Интерактивная сторона общения в психологии

Интерактивная сторона общения — условный термин в психологии, объединяющий все компоненты человеческих взаимоотношений, связанных с организацией и осуществлением совместной деятельности. Это общая стратегия взаимоотношений, без которой невозможно достичь конечной цели. В психологии интерактивное общение связано с обменом знаниями, действиями, умениями. Наиболее распространенные модели взаимоотношений — конкуренция и кооперация.

Интеракция в межличностных отношениях

Общению в жизни человека отводится главная роль. С помощью коммуникации с окружающим миром формируется личность, вырабатывается поведение. Человек зависит от мнения окружающих и сам оказывает влияние на собеседника. Полноценная жизнь невозможна без взаимодействия с социумом.

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Структура интерактивного взаимодействия

Социальная психология пыталась объяснить и описать структуру взаимодействий людей и интерактивной стороны общения в целом. Процесс и суть коммуникации не представляет ничего сложного.

Для участников общения характерны:

  • общая цель;
  • совместные мотивы;
  • единое пространство;
  • координация действий;
  • знание общепринятых правил;
  • передача информации.

Другими словами, это не просто разговор ни о чем, а целенаправленный обмен информацией для достижения конкретного результата. В процессе общения участники договариваются, как будут действовать, что сделает каждый из них.  Предусматривается:

  • анализ планов партнеров и их сопоставление с собственными стремлениями;
  • оценка вклада участников при взаимодействии;
  • осмысление отдачи партнеров.

Интеракция в межличностных отношениях играет важную роль. Без взаимодействия невозможно скоординировать действия, добиться желаемых результатов.

ЧИТАТЬ  Как избавиться от зависти: причины появления, способы борьбы и защиты

Организация взаимодействий происходит в соответствии с нормами, а пути реализации задуманного каждый участник выбирает в соответствии с собственными принципами. Мотивацией является удовлетворение потребностей. В процессе совместной деятельности происходит несколько видов контактов: пространственный, психологический, социальный.

Участник выбирает определенную стратегическую позицию:

  • «Ребенок». Желания и действия мотивированы желанием «хочу».
  • «Родитель». Отвечает позиции «надо».
  • «Взрослый». Совмещает две предыдущие позиции.

Интеракция и дальнейшее взаимодействие возможны при совпадении интересов. В противном случае контакт разрушится, желаемая цель не будет достигнута.

Пример взаимоотношений

Жена говорит мужу о сломанном кухонном комбайне как адекватный взрослый человек. Ответы мужа с разной позиции:

  • Взрослый: «Посмотрю, отвезу мастеру, если все плохо».
  • Родитель: «Вечно у тебя что-то происходит».
  • Ребенок: «И что мне теперь делать?».

У участников должно быть адекватное понимание и принятие ситуации.

Четкой структуры интерактивной функции общения нет. Специалисты рассматривают компоненты коммуникации с разных сторон, приводя свою классификацию.

Основные виды

Условно интерактивную коммуникацию разделяют на 2 вида:

  1. Кооперация. Представляет собой совместную деятельность людей, в результате которой все действия синхронизированы и скооперированы. Участники действуют как одна команда, каждый вносит свой вклад в общее дело. Как говорится, общаются на одной волне. Кооперация предусматривает разделение обязанностей между партнерами ради достижения общей цели.
  2. Конкуренция. Противодействие участников. Основой таких взаимодействий выступает конфликт, заставляющий человека действовать, доказывать, достигать. Конфликт предусматривает наличие противоположных мнений, тенденций. При таких отношениях развязка одна — решение конфликта, достижение желаемых целей.

Разделение на виды условное, поскольку конфликт возникает и при скооперированных действиях. В то же время конкуренция может перерасти в плодотворное сотрудничество.

Также психологи выделяют несколько видов взаимодействия:

  • С одновременным вовлечением в процесс всех участников. Спортивная команда.
  • Последовательное выполнение заданий по типу конвейера.
  • Разделение функций между участниками, при этом каждый сохраняет свою индивидуальность и имеет свободу действий. Сюда можно отнести работу в корпорации, коммерческой компании.

Интеракция обозначает активное взаимодействие всех участников и использование той или иной модели поведения.

Сферы применения

Деловая коммуникация присутствует в разных сферах человеческой жизни. Вопросы относительно совместных действий решаются на работе, в семье, даже во время досуга. Коммуникативные направления:

  1. Коллективная трудовая деятельность. Каждый сотрудник выполняет обязанности, решает поставленные задачи. В результате все коллеги трудятся во благо организации. Общаются между собой вербально, невербально, с использованием цифровых и компьютерных технологий.
  1. Обучение. Образовательный процесс — неисчерпаемый поток информации с обратной отдачей. Человек, доносящий информацию, должен получить обратно результат своих трудов. Интерактивная сторона общения в процессе обучения предусматривает активное использование компьютерной техники, обмен знаниями, ответную реакцию, вовлечение всех участников в процесс.
  2. Досуг. Организация досуга и отдыха предусматривает деловое сотрудничество и распределение обязанностей. Если каждый будет действовать, как вздумается, мероприятие сорвется. Современный досуг предусматривает привлечение специалистов (ведущих, музыкантов). Это уже явное деловое сотрудничество.
ЧИТАТЬ  Общение как способ коммуникации с обществом

В быту ни одна семья не обходится без интеракции. Муж и жена выполняют свои обязанности во благо семьи. Вносят вклад в общее дело дети.

