Особенности стереотипизации

ТолкованиеПереводстереотипизация</dt>— восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений — стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным.Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих — поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>

Смотреть что такое «стереотипизация» в других словарях:

  • стереотипизация — сущ., кол во синонимов: 1 • метод пропаганды (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • стереотипизация — и; ж. Книжн. Неизменность, повторяемость чего л. (взглядов, действий и т.п.); шаблонность, трафаретность. С. межличностных отношений …   Энциклопедический словарь

  • Стереотипизация — (от стереотип, буквально «твердый отпечаток») – использование наборов убеждений для классификации или определения рассматриваемого индивида на их основании, восприятие и оценка другого человека путем распространения на него представлений о какой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • стереотипизация — и; ж.; книжн. Неизменность, повторяемость чего л. (взглядов, действий и т.п.); шаблонность, трафаретность. Стереотипиза/ция межличностных отношений …   Словарь многих выражений

  • Стереотипизация (stereotyping) — В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль стереотипов тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др.… …   Психологическая энциклопедия

  • Гендерные стереотипы — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Викифицировать статью. Половые с …   Википедия

  • Полоролевое развитие (sex-role development) — Половые роли представляют собой наборы отличительных характеристик, к рые включают аттитюды, черты личности и модели поведения, определяемые культурой как соответствующие тому или иному полу. Эти представления о соответствии обычно разделяются,… …   Психологическая энциклопедия

  • Битники — Эта статья о термине; о литературном движении см.: Бит поколение. Стереотипизированный карикатурный образ битника: тёмные очки, бонго, пол …   Википедия

  • Стереотипность речи — – результат проявления в тексте процесса стереотипизации, или специализации языковых средств в соответствии с функц. стилями речи. Языковая стереотипизация представляется как постепенное заполнение компонентов моделей смыслов комплексами… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Гендерные стереотипы в языке — Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… …   Термины гендерных исследований

Книги

  • Категориальные семантические черты образа homo sapiens в русской языковой картине мира, Л. Б. Никитина. В монографии на материале высказываний об интеллектуальных действиях, качествах, состояниях человека с использованием экспериментальных данных описываются такие категориальные семантические… Подробнее  Купить за 170 рубэлектронная книга
Психологические термины Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд. Какие бывают стереотипы, и стоит ли с ними бороться?

1556797706_4.jpg

Стереотипы: что это

В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.

В настоящее время стереотипом называют устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.

Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.

Виды стереотипов

Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.

Этностереотипы

Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.

В глазах большинства:

  • типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
  • типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
  • типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
  • типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.

Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.

Гендерные

Устоявшиеся представления о мужчинах или женщинах. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. Не обошлось и без античных мифов и баллад. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее. Именно такого мышления придерживаются многие из нас.

1556178262_5.jpg

Индивидуальные

Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

Социальные

Относятся к группе людей. Помогают нам составлять свое представление о мире. Параллельно мы отделяем «свою» группу людей от прочих. Это может, как развивать, так и угнетать. Попросту говоря социальный стереотип – это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Пример: политики постоянно врут, итальянцы страстные и эмоциональные, рыжие – строптивые.

Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.

Стереотипизация в психологии

Стереотипизацией называют классификацию, оценку и восприятие, базой для которых служат распространенные суждения какой-либо социальной группы. В основе таких оценок лежат устойчивые стереотипы, информация о сходных характеристиках. Пример: «Все испанцы без ума от танго». Является одной из основных характеристик восприятия межличностного и межгруппового, а также отражением аффективной и схематизированной окрашенности, в целом свойственной данной форме перцепции.

В психологии этим термином называют процесс приписывания сходных характеристик членам определенной группы, без достаточного понимания различий между ними. Базируясь на простых общепсихологических механизмах, стереотипизация стала сложным социально-психологическим явлением, отвечающим за множество функций: оправдание потенциальных негативных установок по отношению к иным группам, поддержание идентификации личности и прочие.

