ПСИХОЛОГИЯ СОЦИУМА

Социальная психология является необходимым научным направлением в психологии. Государство с любой общественно-экономической формацией заинтересовано в поддержании и развитии подобной науки. Полученные с её помощью сведения дают общую картину не только о расстановке политических сил в обществе, но и о социальной позиции сообществ и отдельных граждан.

kartinka-1-socialnaja-psihologija.jpg

Социальная психология

Что такое социальная психология (СП)

Определение этого термина – раздел психологии, исследующий психологическую атмосферу в различных социальных группах. Также при помощи СП выявляются закономерности в человеческом поведении, действиях индивида, когда он входит в состав каких-либо групп или сообществ.

kartinka-2-opredelenija-sp-s-tochki-zrenija-raznyh-sociologov.jpg

Определения СП с точки зрения разных социологов

Важно! Объектом, который изучает социальная психология, является человек.

Специфика предмета

Социальная тревожность — что это такое

СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».

Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.

Две книги, стоящие у зарождения СП

Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:

  • проблема эмпирических данных (тип и объём);
  • объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.

До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.

Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:

  • сведения о поведении отдельных людей в группах;
  • информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
  • данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.

Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:

  • корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
  • экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.

К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.

Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.

В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.

Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.

Чем занимается СП и что изучает

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:

  • группы людей;
  • отдельные личности;
  • общение между индивидами.

Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.

Социальная психология

На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.

Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?

В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.

Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.

Основные задачи социальной психологии

Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.

Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп.

Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.

Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:

  • анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
  • отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
  • разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
  • вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.

Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.

Задачи СП

Методы социальной психологии

Социальная адаптация — что это такое в психологии

Если углубиться в соц. психологию, то можно узнать, что ее методология тесно связана с общими методами, применимыми к психологии.  Однако у способов исследования в СП есть свои особенности, они имеют следующий краткий перечень:

  • эмпирические исследования;
  • моделирование;
  • социально-психологическое влияние;
  • управленческо-воспитательное воздействие.

К сведению! Г.М. Андреева так разделяет способы: сбор информации, её обработка и методы воздействия.

Эмпирические исследования включают в себя следующие методы:

  • наблюдение – регистрация событий социально-психологического характера в естественных и лабораторных условиях;
  • анализ документов – изучение любых данных, заключённых на бумажных, электронных, плёночных и иных носителях;
  • опрос – интервьюирование, анкетирование и электронное голосование по поставленным темам;
  • тестирование – ограниченные временным интервалом испытания в виде выбора правильного ответа на заданные вопросы;
  • социометрия – социограммы или социометрические матрицы, несущие результат исследования структурного состава маленьких групп и отдельных лиц, туда входящих;
  • ГОЛ (групповая оценка личности) – составление характеристики индивида из группы по сведениям, представленным членами этой группы о качествах характеризуемого.

К сведению. Сюда же относится и эксперимент – выявление закономерностей и взаимосвязей между определённой ситуацией и субъектом воздействия. При этом искусственно создаются определённые условия. Метод эксперимента хорош тем, что можно моделировать обстановку, воздействовать на неё в процессе, исследовать реакции и снимать результаты.

Что касается моделирования, то можно отметить, что его допустимо воспроизводить по двум направлениям:

  • моделирование психики – копирование процессов психических функций;
  • создание психологической модели – воспроизведение деятельности путём воссоздания условий подобной деятельности.

Интересно! Смоделировав ситуацию возникновения пожара или любого другого опасного события, включив кнопку «Тревога», можно, наблюдая за действиями сотрудников, определить «слабые места» в характере коллег.

В процессе реализации моделей получают достоверные сведения о коллективе в целом и его отдельных представителях.

К методу социально-психологического воздействия относятся способы психического воздействия на людей и их поступки в социуме. Они реализуются посредством следующих технологий:

  • информация в СМИ;
  • публичные выступления;
  • реклама;
  • агитация;
  • сеансы терапии.

Используя подобные способы, изменяют социальные установки граждан в нужную сторону.

Важно! С помощью данного способа можно не только влиять на людские нужды и мотивацию человека, но и настроение и жизненные ориентиры.

Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей. Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам. Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников.

Примером управленческо-воспитательского воздействия может служить воспитание ребёнка в семье, где родители путём личного примера, доверительных бесед и обучения формируют сознание чада, при этом не забывая учить, хвалить за успехи и объяснять неудачи.

Воздействия на индивида при таком способе включают в себя:

  • убеждения;
  • угрозы или поощрения;
  • наказания;
  • личный пример.

Кроме того, можно влиять через мнение общества, образование, воспитание и общую деятельность.

Методы, применяемые в СП

Структура современной социальной психологии

Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:

  • СП индивида;
  • психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
  • психология маленьких групп;
  • СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
  • психология общественных явлений и крупных публичных групп.

Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.

Структура СП

Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.

Видео

Социа́льная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп[1].

Другие определения:

  • наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);
  • наука, которая изучает как люди думают, влияют и относятся друг к другу[2].

История социальной психологии

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы[3]:12.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годыXIX века — 20-е годыXX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Разделы социальной психологии

Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Предмет социальной психологии

2-й Всесоюзный симпозиум по общению. Президиум: Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, А. А. Бодалев. 1973, 23 марта. Ленинград.

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология:[3]:19

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:[3]:31—33

  • понимание и восприятие людьми друг друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[2][страница не указана 1137 дней] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

Основные результаты

Основная статья: Антисоциальное наказание

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[7].

Методы социально-психологического исследования

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы[3]:44.

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод[3]:44.

Методы исследования

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся:[3]:45

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся:[3]:45

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

История дисциплины</th>
  • Обществоведение (1960-е — 1991)
  • Обществознание (2000 — н. в.)
</td></tr>Методисты</th>
  • Ю. И. Аверьянов
  • Л. Н. Боголюбов
  • Н. И. Городецкая
  • Л. Ф. Иванова
  • А. И. Кравченко
  • А. Ю. Лазебникова
  • Т. Е. Лискова
  • А. И. Матвеев
  • Е. А. Певцова
  • Е. Л. Рутковская
</td></tr>Конкурсы</th>
  • Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
  • Всероссийская олимпиада школьников по истории
  • Всероссийская олимпиада школьников по праву
  • Всероссийская олимпиада школьников по экономике
  • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре
  • Международная философская олимпиада
</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 2 ноября 2020 в 14:47.

Социальная психология является ответвлением психологии, которая посвящена изучению линий поведения человека в группе, восприятие им остальных людей, а также общению и способности влиять на остальных членов общества.

Социальная психология пытается найти ответ на вопрос о том:

Статьи по теме
  • Экзогенная депрессия может появиться у каждого
  • Важно знать основные направления психотерапии и правильно их применять
  • Главные задачи и методы личностно-ориентированной психотерапии
  • Генерализированная тревога — ежедневная борьба со страхом
  • что именно оказывает влияние на решения человека;
  • как на его мыслях с чувствами сказывается наличие или отсутствие реальных и воображаемых людей.

Также она старается изучать сами группы и их взаимодействие между собой.

Из-за этого можно сказать, что социальная психология — нечто среднее между психологией и социологией, ее можно назвать объединяющим направлением, поскольку образовалась она как раз из целого ряда. Главным объектом изучения, в данном случае, становятся как внутриличностные аспекты человеческой личности, так и внеличностные.

Как появилась социальная психология

Исторически данное направление выделилось только во второй половине IXX века. Наибольшую роль сыграли английский психолог У. Мак-Дауголл, психолог и социлог Г. Лебон и криминолог и социлог Ж. Г. Тард. Каждый из них выдвинул теории о развитии общества, благодаря свойствам отдельных людей. Отличалось только обоснование. Например, Мак-Дауголл считал, что причиной стало инстинктивное поведение. Тогда как Лебон рассматривал теорию заражения, а Тард склонялся к теории подражания.

