Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?

Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.

Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание. Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память. Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.

Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.

Объём кратковременной памяти

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

Итак, кратковременная память играет в нашей жизни важную роль:

  • Позволяет обрабатывать информацию, участвуя в процессе мышления.
  • Обеспечивает работу долговременной памяти, являясь «буфером», из которого отобранная важная информация затем поступает в долговременную память.

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

  • Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.
  • Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).
  • Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.
  • Помогает лучше воспринимать речь на слух.
  • Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Как развить кратковременную память?

  • Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.
  • Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».
  • Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.
  • Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.
  • Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:
  • Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.
  • Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.
  • Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.
  • Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».
  • Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением зрительных образов. Её объём довольно несложно протестировать.

Тест на кратковременную память:

Нарисуйте таблицу 3X4 и заполните её случайными двузначными числами. В течение 20 секунд смотрите на таблицу, стараясь запомнить как можно больше чисел. Затем закройте её и запишите все числа, которые запомнили. Последовательность воспроизведения не имеет значения.

Для взрослого человека нормой считается уровень кратковременной памяти, при котором запоминается не менее 7 чисел.

Для тренировки зрительной памяти у ребёнка можно использовать такую игру: приготовьте две картинки с одним и тем же предметом, хорошо известным малышу. На первой картинке предмет должен быть изображён целиком, а на второй на нем должны отсутствовать какие-то элементы. Например, на первой картинке – стол, а на второй – он же, но без одной ножки. Вначале ребёнку показывают первую картинку, просят рассмотреть и запомнить (30 секунд). Затем первую убирают, дают вторую и просят назвать отличие (или отличия) от первой.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее. Это тренирует и внимание, и слуховую память.

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн .  Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

  • Высыпайтесь;
  • Пейте достаточное количество чистой воды;
  • При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;
  • Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;
  • Тренируйте концентрацию внимания.
  • Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

Кратковременная память (КВП) — компонент памяти человека, в который информация поступает из сенсорной памяти, после обработки процессами восприятия, и из долговременной памяти, с помощью процессов (механизмов) целенаправленного (управляемого) и непроизвольного (спонтанного) вспоминания, позволяющий удерживать на короткое время небольшое количество информации в состоянии, пригодном для непосредственного использования сознанием. Кратковременную память также называют первичной или активной памятью. Ей противопоставляется долговременная память, способная удерживать информацию гораздо дольше кратковременной.

Идея разделения памяти на кратковременную и долговременную датируется ещё XIX веком. Развитие психологических моделей многокомпонентной памяти, предполагающих перенос информации из кратковременного хранилища в долговременный по истечении некоторого времени, относится к 1950-м годам. Наибольшую известность получила так называемая множественная модель, разработанная Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином. Однако точный механизм переноса информации, количество переносимых воспоминаний, да и само подтверждение разделения памяти на компоненты на физиологическом уровне остаётся предметом спора среди учёных.

Сознание видит и использует содержимое кратковременной памяти и обрабатывает его, с применением интеллектуальных операций, в оперативной части кратковременной памяти (рабочей (оперативной) памяти), структуре для временного хранения информации во время её активной переработки мозгом, в которую собираются и сохраняются сведения, необходимые для решения текущей задачи. При этом процессы восприятия и спонтанного вспоминания, поставляющие информацию в кратковременную память, управляются сознанием в незначительной степени и, в основном, не прямо, а косвенно.

Продолжительность хранения информации (при условии, что нет повторения) около 20 сек. После 30 сек. след информации становится настолько хрупким, что даже минимальная интерференция разрушает его.[1] Объём краткосрочной памяти чаще всего оценивается в «7±2 элемента».

Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов. Однако эти объекты памяти, являющиеся образами реальных объектов, формируемыми восприятием, либо ментальными объектами различного типа, создаваемыми мышлением, воображением, интеллектом, интуицией, могут обладать значительным информационным содержанием. К объектам памяти такого рода относятся, например, визуальные образы: картин, видов природы, фотографий, людей, их лиц и т. д.; понятия, ментальные модели (например, таблица умножения, периодическая таблица элементов Менделеева и т. д.), схемы и т. п. При размещении в кратковременной памяти такие объекты памяти могут иметь различную степень отчетливости и, соответственно, разные объемы информационного содержания. Емкость кратковременной памяти может быть увеличена с помощью ментального и мнемического процесса (операции), называемого группирование («Chunking» — объединение объектов), различными способами объединяющего несколько объектов памяти в единый комплекс, с которым память, в дальнейшем, может оперировать, как с одним объектом памяти.