Общие цели и результат

У участников должны быть общие цели и направленность на результат. В результате происходит обмен информацией, поступками и действиями, осуществляется взаимное влияние. В процессе коммуникации происходит обмен опытом,  становление и совершенствование личности, появляются новые стремления и желания. Результативный процесс присутствует во всех сферах человеческой жизни, начиная с учебы и заканчивая досугом. При слаженной работе наблюдается порядок в обществе и отдельных его составляющих. Это неотъемлемая часть социальной, общественной и личной жизни.

Аспекты совместимости

Длительное и плодотворное общение возможно только при совпадении интересов целей. Когда нет ничего общего, тандем распадается. В качестве примера можно привести личные отношения между влюбленными, когда девушка планирует построить семью, выйти замуж, а парень желает приятно проводить время, отдыхать. Когда участники понимают, что цели не совпадают, взаимодействие прекращается.

Другие стороны отношений

Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.

Перцептивная

Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.

В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:

  • Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
  • Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
  • Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.

Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.

Коммуникативная

Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.

Регулятивная

Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:

  • позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
  • негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
  • проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.
ЧИТАТЬ  Боязнь людей: причины, симптомы, лечение и профилактика

Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.

Поведенческие стили

Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

  • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
  • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
  • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
  • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Эффекты восприятия

Одна и та же информация воспринимается людьми по-разному. Партнерам свойственно искажение сведений, в результате чего формируется неправильное мнение:

  • Эффект ореола. Представление об объекте формируется на основе отдельного значимого качества. Проявляется, когда участник обладает недостаточным количеством информации либо оценивает моральные качества. Так, неправильное впечатление о человеке часто возникает при первой встрече. В дальнейшем, что бы он ни делал, мнение не меняется.
  • Новизна. Суть заключается в тенденции доверять новой информации. При недавнем получении негативных сведений об объекте или человеке такое же мнение и останется.
  • Контраст. Оценивание объектов и людей при сравнивании с идеалами.
  • Проекция. Собеседнику, который вызывает симпатию, приписываются самые лучшие качества, собственные достоинства. При антипатии партнер оценивается с худшей стороны.

Ошибки восприятия негативно влияют на результативность совместного труда, не дают объективно и адекватно оценивать ситуацию.

Интеракция присутствует во всех сферах жизни человека, в том числе при общении в социальных сетях. Она считается современным методом обмена информацией.

Общение всегда предполагает некий результат, оно ведет к изменению поведения или вида деятельности людей. Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое характеризует компоненты процесса взаимодействия и придает им определенные функции. Во время совместной деятельности осуществляется не только обмен информацией, но и реализуются общие цели. Взаимодействуя и общаясь между собой, люди беседуют, совершают поступки.

Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена

Взаимное влияние участников во время общения нацелено на получение определенного достижения. Благодаря появлению общих взглядов, дальнейшая деятельность становится более эффективной. Так как собеседники заинтересованы в конечном результате, они прилагают для этого все усилия.

Статьи по теме
  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.

К основным принципам интерактивного общения можно отнести:

  • наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
  • общую цель и мотивы;
  • координацию действий;
  • передачу информации;
  • ознакомление всех участников с действующими правилами.

Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.

Виды взаимодействия

В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.

Этот процесс подразделяют на следующие виды:

  1. Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
  2. Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
  3. Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.

Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.

Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.

Интерактивная сторона общения и ее положительные качества

К интерактивной стороне общения относят разработку и планирование общих действий и компонентов общения, направленных на организацию совместного труда или других видов деятельности.

При этом выделяют такие их позитивные свойства как:

  • общая социальная адаптация людей;
  • высокая эффективность;
  • быстрый доступ (если запланировано использование Интернет-ресурсов).

Однако использование в общении ресурсов Интернета иногда может повысить вероятность конфликтов между участниками обсуждения, а также привести к их неполной самореализации. Это связано с некоторыми особенностями Всемирной паутины (World Wide Web) — возможностью принятия самостоятельного решения о прекращении диалога и проведения беседы с незнакомыми людьми.

Для интерактивной стороны общения в социальной психологии характерно условное деление всех видов взаимодействия на две диаметрально противоположные линии поведения:

  • кооперацию;
  • конкуренцию.