Примеры стереотипов

Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:

  • Мужчины руководствуются логикой, а женщины – эмоциями.
  • Мужчина обязан содержать свою женщину.
  • Блондинки глупые.
  • Женщина может думать над несколькими темами одновременно, а мужчина – нет.
  • Женщина ждет от отношений любви, а мужчина — секса.
  • Все женщины мечтают выйти замуж.
  • Все женщины мечтают о детях.
  • Мужчины умнее женщин.
  • Мальчикам нельзя носить розовые вещи.
  • Ненормально, если мальчик проявляет интерес к куклам.
  • Гомосексуалисты не могут достойно воспитать ребенка.
  • Все женщины манипулируют мужчинами.
  • Женщины склонны к моногамии, а мужчины – к полигамии.
  • Мужчине постыдно заниматься домашними делами, это удел женщины.
  • Женщине стыдно содержать семью, это удел мужчины.
  • Нормальный мужчина не может быть застенчивым.
  • Младенцами должны заниматься матери.
  • Каждый китаец может смастерить телефон.
  • Женщины, красиво одевающиеся, рассчитывают «привлечь самца».
  • Все цыгане – аферисты.
  • Женщины сами провоцируют насильников.
  • Женщина не должна спорить с мужем.
  • Муж должен принимать решения, а женщина аккуратно направлять его.
  • У мужчин должна быть зарплата больше.
  • Мужчина не плачет.
  • Старики ворчливые и надоедливые.
  • В России одни алкаши.
  • Все мужики изменяют.
  • Все подростки проходят «трудный возраст».
  • Каждая хозяйка должна уметь сварить борщ.
  • Женщине не место на серьезных постах.
  • Индусы любят петь и танцевать.
  • Все лесбиянки мужеподобные.
  • Американцы в основном едят фастфуд.
  • Женщины должны стремиться стать хорошими женами и матерями.
  • Избил муж? Женщина спровоцировала.
  • Ушла жена? От хороших мужей не уходят.
  • Все нормальные женщины любят деток.
  • Женщины, не родившие детей, в старости сожалеют, все они несчастны и никому не нужны.
  • Родила – будет кому подать стакан воды в старости.
  • Все политики – воры.
  • В Сибири всегда снег.
  • Честно разбогатеть невозможно.
  • Не служил – не мужик.
  • Женщина может быть либо умная, либо красивая.
  • Женщины за рулем опасны для общества.
  • Для женщины естественно уметь готовить.
  • Англичане не могут прожить и дня без чая и овсянки.
  • Все итальянцы любвеобильны.
  • Все азиаты похожи.
  • В Индии полно всякой заразы и грязи.
  • В России всегда холодно.
  • Для мужчины естественно разбираться в технике.
  • Жена берет фамилию мужа, а не наоборот.
  • Женщины склонны к меркантильности.

Стереотипы, мешающие жить, как с ними бороться

В отдельных случаях можно сказать, что стереотипы помогают жить, но чаще они мешают полноценной жизни, ограничивая мыслительную деятельность, не выпуская сознание за пределы шаблонного мировоззрения. Примером может служить стереотип: «Хорошо там, где нас нет». Руководствуясь им, человек убежден, что в его среде обитания невозможно комфортно существовать, что откладывает отпечаток на его состояние. В его восприятии: все прочие страны процветают, а люди, живущие там – намного счастливее.

Такие нелепые мысли способны быстро вогнать в депрессию. Руководствуясь стереотипом, человек не предпринимает попыток обрести счастье и гармонию, будучи убежденным, что плодов это не принесет. И все же нельзя слепо следовать за случайно услышанными шаблонными фразами. Упомянутый стереотип о призрачной прекрасной жизни «Там, где нас нет» заставляет думать, что кому-то приходится прилагать минимум усилий для качественной жизни. Возникает чувство зависти, раздражения, недовольство своей «неудавшейся» жизнью.

Основной метод борьбы со стереотипами: сомневаться в них, анализировать. Не верьте слепо шаблонным суждениям, ставьте их под сомнение, проверяйте данные, составляйте собственное мнение. Постепенно вы отбросите устоявшиеся стереотипы и проведете своеобразную профилактику появления новых предрассудков.

Поразмышляйте о том, какими стереотипами вы пользуетесь регулярно. Поищите среди них те, которые не имеют реального подтверждения фактами. Пример: «Все блондинки тупые». Начав изучать информацию, вы убедитесь, что среди женщин со светлыми волосами немало докторов наук, талантливых медиков, почетных учителей и многих других личностей, никак не характеризующихся определением «тупая».

