Механическая и логическая память: отличительные особенности и способы развития

Общее понятие о памяти

Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде…

Значение памяти в жизни и деятельности человека

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями…

Физиологические основы памяти

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы…

Ассоциации

Всякое запоминание или заучивание предполагает установле­ние соответствующих нервных связей, или ассоциаций…

Запоминание

Запоминание по своим физиологическим механизмам представляет собой …

Роль повторений при заучивании

Преднамеренное запоминание требует повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими…

Механическая и логическая память

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память…

Воспроизведение

Физиологической основой воспроизведения является оживление установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Исходным толчком для такого оживления всегда является тот или иной раздражитель, закономерно связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание…

Узнавание

При воспроизведении всегда имеет место узнавание в его различных степенях — от слабого чувства некоторого знакомства с воспроизведенным материалом до чувства полной уверенности в его точности…

Виды памяти

По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти…

Типы памяти

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей…

Развитие памяти

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условнорефлекторных нервных связей в коре головного мозга…

Представления памяти как воспроизведенные образы предметов и явлений действительности

Воспроизведение того, что было воспринято раньше, может происходить в наглядной, образной форме — в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений…

Забывание

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей…

Индивидуальные различия памяти

Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова…

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов…

Теории памяти

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти…

Индивидуальные особенности памяти

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию…

Памятьmehanicheskaya-i-logicheskaya-pamyat-otlichitelnye-osobennosti-i-sposoby-razvitiya.png

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Подавляющее большинство людей полагает, что память — это просто своего рода «склад» для информации. Однако профессионалы давно выяснили, что существуют как минимум две разных составляющих — механическая и логическая память. У них есть свои отличительные особенности и специфические способы развития.

Характеристика и особенности

В психологии разницу между видами памяти выделяют не только потому, что это удобно. Ряд исследований показал, что такое разделение соответствует подлинной реальности. Так, механическая память человека подразумевает сохранение материала и фактов в том состоянии, в котором они были поняты. Если, к примеру, изучается иностранный язык или ранее неизвестные термины родного языка, то слова будут усваиваться изолированно. Иностранный язык упомянут неслучайно. Только чисто механически можно первоначально усвоить непривычные для себя слова и грамматические структуры.

Они в таком случае формируют четкие, яркие и сочные образы. Попытки отказаться от использования механической памяти неизбежно провоцируют существенные ошибки. Но она нужна не только в чисто информационном плане. Именно на механической памяти в конечном счете основывается выработка простых двигательных стереотипов, в том числе навыков выполнения физических упражнений.

Необходимым условием успеха является большая пластичность нервной системы.

mehanicheskaya-i-logicheskaya-pamyat-otlichitelnye-osobennosti-i-sposoby-razvitiya.jpg

Но механическая память имеет и существенные ограничения. Так, она, хотя и ценна как оперативная помощь в сложных случаях, не позволяет отсеять сразу ошибки и недочеты. Если готовые речевые формулы или атлетические упражнения освоены сразу неправильно, исправить эти отклонения будет крайне трудно. Многим людям это даже практически невозможно сделать. Кроме того, даже при незначительном изменении условий или требований применение механически усвоенного навыка затруднено.

Иначе работает логическая память. Она концентрируется не столько на наружной форме, сколько на содержании отрабатываемого материала. В этом случае внимательно изучаются определения различных терминов, формируются смысловые цепочки между конкретными фактами и суждениями. И даже в тех же физических определениях можно проследить свою логику, последовательность. Осваиваемая информация тщательно анализируется, разделяется на составные части. Впоследствии всегда можно даже поменять эти информационные блоки местами или творчески использовать их в нестандартной, заранее непредвиденной ситуации.

Логическая память не опирается все же исключительно на анализ материала. Его также необходимо систематически повторять. Но повторение это содержательно иное, чем при механическом воспроизведении.

Обязательно обращается внимание на смыслы осваиваемой информации. Использование логической памяти более трудоемко, но зато достигается более прочный результат.

Механизм запоминания

Разница между двумя видами памяти выражается не только в том, как они устроены с точки зрения психологии. Профессионалы знают, что механическая память основана в большей мере на первой сигнальной системе. Логическое запоминание тоже опирается на этот уровень психики, но все же оно в основном использует возможности второй сигнальной системы. Стоит учесть, что механическое усвоение информации имеет важное преимущество — оно практически неисчерпаемо. Во всяком случае ни один специалист не может уверенно сказать, какова вообще емкость этого вида памяти.

