Адаптивная психология

Человек не рождается приспособленным к жизни в окружающем мире. Человеку даются инстинкты, которые заставляют его выживать, стремиться сохранить свою жизнь, продлить ее через своих детей, а также оставить какой-то след в истории человечества. Однако инстинкты еще не говорят о том, что человек адаптировался. В психологии часто рассматривается социальная адаптивность, принципы которой заключаются в том, что человек сознательно принимает те правила и рамки жизни людей, которые позволят ему комфортно сосуществовать с остальными.

adaptivnost-3-280x187.jpg

Адаптивность воспринимается интернет-журналом psytheater.com очень важным качеством. Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может. Порой это не всегда становится удачной стратегией. Однако у человека есть предпосылки к тому, чтобы сформировались те адаптивные модели и стратегии, которыми он пользуется.

Почему одни люди живут богато, а другие — бедно? Каждый из них приспособился к одним и тем же условиям жизни так, как смог, как было удобно, как получилось, как сам себе позволил. Образ жизни полностью зависит от того, какие решения человек принимает. Но сам человек довольно часто становится зависимым от тех условий, в которых он находится.

Все-таки человек зависит от того окружения, людей и обстоятельств, в которых пребывает. Он в одних условиях может быть неудачником, а в других – победителем, в компании одних людей – забитым и неинтересным, а в компании других – веселым и харизматичным. Человек один и тот же, но поведение его в различных обстоятельствах и условиях разное!

Образ жизни – это тот способ, благодаря которому человек сумел приспособиться к тем условиям жизни, в которых он находится. Почему он не смог иначе приспособиться к ним? Потому что человек руководствуется собственными страхами, комплексами, убеждениями, которые заставляют его приспособиться так, а не иначе.

Тот образ жизни, который вы ведете, — самый наилучший способ приспособления к тем условиям и обстоятельствам жизни, в которых периодически или постоянно пребываете. Разные люди в одних и тех же условиях приспосабливаются по-разному, как и разные условия жизни позволяют одному и тому же человеку вести себя по-разному. Соответственно, тот образ жизни, который вы ведете, каким бы приятным или отвратительным он ни был, стал вашим решением, которое вы приняли, когда приспосабливались к нему. И руководили вами не только внешние обстоятельства, но и ваши внутренние страхи, комплексы, убеждения, которые диктуют вам, что себе позволять и не позволять, на что идти и не идти, что себе разрешать и не разрешать, и т. д.

adaptivnost-1-280x147.jpg

Если человек избавится от собственных внутренних ограничений, тогда станет способным приспособиться к любым условиям жизни, получая все выгоды, которые ему нужны. Люди по-разному ведут себя в одних и тех же обстоятельствах. Это говорит о том, что человек ведет себя в обстоятельствах жизни так, как сам себе это позволяет, основываясь на собственных страхах, комплексах и предубеждениях. А если всего этого не будет? Тогда человек в любых условиях жизни будет себя перестраивать так, чтобы получать выгоду даже там, где он не мог ее раньше найти.

Условия жизни могут быть разными. Но только от самого человека – его страхов, убеждений, мыслей, комплексов – зависит то, будет он жить успешно или нет. Простыми словами это называется способностью приспособиться к обстоятельствам так, чтобы получать выгоду.

Если какие-то обстоятельства заставляют вас быть бедным, никчемным и неуспешным, то поймите следующее: это ваши собственные страхи, мысли, комплексы и убеждения мешают в этих обстоятельствах быть счастливчиком. Если вы недовольны своим образом жизни, то измените его. И в этом вам поможет избавление от тех внутренних барьеров, которыми вы сами себя ограничиваете.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Человек с самого рождения вынужден адаптироваться к внешним условиям жизни. Что это такое? Это формирование определенного мировоззрения, поведения, способа мышления, что зависит от условий, в которых человек находится. Если человека поместить в другие обстоятельства, тогда он будет вынужден меняться, чтобы выжить, достигать успеха и желаемых целей.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Адаптивность – это сознательное изменение человека в его мировоззрении, поведении и духовном развитии. Она требует интеллектуальной гибкости, способности замечать перемены в обществе и быстро под них подстраиваться. Под «подстраиваться» понимается не жить паразитически, а быть способными изменить свое поведение или мышление под новые условия настолько, чтобы и дальше иметь все, что хочется, достигать других целей и просто жить в свое удовольствие, несмотря на то, что обстоятельства изменились.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Итог

Человек является адаптивным существом. Однако его адаптация зависит от сознательных побуждений и готовности меняться, а не застревать в том, что уже не вернуть, ушло в прошлое. Наиболее адаптивными считаются дети, которые готовы обучаться и изучать все, что им необходимо для нынешней жизни. Менее адаптивными становятся пожилые люди, которые не хотят меняться, а упрекают жизнь за то, что она уже не такая, какой была прежде.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналЦарскосельские чтения2015Область наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности»

Выявленные в исследованиях проблемы управления временем и использования коппинг-стратегий как у студентов, так и у работающих специалистов могут стать основой разработки содержания программы обучения студентов тайм-менеджменту, и использования его как метода эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления будущих специалистов.

