Этапы когнитивной психотерапии

Консультации специалистов
  • Консультация психиатра
  • Консультация психотерапевта
  • Консультация психолога
  • Консультация сексолога
  • Консультация в Skype
Мы лечим
  • Осенняя депрессия
  • Гормональные расстройства
  • Депрессии
  • Фобии/Страхи
  • Панические атаки
  • Зависимости
  • Шизофрения
  • Детско-Подростковые проблемы
  • Сексуальные расстройства
  • Психологические проблемы
  • Помощь при транcсексуализме
  • Психиатрическое освидетельствование
Весь разделНаши методы
  • Психологические тесты
  • Психофарматерапия
  • Психологическая диагностика
  • Психодинамическая психотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Бихевиоральная психотерапия
  • Арт терапия
  • Гештальт психотерапия
  • Электроэнцефалография
  • Биологическая обратная связь и подставьте нужный id ресурса в ссылку —>
Весь раздел

Психотерапия может проводиться по разным направлениям. Одним из наиболее актуальных и развивающихся на сегодняшний день течением является когнитивно-бихевиоральная терапия.

В основе данного метода лежит принятие того, что причины проблем необходимо искать в себе, в собственных мыслях и оценке окружающих, а также самого себя. Эмоциональные реакции негативного характера появляются как ответ на определенную ситуацию лишь потому, что в глубинном сознании человека существует некая внутренняя оценка. Чтобы разрешить проблему, понадобится изменить оценку сложной ситуации.

Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии

gruppovaya%20terapia.jpgЛюбой вид психотерапии направлен на изменение личности пациента. Это глубинная работа, требующая от психотерапевта большой отдачи. Существует большое количество направлений психотерапии, каждый из которых имеет свои особенности:

  • гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами. Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;
  • психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;
  • арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.

Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.

Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.

В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.

Методы, используемые в когнитивно-поведенческой психотерапии

kognitivnoye-lechenie.jpgВсе сеансы терапии по данному методу проходят в виде беседы, в ходе которой пациенту предлагается провести эксперименты и ответить на ряд вопросов. Это может быть индивидуальная терапия или групповые сеансы, которые больше напоминают тренинг, направленный на улучшение психологического состояния пациента сейчас и в будущем.

Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств проводится с использованием таких методов:

  1. Когнитивная реструктуризация позволяет снизить тревожность пациента. Это достигается путем оценки своих страхов и реальности. Клиент психотерапевта самостоятельно заполняет таблицу, в которую вписывается пугающая его ситуация. Затем ему предлагается спрогнозировать несколько наихудших вариантов развития событий. Когда этот этап будет завершен, необходимо вспомнить похожие ситуации из прошлого и описать реальный их исход. Для большей наглядности, страхам присваивается коэффициент вероятности в процентах, после чего пациент может увидеть, что его самые страшные опасения были не оправданными.
  2. Сократовский (сократический) диалог может использоваться не только в ходе психотерапии, но и в любой другой беседе. Этот метод использовал Сократ в ходе занятий со своими учениками. Сначала необходимо согласиться с оппонентом, затем поставить под сомнение его правоту, после чего аргументировать свои мысли. Умелое использование этого метода позволяет разрешить любую спорную ситуацию.
  3. Когнитивный континуум позволяет работать с полярным мышлением. Условно говоря, пациенты уверены, что бывает только белое и черное, но в ходе сеанса выясняется, что существует много оттенков серого.
  4. АВС-анализ. Каждая ситуация, происходящая с нами в жизни (А) приводит к возникновению мыслей и внутреннего разговора (В). В зависимости от внутренних убеждений возникает реакция (С). В схеме А→В→С главную роль играют наши убеждения, именно от них зависят мысли, возникающие в ответ на ситуацию, приводящие к негативным или положительным эмоциям.

Также психотерапевты, практикующие когнитивно-бихевиоральный метод коррекции психических расстройств, используют и другие методы в своей работе. Данное направление активно развивается, появляются новые труды, разработки и методики.

