Что такое жестокость — причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек обладает своим индивидуальным характером – пазлом, состоящим из определенного набора личностных черт.

Эти черты имеют разную выраженность у отдельных людей, поэтому каждый из нас уникален. Одной из таких характеристик является жестокость.

Что это такое и как проявляется, откуда берется и какие функции выполняет – тема сегодняшней статьи.

Что такое жестокость

Жестокостью называют бесчеловечное отношение ко всему живому. Это психологическое свойство личности, выражающееся в озлобленности, зависти и грубости. Синонимом этого слова является агрессия, ее деструктивная (это какая?), то есть разрушительная форма.

Жестокий человек способен оскорбить, ударить, а иногда и убить. В нем нет сочувствия, жалости, сострадания (что это?) и осознания недопустимости такого поведения. Он сосредоточен только на себе – своих чувствах и желаниях.

В стремлении достичь цели, агрессор идет, что называется «по головам», не думая о моральном и физическом ущербе, которые он причиняет другому.

Эта характеристика может выражаться в активной и пассивной формах. Первая связана с определенными действиями, направленными против других. Так, человек в порыве злости нападает на собеседника словесно, наносит ему физические увечья руками и посторонними предметами.

» alt=»»>

Пассивная форма – ничегонеделанье – заключается в бездействии в то время, когда нужно что-то сделать. Спасти тонущего, помочь нуждающемуся. Равнодушие в такие моменты – это тоже проявление жестокости.

Как она проявляется

Жестокость – это всегда причинение боли, моральной или физической.

Как она проявляется:

  1. словесная агрессия – распускание сплетен и слухов, злые шутки и ругательства, унижение, оскорбления;
  2. причинение физического вреда здоровью человека, насилие;
  3. убийства людей, животных, растений;
  4. разрушение памятников, объектов культурного наследия, домов (вандализм);
  5. гнев, нетерпимость, раздражение, ненависть по отношению к другим;
  6. намеренное крушение материальных предметов, поступки «назло»;
  7. умышленное неоказание помощи и поддержки с целью навредить еще больше.

Иногда индивид получает удовольствие от своих действий – ему становится хорошо от того, что он что-то сломал, кого-то побил или унизил. Такой феномен называется садизм, его причины лежат глубоко в психике.

Причины возникновения жесткости

«Все мы родом из детства», и жестокость тоже. Ведь никто не рождается злым, мы учимся этому у других либо становимся таковыми вынужденно.

В нормальной ситуации маленький ребенок может быть жестоким – отрывать бабочке крылья, тянуть кошку за хвост, щипать маму с папой. Но это происходит от незнания. Малыш просто не понимает, что другим может быть больно от его действий.

Со временем он учится, что так делать нельзя при условии, что растет и развивается в благоприятной атмосфере. Ребенок учится доброте, состраданию, эмпатии (что это?) и прекращает вредить другим.

В ситуации, когда маленький человечек растет в семье, где мама с папой дерутся и позволяют себе такое же поведение по отношению к другим, он обязательно впитает, что жестокость — это норма. Он скопирует поведение значимых взрослых и пойдет с ним в большой мир.

И еще одна причина, по которой люди становятся злыми – это унижение, избиение, оскорбление, одним словом – подавление самооценки человека в детстве. Малыш, к которому так относятся, не может ответить взрослым тем же, так как слишком мал и не имеет для этого ресурсов.

Он терпит. Внешне ничего вроде бы не происходит, но внутри формируется озлобленность на весь белый свет за свои мучения и страдания. Повзрослев, он будет мстить всему миру.

«Мне было больно, пусть будет и вам». Это и есть садизм: делая плохо кому-то, человек получает временное наслаждение, чувствует себя отомщенным.

Можно выделить несколько мотивов жестокого человека:

  1. недовольство собой, низкая самооценка (унизив другого, я становлюсь лучше и выше на его фоне);
  2. пробелы в воспитании – отсутствие этических, морально-нравственных ценностей;
  3. преувеличенный инстинкт самосохранения (я должен быть жестким, чтобы выжить);
  4. утаивание своей внутренней слабости (демонстрация жестокости как доказательство силы).

Можно ли оправдать жестокость

С первого взгляда это качество представляется как строго негативное, приносящее только страдания и боль. А теперь давайте представим такого человека, который поступает всегда «хорошо и правильно», а главное, по-доброму.