Л. М. Колпакова

Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности

В условиях кризиса требуется поддержка населения и использование его ресурсов без нанесения ущерба психике и здоровью. Важной стороной наших научных интересов является изучение механизмов, определяющих качество жизни людей с точки зрения наличия психологических преград. Известно, что неумение преодолевать трудные ситуации приводит к дезадаптации. Трудная ситуация определяется отношением человека к событиям, нарушающим привычный образ жизни, вызывающим переживания и необходимость изменения поведения.

Психологическая адаптивность — это такое свойство, структура которого влияет на функционирование личности, определяет варианты преодоления ею трудностей. Психологическая адаптивность -основа для проявления в социальной жизни способности позитивного перехода от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия». Она играет важную роль в структуре целостной индивидуальности, показывая позитивный личностный облик. И это неслучайно по многим обстоятельствам. Во-первых, психологическая адаптивность людей является резервом человеческой цивилизации, актуализация которой существенно может влиять на качество любых общественных и социальных реформ. Во-вторых, психологическая адаптивность, будучи неотъемлемым условием личной свободы людей, выступает тем самым социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в обществе. В-третьих, изучение психологической адаптивности определяет полипредметность научных исследований, интеграцию возможностей специалистов различных направлений, объединяя их через идею создания сети центров поддержки и развития ресурсов по всей территории России. И, наконец, в-четвертых, психологическая адаптивность людей обнаруживает энергетические предпосылки не только для приспособления к условиям среды, но и предпочтения тех действий, результат которых не предрешен. Однако именно они определяют психологию созидания в соответствии (несоответствии) с целями этих действий и результатами деятельности (Петровский В.А., 1992).

352

Одним из источников нарушения психологической адаптивности являются отношения, провоцирующие появление ценностных барьеров. Чаще всего они связаны с непониманием, конфликтами в семье и профессиональной деятельности, с интимными отношениями, прогнозированием будущего, с отношением к настоящему, социальной оценкой. Совокупность переживаний в условиях рассогласования между ожидаемым достижением ценностей и механизмами их реализации порождает психические состояния, с которыми зачастую человек справиться не может. И тогда депривация значимых ценностей начинает заново актуализировать базовые потребности в идентификации и самосохранении, неудовлетворение которых может привести к нарушениям в сферах личности.

Чаще всего исследователи акцентируют внимание на вариантах развития нарушений личности. Однако правомерно поставить другой вопрос, можно ли найти варианты адаптивности, сохраняя стабильность личности? Анализ различных источников в медицинской, социальной психологии, девиантологии позволяет утверждать, что такими вариантами являются различные средства преодоления барьеров. Возможность пересилить себя, справиться с чем-то, преодолеть трудности объективного характера со временем приобретает статус качества, затем называемого чувством компетентности, самоэффективности.

Наши исследования матерей, имеющих трудноизлечимых детей, постоянно оказывающихся в трудной ситуации из-за нехватки лекарств, длительного лечения, желания добиться скорейшего выздоровления своего ребенка и пр., обнаружили так называемую психологию преодоления и силу духа. Тот, кто постоянно преодолевал страхи, сомнения, нерешительность, усталость, слабость, боль, находили варианты деятельности, чтобы справиться с препятствиями социального характера. Они находили те виды деятельности, в которых чувствовали себя компетентными, значимыми, тем самым улучшая представление о себе.

Психологически это объясняется тем, что приобретение новых навыков улучшает Я-концепцию, усиливает ощущение внутренней свободы. Тогда как у тех, кто занимался ограниченной деятельностью, используя только имеющиеся навыки своего опыта, лишь поддерживали существующую Я-концепцию. Способность к преодолению — это та отличительная особенность, которая составляет симптомокомплекс психологической адаптивности.

Адаптивность определяет содержательный характер отношений личности, является основой формирования тех форм поведения, которые способствуют ее самоэффективности. Однако важно, чтобы человек, попадая в трудную ситуацию, не стал «чужим самому себе». И здесь важна психологическая профилактика прохождения

353

кризисов, чтобы избежать деперсонализации, психосоматических заболевании и деформаций личности.