—> 23 328

Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из самых эффективных психотерапевтических практик. По крайней мере, в этом уверены специалисты, практикующие этот подход. Какие состояния он лечит, какие методы использует и чем отличается от других направлений?

Что говорить, если вас попросили произнести тост?735 226Пять языков любви864 164«Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме»2 637 024

Тревожные состояния и депрессия, расстройства пищевого поведения и фобии, проблемы в паре и в общении – перечень вопросов, на которые берется ответить когнитивно-поведенческая терапия, продолжает год от года расти. Значит ли это, что психология нашла универсальный «ключ от всех дверей», лекарство от всех болезней? Или достоинства этого вида терапии несколько преувеличены? Попробуем разобраться.

Вернуть психику на место

Вначале был бихевиоризм. Так называется наука о поведении (отсюда второе название когнитивно-поведенческой терапии – когнитивно-бихевиоральная, или сокращенно КБТ). Первым знамя бихевиоризма поднял американский психолог Джон Уотсон (John Watson) в начале ХХ века. Его теория была ответом на европейское увлечение фрейдовским психоанализом. Зарождение психоанализа совпало с периодом пессимизма, декадентских настроений и ожиданий конца света. Что отразилось и в учении Фрейда, утверждавшего, что источник главных наших проблем находится за пределами разума – в бессознательном, а потому совладать с ними чрезвычайно сложно. Американский же подход, напротив, предполагал некоторую упрощенность, здоровый практицизм и оптимизм. Джон Уотсон считал, что сосредоточиться нужно на поведении человека, на том, как мы реагируем на внешние раздражители. И – работать над улучшением этих самых реакций. Впрочем, такой подход пользовался успехом не только в Америке. Одним из отцов бихевиоризма считается русский физиолог Иван Петрович Павлов, получивший за свои исследования Нобелевскую премию и изучавший рефлексы вплоть до 1936 года.

Между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание

Вскоре стало понятно, что в своем стремлении к простоте бихевиоризм вместе с водой выплеснул и ребенка – по сути, низведя человека до совокупности реакций и вынеся за скобки психику как таковую. И научная мысль двинулась в обратном направлении. В 1950–1960 годы психологи Альберт Эллис (Albert Ellis) и Аарон Бек (Aaron Beck) «вернули психику на место», справедливо указав, что между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание. Если психоанализ помещает истоки главных проблем в недоступное нам бессознательное, то Бек и Эллис предположили, что речь идет о неверных «когнициях» – ошибках именно сознания. Найти которые пусть и нелегко, но существенно проще, чем проникнуть в темные глубины бессознательного. Работы Аарона Бека и Альберта Эллиса считаются сегодня фундаментом когнитивно-поведенческой терапии.

Ошибки сознания

Ошибки сознания могут быть разными. Один из простых примеров – склонность рассматривать любые события как имеющие отношение лично к вам. Допустим, начальник сегодня был хмур и поздоровался с вами сквозь зубы. «Он ненавидит меня и наверняка вот-вот уволит» – довольно типичная в этом случае реакция. Но совершенно не обязательно верная. Мы не принимаем во внимание обстоятельства, о которых просто не знаем. А что, если у начальника болеет ребенок? Если он поссорился с женой? Или сам только что подвергся критике на встрече с акционерами? Впрочем, нельзя, конечно, исключать и того, что начальник и правда что-то имеет против вас. Но и в этом случае повторять «Какой ужас, все пропало» – тоже ошибка сознания. Гораздо продуктивнее задаться вопросом, можете ли вы что-то изменить в ситуации и какими преимуществами может обернуться расставание с нынешней работой.

Одна из ошибок сознания – склонность воспринимать все события как имеющие отношение к нам лично

Этот пример наглядно иллюстрирует «сферу действия» КБТ, которая не стремится понять мистерию, творившуюся за дверью спальни наших родителей, а помогает разобраться в конкретной ситуации. И этот подход оказался весьма эффективен: «Такой научной доказательной базой не располагает ни один вид психотерапии», – подчеркивает психотерапевт Яков Кочетков. Он имеет в виду исследование психолога Стефана Хофманна (Stefan G. Hofmann), подтверждающее эффективность методов КБТ1: масштабный анализ 269 статей, каждая из которых, в свою очередь, содержит обзор сотен публикаций.