Ищите опровержение и прочим утверждениям, не имеющим под собой основания. Пример стереотипа: «Какая цена, такой и товар». Возможно, вы удивитесь, но по низким ценам можно найти немало качественных и стильных вещей. В то же время дорогостоящие покупки могут разочаровать после первой же покупки, вызывая подозрения в браке или подделке.

Человек может долгий период руководствоваться нелепым стереотипом, омрачающим ему жизнь и даже не замечать этого. Подумайте, нет ли таких в вашем восприятии? Не получается разувериться в них – попробуйте медитацию. Она научит мыслить отдельно от социума, ближайшего окружения и делать собственные выводы. Попробуйте изучить известные стереотипы и составить о них свое мнение.

Подумайте над действиями, совершаемыми вами автоматически. Выделите немного времени на то, чтобы проанализировать их. Старайтесь обращать внимание на свои поступки, и анализировать, какие из них продиктованы стереотипами. Учитесь не зависеть от общественного мнения и вырабатывать собственные представления.

Смотреть видео

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналEuropean science2014Область наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

stereotyped as an important factor in the perception and cognition of people to each other

Abstract: this article discusses the mechanism of uptake of stereotypes, their role in the cult-re of any society. The question of the implementation of stereotypes in the process of stereotyping the perception and classification of social phenomena based on you-worked stereotypes. We believe that the value of stereotyping in the perception and knowledge of other people is very significant, and the stereotype should not be regarded solely as a barrier to communication.

Текст научной работы на тему «Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга»

A stereotyped as an important factor in the perception and cognition of people

to each other Il’jushkin V.

Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми

друг друга Ильюшкин В. В.

Ильюшкин Виталий Владимирович /Iljushkin Vitalij — кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,

ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Abstract: this article discusses the mechanism of uptake of stereotypes, their role in the cult-re of any society. The question of the implementation of stereotypes in the process of stereotyping — the perception and classification of social phenomena based on you-worked stereotypes. We believe that the value of stereotyping in the perception and knowledge of other people is very significant, and the stereotype should not be regarded solely as a barrier to communication.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы механизма усвоения стереотипов, их роль в культуре любого общества. Рассматривается вопрос реализации стереотипов в процессе стереотипизации — восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Мы считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.

Keywords: stereotype, consciousness, epistemological dimension, cognition, stereotyping Ключевые слова:стереотип, сознание, гносеологический аспект, познание,

стереотипизация.

Исторически стереотип формируется как результат существования и проявления традиций человеческих групп (наций, классов, профессиональных групп). Стереотипы в названном измерении формируются иногда в течение столетий и становятся основанием традиции, не поддающейся эмпирической и рациональной верификации.

Кроме того, в процессе межличностного взаимодействия стереотипы выполняют следующие функции:

-объяснения и оправдания существующих социальных отношений;

-защиты групповых ценностей;

-когнитивной межгрупповой дифференциации;

-трансляции культурно-исторического опыта;

-сохранения и передачи культурно-исторического опыта;

-экономии мышления.

Механизм усвоения стереотипов является составной частью процесса социализации. Стереотипы усваиваются как навыки, нормы или ценности, а в указанном процессе особое значение имеет социальная роль, которую исполняет индивид. Стереотипы усваиваются субъектом и «приписываются» им к роли. Это становится понятным, если учесть, что здесь имеет место обратная связь: посредством усвоения стереотипов, присущих данной группе, индивид полнее участвует в данной группе, а с другой стороны, будучи членом данного общества, усваивает свойственные ему стереотипы. Индивид не изучает стереотипы в контектсе рефлексивного мышления, а просто их усваивает и одобряет.

Сучетомбезрефлексивности,отсутствиядистанциии

недостатка опыта наиболее подходящим периодом для интериоризации стереотипов является детство. Пониженная «рациональность», «эмоциональность», «инстинктивность», «безрефлексивность», — все эти свойства сознания и, более широко, человеческого

поведения увеличивают податливость к усвоению стереотипов и уменьшают шансы дестереотипизации [5].

