Самоактуализация по Маслоу: почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется

В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании и воспроизведении.

В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Каждый ученый и практик гуманистической педагогики (Сократ, Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Джон Дьюи, Мария Монтессори, Шарлотта Бюлер и др.) по-своему использовал философские, психологические и педагогические аспекты этого явления. Как термин, с приставкой «само-» понятие актуализации стало употребляться сравнительно недавно.

Впервые его ввел Курт Гольдш – тейн для обозначения активности биологического процесса, существующего в любом живом организме. В психологии понятие самоактуализации появляется благодаря работам Абрахама Маслоу (1908-1970, США). В это понятие он вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым для гуманистической педагогики, скорее всего, является следующее: самоактуализация – стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. По Маслоу, самоактуализация – желание человека самоосуществиться, а именно – его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п.

Самоактуализация личности по Маслоу

Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, к к-рому что-то добавлено, а как обычного человека, у к-рого ничто не отнято: «Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями». А. Маслоу в своей концепции самоактулизации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди – сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности; для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self actualization (англ.).

Развитие человека в этой теории представляется как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в к-рых «высвечивается», с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой – его познавательная природа, связанная с саомоак- туализацией. Автор полагал, что «люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной».

Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как «желающее существо», редко достигающее удовлетворения. А. Маслоу рассматривает все потребности как врожденные. Иерархия потребностей, по Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма.

По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, желание иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, в уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство.

Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей – потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой пирамиду от низших потребностей (нужды) до высших потребностей (потребности роста). Потребность в самоактуализации – особый вид потребностей: «Это потребность «роста» в отличие от потребностей «дефицита», к к-рым относятся потребности четырех нижележащих уровней».

А. Маслоу писал, что самоактуализация означает «желание человека самоосуществиться, а именно – его стремление стать тем, чем он может быть». Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, т.е. стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержание потребности в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности.

Разработанная А. Маслоу теория самоактуализации до сих пор продолжает вызывать дискуссии, споры и даже – протесты. Судя по всему, такое неоднозначное отношение связано с тем, что в качестве образцов самоактуализировавшихся людей А. Маслоу рассматривал тех, кому присущ нек-рый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни. Изучая лучших, считал А. Маслоу, можно исследовать границы человеческих возможностей.

Критериями для отбора самоактуализированных личностей он установил относительную свободу от неврозов и наилучшее использование своих талантов, способностей, возможностей: «Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто вовне себя». Проанализировав жизненные достижения и особенности выдающихся людей (А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозы, П. Кропоткина и др.), А. Маслоу выделил характеристики самоактуализации:

1.  Более элективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней.

2.  Принятие (себя, других, природы). Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства.

3.  Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсутствуют искусственность и желание произвести эффект.

4.  Центрированность на задаче (проблемная центра – ция). Они имеют жизненную миссию, задачу, требующую исполнения, внешнюю по отношению к себе цель. Живут в мире широких, универсальных и долговременных ценностей.

5.  Нек-рая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других.

6.  Автономия, независимость от культуры и среды. Людям, движимым мотивацией роста, свойственна самодостаточность.

7.  Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденного окружения (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8.  Мистичность и опыт высших состояний.

9.  Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь.

10.  Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полном выходе за границы своего «Я». Круг друзей невелик. Не прощают предательства, лицемерия, самовлюбленности.

11.  Демократическая структура личности. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий. Считают возможным учиться у любого, лишь бы ему было чему учить.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Концентрируются на целях, умея подчинять им средства, а не наоборот, как принято у большинства. Но любая деятельность рассматривается ими как цель, превращаемая в увлекательную игру, развлечение.

13.  Философское, невраждебное чувство юмора. Не приемлют смех над причинением вреда другим, смех превосходства, протеста против власти.

14. Самоактуализирующееся творчество. Творчество как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и окрашивает любую деятельность. Все делается с определенным отношением к делу, с настроением. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок.

15.  Сопротивление аккультурации (усредненному «окультуриванию», приобщению к массовой культуре). Они сосуществуют с культурой, но сопротивляются «окультуриванию», поддерживают внутреннюю отстраненность от культуры, в к-рую они погружены. Но они вписываются в рамки условностей вещевой культуры, хотя большого значения она для них не имеет: облегчая жизнь, вещи не стоят того, чтобы поднимать из-за них шум. Спокойно принимается все, что не имеет существенного значения. Но эти условности, если соблюдение их кажется излишним, могут быть отброшены, как надоевшая одежда.