Примечания

  1. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974.

Литература

  • Аткинсон Р.Управление кратковременной памятью // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: Астрель, 2008. — С. 379—386. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Аткинсон Р., Шифрин Р.Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е изд. — М.: Астрель, 2008. — С. 387—407. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-18770-4.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 30 декабря 2019 в 10:10.

Память – важнейшая функция мозга человека, используемая в мыслительных операциях и необходимая для составления новых фактов со знакомой информацией. Любые личностные особенности напрямую связаны с опытом человека, который невозможно накапливать без памяти. Без нее невозможно приспосабливаться к изменчивой среде.

1-kratkovremennaja-pamjat-zavisit-ot-mozga.jpg

Кратковременная память зависит от мозга

С каждым годом все больше информации поступает в мозг человека, необходимо уметь ее анализировать. Для этого существует краткосрочная память, используемая при любой умственной работе. Понимание принципов функционирования памяти поможет более эффективно ее использовать и развивать.

Что такое кратковременная память

Простое определение звучит так: краткосрочная (оперативная) память – это функция человеческого мозга, задача которой – сохранять необходимую информацию в течение непродолжительного времени.

Невозможно рассматривать кратковременную память в отрыве от сенсорной и долговременной. Когда человек видит или слышит что-то, у него работает первый вид памяти. Сенсорная память хранит информацию несколько секунд, пока нервный сигнал сохраняется в нейронах. Но потом старая информация быстро сменяется на новую, которую человек воспринял через органы чувств.

Визуализация памяти в мозгу

Пример. Если в течение длительного времени смотреть на неподвижного человека, глаз будет помнить его силуэт. Сенсорная память отличается от краткосрочной тем, что первая работает лишь в момент воздействия предмета на органы чувств человека, а во второй – информация еще сохраняется в течение часа.

Есть и долговременная память. Из названия понятно, что в ней хранятся данные в течение длительного времени.

В кратковременную память информация может поступать как из сенсорной, так и долговременной. Ещё одно название рассматриваемого в этой статье вида памяти – активная, непосредственно ее человек использует в любой интеллектуальной деятельности.

Кратковременная и долговременная память тесно связаны: чем больше времени происходит удержание информации в голове, тем выше вероятность ее хранения в долгосрочной памяти.

Объем

Объем – характеристика, указывающая на максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти в каждый момент.

Сколько данных способен удержать мозг человека? Общепринято, что объем кратковременной памяти составляет 7+/-2 единиц или блоков информации. Это было открыто известным ученым Джорджем Миллером.

По мере обучения единицы информации объединяются в блоки. Например, поворот автомобиля на дороге состоит из уменьшения скорости, разворота руля в одну строку, к по окончании маневра – в другую. Новичок каждое действие из этой последовательности держит отдельно, поэтому более простое задание требует больше оперативки.

Кратковременная память в голове человека

Каждое из этих действий занимает минимум три ячейки в оперативной памяти человека. Но по мере обучения все они выполняются быстро и начинают занимать одну ячейку. Вот почему опытные водители умудряются говорить по телефону и водить машину одновременно. Им приходится перерабатывать одновременно всего два блока информации.

Правда, в нестандартной ситуации количество данных в оперативной памяти резко возрастает (много незнакомых единиц информации), и, если в это время ещё говорить, резко повышается вероятность аварии. Поэтому нельзя говорить по телефону за рулем, даже если кажется, что получается контролировать ситуацию на дороге. Непредвиденные ситуации возникают регулярно, во время вождения весь объем оперативки должен быть доступным для вождения. Умение эффективно управлять транспортным средством заключается в способности максимально концентрироваться на дороге, удерживая все ее объекты в кратковременной памяти.

Внимание! Объем оперативки может быть и меньше 5 единиц. Все очень условно. Нужно учитывать специфику запоминаемых данных, состояние человека, мотивацию и другие параметры.

