для кого-то – способ помочь людям или стране. А кто-то работает потому, что это самое интересное занятие, которое для него существует.

Но бывает так, что сотрудники теряют мотивацию, если сосредотачиваются на том, ЧТО они делают, а не на том, ПОЧЕМУ они это делают. Иногда напоминание об этом «почему» гораздо лучше любых других способов мотивации повышения «боевого духа» как отдельно взятого сотрудника, так и всего коллектива.

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/1206-psihologicheskij-klimat-v-kollektive-chto-eto-takoe-formirovanie-blagopriyatnogo-klimata.html
  • https://www.prostobiz.ua/biznes/upravlenie_biznesom/stati/kak_uluchshit_mikroklimat_v_kollektive_i_zachem_eto_nuzhno

Скажите что-нибудь