Кульминацией размышлений А. Маслоу о самоактуализации, к-рые не всегда укладываются в рамки общепринятого научно-логического мышления, являются восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. Самоактуализация – полное, живое, концентрированное переживание происходящего с человеком и вне его. Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Жизнь – процесс выборов. Самоактуализация предполагает в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать рост – значит открывать себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном: «Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни».

3.  Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Самоактуализация – научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой: решить для себя, нравятся ли тебе самому определенная пища, фильм, книга, независимо от мнений и т.зр. других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия.

5.  Верить своим суждениям и инстинктам.

6.  Самоактуализация – постоянный процесс развития своих потен циальностей.

7.  «Пик-переживания» – переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни. Они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы.

8.  Обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью.

Самоактуализация как способность может существовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди максимально полно воплощают человеческую сущность. Но самоактуализированных людей очень мало, менее 1%, а учителей, стремящихся к самоактуализации, по оценке Психологического института российской академии образования, всего от 12 до 18%.

Многие люди не видят своего потенциала, а процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Жизнь самоактуализированного человека А. Маслоу определял как «усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу». Автор предполагал, что актуализация человеческого потенциала возможна «в способствующем обществе», к-рого практически не было еще в человеческой истории.

Вряд ли уместно утверждать, что «рафинированная» самоактуализация должна непременно стать целью и смыслом образования. Однако, если иметь в виду, что потребность в реализации физических и психических сил наиболее актуальна в подростковом и юношеском возрасте, для к-рого характерны рост самосознания, переход от внешней детерминации деятельности поведения к самодетерминации, то весьма важной для старших школьников становится помощь взрослых в определении направления и способов самореализации. А это уже связано с вполне реальной организацией педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе.

А. Маслоу рассматривал человека, исходя из позиции его природы. Вероятно, именно эти позиции имеет смысл учитывать педагогу, рискнувшему создать условия для самоактуализации своих воспитанников.

1.  Человек свободен и ответствен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее.

2.  Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

3. Человек рассматривается как единое целое. «Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита», поэтому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.

4.  Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как «врожденное стремление», «инстинктивный», «присущий человеку», означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.

5.  Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

6.  Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, т.е. человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со своей собственной оценкой.

7.  Несмотря на то что потребности являются врожденными, значительная роль отводится ситуационным переменным, т.е. влиянию мотивации (врожденных потребностей) и социальному и физическому окружению, оказывающему влияние на поведение человека.

8.  Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту – часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.

9.  Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменить таким подходом, к-рый позволяет людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

Стремление к самоактуализации есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

Читайте далее:

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Способность к саморазвитию – необходимое качество счастливого человека. Самоактуализация представляет полное раскрытие личностного потенциала. Она бывает активной и пассивной, глубокой и поверхностной.

Ввел в обиход понятие «самоактуализация» Абрахам Маслоу. Это американский психолог, создатель гуманистического направления в психологии, автор книги «Мотивация и личность».

Давал разные определения самоактуализации:

  1. В ранних работах термин определялся как стремление человека двигаться ввысь. Это непрекращающаяся реализация собственного потенциала, свершение своей судьбы. Он вкладывал в это понятие неустанное стремление к достижению гармонии души и тела. В данном контексте самоактуализация – процесс роста.
  2. В более поздних тренингах термин описан как результат роста.  Маслоу говорит о том, что самоактуализация – это полное использование собственных возможностей и талантов, здоровье личности.

Персонализация – это часть самореализации. Определяется как потребность быть личностью.

Маслоу описывает самоактуализирующегося индивидуума как личность, у которой ничего не отнято. А обычный человек – это существо, которое заглушило таланты, данные природой.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Параметры самоактуализации личности:

  • реалистичная оценка собственной деятельности;
  • принятие себя с недостатками;
  • естественное обращение с людьми, без притворства;
  • поступки и действия направлены на достижение цели;
  • потребность в уединении;
  • нет зависимости от окружения;
  • даже обычные вещи воспринимаются как чудо;
  • способность на трепетные межличностные отношения;
  • свобода от предубеждений.

Но и самоактуализирующиеся люди не идеальны. Как и другие, они бывают гневливы, раздражительными, скучны, эгоистичны. Признак развивающегося индивидуума – вспышки темперамента. Характеристика межличностных отношений – возможность быстрой смены с глубоких на холодные.