Одно из исходных оснований психологической адаптивности -именно преодоление как способ отношения личности к себе и другим. Изучение феномена адаптивности предполагает учет следующего:

•преодоление включает в себя эмоциогенные свойства отношений, которые могут быть созидательными, тормозящими и подавляющими. Для того чтобы направленность была созидательная, необходимо управлять эмоциями. Благодаря этому можно определить жизненный вектор человека, направленный или на развитие и раскрытие творческого потенциала личности, или на регрессию;

•преодоление — это не просто действия, направленные на препятствия. Его специфика определяется не только эмоциогенны-ми факторами, но когнитивными и поведенческими. Они влияют на успешность преодоления, что определяет адаптивность как характеристику личности. Когнитивный компонент отвечает за организацию преодоления как системы, отражая специфику и требования условий ситуации, в которых находится человек. Преодоление требует организации поведения, а направленность действий личности определяется ценностными отношениями. Преодоление оптимизирует процесс удовлетворения потребностей жизнедеятельности, что стимулирует сохранение состояния устойчивости;

•адаптивность — это динамическое образование, которое отражает уровень развития субъекта преодоления. Это связано с тем, что характеристики личности изменяются в зависимости от условий ее жизнедеятельности. Мера этих изменений неодинакова и соответствует разным типам личности.

На основе адаптивности формируются привязанности, ценностные ориентации, увлечения и отношения субъекта в соответствии с выполняемой им социальной ролью и спецификой конкретных условий ее самореализации.

Такой подход к адаптивности и преодолению может выступить необходимым условием для понимания механизмов раскрытия личностного потенциала, способности личности быть субъектом своего развития (самореализации). Он целесообразен, так как указывает направление развития человека, умеющего «принять» ответственность перед обществом за свои качества, способности к преодолению жизненных неудач на основе индивидуального жизненного пути.

В качестве подтверждения вышесказанного можно указать на наши экспериментальные исследования, которые легли в основу подтверждения концепции адаптивности и уже отражены в научных публикациях.

354

Нами специально был изучен личностный генезис на примере матерей, имеющих трудноизлечимого ребенка, с применением метода наложения схемы временной динамики на многокомпонентное понятие «адаптивность. Это позволило выявить структуру и силу «Я» личности в процессе ее позитивного самодвижения. Нами прежде всего учитывалась реальная трудная ситуация на уровне индивидуального осознания — острая эмоциональная составляющая в сочетании с неясностью характера и способов ее изменения. Основной вывод заключается в том, что эмоциогенный факт в кризисной ситуации возрастает и приобретает первостепенное значение для проявления таких форм самосознания личности, как рефлексия, самооценка, мотивационно-смысловые особенности. Эмоциональная составляющая определяет уровень адаптивного фона и придает определенность осознанию личностного смысла происходящих событий и выбору способа преодоления трудностей. Эмоциональный компонент выступает как «запускной» механизм выбора направленности активности личности, определения смысла преодоления, в результате которого могут возникать системные качественные изменения в сфере сознания, деятельности и социальных отношений.

Т. Н. Кондюхова, Е. А. Бочка

Клинические и социально-психологические аспекты симптоматической конфигурации психического состояния пациентов с гипертонической болезнью

Проблема гипертонической болезни (ГБ) актуальна, поскольку сердечно-сосудистая патология в настоящее время является основной причиной смертности и инвалидизации больных.

Связь артериальной гипертонии с различными психоэмоциональными перенапряжениями и личностными особенностями больных была показана в ряде работ отечественных ученых (Ланг Г.Ф., 1950; Анохин П.К., 1965; Мясников А.Л., 1965; Чазов Е.И., 1975). Известно, что установки личности и положение человека в его профессиональном и семейном окружении влияют на функцию кровообращения и его физиологическую регуляцию. В связи с этим особенно актуальным становится изучение психологических особенностей лиц с ГБ.

Целью исследования явилось выявление взаимосвязей между проявлениями симптомов заболевания и типами отношения к болезни, компонентами самоотношения, социальным и соматическим статусом пациентов, особенностями их межличностных отношений и локусом контроля.

355

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

Адаптация – это в психологии многокомпонентная категория, которая олицетворяет приспособленческие реакции индивида, регулируемые внешними стимулами. Это состояние, в котором устанавливается баланс между требованиями социальной среды и потребностями индивида. Это процесс удовлетворения потребностей индивида при условии отсутствия противоречий с социальным окружением.