Его обижают – он прощает, унижают – терпит, бьют – молчит. Одним словом – святой великомученик. Хотели бы оказаться на его месте? Я думаю, вряд ли кто-то ответит «да» (хотя и не исключаю).

Отсюда вопрос: можно ли оправдать жестокость? Можно, если она является актом защиты себя, своих родных, близких и имущества. Необходимо развивать в себе эту черту, но, подчеркиваю – для защиты, а не для насилия.

Современный мир, к сожалению, не совсем безопасен: грабят посреди белого дня, убивают, воруют и насилуют детей, оскорбляют стариков, неуважительно относятся к женщинам. Быть белым и пушистым в такой среде – чревато нехорошими последствиями для себя же.

Жестокость можно проявлять там, где это необходимо – в ответ на чью-то агрессию. Это тонкая грань между добром и злом и нужно понимать, где что начинается и заканчивается.

Понятно, что не нужно кидаться с оскорблениями в ответ на хамское поведение кого-либо в общественном транспорте. Особенно с утра: мало ли там невыспавшихся и злых людей?

Но если есть прямая угроза вашему здоровью и жизни, то реагировать нужно незамедлительно. Если кто-то идет на вас с ножом, то глупо думать в такой момент о своей правильности и доброте.

Способы защиты от чужой и своей, собственной жестокости

И тут есть два варианта, зависящие от того, кого вы хотите защитить – себя от других или других от себя.

  1. Если вы часто сталкиваетесь с проявлением жестокости окружающих по отношению к вам, то необходимо принять следующие меры:
    1. выучить хотя бы пару приемов боевых искусств для самообороны и применять их там, где ваша жестокость оправдана (вам грозит смертельная опасность, исходящая от другого);
    2. развивайте в себе уверенность, чтобы не поддаваться на оскорбления и провокации, учитесь игнорировать «энергетических вампиров»;
    3. повышайте свою самооценку: агрессоры чувствуют на кого можно напасть, а на кого не стоит. Слишком мягкий и скромный человек, неспособный дать отпор, притягивает жестоких людей как магнит;
    4. есть ситуации, в которых стоит попросить помощи у близких или обратиться в правоохранительные органы (например, если вам угрожает расправой сосед).
  2. Но что если вы сами проявляете жестокость и страдаете от этого, хотите от нее избавиться?
    1. В этом случае тоже стоит поработать над своей самооценкой. Возможно, таким способом вы пытаетесь возвыситься, доказать себе и другим свою значимость?
    2. Культивируйте в себе доброту и сострадание. Становитесь почаще на место другого и старайтесь понять, каково ему, когда вы ведете себя жестоко?
    3. Хорошую помощь в этом деле окажет психолог: с его помощью вы поймете свои личные причины возникновения этой черты, для чего она вам нужна и как можно жить без нее.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Надо себя правильно поставить в коллективе, тогда и издеваться не будут, а раз так, то и не станешь моральным уродом, который озлоблен на весь мир.

Почему есть дети, которые становятся изгоями для своих же сверстников? Эти дети виктимны, они сами своим поведением провоцируют оскорбительное отношение к себе, потом же сами могут стать маньяками, издеваясь и убивая тех, кто заведомо слабее, начиная с животных, а потом берясь и за людей.

«>

Согласен — человек впитывает жестокость с самого детства, в первую очередь беря за такую модель поведение близких ему людей. Бывают же просто избалованные дети, они живут в приличных семьях, но так их воспитывают, что все им можно, потому для таких людей причинение вреда другим — норма. Можно ли оправдать жестокость?

Думаю, что оправдать можно ответ на агрессию, но жестокость, в моем понимании, это что-то чрезмерное, потому оправдывать её нельзя.

im270-402px-Sexually_abused_boy_%28ca_1910%29.jpgРебёнок, подвергнутый сексуальному насилию (1910)

Жесто́кость — проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений. Антонимом жестокости М.Н. Катков называл мягкость[1].

При оценке конкретных случаев жестокости существенное значение имеют обстоятельства её проявления.

Если жестокость (в таких случаях чаще говорят — жёсткость) является вынужденной и обоснованной, то есть направлена на предотвращение заметно большего ущерба (например, пресечение преступной деятельности вооружённых маньяков, защита Отечества в период военных действий, в некоторых случаях даже — спасение (когда действиям утопающего дают излишнюю свободу, он(а) нередко заключает пытавшегося помочь ему человека в смертельные объятия, после чего гибнут оба), то она признаётся допустимой (при возможно более внимательном и строгом отслеживании упомянутых обоснований и пределов проявления). Многие военные, сотрудники правоохранительных органов, врачи…, не превысившие допустимые и обоснованные в текущей культурно-исторической обстановке пределы проявления вынужденной жестокости и при этом успешно выполнившие свой служебный и человеческий долг, заслуженно награждаются и поощряются, в том числе высшими наградами своего государства, отрасли и т. п.