Но то, что усвоено механически («зазубрено») может быть столь же легко забыто. Только при систематических новых повторениях информация будет сохранена на более долгий срок. К примеру, имена людей, адреса или номера телефонов, которые перестают быть актуальны, довольно быстро забываются. А вот выстроив четкие логические цепочки, можно свести этот риск к минимуму. Безусловно, исследования обоих видов запоминания еще откроют немало интересного, но уже не опровергнут эти основные факты.

Функции

В реальной жизни, причем в каждой профессии, человеку нужны и механическая, и логическая память. Однако пропорции между ними сильно отличаются. Чем более динамично развивается определенная сфера, чем сложнее она устроена, тем меньше можно полагаться на некий раз и навсегда усвоенный материал. И даже основные практические подходы со временем устаревают. Механическое запоминание эффективно, когда требуется зафиксировать:

  • имена и даты;
  • цифровые показатели;
  • табличные данные;
  • длинные списки;
  • тексты официальных документов;
  • поэтические произведения;
  • формулы, применяемые в науке и технике, формулировки законов природы.

Если взять в качестве примера спортсмена, то элементарные движения и манипуляции он будет усваивать механически. И это наиболее оправданный путь, ведь они станут повторяться постоянно. А вот общая стратегия, ведущая к победе на соревнованиях, приемы, позволяющие одержать верх над соперниками, — это уже прерогатива логической памяти. Чем больше сложной техники применяется в деятельности человека, тем больше придется делать упор именно на смысловые взаимосвязи. А вот в административной сфере, делопроизводстве основное значение имеет упор на шаблонные, повторяющиеся действия и схемы.

Способы развития

У детей и подростков важно развить в одинаковой мере механическую и логическую память. Первую — потому что в учебных заведениях им приходится осваивать огромный объем информации. Вторую — потому что важно привить и навыки рационального осмысления поступающих данных. Но тут важно обратить внимание еще и на временные этапы процесса запоминания. Кратковременную память развивают, усиливая способность переводить данные из абстрактного в образное состояние.

Для этой цели подойдут различные варианты образной визуализации. У детей в дошкольном возрасте непосредственное механическое запоминание развито очень интенсивно. По мере взросления эта способность неуклонно сокращается. Но все же психологи рекомендуют такие приёмы усиления механической памяти у детей, как:

  • отказ от усвоения всего материала в один подход, разделение его на части;
  • комбинация простого повторения с попытками воспроизведения;
  • применение мнемотехнических методов;
  • периодическая смена характера интеллектуального труда;
  • поддержание максимального разнообразия усваиваемого материала.

Развитие логической памяти происходит несколько иначе. Для этого требуется при изучении каждой задачи (проблемы) деление ее на составные части. Необходимо понимать, что именно и для какой цели изучается.

Полезно потратить время на оформление схем, графиков, таблиц и других способов представления взаимосвязей между данными. Такой подход позволит сэкономить в дальнейшем гораздо больше усилий.

Если поступает какая-либо новая информация, надо всегда думать о том, как она влияет на уже сложившуюся картину представлений. Порой из-за этого приходится менять последовательность суждений и даже отказываться от прежних выводов. Но зато вместе с логической памятью будет развиваться гибкость мышления. Когда требуется усвоить нечто отвлеченное, полезно проработать ассоциации с более привычными вещами. Однако каждая ассоциация обязана быть броской и приковывать внимание своей необычностью.

Так, если просто попытаться мысленно расположить продукты, которые надо купить, в холодильнике, получится блекло и неэффективно. Но можно расставить их по маршруту похода в магазин, например:

  • пакет молока на зеленой лавочке;
  • куриные крылышки, торчащие из дупла дерева;
  • яблоки, которые кто-то выбрасывает из окна автобуса;
  • листья салата, развешенные на бельевой веревке;
  • ворону, перетаскивающую цепочку сарделек.

Чем ярче и выразительнее ассоциация (и конкретная ситуация), тем лучше. Для развития логической памяти нужны специальные упражнения, такие как «избыточное слово» (выделение того, что явно не вписывается в череду предметов или явлений по какому-либо признаку). Примеры:

  • «костер — мотоцикл — роса» (первые две вещи опасны, а третья нет);
  • «туман — сокол — район» (туман не имеет четких границ в пространстве);
  • «пика — антенна — глобус — рельс» (глобус — единственный не продолговатый предмет).