Возможные проблемы и нарушения

Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации

Память у любого человека далеко не совершенна. Поэтому различные проблемы и нарушения этой функции бывают у всех. Возможные нарушения:

  1. Нарушение консолидации. Не переводится информация с краткосрочного хранилища в долгосрочное. Причин много: недосыпание, недостаточная логическая обработка поступающей информации, болезни, голод, а также незнание механизмов работы памяти.
  2. Нарушения попадания информации в кратковременную память. Могут возникать по причине невнимательности или недосыпания.
  3. Заболевания. Проблемы бывают как при обычной простуде (хоть и не столь значительные), так и при серьезных заболеваниях (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкология головного мозга).

Эти проблемы могут проходить со временем или усиливаться.

Проблемы в молодом возрасте

В молодом возрасте память, как правило, лучше. Но нарушения могут возникать и у молодежи.

Студенты учатся

Причины универсальные для любого возраста, к описанным выше можно добавить следующие из них:

  1. Усталость. Особенно проблемы обостряются у студентов в период сессии. Если в мозг поступает слишком большое количество информации, происходит предохранительное торможение, чтобы не допустить перегрузки.
  2. Сильные стрессы. Объем «оперативки» в период стресса уменьшается на 60-70%. В результате, интеллект взрослого человека такой же, как у 10-летнего ребенка.
  3. Неправильный образ жизни. Если мало спать, неправильно питаться, курить и чрезмерно пить, то со временем неизменно начнет ухудшаться память, причем часть изменений обретает необратимый характер.

Профилактикой ухудшения памяти в любом возрасте являются регулярная умеренная умственная нагрузка, пешие прогулки и готовность воспринимать что-то новое.

Тренировка и развитие кратковременной памяти

Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится

Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация. Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.

Медитация укрепляет память

Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.

Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.

Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.

Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.

Упражнения

Любое действие, использующее кратковременную память, является упражнением. Есть ряд приемов, которые способны быстро ее усовершенствовать:

  1. Запоминание последовательности чисел. Это упражнение используется и для тестирования этой функции.
  2. Чакинг (группировка объектов). Чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее на блоки. Номера телефонов разбиваются на три числа, поскольку так приходится запоминать не семь чисел, а три. Можно поупражняться в делении на блоки какого-то ряда чисел.
  3. Мнемотехника. Она направлена на развитие кратковременной памяти, но, если регулярно повторять изучаемый материал, то он перейдет в долговременную. Мнемотехника – полноценная дисциплина в психологии, на изучение которой придется потратить много времени. Чтобы сохранить информацию на всю жизнь, необходимо повторять ее через равные временные промежутки. Тренировать навыки мнемотехники можно с помощью программы Mnemocon для Android и iOS.

Существует множество приложений для смартфонов, тренирующих целый спектр когнитивных функций.

Примеры кратковременной памяти

Положительные черты характера человека — что к ним относится

С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.

Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.

Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.

Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.

Видео

ТолкованиеПереводкратковременная память</dt>Категория.Элемент трехкомпонентной модели памяти.Специфика.Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.</dd>

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

</dl>КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ</dt>(англ. short-term memory) — один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. Кратковременной памяти объем,Памяти объем,Память буферная,Сенсорный регистр). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. — первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы — с др.Механизм К. п. — реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.Основной механизм удержания (сохранения) в К. п. — повторение. Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. Забывание).Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая), блок сканирования, буферная память опознания (см. Память буферная), блок повторения и слуховая память. Зрительная память — такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти — 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. Память оперативная. (Т. П. Зинченко.)</dd>

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

</dl>Другие книги по запросу «кратковременная память» >>Памятьkratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-11.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Поэты посвящают стихи памяти – основе человеческого сознания. Без нее люди не смогут жить и просто превратятся в неких существ, у которых не будет интеллекта. Тот, кто имеет хорошую память, никогда не пропадет в жизни. Он всегда найдет хорошую работу и сможет с легкостью продвинуться по карьерной лестнице. Если у человека отлично развито восприятие, то ему проще перевести нужную информацию на долгосрочное хранение в свой мозг.

Давайте разбираться, что собой представляет кратковременная память и зачем ее нужно улучшать.

Что это такое?

Нужно знать, что существует кратковременная и долговременная память. Оба понятия очень важны для интеллектуального уровня. В психологии принято применять краткое обозначение кратковременной памяти – КВП. Она представляет собой некий компонент человеческой памяти, сведения для которой передаются из тактильного восприятия только тогда, когда проходит осознание действий тактильности. Также она запускается из долговременной памяти при содействии нужных элементов неспециальных воспоминаний. Такое сочетание позволяет сохранять небольшую информацию, которая тут же используется человеком. Поэтому такую память называют еще первичной или активной.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-1.jpg

Разберемся, как работает кратковременная память.

