Психологическая характеристика памяти

44. ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мне-мические приемы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ТолкованиеПереводСМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ</dt>СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ. Вид памяти, который основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов и явлений. В противоположность С. п. механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. Этот вид памяти более продуктивен, так как опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека, в то время как механическая память лишена такой опоры. Иногда С. п. связывают с долговременной памятью, предполагая, что в ней сохраняются значения или смыслы того, что человек когда-то запомнил. </dd>

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

</dl>

Смотреть что такое «СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:

  • смысловая память — память, основанная на выделении и запоминании смысловых вех в речевом произведении …   Толковый переводоведческий словарь

  • Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации …   Психология человека: словарь терминов

  • ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ. См. смысловая память …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании это ассоциации, объединенные и обобщенные… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… …   Медицинская энциклопедия

  • память логическая — (син.: П. логически смысловая, П. смысловая) П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.) …   Большой медицинский словарь

  • Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • память логически-смысловая — см. Память логическая …   Большой медицинский словарь

  • память смысловая — см. Память логическая …   Большой медицинский словарь

В современном обществе конкурентоспособность человека определяется умением обретать новые знания. А эффективность обучаемости неразрывно связана со склонностью качественно запоминать материал. В данной статье рассмотрим подробнее запоминание: что это такое и каковы факторы, определяющие его эффективность.

Что это такое?

При попадании ранее неизвестных сведений в структуру головного мозга происходит их восприятие, переживание, идентификация разных характеристик, мысленное построение ассоциативных рядов, установление смысловых связей и кодирование. В психологии существует следующее определение: запоминанием называется процесс ввода новой информации в хранилище памяти с помощью ассоциативных связей при непосредственном участии мыслительной деятельности для последующего сохранения воспринятых данных. Процесс запоминания начинается с восприятия событий органами чувств. Его скорость зависит от того, какие рецепторы субъекта задействованы в момент поступления информации.

Так, портретная фиксация варьируется от 0,25 до 0,75 секунды. При поступлении слишком большого объема зрительной информации происходит наслоение одних данных на другие. Первоначальные сведения сохраняются до тех пор, пока не переходят в долговременную память или забываются. По сравнению с уровнем хранения зрительного образа след краткого слухового раздражителя может удерживаться более длительное время: от 2 до 3 секунд. Это свойство позволяет уловить не отдельные звуки, а целостную мелодию. Физиологическая теория базируется на особенностях высшей нервной деятельности.

Физиологи считают, что процесс запоминания представляет собой условный рефлекс, который возникает на стыке приобретаемых и уже усвоенных знаний. Цель достигается с помощью подкрепляющих действий.

Факторы, определяющие эффективность

Прочность усвоения материала зависит от влияющих на результативность запоминания трех факторов: внимания, повторения и ассоциации. Для успешного запечатления и качественного удержания в памяти большого объема информации необходимо соблюдать следующие общие условия:

  • эффективному запоминанию различных событий и фактов способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, полноценное питание и здоровый сон;
  • считается, что лучшее время суток для усвоения различных знаний – это утренние и дневные часы; продуктивность процесса начинается с 10–11 утра;
  • немаловажным фактором является отсутствие стрессов и отрицательных эмоций;
  • материал запоминается быстро и прочно, если человек сам стремится к этому;
  • информацию следует разделить на фрагменты, выделить в них смысловые единицы, выявить логическую взаимосвязь частей; важное место занимает семантическая и пространственная группировка сведений;
  • решающее значение имеют позитивный эмоциональный фон и яркость запоминаемых сведений; всегда можно придать обычному событию экспрессии и насыщенности; неординарные и удивительные впечатления надолго остаются в памяти человека;
  • легко фиксируется информация, которая интересует индивида;
  • немаловажным фактором является осознание значимости и понимание смысла осваиваемого материала;
  • коэффициент запоминания зависит также от многократности разумно организованного систематического повторения.

Обзор видов

Человеку свойственно забывать многие факты, но в хранилище мозговых структур долго сохраняется информация, поддерживающая его убеждения, взгляды и увлечения. Избирательное запоминание проявляется в том, что только часть воспринимаемых сведений остается в голове. Из огромного потока информации мозг автоматически сохраняет только факты, интересующие в данный момент личность.