Любой стереотип по своей природе объединяет похожие явления на основе упрощения и усреднения характеристик каждого их них. При этом утрачивается специфика каждого отдельного явления, и оно само рассматривается таким образом, чтобы соответствовать настроениям и системе ценностей определенной группы. Следовательно, стереотип — упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью. Он содержит в себе искажение действительного явления, проявляющееся в предвзятости, преувеличении второстепенных деталей, игнорировании наиболее существенных свойств [2, 42].

Стереотипы играют важную роль в культуре любого общества. Как укоренившаяся схема восприятия общественных явлений, включающая скрытые и явные признаки этих явлений, они не тождественны искаженному и ложному образу общественных явлений. В них можно выделить пространство адекватности, пространство упрощений и пространство деформаций. Иначе говоря, стереотипы не только деформируют образ общественных явлений, но и суммируют мнение, а в конечном итоге, являются как бы выражением инстинкта самосохранения данной группы.

Стереотип возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений. Стереотип по самой своей природе не может отвечать требованиям, предъявляемым истине — он обобщает однородные явления на основе упрощения и «усреднения» характеристик каждого из них. При этом утрачивается конкретный исторический смысл и специфика каждого отдельного явления.

Многие исследователи связывает стереотипы с обобщением явлений, которые реально существуют, хотя, возможно, и не в такой форме, в какой они отражены в стереотипах. В.Вайнеки утверждает, что «частично неверные, поверхностные, ограниченные стереотипы, тем не менее, обобщают некоторые реальные черты культуры» [9, 116]. Д. Кемпбелл считает, что «стереотипы могут быть адекватны в случае совпадения автостереотипов и гетеростереотипов» [10, 817-829]. X. Триандис и В. Василиу рассматривают в качестве условия адекватности стереотипов непосредственный контакт со стереотипизируемой группой. X. Дейкер, Н. Фрейда пытаются найти истинность стереотипов в том, что они, по крайней мере, отражают психические особенности той группы, в которой распространены, то есть если не стереотипизируемой, то стереотипизирующей группы. У. Кэллан считает стереотипы истинными тогда, когда существует единодушное мнение двух групп относительно характерных черт третьего [8].

Стереотип схватывает определенное явление в целом, сразу, без частностей и деталей. Каждый человек видит и чувствует индивидуально, в зависимости от жизненного опыта, от формы его взаимодействия с данным явлением. Для людей, принадлежащих к другим социальным группам, каждое явление представляется также по-разному, но по общей «стереотипной» схеме, в общих, сходных или совпадающих чертах.

Личный опыт неизбежно дополняется понятиями, представлениями, оценками, взглядами, мнениями, сложившимися помимо данного индивида. Чтобы мощность события была одинаково понятной и ясной для всех, необходимо, во-первых, найти образы, которые схватили бы его целиком, сразу; во-вторых, нужно найти для него такую форму выражения, которая была одинаково понятной и приемлемой для широких масс. При известной частоте повторений образ станет стереотипным представлением [6].

В стереотипе на первом месте стоит не гносеологический аспект, и познание — не его главная функция. В нем важен, прежде всего, социально-функциональный аспект, его оценочный элемент. Он связан с установкой, ценностями, но не с истиной. Чаще всего понятию «стереотип» придается негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует группа. Как правило, стереотип

появляется на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не смущаясь ограниченностью [1, 177-188].

Д. Катц и К. Брейли в тридцатые годы предложили точку зрения, которая достаточно актуальна и в настоящее время. Они утверждают, что стереотип — это устойчивое впечатление, которое лишь в малой степени соответствует фактам, которое оно пытается представлять [11]. По мнению Н.А. Рождественской, «сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большей обобщенности, значительной информации они не содержат» [7, 69-76]. О. Клайберг писал, что стереотипы могут иногда содержать элементы истины, но это происходит чаще всего случайно. С. Хайкава называет стереотипы «широко текущим потоком дезинформации». Сторонники этой точки зрения относятся к стереотипам как к негативной неизбежности, искажающей черты реальности в головах людей [8].

Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации — восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация — одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т.А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев).

Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293].

Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Но в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать сложившиеся стереотипы является важным условием социальной адаптации [3].

Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Мы

считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.

Литература

1.Алиева Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985. — 246 с.

2.Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. — М., 1979. -С.11-40.