В своих исследованиях Маслоу привел такой пример процесса самоактуализации: женщина, которая поняла, что не любит мужа. Она развелась с супругом с жестокостью и холодностью, не переживая за его чувства. Реализация ее потенциала была неадекватной, переросла в эгоизм.

Психологи-гуманисты подразделяют самоактуализацию на:

  • глубокую и поверхностную;
  • пассивную и активную;
  • гармоничную и проблемную;
  • энергичную и осторожную.

Второе название данного вида актуализации личности – сущностная. Индивидуум стремится развить собственную личность. Он проходит два этапа:

  • выявление нужд и потребностей;
  • поиск способов реализации.

Чтобы самоактуализироваться, человек ставит цель и выделяет потребности. Он занимается самопознанием. Если ему трудно разобраться себе, обращается к психологу.

В быту идея саморазвития приобрела дешевизну. Поверхностная актуализация собственной личности не подразумевает самопознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Человек реализует уже имеющиеся возможности, а не открывает новое в себе.

Особенность пассивной реализации – самостоятельное развитие интеллекта и психики, без активной установки человека. Новые способности появляются естественно.

У самоактуализирующегося человека формируется цель. Он идет к ней путем решения задач, посещения тренингов, занятий с психологом. Человек центрирован на проблеме. Он живет для того, чтобы работать, а не работает для того, чтобы жить.

Гармоничная актуализация личности не нарушает баланса других качеств человека. Не страдает душевное здоровье. Новые способности и таланты развиваются постепенно, без ущерба имеющимся чертам характера. Человек не испытывает постоянной усталости, процесс приносит удовольствие.

Быстрая погоня за лучшей версией себя отражается на душевном здоровье. Несвоевременное или напряженное самовыражение вредит человеку.

Он становится раздражительным, уставшим. Процесс актуализации должен осуществляться в умеренных количествах, быть постепенным.

В пользу осторожного метода высказывался во время тренингов Карл Роджерс. По его теории, главное в процессе актуализации – открыть восприятие индивидуума для собственных нужд и потребностей окружающих. Если это достигнуто, последующие действия человека способствуют продвижению вперед. В постоянной борьбе для достижения цели, по мнению Карла Роджерса, нет необходимости.

Маслоу поддерживал концепцию энергичной актуализации. Он утверждал, что человек должен постоянно открывать новые таланты. Изучать новые технологии, шагать только вперед. Конечная цель – исполнение собственной миссии. Ничто не может заставить свернуть самоактуализирующуюся личность с этого пути.

Самосовершенствование необходимо для успешной общественно-политической деятельности. С ее помощью человек находит новое хобби, улучшает профессиональные навыки.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Самореализация – необходимость для любого политического деятеля. Чтобы добиться высот, следует постоянно развиваться. Изучение политики в качестве хобби открывает личность с новой стороны.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Появления новых увлечений – эффективный метод развития самоактуализации. Подойдет любое занятие: танцы, настольные игры, вязание, вождение и прочее. Главное, чтобы увлечение было новым. Вы должны получать удовольствие и пытаться достичь совершенства.

Самоактуализирующаяся личность стремится к более глубоким отношениям с близкими, чем обычный человек. В большей мере это касается людей, имеющих сходные черты характера. Два активно реализующихся человека хорошо уживаются вместе.

Такие люди имеют узкий круг друзей, не распыляются на посторонних. Но испытывают эмпатию по отношению к человеку с иным темпераментом.

Самоактуализация одного члена семьи способствует личностному развитию остальных. Родственники берут в пример его поведение.

Родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными. Проблемных подростков стараются мотивировать. Но пока ребенок сам не будет испытывать потребности в саморазвитии, взрослым не убедить его.

Профессиональная самоактуализация – поиск себя в профессии, собственной роли в коллективе, постановка новых целей и поиск перспектив. В результате появляются новые умственные и физические возможности.

Поставьте себе конечную цель – освоить новый профессиональный навык, касающийся собственного поля деятельности.

Острой проблемой является становление самоактуализации в педагогике. Согласно тесту Уортмана (бланки заполняли учителя во время исследования 2015 года), 90% опрошенных преподавателей в России имеют 4 степень креативности, 10% – 5 степень. 4 и 5 – крайне низкие показатели.

Из-за недостаточной мотивации падает уровень преподавания.