Интервальное запоминание подразумевает поэтапную фиксацию в памяти каких-то данных, повторение их через определенный промежуток времени. Например, важную информацию фиксируют на листке и пытаются воспроизвести в памяти через 2 недели. Затем записывают забытые факты. Через полмесяца восстанавливают в памяти всю информацию. Если какие-то сведения не удалось вспомнить, то их снова переписывают, повторяют и оставляют на 2 недели. И так продолжается до тех пор, пока весь текст не будет усвоен. Метод интервальных повторений применяют при изучении иностранных языков.

Иногда люди с целью удержания в голове большого объема информации прибегают к зубрежке. Основу механической фиксации материала составляют ассоциации по смежности без осознания логической связи между фрагментами получаемой информации. Этот вид преднамеренного запоминания отличается зазубриванием без осмысления, поэтому он неэффективен. В отличие от него смысловое запоминание основывается на четком понимании логических цепочек между отдельными фрагментами осваиваемой информации, поэтому она запоминается лучше.

Специалисты по способу фиксации новых сведений выделяют произвольное и непроизвольное запоминание.

Осознанное

Целенаправленное удержание в голове событий и фактов представляет собой особый и сложный мыслительный процесс, подчиненный задаче запомнить. Осмысленное закрепление материала с использованием ассоциативных рядов, логичных рассуждений, систематического повторения относят к произвольному запоминанию.

Преднамеренная фиксация информации в структурах головного мозга требует волевых усилий. Обычно субъект ставит перед собой конкретную задачу запоминания определенных данных. С этой целью он использует специальные приемы, производит определенные действия. Например, многократное повторение необходимых данных происходит до полного их усвоения.

Неосознанное

Фиксация информации может происходить случайно, без затраты индивидом определенных волевых усилий. Такое автоматическое действие умственного процесса именуют непроизвольным запоминанием. Непреднамеренное запечатление каких-то данных сохраняет определенный след в коре головного мозга. Жизненно важная информация сохраняется в памяти лучше всего. Хорошо запоминаются сведения, связанные с интересами и потребностями субъекта.

Задачи

В процессе запоминания данных очень важно каждому человеку научиться ставить перед собой правильные задачи. Любое обучение неразрывно связано с восприятием огромного объема новых сведений. Без желания запоминать усвоенные знания тут же забываются. Решению данной проблемы способствуют мнемонические приемы. Они основываются на кодировании информации и создании цепочек индивидуальных ассоциаций, насыщенных конкретными эмоциями и яркими образами.

Каждый человек сам определяет важные для себя задачи.

Последовательность этапов

Процесс запечатления информации в памяти имеет конкретные периоды, которые осуществляются последовательно.

  • На первом этапе происходит кодирование в образы. Благодаря определенным приемам и методам запоминаемые сведения трансформируются в простые зрительные представления. При необходимости они переводятся в исходную форму и происходит их воспроизведение. Но не вся входящая информация способна преобразовываться в зрительные образы. Например, числа сначала переводятся в буквенный код, который находит подходящее слово, имеющее мысленную связь с соответствующим образом.
  • Второй этап предполагает соединение созданных представлений. После преобразования отдельных элементов запоминаемых сведений в зрительные образы происходит их соединение в искусственную ассоциацию. Мозг устанавливает взаимосвязь между ассоциативными рядами с целью дальнейшего извлечения из памяти всей ассоциации целиком. Объединенные в воображении образы формируют ассоциативную связь. Они фиксируются в памяти как одна картинка.
  • Следующая стадия подразумевает фиксацию последовательности конкретной информации, заключающуюся в формировании четкой программы припоминания. Благодаря ей в будущем происходит безошибочное воспроизведение зафиксированных сведений в нужной последовательности.
  • Заключительный этап характеризуется закреплением в памяти информации. Многократное мысленное повторение данных позволяет сохранять ее в коре головного мозга длительное время. При однократном восприятии созданные ассоциативные ряды разрушаются в течение одного часа.

Длительность сохранения сведений в хранилище головного мозга зависит от частоты их активизации.