Процессы быстрой обработки воспоминаний управляются сознанием не в полной степени, а частично. Поэтому информация может задерживаться в сознании человека всего 20 секунд. А уже через 30 секунд информация из кратковременной памяти почти исчезает.

Принято считать, что емкость КВП составляет всего 4-5 объектов. Когда к процессу подключается интеллект, информационное содержание становится более значительным. Например, объектами человеческой памяти в этом случае могут стать природные пейзажи или картины (фотографии), ментальные модели (различные таблицы).

Если такие данные размещаются в кратковременной памяти, то она становится отчетливой в той или иной степени и имеет разные размеры. Все зависит от того, насколько развита данная память.

Нужно учитывать, что объем памяти данного типа можно увеличить с помощью мнемического и ментального процессов. Они объединятся в единый комплекс, и память может работать уже с удвоенной силой.

Общие характеристики

У разных людей кратковременная (механическая) память развита по-разному. Она может работать без процесса мышления. Если объем памяти ограничен, то происходит естественный процесс замещения: когда человек получает новую информацию, старая тут же стирается в его мозге.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-13.jpg

КВП является эдаким информационным санитаром. Информация перерабатывается, а потом ненужная отсеивается. Автоматически не допускается «переполнение» памяти в целом, долговременная память не страдает. Получается, что без КВП долговременная не сможет надежно работать. В долговременную попадает только та информация, которая была изначально переработана мозгом в кратковременной памяти.

Чтобы кратковременная память хорошо работала, необходимо поддерживать ее активность. Стоит выполнять упражнения, которые будут направлены на развитие кратковременной памяти. Для улучшения памяти необходимо направлять свое внимание на запоминание определенной картинки или различных данных. Нельзя при этом отвлекаться на другие объекты.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-12.jpg

Свойства кратковременной памяти прямо пропорциональны деятельности человека. На нее накладываются также цели и мотивы поведения. Если человек вынужден постоянно выполнять одни и те же манипуляции, которые вызывают мучения, или на него постоянно воздействует неприятный раздражитель, это не значит, что все эти нежелательные события отложатся в долговременной памяти индивида. Наоборот, лишенная смысла информация (раздражитель) будет отсеяна из-за того, что в сознании может включиться торможение. Тогда перевода негативной информации в долговременную память не произойдет.

КВП и ДВП работают совершенно независимо друг от друга. Особенно это видно тогда, когда индивид страдает ретроградной амнезией. В этом случае напрочь вычеркиваются неприятные события, произошедшие с ним, а события из далекого прошлого остаются в сознании.

Если индивид страдает антероградной амнезией, то в его сознании сохраняются оба направления – долговременная и кратковременная память. И тем не менее в этом случае ввод новой информации в ДВП становится невозможным. Хотя оба направления памяти работают как часы.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-3.jpg

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти.

Объём

Данный параметр учитывает оптимальную сумму хранящихся в голове данных. Этот параметр определяется только для взрослого человека. Принято считать, что оптимальный объем кратковременной памяти имеет средний показатель, равный 7 элементам. Однако могут происходить и некоторые колебания в меньшую или большую сторону в виде двух элементов.

Конечно, лучше иметь средний либо высокий показатель. Это будет говорить о довольно хорошей кратковременной памяти. При снижении показателя ниже 5 элементов происходят нарушения, которые необходимо исправлять путем лечения.

Д. Миллер сделал открытие, объяснив, что по мере обучения вышеуказанные элементы способны объединяться в блоки. Многие люди перерабатывают сразу два блока информации. Например, водитель может вести машину и одновременно разговаривать с попутчиком.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-4.jpg

Фильтрация

Как уже говорилось выше, краткосрочная память нужна для того, чтобы отделять нужную информацию от ненужной, а потом удалять последнюю. Ненужная информация окружает нас повсюду, и если она будет полностью усваиваться сознанием, то человек потеряет ориентацию в окружающей среде. Например, если индивид будет воспринимать и надолго запоминать посторонние звуки и картинки, то основная информация просто уйдет в никуда.