Необоснованная (опять же — в текущей культурно-исторической обстановке и в конкретных обстоятельствах) жестокость, жестокость ради самой жестокости, проявляющаяся как морально-психологическая черта личности, с целью самоутверждения и (или) получения удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу обычно осуждается и порицается обществом (от морального порицания до административного и уголовного преследования — в зависимости от проявлений).

Описание жестокости

Жестокость в большинстве случаев рассматривается как синоним агрессии или её крайнего проявления — деструктивная агрессия (осознанное стремление причинить вред другому живому существу, либо поведение на это направленное)[2][3].

Однако, как и в других преступлениях, жестоким может быть и бездействие или неумелое действие и забота. Так, если детей (например, из соображений удобства учителя) вовремя не учат плавать, даже если известно, что они (все или часть) неизбежно окажутся в обстоятельствах, где это будет являться условием их выживания, то это также жестокое обращение (только растянутое во времени), квалифицируемое на юридическом языке как «оставление в опасности». Если тех же детей из соображения удобства учителей отстраняют от знакомства с посильным производительным трудом до окончания школы, зная, что после этого многим из выпускников будет куда сложнее вписаться (если это ещё возможно) во взрослую трудовую жизнь, а не вписавшиеся будут больше подвержены депрессиям, алкоголизму, суицидам и т. п., то это также жестокость (только растянутая во времени)[4]

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с детьми и с животными. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УК РФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» — убийство, совершенное с особой жестокостью, служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений[5].

В то же время в более сложных случаях, когда жестокие последствия нерадения или недостаточно профессионального обращения с детьми, с животными, с другими людьми носят вероятностный характер, а тем более — заметно отдалены по времени, а нерадение или непрофессионализм ещё прикрывается объективными сложностями (например, недофинансированием), недостаточной изученностью наукой связей и величины тех или иных проявлений и их последствий (а во времена СССР научное изучение многих сторон жизни общества, особенно политики, обучения, ряда областей культуры и т. п. в нашей стране находилось под негласным запретом), то правоохранителям чрезвычайно сложно привлечь виновных даже в гибели людей, поскольку соответствующие научно обоснованные методики оценки причин и величины ущерба отсутствуют либо явно недостаточны.

Правовая оценка жестокости существенно зависит от культурно-исторической обстановки и конкретных обстоятельств. Но даже в период военных действий нередко прилагаются усилия и ведётся борьба с мародёрством, необоснованным насилием над пленными и мирным населением и другими необоснованными проявлениями жестокости.

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно (необоснованно и в мирное время) жестокие люди не вполне психически здоровы. Нередко это отклонение вызывается телесными и психическими травмами, некоторыми заболеваниями или временным снижением осознанности вследствие употребления наркотиков, шока и подобных причин.

Изображение жестокости в медиа

Некоторые исследователи, изучающие причины формирования жестокости, фокусируют внимание на влиянии медиа. «ТВ западного общества формирует „культуру насилия“, делает преступное насилие приемлемым и даже оправданным типом жизни для значительной части населения. ТВ резко преувеличивает роль насилия в жизни, посвящая ему большое время; ТВ представляет насилие как эффективное средство решения жизненных проблем» (Кара-Мурза, 2000). Основное внимание уделяется бихевиористским теориям, выдвигающим два основных последствия влияния медиа, ведущих к формированию агрессивного поведения. Первое — Т. Ф. Ефремова.Дегуманизация // Толковый словарь Ефремовой (рус.). — 2000. аудитории, второе — навязывание жестоких сценариев поведения, т. н. «прайминг», при котором просмотр сцен насилия побуждает к проявлениям жестокости в реальной жизни.

Практическое подтверждение было дано теорией социального научения. Она предполагает, что дети в процессе просмотра медиа-контента, содержащего сцены и образы, связанные с насилием, усваивают навыки агрессивного поведения. Доказательством служит эксперимент с куклой Бобо, проведённый Альбертом Бандурой. Детям показывали, как участник эксперимента избивал куклу, а затем разрешали проводить над ней различные действия. В итоге дети следовали примеру поведения взрослого.