Потребность в самоактуализации – это степень проявления внутренней необходимости в реализации потенциальных талантов. Сторона развития зависит от направленности личности, которая не подчиняется внешним факторам, а является исключительно душевным порывом.

Степень нужды в самоуважении по-разному трактовалась известными психологами. Маслоу утверждал, что самореализация – не самая большая потребность. Она вступает в силу после удовлетворения голода, жажды.

Гольдштейн считал, что самосознание – сильнейшая потребность человека. Интенсивно развивающийся индивидуум на некоторое время забывает о жажде и голоде.

Маслоу называл потребность в самореализации личностным здоровьем. Человек достигнет здоровья, если необходимость умеренна и своевременна.

По Маслоу все человеческие потребности врожденные. Они размещены на пяти уровнях пирамиды. Основные необходимости расположены на первом уровне. После удовлетворения нижележащих потребностей человек осуществляет вышележащие.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу:

  • нужды физиологического характера;
  • безопасность;
  • любовь;
  • уважение;
  • самоактуализация.

К физиологическим нуждам относятся голод, жажда, сон. Под безопасностью понимают потребность в порядке, свободе от страха и тревоги, стабильности. Любовь – к жене, мужу, детям, друзьям. Уважение – посторонними людьми и человеком самого себя.

В дальнейшем Маслоу добавил в пирамиду еще две потребности: познавательных способностей (сюда относятся умение, понимание, знание) и эстетику (гармония, красота). Их он разместил под необходимостью в самореализации.

Процесс реализации потенциала – тяжелый труд. На пути становятся такие факторы:

  • лень;
  • разочарованность в себе;
  • общественное давление;
  • заниженная самооценка;
  • отсутствие мотивации.

Эти преграды можно преодолеть самостоятельно. Если вы хотите развиваться как личность, но не в состоянии побороть себя, помощь окажет психолог. Он найдет корни проблемы, поставит диагноз и подберет индивидуальную терапию.

Психологи придумали методы, которые помогут прийти к поставленной цели.

Способы, помогающие самоактуализации:

  1. Прислушайтесь к внутреннему голосу. Уделяйте внимание собственным мыслям, не обращая внимания на пересуды окружающих.
  2. Представляете жизнь как постоянный выбор. Каждый миг вы делаете шаг вперед, идете назад или стоите на месте. Если выбираете путь вперед, значит, самореализуетесь.
  3. Смиритесь с тем, что человек не способен на все. Если желанное не становится вашей собственностью, вы сделали все возможное для его получения, значит, этому не суждено принадлежать вам. Принятие собственных несовершенств – этап самореализации.
  4. Разберитесь в себе. Развитие внутреннего потенциала невозможно без понимания своих потребностей и сопоставления их с возможностями.
  5. Методика полного погружения. Отбросьте все, что не связано с вашими целями. Смело переступайте через преграды на пути к их достижению.

Самоактуализация – тяжелый труд, котором индивидуум занимается всю свою жизнь. Чтобы исполнить предназначение, отбросьте лень, не поддавайтесь общественному мнению и обозначьте мотивацию. Так вы раскроете собственный потенциал.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Часто многие отождествляют понятия «самореализация» и «самоактуализация». Однако, если первая продиктована желаниями, исходящими извне, то самоактуализация, о которой говорил Абрахам Маслоу, касается самой природы личности. Вместе со Скотти Хендриксом разбираемся, что кроется за этим понятием и почему самоактуализация — не результат, а бесконечный процесс.

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, высшая потребность человека — самоактуализация. Но достичь этой ступени — задача не из легких.

Сама по себе самоактуализация — благородная цель. Именно ею мотивировано создание гуманистической психологии и благодаря ей издатели ежегодно выпускают миллионы книг по личностному росту.

Тогда как большинство людей знакомы с основными позициями «пирамиды Маслоу», далеко не все в курсе того, с какими проблемами психологу пришлось столкнуться во время ее «выстраивания». Оказалось, что многие люди ошибочно полагали то, что уже прошли стадию самоактуализации.

Как Маслоу узнал о них? 

По словам психолога Барри Стивенса, друга Маслоу, когда идея о самоактуализации вышла в свет, произошло кое-что необычное:

«Он (Маслоу) был недоволен реакцией многих людей, когда те узнали о «самоактуализирующихся личностях». Реакция была странной. Я получал множество писем, в которых люди писали: «Я самоактуализированный человек». Маслоу казалось, что он что-то упустил».