Во время лекции студент внимательно слушает лектора и запоминает только учебный материал. А посторонние вещи в виде клаксона автомобиля или цвета одежды лектора автоматически отсеиваются в его сознании.

А вот сведения, попавшие в мозг во время сна, становятся долговременными. И неважно, имеют они смысл или нет.

Перевод в долгосрочную память

Гиппокамп – это основа, где находится один из главных центров памяти. Учтите, что память сама по себе разная. Гиппокамп задействуется тогда, когда человеку необходимо заучить определенный путь на путевой схеме или определить расположение нужных объектов.

И тем не менее в гиппокампе сведения не остаются надолго, так как эта часть считается кратковременным хранилищем. Здесь просто происходит переход кратковременной памяти в долговременную. Именно так знания перемещаются из гиппокампа в другие зоны головы. Для того чтобы данный процесс прошел успешно, человек должен погрузиться в сон: только процесс сна может дать электроволны во время медленного засыпания, без чего полученная ранее информация просто исчезнет.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-5.jpg

В гиппокампе не остаются воспоминания событий, произошедших в персональной жизни индивида. Такие воспоминания быстро перемещаются в периринальную кору. И здесь происходит превращение кратковременной памяти в долговременную.

Вывод один – гиппокамп нужен для консолидации памяти. Он работает, когда человек спит. Вот почему некоторые люди могут несколько раз перед сном прочитать стихотворение, а наутро пересказать его наизусть.

И еще нужно учесть, что от КВП напрямую зависит долгосрочная память. Например, если краткосрочная память не сможет запомнить и сохранить как следует информацию, то от этого напрямую пострадает ДВП. Поэтому одни и те же события разные люди воспроизводят в своих воспоминаниях по-разному. Просто одни могут запомнить информацию хорошо, а другие – нет.

Стадии

Как мы уже знаем, в повседневной жизни, когда люди не ставят прямую задачу запомнить что-либо, у них срабатывает кратковременная память. Образ держится примерно 30 секунд, а потом стирается. Но тогда, когда индивид пытается запомнить какую-либо информацию или картинку (и обязательно удержать эту информацию в голове), он пользуется таким свойством памяти, как запоминание. Именно запоминание включает в себя три стадии, рассмотрим их.

Первая часть – это кодирование. Как это работает? Сначала человек сосредотачивает внимание на образе. В данный момент он полностью игнорирует все лишнее, что окружает его в момент кодирования.

Приведем пример. Вам необходимо запомнить таблицу Менделеева. Вы производите заучивание и при этом не смотрите на то, что происходит вокруг вас. Поэтому когда вы попытаетесь воспроизвести цифры из таблицы, то вы без труда это сделаете. Однако при этом вы не вспомните, как в это время под вашими окнами просигналил автомобиль.

kratkovremennaya-pamyat-chto-eto-takoe-i-kak-uluchshit-6.jpg

Необходимо учитывать, что каждый человек индивидуален, поэтому и информация кодируется у всех людей по-разному.

  • Путем зрительного восприятия. Когда так происходит, то вы просто видите картину во всех подробностях и запоминаете ее, словно фотографируя. Но эйдетическая память очень многим людям несвойственна. Кстати сказать, она еще называется фотографической. Обычно такой памятью обладают высокоинтеллектуальные люди.
  • Путем акустического восприятия. Еще данное восприятие называют фонологическим. Работает просто. Когда человек пытается что-то запомнить, он просто повторяет вслух информацию.

Кратковременная память включает в себя два отсека. Специалисты их называют хранилищами. Каждое хранилище принадлежит различным мозговым структурам. Один отсек считается акустическим и располагается в левом полушарии. В него откладывается багаж знаний, который был получен при помощи слуха. Другой отсек считается зрительно-пространственным и находится в правом полушарии. В нем содержатся знания, которые были получены при помощи зрения.

Долгосрочная память способствует проявлению второй части – это хранение информации. Как мы уже понимаем, долгосрочная память может содержать картины из прошлого, воспоминания детства, юности, какие-либо события и многое другое. И такое складирование информации не имеет границ в отличие от кратковременной памяти.

И третья часть – это воспроизведение. Кратковременные воспоминания на первый взгляд приходят на ум гораздо легче, чем долговременные. Долговременные воспоминания сначала необходимо найти и вывести их наружу, то есть запустить мозговую деятельность. Для этого требуется время. А краткосрочные предполагают запоминание 7 элементов.

