Сборник идеальных эссе по обществознанию

Человек – существо общественное, для полноценной жизни ему нужен круг общения с себе подобными. Во все времена жить отдельно от других людей было не только трудно, но и опасно. Социализация индивида – неотъемлемая часть его подготовки, адаптации и успешной деятельности в социуме.

kartinka-1-obshchestvo-i-lichnost.jpg

Общество и личность

Что такое социализация индивида

Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.

Важно! У социализации нет конечной точки развития. Она имеет непрерывное течение, продолжающееся от рождения до смерти.

Для того чтобы человек смог наиболее полно приспособиться к жизни в окружающем обществе, он обязан знать и выполнять его требования. Они могут носить как формальный (предписанный законами), так и не неформальный характер (негласные правила поведения).

Какие виды бывают

Социализация — что это такое, как рассматривается

Социализация – процесс освоения индивидом новых социальных ролей, имеет два вида: первичная и вторичная. В каждом из них свой круг агентов и институтов, напрямую влияющих на ход протекания становления личности и её привыкание к жизни в обществе.

К сведению. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека.

Первичная социализация

Она начинается с первого года жизни и длится всё детство и юность. В младенчестве происходит спонтанное (стихийное) понимание индивидом себя как члена окружающего мира. Это не слишком интенсивный процесс, связанный с тем, что малыш должен осваивать информацию, исходящую только от родителей и членов его семьи. Далее, когда наступают детство и юность, дело идёт быстрее, потому как круг общения расширяется.

Агентами первичной социализации (первичными агентами) являются:

  • родители;
  • родственники;
  • товарищи, друзья, воспитатели и учителя.

Понятие «первичная» означает первый круг общения – ближнее окружение, оказывающее наибольшее влияние на становление индивида как социальной личности.

Доказано. Для первичной социализации важен возрастной период до 9 лет. Только в этом возрасте внешние факторы могут полноценно влиять на ребёнка.

Серьёзной проблемой стала социализация детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Педагог-психолог А.И. Настенкова в своей публикации «Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность?» касается этого вопроса. Автор утверждает, что детские дома или интернаты с функциями коррекции не могут обеспечить условия для полномерной социализации детей. В социально-психологическом состоянии воспитанников преобладают следующие характеристики:

  • повышен уровень отклонений в поведении (поведенческая девиация);
  • недостаточно развит социальный интеллект;
  • иждивенчество;
  • готовность к получению выгоды из своего незавидного положения (рентные установки).

Несмотря на то, что это сугубо специализированные учреждения, работают в них обычные педагоги.

Важно! Минусом подобных заведений является то, что «воспитатель детского дома» – несуществующая специальность. Поэтому не все педагоги до конца понимают специфику работы с детьми, лишёнными родительского воспитания.

Если выделить проблемы с первичной социализацией у детей сирот или тех, кто остался без попечения родителей, то можно составить следующий список:

  • отсутствие квалифицированных кадров в заведениях;
  • социальная обособленность детдомов;
  • личностные и эмоциональные деформации воспитанников;
  • недостаток приспособленности к жизни в социуме.

Нельзя сбрасывать со счетов и негативное отношение к детдомовцам со стороны обычных членов общества, что вызывает у подростков-сирот чувство ущербности.

kartinka-2-pervichnaja-socializacija.jpg

Первичная социализация

Вторичная социализация

Усвоение норм общества продолжается по мере дальнейшего взросления. Это участие в различных общественных организациях, кружках, учебных и производственных коллективах.

Внимание! Затруднён процесс социализации в таких закрытых сообществах, как военные училища или армейские подразделения. Многим индивидам для адаптации требуется психологическая помощь.

Вторичная социализация

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Этапы становления личности

Социализация – это процесс усвоений индивидом, происходящий постепенно и состоящий из нескольких этапов. Можно выделить следующий ряд:

  • адаптация – познание основных норм поведения;
  • индивидуализация – проявление девиантного и асоциального поведения ради личностного самоутверждения;
  • интеграция – профессиональное становление с целью направления творческой энергии в интересующем направлении и поиск соратников и сподвижников.

Интересно. Иногда ход социализации делят на стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая. Не все психологи придерживаются такой классификации, но подобное деление имеет место.

Стадии социализации

От социализации индивида зависит его психологический и экономический уровень жизни. Сознательная или вынужденная асоциальность мешает нормальному существованию в социуме. Отсутствие поддержки общества, социальных институтов и государства негативно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности человека.

Видео

ТолкованиеПеревод
Социализация
> Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

Другие книги по запросу «Социализация» >>

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет?  Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация  (от лат. socialis, общественный) —  это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю  жизнь, с первых её дней.Человек общается  с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы  именно родители, близкие формируют характер  ребёнка,  то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья.  Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте здесь.