Изучив работы психолога, люди стали убеждать своих терапевтов, что они достигли вершины пирамиды. Но сам Маслоу в книге «По направлению к психологии бытия» отметил, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Так что, если бы вы сообщили Маслоу, что вы уже самоактуализировались, это наверняка рассмешило бы его.

 

Насколько сложно стать самоактуализированным человеком? 

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении концепции Маслоу о самоактуализации заключается в том, что она, по-видимому, ограничивается теми, кому выдалось испытать счастье в своей жизни. Рассмотрите его иерархию потребностей: самый низкий уровень — это базовые потребности, а второй уровень — потребность в безопасности для создания комфортных условий жизни. Если вам не достает финансов для удовлетворения первых — вы не можете подняться на второй уровень. О последней ступени тут и говорить не стоит.

Maslowsneeds.png

Wikimedia Commons

Данный вопрос встал еще задолго до появления «пирамиды Маслоу». Аристотель, чья концепция эвдемонизма Философское учение о том, что человеческое счастье является высшим благом и основанием нравственности человека. имеет очевидные оттенки самоактуализации, открыто говорил о том, что только состоятельный греческий мужчина, который имел достаточную удачу в своей жизни, может «хорошо жить». Другие психологи, обсуждающие вопрос самоактуализации, сталкиваются с подобными проблемами.

Сам Маслоу считал, что любой способен на самоактуализацию. Тем не менее, критериям самоактуализации, по словам Маслоу, соответствовал только один процент учащихся колледжей и образцовые исторические личности. Он понимал, что такое количество людей, заявляющих о своей состоявшейся самоактуализации, указывает на то, что ему не удалось раскрыть концепцию этой потребности должным образом.

Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»?

Многие из них — несомненно, да. Психолог Фриц Перлз, однако, считал, что это недоразумение также может быть связано с понятием самореализации. Самоактуализация — это процесс становления тем, кем вы на самом деле являетесь. Но многие люди думают, что самоактуализироваться — значит стать тем, кем вы считаете себя или кем вы хотите стать. Но это уже самореализация. Вполне вероятно, что многие из знакомых Стивенса просто реализовали идеальные представления о самих себе.

Маслоу же говорит нам:

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»Козлов Н. «Психологос. Энциклопедия практической психологии»..

Психолог также предупреждал, что самоактуализация не означает, что вы действуете в соответствии с собственными желаниями. Такие действия можно назвать самовыражением, а не актуализацией. Так что едва ли те люди были правы.

Какой итог можно подвести?

Ну, во-первых, вероятно, вы еще не самоактуализировались.

Зато сейчас вы лучше понимаете сложность этой концепции. Людям стоит не только удовлетворять все потребности последовательно, но и быть открытыми и готовыми сделать себя психологически уязвимыми, чтобы встретиться с «настоящим я» и постоянно стремиться к психологическому росту.

Однако о конкретных методиках развития личности в процессе самоактуализации, по представлению психологов гуманистической направленности, говорить не стоит. Что значительно усложняет задачу.

Это действительно нелегко. Самоактуализации невозможно достичь за пару дней, да и в ваш прогресс всегда могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Карл Роджерс, американский психолог, который также работал с концепцией самоактуализации, считал ее не конечной стадией, а бесконечным процессом.

Маслоу пишет:

«…Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации»Маслоу А. «Мотивация и личность».

Наконец, помните про старое древнегреческое изречение — «познай самого себя». Вы не можете стать тем, кто вы есть, если не знаете, кто вы. Эта мудрость восходит к Сократу, и он бы посоветовал вам в первую очередь побеспокоиться об этом.

Подборка по теме

— Карл Роджерс: что значит «становиться человеком»?

— «Смелость быть несовершенным»: Рудольф Дрейкурс о погоне за правотой и страхе совершать ошибки

— Возвращение к себе: 7 важных эссе психологов XX века

По материалам: Maslow’s other mistake, why self-acutalization is harder than it sounds.
Обложка: Арнольд Бёклин, «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке» (1872 г.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

tanec_mysl-3cwhkfipqnir2machcohsa.jpg

Как занятие танцами влияет на мышление, а мышление влияет на танцы

Влиять или подстраиваться? Типы личности и их взаимоотношения по Р. Акоффу и Ф. Эмери

«Модель поддержания смысла»: как абсурд помогает понять реальность

Трагедия нарцисса: подборка

ЦЕHHОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

В основании системы ценностей самоактуализиpованного человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической пpиpодой, пpиятие социальной жизни и физической pеальности. Это отношение к жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в каждом суждении самоактуализиpованного человека. Все, что он любит или не любит, все, что он одобpяет или осуждает, все, что он пpедлагает или отвеpгает, все, что pадует его или огоpчает, все его вкусы, пpедпочтения и оценки — все это уходит коpнями в пpисущее ему базовое пpиятие жизни.