На основе теории научения впоследствии А. Бандурой была разработана социально-когнитивная теория, которая предполагает, что агрессия может быть активирована в процессе восприятия навязываемых агрессивных сценариев поведения, то есть праймингом. При этом большую роль играет самоконтроль личности, выбирающей, какие из поступающих извне моделей поведения приводят к награждению и не к наказанию. Наиболее оптимальные с этой точки зрения усваиваются. Таким образом, не всегда жестокость, изображаемая в медиа, служит примером — это в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности.

Теория закрепления, или поведенческая концепция В. Скиннера абстрагируется от внутренних мотивов человеческого поведения и утверждает, что телевидение лишь закрепляет уже имеющиеся у зрителей агрессивные паттерны поведения. Таким образом, личности отказано в способности как-то влиять на окружающий мир, она характеризуется чрезмерной внушаемостью, что даёт возможность с легкостью ею манипулировать. Это происходит при помощи системы контроля над режимом подкреплений, соответственно, одним из наиболее влиятельных инструментов влияния и являются массовые медиа.

Согласно теории моральной паники, СМИ являются источником негативных впечатлений и поддерживают их, при этом вызывая массовое беспокойство и напряженность в обществе. При этом причиной начала паники не всегда могут быть медиа, однако именно они играют решающую роль в распространении эпидемии массового психоза, поддержании информационно-психологических войн. Связь между медиа и явлением моральной паники была исследована британским социологом Дэвидом Гонтлеттом[6].

Критика теорий

Критика подобных исследований в основном ограничивается вопросом, существует ли связь между насилием, происходящим на экране и насилием в реальной жизни. Ряд исследований[7],[8] выделяет следующие методологические аспекты:

  • Неспособность контролировать условия проведения экспериментов при оценке результатов от прохождения агрессивных и не содержащих жестокости видеоигр[9]
  • Недостаточное внимание уделяется социальному контексту, в котором происходит восприятие медиа. Существующие теоретические модели предполагают, что результаты прохождения тех же видеоигр эквивалентны, независимо от различных контекстуальных особенностей (онлайн — офлайн игры, социальные характеристики игроков). Это основной недостаток всех представленных теорий.
  • Отсутствие стандартных, надежных и эффективных критериев определения уровня агрессии и воздействия средств массовой информации. Без стандартизированного способа измерения агрессии невозможно понять, являются ли полученные результаты действительными или были отобраны из числа возможных альтернативных данных просто потому, что они давали нужную информацию, когда других альтернатив не было. Неспособность точно определить само понятие «агрессия»[10].
  • Отсутствие отрицательных результатов. При тщательном анализе некоторых проведенных исследований выясняется, что в действительности они имеют отрицательные или не способные привести к определённому заключению результаты[11].
  • Не учитываются «третьи переменные». Такие факторы как генетика, психологические особенности личности и наличие насилия в семье исключаются из внимания исследователей[12].
  • Невозможность оценить размеры влияния медиа на определённого человека. Когда агрессия направлена по отношению к другому человеку, и особенно когда рассматривается противозаконное насильственное действие, результат виден на глаз. Однако шанс определить взаимосвязь между насилием в СМИ и жестокости в реальной жизни близок к нулю. Медиа, как правило, продуцирует влияние, размер которого слишком мал, чтобы его зафиксировать.
  • Не существует корреляции между уровнем жестокости, показываемой на экранах телевизоров, и реальным уровнем преступности в криминальном мире. Последний, довольно существенно меняясь на протяжении второй половины XX в., никак не связан с подъёмом изображения насилия в медиа, начавшегося в 50-е гг. К примеру, уровень убийств в США никогда не было выше, чем в 1930 году. Кроме того, эта теория не объясняет, почему показатели тяжких преступлений (в том числе среди несовершеннолетних) резко упал в середине 1990-х годов и оставался низким, в то время, когда насилие в СМИ продолжало расти, и к нему добавились жестокие видеоигры. Наконец исследователи насилие СМИ не могут объяснить, почему многие страны с темпами аналогичных или равных США (например, Норвегии, Канады, Японии и т. д.) насилия в средствах массовой имеют значительно более низкие показатели тяжких преступлений[13].
  • Есть гипотеза о том, что насилие в медиа является лишь отражением насилия в обществе. Многие телевизионщики утверждают, что их шоу только отражают жестокость, происходящую в реальном мире[14].