Если вам нужно найти определенный номер дома, который состоит из трех цифр, то их вспомнить можно будет довольно быстро.

Виды

Важно знать, что кратковременная память делится на виды по длительности хранения – есть:

  • мгновенная память, когда информация уничтожается через 20-30 секунд;
  • оперативная, когда нужно сохранить информацию, пока принимается какое-либо решение.

Кратковременная память имеет несколько видов. И от этих видов зависит то, как именно человек запоминает какую-либо информацию.

Например, индивид с кратковременной речевой памятью лучше запомнит данные из лекций. А человек с визуальной памятью лучше усвоит урок, если будет списывать с доски.

Итак, рассмотрим эти виды более подробно.

Аудиальная

Данную память еще называют слуховой. В этом случае восприятие информации усваивается через слуховой аппарат. Когда человек услышал что-либо, он просто это запоминает. Хорошо запомнить можно только тогда, когда информация еще и будет проговорена вслух. А если этого не сделать, то она сотрется в течение 30 секунд.

Визуальная

В этом случае человек воспринимает данные извне при помощи зрения и запоминает картинку. Когда ему необходимо перевести информацию из кратковременной памяти в долгосрочную, он зачастую пользуется речевым кодированием. Это называется методом ассоциаций, который очень хорошо помогает в запоминании образов.

Тактильная

Тактильность переводится как «прикосновение». Значит, человек может запоминать что-либо через прикосновения. И такими качествами способен обладать не каждый.

Методика определения объема КВП

Для этого можно воспользоваться тестом. После его применения определяется объем кратковременной памяти. В данном случае испытуемый должен запомнить цифры в течение 20 секунд и постараться их воссоздать по памяти. Цифры записываются испытуемым на бумагу. Итак, цифры, которые необходимо запомнить:

  • 15, 39, 87, 23;
  • 94, 65, 79, 46;
  • 83, 19, 84, 52.

Если вы запомнили и записали 10 цифр, то у вас идеальная память. Средний уровень характеризуется 7 единицами.

Нарушения

Проблемы с памятью ухудшают качество жизни. Их причины:

  • ухудшение самочувствия, авитаминоз, переутомление, плохая экология;
  • увлечение вредными привычками;
  • нарушение кровообращения мозга;
  • различные патологии мозга;
  • травмы;
  • заболевания, связанные с психикой;
  • болезнь Альцгеймера;
  • умственная отсталость.

Когда память ухудшилась, можно наблюдать такую симптоматику:

  • когда человек внезапно начинает вспоминать и воспроизводить множество событий с аномальной быстротой – это гипермнезия;
  • индивид полностью забывает события, которые произошли в определенный период, – это амнезия;
  • когда память человека снижается частично – это гипомнезия.

Общая симптоматика ухудшения памяти:

  • забывчивость или спутанность сознания;
  • дезадаптация в социальном плане и неспособность воспроизводить события;
  • аутизм, растерянность, проблемы с нервной системой.

Как улучшить?

Память можно развить при помощи ряда упражнений.

  • Попросите своего друга написать на листе бумаги 20 слов. Запомните их в течение 1 минуты. Затем напишите на листе бумаги то, что запомнилось. Чем больше слов, тем лучше память. Если плохо получается, то нужно тренировать память и постоянно повторять упражнение (только слова пишите каждый раз новые).
  • Попробуйте написать на листе ряд чисел так, чтобы каждая последующая цифра представляла сумму предыдущих цифр. Например: 2+1=3, 3+2=5, 5+3=8 и так далее.
  • Еще одна тренировка. Нужно непроизвольно открыть книгу на любой странице и прочитать 1 абзац. После чего попробуйте пересказать текст как можно подробнее.
  • Положите на стол 10 красочных предметов и запомните их расположение, цвет, форму в течение 1 минуты. Затем накройте предметы тканью и расскажите все в подробностях об увиденных предметах.
Используемые источники:
  • https://b-trainika.com/blog/kratkovremennaya-razvit-kratkovremennuyu/
  • https://wiki2.org/ru/кратковременная_память
  • https://srazu.pro/teoriya/kratkovremennaya-pamyat-cheloveka.html
  • https://psychology.academic.ru/5332/кратковременная_память
  • https://vplate.ru/pamyat/kratkovremennaya/

Скажите что-нибудь