С помощью компромиссов партнеры могут достигать своих промежуточных целей. Как правило, временно уступая друг другу в главном и сохраняя возможность продолжения совместных действий.

Лекция на тему «Интерактивная сторона общения» — видео

3.4. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных типов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция.

Кооперация – стратегия поведения, предполагающая координацию единичных сил участников, способствующая достижению участниками взаимодействия своих целей, является необходимым элементом совместной деятельности.

При конкуренции партнеры по общению заинтересованы в достижении собственного успеха.

Кроме вышеназванных, в литературе встречаются описания таких стратегий поведения, как:

• компромисс – предполагающий промежуточное или временное достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и отношений;

• приспособление или уступчивость (иногда используется название «альтруизм»), выражающаяся в отказе от достижения собственных целей ради достижения целей партнеров по общению;

• уклонение или избегание, выражающееся в уходе от общения, в отказе от достижения своих целей для исключения выигрыша другого.

Существует ряд теорий, объясняющих особенности межличностного

взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, транзактный анализ.

Согласно теории обмена Дж. Хомана люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Теория основывается на следующих идеях:

• чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

• если вознаграждение зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

• чем больше вознаграждение, тем большие усилия готов затратить человек ради его достижения;

• при приближении потребностей к насыщению понижается степень усилий для их удовлетворения.

Дж. Мид, автор теории символического интеракционизма, рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Согласно его точки зрения люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Согласно мнению Э. Гофмана, автора теории управления впечатлениями, ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

В психоаналитической теории 3. Фрейда взаимодействие рассматривается как процесс детерминированный представлениями, усвоенными в раннем детстве.

Достаточно распространенной теорией, объясняющей необходимость выбора той или иной позиции в общении, является теория транзактного анализа.

С точки зрения транзактного анализа, автор Эрик Берн, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций-состояний, которые условно обозначаются как: Родитель, Взрослый, Дитя. По мнению Э. Берна, каждое из этих состояний предполагает определенные модели поведения, выполняет определенные функции и является жизненно необходимым. Для эффективного взаимодействия с окружающими все три состояния должны гармонично сочетаться между собой.

Эти позиции являются психологическим описанием определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу». Позиция Родителя, как «Надо». Позиция Взрослого объединяет «Хочу» и «Надо». Взаимодействие успешно в том случае, когда транзакции носят «дополнительный» характер. То есть, если партнер обращается к другому как Взрослый, тот должен отвечать с такой же позиции.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается в контексте совместной деятельности. По мнению Г.М. Андреевой, смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности ее в некоторую общую деятельность.

В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности происходит сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений общающихся людей. Заключительным этапом взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

«Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком».

Основными регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются:

внушение и убеждение.

Внушение (суггестия) – способ психологического Воздействия, основанный на некритическом восприятии и принятии человеком информации, которая не нуждается в доказательствах и содержит готовые выводы. Внушение предполагает воздействие на чувства человека, а через них и на разум человека.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

Эффективность внушающего воздействия зависит от способностей субъекта (суггестора, то есть того, кто осуществляет внушение) к внушению, связанных с такими его качествами, как:

• собственная убежденность в том, что внушается;

• интеллект и находчивость;

• кругозор;

• компетентность;

• отношение к объекту.

Помимо этого успешность внушения зависит от характера внушаемой информации и места внушаемой информации в общем информационном потоке. Если внушаемая информация расположена в начале, то восприимчивость к внушению можно оценить в 50 %, в середине – в 30 %, в конце – 70 %.

Успешность внушения зависит и от используемых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко представить мысленно, повышает эффективность внушения. Кроме того, следует избегать в речи слов с частицей «не».

Одной из важнейших составляющих суггестии является речевая динамика. Доказано, что суггестию речи повышают такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, мимика, экспрессия речи, темп речи [14].

Мимика, жестикуляция воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что способствует формированию положительного отношения (при их адекватности и чувстве меры).

Звукосочетания способны вызывать определенные эмоции и бессознательно воспринимаются как некоторые образы. Например, присутствие или преобладание в словах гласной «и» вызывает впечатление чего-то маленького. Был проведен следующий эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупреждали, что одно из них называется «пим», а другая «пум». Затем испытуемых просили определить, какая же из них «пим», а какая «пум». Более 80 % опрошенных ответили, что маленькая – «пим», а большая – «пум». Аналогичные результаты были получены при использовании названий «ли» и «лау».