Издержки эффективности

«Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ традиционно считаются двумя основными направлениями современной психотерапии. Так, в Германии, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама, системная семейная психотерапия, несмотря на свою популярность, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации», – отмечают психологи Алла Холмогорова и Наталья Гаранян2. Практически во всех развитых странах для страховщиков психотерапевтическая помощь и когнитивно-поведенческая психотерапия – почти синонимы. Для страховых компаний главные аргументы – научно доказанная эффективность, широкий спектр применения и сравнительно небольшая продолжительность терапии.

С последним обстоятельством связана забавная история. Аарон Бек рассказывал, что, начав практиковать КБТ, едва не разорился. Традиционно психотерапия длилась долго, однако уже через несколько сеансов многие клиенты заявляли Аарону Беку, что их проблемы успешно решены, а потому они не видят смысла в дальнейшей работе. Заработки психотерапевта резко уменьшились.

Вопросы Дэвиду Кларку, когнитивному психотерапевту

Вас считают одним из пионеров когнитивно-поведенческой терапии. Какой путь она прошла?

Думаю, что мы смогли многое улучшить. Мы усовершенствовали систему измерения эффективности терапии, сумели понять, какие компоненты важны в первую очередь. Удалось расширить сферу применения КБТ – ведь она изначально рассматривалась лишь как метод работы с депрессией.

Власти и страховые компании эта терапия привлекает экономически – относительно короткий курс приносит ощутимый эффект. А в чем плюсы для клиентов?

Ровно в том же самом! Она быстро дает положительный результат, позволяя не тратить деньги на походы к терапевту на протяжении многих лет. Представьте, 5–6 сессий во многих случаях достаточно для ощутимого эффекта. Более того, часто самые значительные изменения происходят именно в начале терапевтической работы. Это касается, например, депрессии, в некоторых случаях – тревожных расстройств. Это не значит, что работа уже сделана, но пациент начинает испытывать облегчение в очень короткий срок, а это чрезвычайно важно. Вообще же КБТ – очень сфокусированная терапия. Она не ставит задачи улучшения состояния вообще, она работает с конкретными проблемами конкретного клиента, будь то стресс, депрессия или что-то еще.

Как выбрать терапевта, работающего методом КБТ?

Найти того, кто прошел сертифицированную международно-признанную программу обучения. Причем такую, где предусмотрена супервизия: работа терапевта с опытным коллегой. Вы не можете стать психотерапевтом, просто прочитав книжку и решив, что вы готовы. Наши исследования показывают: терапевты, проходящие супервизию, работают намного успешнее. Российские коллеги, начинавшие практиковать КБТ, должны были регулярно ездить на Запад, ведь в России пройти супервизию они не могли. Но теперь лучшие из них сами готовы стать супервизорами и помогать распространению нашего метода.

Способ употребления

Продолжительность курса КБТ может быть различной. «Она используется как в краткосрочном варианте (15–20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1–2 года в случае личностных расстройств)», – указывают Алла Холмогорова и Наталья Гаранян. Но в среднем это значительно меньше, чем, например, курс классического психоанализа. Что может восприниматься не только как плюс, но и как минус.

КБТ часто упрекают в поверхностной работе, уподобляя таблетке болеутоляющего, которая снимает симптомы, никак не воздействуя на причины недуга. «Современная когнитивная терапия начинает с работы с симптомами, – объясняет Яков Кочетков. – Но большую роль играет и работа с глубинными убеждениями. Просто мы не считаем, что с ними нужно работать много лет. Обычный курс – 15–20 встреч, а не две недели. И примерно половина курса – работа с симптомами, а половина – с причинами. К тому же работа с симптомами влияет и на глубинные убеждения».

Метод экспозиции заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем

Эта работа, кстати, включает в себя не только беседы с терапевтом, но и метод экспозиции. Он заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем. Например, если человек испытывает страх высоты, то в ходе курса терапии ему не раз придется подняться на балкон высотного здания. Сначала – вместе с терапевтом, а потом и самостоятельно, и каждый раз на более высокий этаж.