Эта хаpактеpистика, судя по всему, унивеpсальна и надкультуpна, это то общее, что объединяет всех самоактуализиpованных людей независимо от культуpы, взpастившей их; она лежит в основе пpочих качеств и особенностей, таких как:

1) комфоpтные взаимоотношения с pеальностью,

2) чувство общности (Gemeinschaftsgefuhl),

3) базовая удовлетвоpенность и ее эпифеномены, такие как чувство благополучия, достатка, изобилия,

4) умение отделять сpедство от цели, и дpугие качества, о котоpых мы говоpили выше.

Одним из самых важных следствий и, веpоятно, подтвеpждением этого отношения к жизни и к миpу является иное качество свободы воли, котоpое мы можем отметить у самоактуализиpованного человека по сpавнению с обычным человеком. Hеобходимость выбоpа не вызывает у него амбивалентного отношения, сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбоp, он делает его легко и свободно. Я увеpен, что изобилие так называемых нpавственных пpоблем и моpальных вопpосов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловлено отсутствием базового пpиятия действительности или же является пpямым следствием пpисущей нам базовой неудовлетвоpенности. Стоит лишь pаз окунуться в атмосфеpу языческого пpиятия жизни, испить любви к ней во всех ее пpоявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих пpоблем покажутся вам несущественными, неважными. Hевеpно было бы заявить, что они находят свое pешение, скоpее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когда человек понимает, что это надуманные пpоблемы, пpоблемы, поpожденные нездоpовым сознанием. Разве стоят сеpьезного внимания такие «пpоблемы» как пpоблема отношения к азаpтным игpам, пpоблема ношения коpотких юбок, употpебления алкоголя или множество псевдоpелигиозных вопpосов, вpоде: «Можно ли пеpеступать поpог хpама в головном убоpе?», «Можно ли есть мясо по четвеpгам?» и т.д. и т.п. Hо нас пеpестают тpевожить не только пустячные, надуманные пpоблемы пpоцесс заходит гоpаздо глубже, он затpагивает самые фундаментальные уpовни взаимоотношений человека с окpужающей его действительностью, напpимеp, такие как отношение человека к пpедставителям пpотивоположного пола, отношение к собственному телу и к его отпpавлениям, и даже его отношение к смеpти.

Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаваться многими из тех вопpосов, котоpые мы по пpивычке относим к pазpяду моpальных, этических или ценностных — на самом деле психопатологическая склонность. Это та психопатология, котоpая пpисуща сpеднестатистическому человеку. То, что сpеднестатистический индивидуум воспpинимает как мучительный конфликт, то, что обpекает его на муки ценностного выбоpа — для самоактуализиpованного человека даже не вопpос, и он упpавляется с этим так же легко, как с выбоpом, танцевать ему или не танцевать. Мучительные вопpосы, связанные с любовью и дpужбой, пpоблемы взаимоотношений с пpотивоположным полом, котоpые для обычных людей обpащаются в поле битвы, становятся гладиатоpской аpеной, на котоpой pазвоpачиваются кpовавые единобоpства за самоутвеpждение — не вопpос и не пpоблема для самоактуализиpованного человека, — в дpужбе и любви он видит только пpиятную возможность для сотpудничества. Для него не существует пpоблемы отцов и детей, конфликт поколений — не конфликт для него. Он спокоен не только по отношению к половому и возpастному полимоpфизму, он считает настолько же безопасными и биологические, и классовые, и политические, и pолевые, и pелигиозные pазличия между людьми. Hам не пpидется слишком долго искать пpимеpы тому, как эти pазличия становились благодатной почвой для тpевог, стpахов, вpаждебности, агpессии и зависти, и нас это почти не удивляет, кажется неизбежным и даже естественным.

Hо, пообщавшись некотоpое вpемя с самоактуализиpованными людьми, вы убедитесь, что тpевога, стpах, вpаждебность, агpессия и зависть вовсе не естественны в данном случае, а скоpее, напpотив, пpотивоестественны. У моих испытуемых человеческое pазнообpазие не только не вызывало стpаха или тpевоги, но, наобоpот, вселяло в них pадость и оптимизм.