Стартовая точка социальной психологии — 1908 год, когда вышла книга «Введение в социальную психологию за авторством Мак-Дауголла. В 1920-х впервые удалось задействовать математический анализ, что также вывело исследования на новый уровень благодаря работам немецкого исследователя Вальтера Меде. Ему удалось первым зафиксировать отличия людей в группе и одиночестве. В виде примера здесь можно привести устойчивость внимания и переносимость боли. Гордону Уилларду Олпорту удалось поставить массовый социально-психологический эксперимент. Это повлекло за собой огромное количество экспериментальных работ.

Основные задачи социальной психологии

Человек немало времени в своей жизни вынужден проводить в обществе других людей. Находясь на стыке социологии и психологии, социальная психология старается понять и впоследствии изучить психологические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают социальные проблемы. Из-за этого появляется специфика психологическо-социальных механизмов, из-за них и появилось данное направление.

Социальная психология изучает:

  • психологию личности;
  • психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • возможные формы духовной деятельности.

Задачи социальной психологии:

  • изучать способы взаимодействия между людьми;
  • классифицировать человеческие отношения, их факторы и специфику;
  • определять социальные установки;
  • исследовать природу лидерства;
  • вести работы по изучению поведения людей в обществе, феноменов малых социальных групп;
  • изучать психические явления, относящиеся к большим группам, вроде массового сознания и общественного мнения.

В дополнение рассматривается социально-психическая деятельность личности в коллективе.

Методы социальной психологии – как она работает

В методы входят способы сбора и обработки полученной информации. Они обычные для психологии и социологии. Их можно разделить на две группы.

Среди эмпирических методов исследования:

  • наблюдение;
  • опросы (анкетирование и интервьюирование);
  • математические методы моделирования и статистики;
  • естественные и лабораторные эксперименты.

Социальную психологию невозможно представить без собственных специфических методов.

Как пример можно привести социометрию. Ее основу составляют данные, получаемые в результате ответов испытуемых людей об их стремлениях к взаимодействию с членами других определенных групп.

Направления социальной психологии — в чем их отличия

Современная социальная психология основана на концепции, созданной Зигмундом Фрейдом, благодаря которой, исследователи смогли выдвинуть несколько новых теорий. Согласно утверждению Уилфреда Рупрехта Байона, психоаналитика из Великобритании, любую социальную группу можно представить как макровид индивида. У каждой группы легко заметить особенности. Такие же, как у отдельных личностей. Причем межличностные потребности приравниваются в этом случае к биологическим. Согласно такому психоаналитическому направлению в социальной психологии, считается, что у всех людей есть постоянная потребность нравиться другим индивидам и они жаждут присоединиться к группе, то есть стать звеном сообщества.

Особенности необихевиористского направления — в фактических наблюдениях, которые должны исключать специфические свойства в поведении индивидов, их мотивации и ценности. Самой известной теорией этого направления считается теория агрессии. Она рассматривает агрессивное состояние людей как основу их поведения.

Неофрейдисты и необихевиористы утверждают, что в основе поведения всегда лежит тяга человека к различным удовольствиям. А его окружение и все потребности не зависят от исторических условий.

Для когнитивистского направления характерно выделение познавательных процессов человека, с которыми не связано социально-обусловленное поведение и его основные понятия — взгляды и ожидания. Тезисом этого направления принято считать выражение: «Сознание определяет поведение».

Интеракционистское направление в социальной психологии рассматривает проблемы, возникающие при взаимодействии индивидов в различных социальных группах и социальные роли отдельных личностей. А также особенности коммуникации, социальных норм и статусов.

ТолкованиеПеревод
Социальная психология
b>Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

Другие книги по запросу «Социальная психология» >>

Содержание:

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как  социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами. Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами. Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.

Определение 1

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.  

Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:

  • Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
  • Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
  • Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
  • Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:

  • Личность в группе как в некой системе отношений.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
  • Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
  • Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
  • Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Замечание 1

Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.

Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д. Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.

Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида. Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом. Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые. При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.

Г.М. Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.

Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:

  • Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
  • Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.

Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин. В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/socialnaya-psixologiya.html
  • https://wiki2.org/ru/социальная_психология
  • https://mind-control.ru/psikhika-i-zdorove/socialnaya-psikhologiya/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/107350
  • https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/vvedenie-v-sotsialnuju-psihologiju/
</tr>