Содержание

Определение в психологии

Психофизиологическая адаптация – это способность человека к физиологическому и биологическому приспособлению в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Психофизиологическая адаптивность отражает навык приспосабливаться к природной среде. Адаптация в психологии – это такое свойство личности, которое отражает ее способность приспосабливаться к социальной среде, что указывает на освоение и принятие условий, диктуемых социумом.

Понятие адаптации в психологии тесно связано с процессом социализации, который предполагает формирование свойств и качеств личности под влиянием обучения и непрерывной познавательной деятельности. Этот феномен отражает процесс достижения социального равновесия, когда отсутствуют внутренние конфликты и противоречия с внешней средой (обществом).

Индивид приспосабливается к условиям внешней среды, применяя навыки, привычки, поведенческие паттерны, сформировавшиеся под влиянием личных мотивов и внешних стимулов, направленных от представителей социума. Внешние стимулы и внутренняя мотивация изменяют поведение индивида до такой степени, что воздействия перестают провоцировать какую-либо реакцию.

Достигнутое состояние отражает гармоничное единение индивида с окружающей социальной средой. Адаптивное поведение – это способность индивида соответствовать ожиданиям социума при сохранении внутренней удовлетворенности самой личности. Социальные ожидания вариабельны и зависят от пола, возраста, статуса индивида в рамках группы.

Адаптивное поведение ассоциируется с проявлением инициативы, умением принимать обдуманные, взвешенные решения, четким определением плана дальнейших действий, пониманием концепции своего будущего. Способность индивида к адаптивности указывает на моральную и психическую зрелость личности, свидетельствует о добровольной ответственности в рамках социальных обязательств.

Адаптированность рассматривается как результат успешного процесса адаптации. При этом адаптивность человека чаще отличается от конформизма – приспособленчества, пассивного принятия учрежденного порядка. Конформизм представляет собой одну из адаптационных стратегий. В других случаях личность активно совершенствуется, чтобы лучше адаптироваться в среде. При этом успешность индивида в социуме не всегда является отражением высокой адаптивности.

Виды

Психологическая адаптация в обществе – это образование, категория, которая состоит из компонентов, отражающих взаимодействие индивида и других членов группы в совокупности. Компоненты индивидуальной адаптивности:

  1. Приятие норм и законов, установленных в обществе.
  2. Психологическая гибкость.
  3. Эффективное реагирование на новые условия, в том числе потенциально опасные.
  4. Способность направлять события в приемлемое для себя, желательное русло.
  5. Способность воспринимать ситуацию под углом выгодных, выигрышных для себя решений.

В рамках понятия социальной адаптивности рассматривают реализацию поставленных целей, достижение планируемых результатов, осуществление стремлений и желаний. Адаптивность коррелирует с толерантностью, которая влияет на легкость восприятия проблем, трудностей, возникающих в виде неприятия внешних условий, например, поведения и мировоззрения некоторых членов социума. Различают виды адаптации в психологии:

  • Аллопластическая. Отражает изменения в окружающем мире, которые необходимы для удовлетворения потребностей индивида.
  • Аутопластическая. Отражает личностные изменения, которые необходимы для приспособления к условиям окружающего мира.
  • Поиск среды (социума), благоприятной для продуктивного, плодотворного функционирования.

Активно участвуя в жизни общества, индивид продуцирует условия окружающей среды, влияет на состояние внешнего мира, делая его более или менее благоприятным для удовлетворения потребностей. В процессе обучения и познания мира формируются навыки самопомощи, которые помогают индивиду справляться с трудными жизненными ситуациями.

Негативная адаптация предполагает полное отсутствие реакции на существующий внешний раздражитель, как приобретенный навык. Пример индивидуальной негативной адаптации: ребенок адаптируется к телесным наказаниям (тычкам, оплеухам, затрещинам), применяемым родителями, и со временем не воспринимает их, как слишком дискомфортное для себя ощущение в психологическом и физическом плане.

Другой пример: добыча средств к существованию после потери работы и невозможности в силу разных причин (пожилой возраст, низкая квалификация, отсутствие актуальных знаний в области, неспособность поддерживать интенсивный характер труда) найти новую. Пример групповой негативной адаптации: принятие утвержденного порядка в обществе, несмотря на понимание его несостоятельности и недочетов (наличие преступности и безработицы, коррупции и произвола власти).

Позитивная адаптация – приспособление к условиям текущей ситуации с осознанием позитивного влияния внешних стимулов. Пример индивидуальной позитивной адаптации: осужденный преступник адаптируется к положительным внешним условиям, в силу чего у него вырабатываются новые навыки и поведенческие модели, способствующие ресоциализации. Пример групповой позитивной адаптации: заимствование диаспорой (группой мигрантов) привычек, традиций, ценностей социальной группы, внутри которой они проживают в настоящий момент.