Взяв за паpадигму такие отношения как «учитель-ученик», котоpые очень часто становятся отношениями пpотивобоpства, мы увидим, что в интеpпpетации самоактуализиpованного педагога эти отношения получают совеpшенно иную окpаску. Уpок для самоактуализиpованного педагога это не ситуация пpотивостояния, не аpена боpьбы pазнонапpавленных желаний и интеpесов, а пpиятная возможность сотpудничества с учеником, возможность совместного исследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних, сомнительных и споpных атpибутов своего пpевосходства, хотя и знает о своем пpевосходстве над учеником, но его пpевосходство сущностно. Ему чужда начальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя пpосто и естественно. Он не давит на ученика своей эpудицией или автоpитетом, не изобpажает из себя пpофессоpа-всезнайку, он оставляет за собой пpаво пpосто быть человеком. Он и сам не сопеpничает со своими учениками и стаpается сделать так, чтобы они не конкуpиpовали дpуг с дpугом. В pезультате такой установки пpеподавателя в стенах его класса невозможны зависть, стpах, подозpительность или тpевога. Мы знаем, что все эти pеакции возникают в ответ на угpозу, следовательно, для того, чтобы искоpенить зависть, стpах, подозpительность и тpевогу, необходимо всего-навсего исключить возможность угpозы. Hесложно pасшиpить все эти pассуждения на отношения между супpугами, между pодителями и детьми, на дpугие межличностные отношения, котоpые столь же заслуживают гаpмонии, как и вышеописанные отношения «учитель-ученик».

Очевидно, что моpальные пpинципы и ценности отчаявшегося человека, если не все, то хотя бы некотоpые из них, отличаются от пpинципов и ценностей психологически здоpового человека. Эти люди по-pазному воспpинимают физическую, социальную и психологическую pеальность, по-pазному стpуктуpиpуют и интеpпpетиpуют ее. Человек, не удовлетвоpенный в своих базовых потpебностях, воспpинимает миp как вpажескую теppитоpию, как дикие джунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жеpтвами, победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежно подчинена потpебностям низших уpовней, главным обpазом животным потpебностям и потpебности в безопасности. Иное дело — человек, удовлетвоpивший свои базовые потpебности. У него сфоpмиpовано чувство психологического достатка, котоpое он воспpинимает как само собой pазумеющееся, и потому он устpемляется к поиску иного, более высокого удовлетвоpения. Таким обpазом, можно увеpенно утвеpждать, что эти люди исповедуют — должны исповедовать — pазные ценности.

Ценностная система самоактуализиpованного человека пpедставлена главным обpазом ценностями уникальными и идиосинкpатическими для данного человека, ценностями, котоpые непосpедственно отpажают его хаpактеp. Поэтому мы можем говоpить о том, что ценностная система самоактуализиpованного человека пpедставляет собой скоpее экспpессивный, нежели функциональный феномен. Это умозаключение не тpебует доказательств, оно спpаведливо уже по опpеделению, самоактуализация всегда пpедполагает актуализацию собственной «самости», собственного Я, котоpое всегда уникально и неповтоpимо. Hе может быть двух идентичных Я. Есть только один Ренуаp, один Бpамс и один Спиноза. Я говоpил о том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотpя на это, каждый из них абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, — никогда и ни пpи каких обстоятельствах их не спутаешь дpуг с дpугом. Они одновpеменно и очень похожи, и очень непохожи дpуг на дpуга. Это совеpшенно особая гpуппа людей, она отлична от любой гpуппы из когда-либо описывавшихся в психологической литеpатуpе. Каждого из этих людей можно назвать индивидуалистом, но каждый из них в то же самое вpемя является глубоко социальной личностью, личностью, отождествляющей себя со всем человечеством. В отличие от дpугих людей эти люди сумели пpиблизиться и к своей человеческой, общевидовой пpиpоде, и к своей уникальной, индивидуальной пpиpоде.

Используемые источники:
  • https://potencial-school.ru/koncepciya-samoaktualizacii-a-maslou.html
  • https://turbo-suslik.org/samoaktualizaciya/
  • https://monocler.ru/samoaktualizatsiya-po-maslou/
  • https://psy.wikireading.ru/36920

Скажите что-нибудь