Внушение основано на использовании внушаемости (суггестивности) людей. Внушаемость – свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Связано с рядом индивидных и личностных особенностей человека, на которого направлено внушение – суггерента. В частности с такими особенностями, как:

– возраст (дети более внушаемы, чем взрослые);

– пол (женщины более внушаемы, чем мужчины);

– ряд ситуативных факторов (телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, скука, ощущение безвыходности, низкая критичность мышления, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, малая степень их значимости для человека, дефицит времени для принятия решения);

– такие личностные особенности, как привычка повиноваться, безответственность, стеснительность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, склонность к подражанию, в определенной мере суеверность и религиозность (при условии, что информация не противоречит религиозному мировоззрению);

– жизненный опыт и широта кругозора (по мере накопления жизненного опыта, научных и профессиональных знаний, восприимчивость человека к внушению снижается, в месте с тем и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены внушению).

Противоположность суггестии является контрсуггестия – сопротивляемость внушению. Она зависит от ряда особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется на намеренную и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность сомневаться практически во всем.

Намеренная сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет информацию со своими знаниями, взглядами, убеждениями.

Помимо ненамеренной и намеренной различают индивидуальную групповую сопротивляемость; общую и специальную.

Индивидуальная сопротивляемость – противодействие внушению со стороны одного человека. Установлена положительная зависимость этой разновидности сопротивляемости от индивидуальных и возрастных особенностей психики (стойкости взглядов и убеждений, богатства жизненного опыта, общей критичности, соотношения между рациональными и эмоциональными сторонами психики).

Групповая сопротивляемость – сопротивляемость внушению со стороны группы как целого. Данная разновидность сопротивляемости зависит от таких характеристик, как качественный состав группы.

Различают также общую и специальную сопротивляемость. Общая сопротивляемость зависит от такого качества людей, как критичность по отношению к попыткам внушения. Она широка по спектру действия, но слаба по силе. Специальная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, но более сильная. Сопротивляемость внушению изменчива. Один и тот же человек может обнаруживать разную степень сопротивляемости внушению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой информации.

Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов.

Метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Смысл убеждения состоит в том, чтобы с помощью логических аргументов достичь внутреннего согласия человека с определенными умозаключениями, а затем сформировать и закрепить новые установки или изменить старые.

Убеждая, надо следовать ряду правил:

• логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

• убеждение должно быть основано на фактах известных объекту убеждения;

• помимо фактов необходимо использовать примеры, без их использования трудно убедить тех, кому недостает широты кругозора и развитого абстрактного мышления;

• информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

• сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у объекта воздействия;

• для успешного убеждения необходимо одинаковое понимание терминов, понятий и выражений, используемых партнерами по общению;

• необходимо учитывать индивидуальные особенности убеждаемого. Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью передачи фактов и выводов.

Разъяснение ориентировано на актуализацию усвоения и запоминания сообщаемых сведений.

Доказательство строится по логическим законам тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Доказательство тем эффективнее, чем более опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются как правильные. С точки зрения логики, опровержение обладает той же природой, что и доказательство.

В психологическом плане разница состоит в том, что в процессе опровержения осуществляется критика определенных взглядов собеседника с разрушением старых и формированием новых установок. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Убежденность представляет уровень уверенности в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Глубина убежденности связана с предыдущим воспитанием, информированностью, жизненным опытом людей, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая убежденность отличается большой устойчивостью. Для того, чтобы поколебать ее, недостаточно одних логических выводов [6].

В ряде случаев использование убеждения может вызвать так называемый «эффект бумеранга». Он проявляется в том, что убеждение приводит к прямо противоположным результатам. Это возможно в следующих случаях:

– в случае обилия информации, доводов, доказательств создается эмоциональный барьер, который препятствует принятию убеждающих доводов, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;

– в случае сформированное у убеждаемого достаточно прочной установки, содержание которой противоречит новой информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

1-pozitivnoe-vzaimodejstvie.jpg

Позитивное взаимодействие

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

2-variant-interaktivnogo-obshchenija.png

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Проявление интерактивного аспекта общения

Перцептивная сторона общения в психологии

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общенияОсобенности
Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях
3-otdyh-v-krugu-druzej.jpg

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение.

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости. Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения.

Что влияет на результат интерактивного общения

Средства общения человека в психологии

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

4-slazhennoe-vzaimodejstvie.png

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.

Факторы и основные стили поведения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

НаименованиеОсобенности
РитуальныйСостоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
МанипулятивныйЗаключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
ГуманистическийВ основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействияОписание
Кооперация
КонкуренцияВыражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

5-konflikt-interesov.png

Конфликт интересов

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведенияСодержание
УклонениеСубъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
СоперничествоАктивное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
ПриспособлениеДействуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
СотрудничествоДля варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
КомпромиссКраткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

6-umenie-pojti-navstrechu.jpg

Умение пойти навстречу

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

Видео

Используемые источники:
  • https://love-is.org/interaktivnaya-storona-obshheniya/
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/interaktivnaya-storona-obshheniya/
  • https://psy.wikireading.ru/23581
  • https://srazu.pro/socializacia/interaktivnaya-storona-obshheniya.html

Скажите что-нибудь