Признаки адаптивности

Адаптивность – это в психологии комбинация процессов аккомодации и ассимиляции. Под аккомодацией понимается изменение паттернов – схем действий личности с учетом новых требований. Ассимиляция рассматривается как процесс включения индивидом возникшей проблемной ситуации и вариантов ее решения в сформировавшуюся базу, состоящую из схем – поведенческих моделей. Признаки адаптивности:

  1. Взаимодействие с окружающей средой (социумом).
  2. Активность личности, направленная на воспроизведение приспособительных действий, которые противопоставляются пассивному наблюдению за событиями.
  3. Развитие личностных качеств и свойств, которые уменьшают влияние факторов среды.

Адаптивное поведение предполагает выбор таких поведенческих моделей, которые направлены на приспособление к ситуации, что способствует повышению успешности индивида в рамках социальной группы. Пример: «вливание» нового сотрудника в рабочий коллектив. Примерами группового адаптивного поведения могут служить формы приспособления людей к новым условиям жизни после перенесенных глобальных катастроф – военных действий, землетрясений, торнадо и других стихийных бедствий. Выделяют степени адаптивности:

  • Индивид способен сдерживать эмоциональные порывы и импульсы, контролирует поведение, не допуская выхода за рамки, дозволенные утвержденным в социуме порядком. Человек подавляет наклонности и желания, которые противоречат нормам социума и доставляют дискомфорт, проявляя при этом незаурядную способность к самоконтролю. Такие люди обычно успешны и самостоятельны.
  • Индивид стремится ослабить возникшее внутреннее напряжение при помощи изменения внешних стимулов – компонентов окружения. Человек пытается изменить мир, подгоняя его под рамки своего мировоззрения и личных интересов, что обычно является бесперспективной стратегией.
  • Индивид полностью зависит от окружения, играет роль пассивного члена социума, который подвластен внешним воздействиям, что приводит к возникновению психологического дискомфорта, в тяжелых, затяжных случаях – к развитию депрессии, невроза.

На примере степеней адаптивности видно, что люди, обладающие развитым самоконтролем, способные корректировать свои поведенческие модели с учетом текущих обстоятельств без оглядки на внешние стимулы, которые обычно трудно, чаще невозможно изменить, обладают большим адаптационным потенциалом. Вывод: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя, изменив свои привычки и склонности.

Как повысить адаптивность

Люди с низкой адаптивностью, сталкиваясь с проблемами, ощущают беспомощность, воспринимают изменение действительности, как крушение ценностей, ломку традиций. В результате развиваются внутренние конфликты. Нравственный кризис (противоречие с внешним миром) – отражение низкой адаптивности.

Человек, испытывающий нравственный кризис, теряет веру, смысл существования в рамках социума, что в свою очередь приводит к ограничению социальной ответственности или отказу от нее. Невозможность обретения смысла в жизни приводит к развитию невроза. Психологический дискомфорт возникает как следствие несоответствия внешних социальных стимулов взглядам, позиции, убеждениям индивида.

Диссонанс провоцирует появление отрицательных эмоций, которые в свою очередь приводят к возникновению чувства неуверенности в себе, неудовлетворенности своей жизнью. Чтобы успешно справляться с негативными внешними влияниями, нужно улучшать свои адаптационные возможности.

Залогом успешной адаптации является непрерывный процесс самосовершенствования. Личностный рост, воплощение созидательных планов, самореализация – основные направления развития личности, которые ассоциируются с повышением адаптационных возможностей. Что делать:

  1. Искать позитивные моменты в любой сложной ситуации.
  2. Не зацикливаться на негативных эмоциях и событиях.
  3. Акцентировать внимание на поиске вариантов выхода из сложной ситуации.
  4. Сохранять спокойствие и уверенность в себе.
  5. Не надеяться на кого-то кроме себя.

Важно осознавать, неразрешимые ситуации встречаются редко. Выход есть всегда. Чтобы найти его, нужно спокойно обдумать проблему. Развитые адаптивные навыки позволяют устранить напряжение, которое возникает вследствие несогласованности между внутренней мотивацией личности и внешними обстоятельствами. Высокая адаптивность ассоциируется с устойчивостью самосознания.

Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешнего мира. От уровня адаптационных возможностей во многом зависит успешность индивида в социуме.

Используемые источники:
  • https://psytheater.com/adaptivnost.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptivnost-kak-neobhodimoe-kachestvo-zhiznedeyatelnosti
  • https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/adaptacziya-v-psihologii/

Скажите что-нибудь