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья
  • школа
  • вуз
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью  с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

—>

Задание {{167}}

Человека от животного отличает …

— умение находить пропитание и обустраивать жилье

+ страх смерти

— способность к продолжению рода

— умение защищаться от врагов

Задание {{168}}

Утверждение о том, что поведение человека детерминировано бессознательными инстинктами, характерно для концепции …

+ психоанализа

— бихевиоризма

— социальной психологии

— структурно-функциональной парадигмы

Задание {{169}}

Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это …

— самоорганизация

— инфантильность

+ идентичность

— личность

Задание {{170}}

Ролевая компетентность личности проявляется в том, что человек …

— знает обо всех видах социальных ролей

— исполняет все социальные роли одновременно

— не знает о социальных ролях, но исполняет их правильно

+ не смешивает социальные роли и быстро переключается с одной на другую

Задание {{171}}

Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называется …

— социальные ценности

— социальные правила

— социальные стереотипы

+ социальные санкции

Задание {{172}}

Концепция объяснения криминального поведения человека физическими характеристиками человека называется …

— психологической

+ биологической

— физической

— культурной

Задание {{173}}

Бюрократ ориентируется исключительно на личные достижения в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к …

— творчеству

— новаторству

— бунту

+ ритуализму

Задание {{174}}

В концепции личности Дж. Мида люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка, обозначаются как …

+ «значимые другие»

— «зависимые другие»

— «обобщенные другие»

— «вытесненные другие»

Задание {{175}}

Поведение индивида в толпе отличает

— социализация

— коммуникация

— индивидуализация

+ деперсонификация

Задание {{176}}

Парадигма взаимодействия в понимании социализации личности предполагает …

— взаимодействие всех агентов социализации между собой

— направленность социализации на индивида как объект

— стимулирование поведения индивида в процессе социализации

+ активность агентов социализации и избирательность индивида

Задание {{177}}

Процесс социализации исключает …

— культурное развитие человека

— обучение личности

— воспитание личности

+ изоляцию личности

Задание {{178}}

Какое высказывание верно?

1. Понятие «индивид» и «индивидуальность» означают одно и то же

2. Без общества индивид не может стать индивидуальностью

— правильно только 1

— правильно только 2

+ оба высказывания неверны

— оба высказывания верны

Задание {{179}}

Человеческий индивид как субъект межличностных отношений и социальной деятельности называется …

— индивид

— человек

— индивидуальность

+ личность

Задание {{180}}

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется …

— личность

+ индивид

— деятель

— лидер

— человек

— социальный субъект

Задание {{181}}

Социальная роль личности — это …

+ ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности

— совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность

— способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации

Задание {{182}}

Какое высказывание верно?

1. Главным в характеристике личности является общественная сущность

2. Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью

— верно только 1

— верно только 2

+ верны оба

— оба высказывания неправильны

Задание {{183}}

Типовой образец поведения личности представлен в …

+ социальной роли

— социальном статусе

Задание {{184}}

Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, — это …

640-1.png

— социальная реакция

— социальное действие

+ социальная девиация

Задание {{185}}

Социализация индивида — это …

— развитие личности

— воспитание личности

+ постепенное усвоение индивидом требований общества

Задание {{186}}

К нормативной личности относится …

+ принятый культурой данного общества тип личности, наиболее отражающий особенности культуры

— наиболее распространенный в обществе тип личности

— идеальный тип личности

Задание {{187}}

Процесс социализации завершается …

— в юношеском возрасте

— в зрелом возрасте

+ продолжается всю жизнь

Задание {{188}}

Личность в социологии — это …

+ целостность социальных свойств индивида

— высшая ступень развития живых организмов

— отдельно взятый человек

Задание {{189}}

Человек — существо …

— социальное

— биологическое

+ биосоциальное

— психосоциальное

Задание {{190}}

Социальная роль личности — это …

+ ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности

— совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность

— способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации

Задание {{191}}

Социализация — это …

— овладение политическими ролями, установками и формами поведения

— намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом

+ процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе

Задание {{192}}

На поведение человека наибольшее влияние оказывают …

— инстинкты

— рефлексы

+ социализация

Задание {{193}}

Типы поведения личности

+ нормативное

— юридическое

+ девиантное

+ делинквентное

Задание {{194}}

Виды нормативного поведения

— электическое

+ правовое

+ моральное

Задание {{195}}

Виды правового поведения

+ правомерное

+ неправомерное

— наказуемое

Задание {{196}}

Отклоняющееся поведение бывает

— социально одобряемым

+ нейтральным

+ осуждаемым

Задание {{197}}

Понятие аномии ввел …

+ Э. Дюркгейм

— Т. Парсонс

— Р. Мертон

Задание {{198}}

Автор теории подражания

+ Г. Тард

— М. Вебер

Задание {{199}}

Автор теории культурного переноса

— Э. Сазерленд

+ В. Миллер

Задание {{200}}

Конфликтный подход к девиации разрабатывается в …

— структурном функционализме

+ марксизме

640-1.png



Задание № 19674

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.

2. Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.

3. Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

4. Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

5. Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

2bl0d99.pngПоказать ответ Комментарий:

Первое суждение верное и содержит одно из определений социализации.

Второе суждение ошибочное, первичная социализация связана с детством.

Третье суждение ошибочное, агенты социализации — это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.

Четвертое суждение верное, в нем указана характерная черта вторичных агентов социализации.

Пятое суждение ошибочное, социализация может быть и стихийной.

Ответ: 14Улучши свой результат с курсами ЕГЭ/ОГЭ/ВПР на egevpare.ru Предложи свой вариант решения в комментариях 👇🏻Используемые источники:
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/человек-теория/егэ-человек-тема-2-социализация/
  • https://studopedia.ru/14_66930_razdel-lichnost-i-ee-sotsializatsiya.html
  • https://neznaika.info/q/19674

Скажите что-нибудь