Способы повышения

Если восприятие нового материала затруднено из-за имеющихся проблем с запоминанием, надо выбрать правильную стратегию. Следует настроить себя на усвоение информации. Любые сопоставления, вычленения главных идей, подсчеты улучшают процесс заучивания. Психологи рекомендуют с целью улучшения усвоения учебного материала производить какие-нибудь действия с запоминаемыми сведениями.

Всем обучающимся в среднем или высшем образовательном учреждении для эффективного усвоения учебного материала необходимо пересказывать изучаемую информацию своими словами. Стоит всегда связывать ее с приобретенными ранее знаниями, проводить между ними параллели, строить ассоциативные ряды с фактами и сведениями, полученными в результате личного опыта. Надо как можно реже пользоваться шпаргалками и интернетом для получения нужного материала. Следует опираться на собственную память, применять весь имеющийся потенциал своего мышления.

Готовясь к выступлению, запоминайте канву речи, а не весь текст. Лучше всего сохраняются в памяти начало и конец текста или запоминаемого ряда. Эта особенность называется «эффектом края». Этот факт следует учитывать при подготовке речи. Найдите интересные примеры, запишите опорные слова.

Повышает запоминание информации техника чередования. Она подразумевает после частичного выполнения заданий по одному предмету переключение на другую образовательную дисциплину с последующим возвращением к предыдущему материалу. При чередовании предметов важно четко структурировать все сведения, тогда не произойдет хаотического нагромождения различных событий.

На опосредованное запоминание конкретных и абстрактных понятий нацелена методика пиктограмм. Она предполагает запоминаемые слова заменять рисунками. Школьники обычно быстро придумывают образы, лаконично символизирующие нужное понятие, и изображают их графически. Восстановление в памяти зафиксированных в виде рисунков слов не вызывает затруднения. Есть много специальных техник, рассчитанных на запоминание лиц, имен, отчеств, фамилий. Некоторые из методик предлагают связать образ с литературным или сказочным героем.

Можно обратиться к этимологии имени и на ее основе составить мысленный образ. Широко применяется способ привязки лица к имени, профессии, хобби, привычкам посредством построения ассоциативных связей.

Механическая память – это запоминание необходимого материала методом частого повторения без использования всякого смысла. Проще говоря это зубрёжка малопонятного материала, в котором не получается разобраться.

Запоминать с помощью такого метода очень тяжело и неэффективно, потому что требует большое количество времени для заучивания и такой материал не остаётся надолго в памяти.

Человеку в жизни часто приходится пользоваться этим методом усвоения нужной информации. К такой информации относят:

  • номер телефона;
  • адрес;
  • слова иностранных языков;
  • сложные термины и т.д.

Но в основном такой тип используется для приобретения знаний, например, в школе, университете и т.д. Этот процесс является неотъемлемой частью учёбы.

Механическая память — это в психологии запоминание трудной информации, которую человек по каким-то причинам не может усвоить и отложить в голове.

Обычно, из того, что человек запоминает, усваивается мало информации. Лишь малейшая часть остаётся в разуме на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы важные материалы оставались в голове, периодически их нужно повторять.

В процессе изучения проявляется такая особенность, заученный текст лучше вспомнить спустя какой-то промежуток времени (ночь или сутки и более). Заученные элементы закрепляются в коре мозга, достать их оттуда спустя время гораздо проще. Такое явление объясняется работой клеток мозга. И поэтому спустя время такой материал может с лёгкостью исчезнуть из памяти.

2-18.jpgСмысловая память

Смысловая память работает за счёт мышления. Чтобы запомнить какую-либо информацию человек осмысливает материал, понимает его и откладывает в памяти. Здесь не нужно зазубривать сложные термины или правила. В основном человек устанавливает связь нового материала со старым, уже приобретённым ранее, логически раскладывает все изучаемое. Самое главное – это понять о чём идёт речь, осмыслить прочитанное, и лишь потом повторно прочитать для закрепления.

Информация, которая была хорошо проработана и понята читателем, остаётся в разуме гораздо дольше, чем текст, который был бессмысленно заучен.

К текстам, которые поддаются хорошему разбору, относятся:

  • литературные тексты;
  • интересующий читателя текст.

Отличным объяснением плохой усвояемости материала школьниками является то, что за короткий срок продолжительности времени им предлагают запомнить абсолютно разный материал.