См. также

Примечания

Литература

  • Жестокость // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Абдулаев Ш. М., Абдулаева Д. С.Жестокость как психосоциальный феномен // Психология XXI века: сборник материал V международной научно-практической конференции молодых учёных. — СПб: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2009. — Т. 1. — С. 14—19. — 390 с. — ISBN 978-5-8290-0888-8. (недоступная ссылка)
  • Белокуров О.В.6.1.5. Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ) // Квалификация убийства. — М: Юрист, 2004. — С. 50—53. — 252 с. (архивирование (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 августа 2010.Архивировано 16 июня 2013 года.)
  • Захаров С. В.Жестокость как личностно-психологический феномен // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция Психология / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылёв, А. И. Андреев.. — М: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. — С. 18—20. — ISBN 978-5-91579-003-1.
  • Захаров С. В., Ясько Б. А.Жестокость в системе деформаций личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология.. — 2010. — Вып. 60, № 2. — С. 122—125.
  • Захаров С. В.Разработка практического инструментария для раннего обнаружения и профилактики жестокости // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы XII региональной научно-практической конференции (20 мая 2010 года, г. Ставрополь, ГОУ ВПО СГПИ) / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 557 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-91090-048-0.Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М., 2000. — 864 с.
  • Кольцов М. В.Жестокость как структурный компонент агрессивности. // Аспирант, или Молодое поколение ученых о…: научно-практический альманах аспирантского сообщества. — 6. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012.
  • Кумарин В. В.Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. Чехов, 1996 г., 64 с.
  • Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2010. — 624 с.

Ссылки

24px-Notification-icon-Wikiquote.svg.png</th>В Викицитатнике есть страница по теме: Жестокость</td></tr></tbody>

* Жестокость (неопр.). // azps.ru. Дата обращения: 16 февраля 2012.

  Нормативный контрольLNB: 298273 · Microsoft: 2780226355
Эта страница в последний раз была отредактирована 12 марта 2021 в 12:19. ТолкованиеПеревод
Жестокость
i>Жесто́кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.[1]

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с животными и детьми. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УКРФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» — убийство, совершенное с особой жестокостью, служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений[2].

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди — психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).

См. также

Другие книги по запросу «Жестокость» >>
Паронимы:жёсткость.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падежед. ч.мн. ч.
Им.жесто́кость жесто́кости
Р.жесто́кости жесто́костей
Д.жесто́кости жесто́костям
В.жесто́кость жесто́костей
Тв.жесто́костями
Пр.жесто́кости жесто́костях

жесто́кость

Существительное, одушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -жесток-; суффикс: -ость[Тихонов, 1996].

ПроизношениеПравить

жестокий поступок
  • Идишyi: אַכזריות־אַקטм., מערדערײַж.
  • Кумыкскийkum: къаттылыкъ
  • Марийскийchm: янлыкланымаш
  • Татарскийtt: каты мөгамәлә, каты чара

БиблиографияПравить

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
Содержание

01c0eab0bfe6b167dce1d4f45e889c30.jpg Каждый человек, живущий в социуме, обладает перечнем черт, которые определяют его характер. Если какая-то черта более выражена, чем обычно, мы можем судить о его характере – плохом или хорошем. Сегодня мы поговорим о «плохой» черте характера, определив, что такое жестокость.

Жестокостью называют самую бесчеловечную черту характера, которая только может существовать. Именно она является показателем морально-психологической стороны человека. При этом человек причиняет кому-нибудь боль или страдания и получает от этого удовольствие.

Что такое жестокость и отчего она проявляется?

Жестокость появляется, когда человек выбирает неверно правильные для него жизненные направления. Они могут быть выбраны осознано или неосознанно. Во втором случае человек привык так поступать с детства. Так поступали его родители, поэтому он просто не знает, что можно вести себя иначе.

Но как же ведет себя жестокий человек? Помимо того, что он приносит боль или страдания другим, он вообще себя ведет агрессивно и равнодушно. Он зол и недоволен всеми и всем.

Часто люди думают, что агрессия и жестокость – это одно и то же. Агрессия может быть постоянной составляющей жестокости. Но если человек себя единожды повел агрессивно, может, есть какая-то причина такого поведения. И это вовсе не означает, что человек жестокий. Таким поведением может двигать голод или страх, необходимость в самозащите или защите собственности. А жестокостью ничто другое, чем наслаждение, не движет. Жестокий человек никогда не задумывается о том, какие нужды или чувства испытывает ближний, он не поймет, почему человек обижается или грустит.