3.Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»:концепции и

действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.

4.Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. -448 с.

5.Куницына В.Н. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации. -Ученые записки ЛГУ, НИИКСИ. -Л., 1971, Вып.9. -С.184-193.

6.Левкович В.П., Панкова Н.Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. -С.64-74.

7.Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. — № 4. — С. 69 — 76.

8.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.

9.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.

10.CampbellD. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Arner. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817-829.

11.Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. -N.Y., 1933, № 28, -P. 280 — 290.

12.Nisbett R., Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. — N.Y.: Prentice-Hall, 1980. — 334 p.

13.Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.

14.Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

Восприятие, классификация и оценка других людей или событий с помощью распространения на них без достаточных причин сходных характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе стереотипов, носит название стереотипизации.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственных представителям той или иной социальной группы.

Стереотип есть «сокращенное», упрощенное и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Стереотип возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений.

Стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».

Стереотипы бывают: позитивные, негативные, нейтральные, чрезмерно обобщенные, чрезмерно упрощенные, точные, приблизительные.

Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Явление стереотипизации – характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.

Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания подобными критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии, с тем чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать.

Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами конкретных общностей. Для каждой из них социальный стереотип представляет собой обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.

Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы – это крепость, стоящая на страже собственных традиций, и иод ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.

Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти. Стереотипы – преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на «ошибке», на привычке принимать предвзятость за истину.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на дне категории: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент, который выступает в виде эмоционального отношения к явлению. Причем, выражая чувства личности, ее систему ценностей, стереотип всегда соотносит их с групповыми чувствами и ценностями. И, наконец, стереотип наиболее распространен при характеристике представителей различных социальных групп, прежде всего, национальных и этнических.

Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Бывало ли с вами такое, что встречаешь совершенно незнакомого человека, а уже ненавидишь его? Или видишь девушку, парня, похожего на первую любовь, и необоснованно начинаешь испытывать к нему теплые чувства? Если да, то вы подверглись феномену личностной стереотипизации.

Что такое стереотипизация?

В психологии стереотипизация — это оценка, восприятие человека, события или явления исходя из полученного опыта и сформированных убеждений. В ходе данного процесса происходит «приписывание» знакомых черт характера, что упрощает процесс идентификации индивида, но создает и ряд трудностей.

Стереотип — это сформированное отношение к событиям, которое основывается на сравнении с внутренними идеалами. Хоть они не всегда объективно описывают существующую реальность, но достаточно прочно въедаются в быт.

Каждый человек делит всех знакомых на определенные типы. Это всего лишь результат жизненного опыта.

Если представить сознание отдельного человека набором ячеек, то каждая из них наполнена множеством личностей, которые ваш мозг относит к одной группе. Для вас они чем-то (или многим) схожи. Например, повадками, реакцией, голосом, целеустремленностью, лицом. Пустых ячеек в сознании не бывает, их количество увеличивается параллельно с жизненным опытом.

Так вот, при встрече с незнакомым человеком ваш мозг как бы сканирует его, выделяет главные черты и находит максимальные совпадения среди имеющихся данных. На основе такого анализа образ сразу же причисляется к определенной группе. Это упрощает жизнь: вы примерно знаете, как данная личность будет себя вести, чего от нее ожидать, как взаимодействовать.

Этот же механизм срабатывает для событий и явлений.

Чем опасны стереотипы?

Казалось бы, прекрасный механизм, но представьте, что вы встречаете уникальную личность. Не потому что это такой неповторимый человек, а из-за того, что в силу образования, среды обитания, национальности и других причин вам не приходилось встречать никого похожего.

Что в таком случае делает ваш мозг? Сначала он помещает неизвестную информацию в импровизированную папку «остальное». Там хранится весь мусор, который мы никак не можем разложить по полочкам. Но данные там долго не залеживаются. Далее мозг или присоединит ранее незнакомую личность к какой-то группе, или создаст новую ячейку, которая будет формироваться и наполняться другими фактами в будущем.

В первом случае эта самая личность может пострадать от процесса стереотипизации, так как ей будут приписаны нехарактерные для нее качества. Второй вариант говорит о том, что вы готовы ко встрече с чем-то новым.