Можно поступить и так: бегло прочитать какой угодно текст, а затем на бумаге кратко изложить основные тезисы и нюансы. Потом эту запись сверяют с оригиналом. Иначе поступают, чтобы развить механическую память. Тут подойдут такие упражнения, как:

  • быстрый осмотр сложной геометрической фигуры или рисунка, с немедленным их воспроизведением;
  • беглое знакомство с объемной таблицей (то же самое по сути, но пишут уже цифры, которые смогли запомнить);
  • запоминание картинки, где названия цветов написаны не той краской, которую обозначают;
  • воспроизведение узора (орнамента);
  • повседневная тренировка — запоминание списка дел, покупок, звонков, встреч, запланированных на совещание или доклад тем, статей расходов и доходов в бюджете личном и бюджете организации «без бумажки».

Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?

Память

Механическая память в психологии

Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.

Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.

Особенности механической памяти

Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы

У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.

Механическая память:

  • Имеет ограниченный объём. Старшекласснику нужно усвоить огромное количество информации по разным предметам. Заучивание механически приведёт к тому, что придётся тратить много времени на уроки, к хронической усталости;
  • Непластична. Каким образом сведения заучены, так и воспроизводятся, исправлять ошибки достаточно тяжело;
  • Кратковременная. После того, как материал рассказан, он быстро забывается. Тогда как словесно логическая память часто сохраняет это выученное на всю жизнь;
  • С её помощью запоминаются не только слова, но и движения, звуки, запахи. Такая память есть и у животных;
  • Может быть врождённой (дети с хорошей механической памятью способны в 2 года рассказывать наизусть длинные стихотворения) или приобретённой;
  • Требует волевых усилий, закрепляется с помощью многократных повторений.

Зубрёжка

Логическая память

Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации

Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.

Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.

Сравнение механической и логической памяти

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.

Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.

Тренировка и развитие

С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.

Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.

Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.

Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.

Интерес к учёбе

Упражнения для детей

  1. Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
  2. Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
  3. Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
  4. Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
  5. На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
  6. Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.

Повторить текст

Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.

Запоминание имён

Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.

Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:

  • Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
  • Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
  • Использовать мнемотехнику;
  • После часа работы отдыхать 15 минут;
  • Разнообразить материал.

Примеры использования механической памяти

Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.

Механическая память помогает изучать языки

  1. При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
  2. С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
  3. Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
  4. Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
  5. Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.

Значение механической памяти для человека

Способствует освоению языка

Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.

Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.

Нарушения приводят к снижению качества жизни

Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.

Участвует в формировании навыков

Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.

Нарушения памяти

Профилактика болезни Альцгеймера

Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).

Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.

Видео

На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных). Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.

Что это такое

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

  • имена;
  • географические названия;
  • числа;
  • иностранные слова;
  • номера телефонов;
  • сложные термины;
  • стихотворения;
  • формулы.

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.

Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.

Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.

А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости. На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.

По теме: Как развить память у ребёнка

Характеристика

Механическая память характеризуется следующими особенностями:

  • она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий;
  • чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков;
  • она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся;
  • её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.

Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка. Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.

Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание. Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:

  • научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски);
  • помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3);
  • тренировать силу воли;
  • развивать вербальную систему восприятия;
  • научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.

Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.

Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).

Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.

Инструкция:

  1. Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
  2. Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
  3. Десятисекундный перерыв.
  4. Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
  5. Тот же алгоритм — со вторым рядом.

По результатам составляется таблица:

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

  • тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом);
  • ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ;
  • анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

  • МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов;
  • общее количество попыток заучивания близко к норме;
  • возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей;
  • ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый;
  • на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Развитие

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

  • активное изучение иностранных языков;
  • заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам;
  • запоминание математических формул и сложных научных терминов;
  • постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей;
  • методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Рекомендуем: Образная память и её развитие

Вам также может быть интересно:

По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.

В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.

Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.

Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:

  1. Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
  2. Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.

Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.

Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.

Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).

Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.

Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами  ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

Для малышей:

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.

Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:

  • Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
  • Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
  • Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
  • Обсуждение прочитанного или просмотренного.
  • Максимально  точный пересказ новостных сообщений.

Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти  можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию. Также на нашем сайте есть комплекс упражнений для развития памяти.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать тренировку ума на игровых  тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Используемые источники:
  • http://psyznaiyka.net/view-pamat.html
  • https://vplate.ru/pamyat/mehanicheskaya-logicheskaya/
  • https://srazu.pro/teoriya/mexanicheskaya-pamyat.html
  • https://ponervam.ru/mehanicheskaya-pamyat.html
  • https://b-trainika.com/blog/logicheskaya-razvitie-logicheskoj/