Другой миф проистекает, видимо, из самого названия терапии: коль скоро она работает с сознанием, то терапевт – это рассудочный тренер, который не проявляет эмпатии и не способен разобраться в том, что касается личных отношений. Это неверно. Когнитивная терапия пар, например, в Германии признана настолько эффективной, что имеет статус государственной программы.

В терапии фобий применяют экспозицию к высоте: в реальности или с помощью компьютерной симуляции

Множество методов в одном

«КБТ не универсальна, она не вытесняет и не заменяет другие методы психотерапии, – говорит Яков Кочетков. – Скорее, она успешно использует находки других методов, каждый раз проверяя их эффективность с помощью научных исследований».

КБТ – это не одна, а множество терапий. И практически для каждого из расстройств сегодня есть свои методы КБТ. Например, для расстройств личности был изобретен метод схемотерапии. «Сейчас КБТ успешно применяется в случае психозов и биполярных расстройств, – продолжает Яков Кочетков. – Есть идеи, позаимствованные из психодинамической терапии. А недавно в авторитетном журнале The Lancet вышла статья об использовании КБТ для пациентов с шизофренией, которые отказались от приема медикаментов. И даже в этом случае этот метод дает хорошие результаты».

Все это не значит, что КБТ окончательно утвердилась в качестве «психотерапии №1». У нее немало критиков. Однако если требуется быстрое облегчение в конкретной ситуации, то 9 из 10 экспертов в западных странах порекомендуют обращение к когнитивно-бихевиоральному психотерапевту.

1 S. Hofmann et al. «The Efficacy of Cognitive Behavioral Therapy: A Review of Meta-analyses». Онлайн-публикация в журнале Cognitive Therapy and Research от 31.07.2012.

2 А. Холмогорова, Н. Гаранян «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия» (в сб. «Основные направления современной психотерапии», Когито-центр, 2000).

Первая терапевтическая сессия

Одна из основных целей когнитивного терапевта — сделать процесс терапии понятным для пациента. Пациенты чувствуют себя комфортнее, когда они представляют, как будет осуществляться процесс лечения, каковы их обязанности и полномочия психолога. Терапевт максимально ясно и доступно объясняет клиенту структуру сессий и затем стремится придерживаться установленного формата.

В ходе первой встречи с пациентом консультант знакомится с актуальными жалобами и проблемами пациента, его текущим состоянием, симптомами и жизненным опытом. Все это позволяет терапевту сформулировать первичную модель концептуализации пациента. В подходе А. Бека широко применяется использование диагностических тестов и опросников, в частности Шкала депрессии, Шкала тревожности, Шкала безнадежности, Шкала суицидальных намерений и др., автором которых является А. Бек. Первая сессия имеет следующие цели.

  • 1. Установление раппорта с клиентом.
  • 2. Знакомство пациента с основами когнитивной терапии.
  • 3. Объяснение пациенту природы его расстройств, когнитивной модели и процесса когнитивной терапии.
  • 4. Определение круга проблем пациента и внушение ему надежды.
  • 5. Выявление ожиданий пациента относительно терапии и их коррекция в случае необходимости.
  • 6. Получение дополнительной информации о пациенте.
  • 7. Составление списка целей клиента.

Начать можно с определения повестки дня, делать это следует быстро и кратко. Дж. Бек (Бек Дж., 2006) указывает, что большинство пациентов с готовностью подхватывают эту идею, так как это делает терапию понятной и побуждает клиентов к активному участию в структурированном процессе.

Затем, как уже было сказано, проводится диагностическое обследование с помощью диагностических опросников. Вместо них можно использовать субъективную оценку своего состояния клиентом по шкале от 0 до 100 баллов. Следует попросить оценить выраженность текущего проблемного состояния клиента (злости, тревоги, депрессии и пр.) в течение последней недели. Рекомендуется подобным образом оценивать состояние клиента на каждой сессии и графически отображать полученные данные, чтобы клиент и терапевт имели возможность наблюдать динамику состояния.