Важно: жестокость свойственна лишь человеку. Животные могут быть только агрессивными из-за необходимости защищать свою еду, территорию, потомство.

Что такое жестокость и какие ее симптомы

Часто говорят, что жестокость является болезнью психологического характера. Поэтому ее черты мы вполне можем называть симптомами.

При этом жестокость не является врожденным качеством. Это приобретенная привычка, которая свойственна людям с психологическими отклонениями. А уже эти отклонения вызываются психологическими травмами. Среди них стоит отметить самые популярные:

  1. длительное жестокое обращение с самой личностью, которая стала жестокой. Это может случиться в детстве или в подростковом возрасте;
  2. сильно выраженная закомплексованность из-за физической или психологической неполноценности;
  3. просмотр агрессивных видео или игра в компьютерные игры (особенно влияет на подростков);
  4. переживания любовного характера;
  5. критические моменты в жизни (смерть близкого, утрата работы и т.д).

Жестокость может проявляться в разных степенях и по-разному с точки зрения проявления силы. При помощи этого человек поддерживает собственное эго, он считает, что так он покажет свою власть над другими личностями.

Жестокость может проявляться так:

  1. Насилие в виде применения физической силы (нередко доходит до сильных телесных повреждений, пыток или даже убийства);
  2. Вандализм;
  3. Совершение поступок «назло»;
  4. Угрозы, проклятия в сторону знакомых;
  5. Постоянная раздражительность от самого малого – жеста, взгляда.

Тем не менее, человек, который явно жесток, испытывает наслаждение от своего состояния и поведения. Поэтому нужно обозначить достоинства и недостатки этой черты характера.

Достоинства жестокости

Жестокость как черта характера может иметь достоинства лишь для этого человека. Все другие испытывают только негатив.

Несмотря на это, жестокий человек желает таким оставаться, чтобы быть выше, круче всех. Психологи говорят, что это желание может быть неосознанным, так как человек когда-то не смог преодолеть полученную психологическую травму и боль, ею вызванную. Он не смог победить несправедливость, и, чтобы не ощущать больше такое никогда, стал жестоким. Но на самом деле он испуганный и нуждается в поддержке. Тем не менее, он считает, что его боятся, и никогда больше не будут издеваться.

Недостатки жестокости

Если сравнивать жестокость с агрессией, то агрессивный человек временами может ставать добрым и жалостным. А жестокость необратима сама по себе. В результате жестокий человек сам страдает и деградирует. В сильно запущенных случаях появляются психические и физические расстройства в результате одиночества и недостатка общения. А как же иначе – с аморальным, безнравственным и беспринципным человеком никто не захочет общаться. Он остается со своими проблемами один на один.

Жестокость в истории: примеры

В истории человечества есть несколько десятков жестоких традиций, которые являются неотъемлемой частью культуры некоторых племен и народов, не считая людоедства. Некоторые ритуалы практикуются и сегодня. Например, бычевание, самобычевание или танец Солнца у африканских племен.

Как не стать жестоким: объяснение для детей

Чтобы ребенок вырос нравственной личностью, ему с самых малых лет нужно объяснять, что такое жестокость и какие противоположные к ей качества.

getthumbnail.aspx_.jpg Малейшие проявления жестокости могут наблюдаться еще в детстве, когда девочки и мальчики дерутся, сильно калечат друг друга. Или обрывают крылья бабочкам, не способны пожалеть живое существо. Тогда родители должны объяснять, что они делают другим больно. Если это станет привычкой, ребенок вырастет жестоким тираном.

Нужно объяснять, что тот человек, который сегодня издевается, завтра может избить, а потом – совершить преступление. Поэтому надо рассказать, что за преступление обычно наказывают, и его тоже обязательно накажут, рано или поздно.

Также тем, кто верит в Бога, можно объяснять принципы жестокости на заповедях. В одной из них сказано «Не убей». Это самый страшный грех и самое сильное проявление жестокости. А люди являются разумными существами, поэтому и должны случаи жестокости предотвращать.

Используемые источники:
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/zhestokost-chto-ehto-takoe-mozhno-opravdat.html
  • https://wiki2.org/ru/жестокость
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/86251
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/жестокость
  • https://www.vseznaika.org/psihologiya/chto-takoe-zhestokost/

Скажите что-нибудь