Теория каузальной атрибуции заключается в том, что чем меньше информации мы имеем о человеке или событии, тем меньше соответствие, а также тем больше степень приписывания определенных черт.

Классификация стереотипизации

Данный феномен разделяется на три вида:

  • личностный (касается человека, совершившего поступок);
  • объектный (касается объекта, на который обращено действие);
  • обстоятельственный (причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам).

Социальные стереотипы

Социальный стереотип — это обобщенное представление о людях, явлениях или событиях, сформированное на уровне общества. Это мнения часто бывает ошибочным, ведь формируется в условиях дефицита информации. Человеческий ум не в силах объять все сферы жизни, а уж тем более изучить их досконально. Поэтому обществом часто навешиваются ярлыки: люди с высоким лбом умные, длинные пальцы – музыкант, в очках – ботаник и так далее.

Социальная стереотипизация часто терпит фиаско, но многие люди продолжают использовать такие лаконичные утверждения в повседневной жизни. Стереотипы конкретны, они помогают сэкономить время в процессе познания мира. Они бывают положительными или отрицательными, часто берут верх над здравым смыслом и логикой.

Виды стереотипов

Все стереотипы условно можно поделить на позитивные, негативные и нейтральные. Согласно другой классификации, они бывают точными и приблизительными. А в зависимости от того, владеет ими один человек или группа, разделяются на личностные и социальные.

Стереотипизация – это повседневное явление. Большинство людей мыслят предубежденно не замечая этого. Очень распространены в быту, например, гендерные стереотипы: что обязана делать женщина, а что — мужчина, как должны себя вести представительницы прекрасного пола и так далее.

Сформировавшиеся стойкие представления касаются и профессий, и наций, и отдельных городов, и даже отдельных районов городов, семей, возрастов, социальных статусов и так далее.

Стойкие представления охватывают различные сферы жизни: речь, невербальное поведение (жесты, мимика), представление о других нациях, характерные черты быта, национальную кухню, религию и реакцию на стрессовые ситуации.

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация — это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи — жадный народ;
  • итальянцы — вспыльчивые;
  • молдаване — глупые;
  • эстонцы — медленные;
  • русские — любители выпить;
  • англичане — чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы — очень пунктуальные;
  • цыгане — воры-кочевники;
  • кавказцы — очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники — любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Как не поддаваться стереотипам?

Для начала представить себя объектом стереоритизации — это бывает не очень-то и легко. Скорее всего, вам будет неприятно, если воспринимать вас будут через призму утвердившегося субъективного мнения.

Люди чаще всего используют стереотипы не потому, что они именно так и думают, а из-за ограниченности знаний в определенных сферах и нежелания приобретать их.

Ориентация на стереотипы — это отсутствие креативного мышления. Зато избавляться от них — это дело очень полезное и благородное. Для этого нужно познавать мир, людей, искать нюансы, которые могли бы сдвинуть с места закаменелые утверждения.

Чтобы избавляться от предубеждений, нужно сначала их отделить от достоверных фактов и выводов, которые вы получили в результате своего жизненного опыта. Избавление от стереотипизации — это процесс невероятно интересный и захватывающий.

Все предубеждения тяжело вспомнить за одну минуту, они будут всплывать по ходу жизни. Выделите для них определенную «полочку» в своем сознании, на которую будут попадать материалы, требующие дополнительной проверки. В таком случае эффект стереотипизации лично для вас будет минимальным.

Так можно не только избавить свое сознание от мусора, но и принести пользу своему мозгу, а в глазах общественности выглядеть человеком с уникальным мышлением.

Похожие статьи

Используемые источники:
  • https://psychology.academic.ru/2463/стереотипизация
  • https://psylogik.ru/39-chto-takoe-stereotip.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipizatsiya-kak-vazhnyy-faktor-v-vospriyatii-i-poznanii-lyudmi-drug-druga
  • https://studme.org/92120/psihologiya/osobennosti_stereotipizatsii
  • https://www.syl.ru/article/359819/stereotipizatsiya—eto-protsess-formirovaniya-ustoychivogo-predstavleniya-ili-obraza-kakih-libo-lyudey-sobyitiy-yavleniy-osnovnyie-harakteristiki-stereotipov

Скажите что-нибудь