Выслушивая и структурируя жалобы клиента, психолог помогает ему определить основную цель терапии, результат, которого обратившийся за помощью человек ожидает получить в процессе консультирования. При этом терапевт помогает сформулировать этот результат в поведенческих терминах, возможно, он будет состоять из нескольких пунктов. Например, желание «лучше себя чувствовать» для депрессивного пациента может быть преобразовано в несколько поведенчески осязаемых целей: больше общаться с друзьями, посещать вечеринки, улучшить успеваемость. Очень желательно стимулировать клиента к тому, чтобы он самостоятельно записывал эти цели, так как это побуждает клиента к более активному участию в процессе изменения.

Далее можно перейти к разъяснению клиенту сути когнитивной модели, для этого можно использовать примеры из жизни самого клиента. Клиенту следует объяснить связь между автоматическими мыслями, эмоциями и поведением. Психолог обучает клиента технике заполнения пустоты. В качестве примера нужно взять какую-либо жизненную ситуацию, в которой у клиента появляется проблемное эмоциональное состояние (тревога, депрессия или др.). Определив конкретную ситуацию и содержание эмоционального состояния, нужно спросить, о чем клиент подумал, прежде чем у него возникла соответствующая эмоция. Это и есть автоматическая мысль. Например, клиентка, регулярно опаздывая на лекции в институте, чувствует себя подавленной, не понимая содержания учебного материала. Автоматические мысли при этом: «Я полная дура, ничего не понимаю, а они все умные». Терапевт показывает клиентке, что именно эти мысли и определили ее эмоциональную реакцию на ситуацию (подавленность), а также и ее поведение (бездействие на лекции, отказ конспектировать материал). Таким образом, заполнение пустоты означает определение автоматических мыслей, определяющих в конкретной ситуации эмоциональный и поведенческий «ответ». Выполнение данной техники подразумевает определение следующих четырех компонентов.

  • 1. Ситуация.
  • 2. Эмоции.
  • 3. Поведение.
  • 4. Автоматические мысли.

При этом клиентам поясняют, что автоматические мысли могут быть выражены вербально или в виде образов, их может быть несколько. Иногда удается выявить цепочку автоматических мыслей, например: «Он бросил трубку» (начальник во время телефонного разговора с клиенткой) —> «Он ужасно ко мне относится» —> «Сволочь!» —> «Придется увольняться».

Некоторым клиентам достаточно трудно научиться выявлять собственные автоматические мысли. Чтобы облегчить этот процесс, психолог просит клиента максимально погрузиться в конкретную ситуацию и собственные переживания; психолог помогает, задавая вопросы о том, что клиента окружало в тот момент, что он делал, что слышал и видел, каковы были его кинестетические ощущения и пр. Как правило, через несколько минут подобного погружения клиенту удается осознать свои мысли.

В качестве домашнего задания клиента можно попросить как можно чаще (скажем, при изменении настроения клиента) отслеживать и записывать автоматические мысли.

Вводя пациента в курс терапии, терапевт помогает ему осознать, что ответственность за успех процесса лежит на них обоих. Иногда на первой сессии терапевт объясняет клиенту когнитивную природу (модель) его психологических проблем или расстройств. Например, депрессивному больному можно объяснить, что его мышление негативно, он воспринимает себя, мир, прошлое и будущее как сквозь темные очки, фильтруя информацию. Терапия, следовательно, будет направлена на то, чтобы клиент научился воспринимать себя и окружающее более реалистично.

Первая сессия, как и все остальные, заканчивается подведением итогов сессии, определением домашнего задания и получением обратной связи. В домашнее задание может быть включена библиотерапия. Если психолог получил негативную обратную связь или почувствовал, что клиент недоволен или испытывает сомнения, это следует открыто обсудить.

Используемые источники:
  • https://arbat25.ru/nashi-metodyi/psixoterapiya/kognitivno-bixevioralnaya-terapiya
  • https://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/komu-i-chem-pomojet-kognitivnaya-terapiya/
  • https://studme.org/343787/psihologiya/etapy_kognitivnoy_psihoterapii

Скажите что-нибудь