Если первый урок был усвоен хорошо, то последующие запоминания уже будут происходить с затруднениями, потому что активировалась следующая деятельность.

Также причиной забывчивости может стать активная деятельность после усвоения информации. Например, утренние обучение будет менее эффективным. Потому что впереди будет насыщенный день с большим количеством данных для работы мозга. А если изучать что-то после обеда или перед сном, то эффекта будет больше, потому что мозг уже более расслаблен.

 Самое лучшее запоминание данных происходит. Когда информация была изучена в обед, а затем её повторили перед сном или рано утром. Это происходит за счёт того. Что сны не вызывают сильной эмоциональной нагрузки.

Также влияет заинтересованность в изучаемых данных. Чем более текст вызывает интереса, тем лучше он усвоится и запомнится.

3-17.jpgВ чём заключается различие механической и смысловой памяти

Смысловая память имеет большее значение в жизни человека. Это происходит, потому что человек производит действия осознанно, не сильно затрудняя работу мозга.

Детям очень важна такая память, потому что она помогает развивать мышление.

Самый лучший процесс изучения у детей – это игровой процесс. Примером является сбор конструктора или кубиков. Ребёнку нет необходимости постоянно заглядывать в инструкцию затем, чтобы разобраться, как складываются детали.

Он делает это уже на механическом уровне, вкладывая в игру свою фантазию. Главное, что должно отложиться в понимании ребёнка, это то, что конструктор собирают не просто так. А чтобы получить конечный результат в виде предмета.

Особенностью механической памяти является автоматическое выполнение определённых действий, не вкладывая разум в работу. Грубо говоря, люди в этот момент превращаются в роботов.

Такой автоматизм нужен в редких ситуациях, когда требуется чёткое выполнение предъявленных инструкций. Зачастую это приводит к травмам на производстве.

Заученный материал быстро забывается за ненадобностью. А если человек проявил интерес к изучению, затем прочитал дополнительную литературу, то и информация такого плана отложится в голове на продолжительно время.

Когда человек выстраивает взаимосвязь между событиями, продумывает последовательность определённых операций, тогда данные запоминаются гораздо легче и на продолжительный срок. В данном случае человек начинает видеть причину и осмысленно предвидеть разные действия, которые можно предпринять.

Преимущества и недостатки

К плюсам механической памяти можно отнести следующее:

  1. При правильной методике заучивания, материал быстро отложится в голове.
  2. После повторения заученного на ночь или рано утром материал лучше усвоится.
  3. Не нужно выдумывать объяснение определённым элементам, потому что все необходимые термины были зазубрены.

К минусам механической памяти относится:

  1. Маленький срок хранения важной информации.
  2. Материал забывается практически полностью.

Плюсы смысловой памяти:

  1. Долгосрочное запоминание.
  2. Лёгкое усвоение, за счёт понимания данных.
  3. Интерес к изучению дополнительных материалов.

К минусам смысловой памяти можно отнести:

  1. Затрата времени на изучение данных.

Смысловое изучение основывается на понимании, процессах деятельности мышления. Для детей со слаборазвитой памятью этот метод является очень полезным, потому что пути развития лежат в развитии навыков умения обобщать материал, выделять в нём главные особенности.

Механическое запоминание получило своё название за счёт учащённого повторения трудно усвояемого материала. Этот процесс напоминает работу какого-либо механического устройства.

Именно поэтому наименование памяти стало – механическая. Психологи предполагают, что этот вид изучения произошёл из-за школьных программ обучения.

Упражнения для развития

Существует ряд упражнений, которые способны развивать конкретные участки мозга, для запоминания необходимых данных:

  1. Каскад слов. Целью упражнения является развить объём для хранения материала. Упражнение заключается в том, что взрослый читает слова, каждый раз увеличивая список на одно слово, а ребёнок повторяет их вслух.
  2. Фотоаппарат детектива. Суть упражнения в том, что ребёнок якобы фотографирует определённую картину вокруг себя в течение отведённого времени, затем отворачивается и перечисляет предметы, которые он смог запомнить.
  3. Магазин. На полочках расставляются различные предметы. Ребёнку даётся определённое время, чтобы запомнить их расположение. Затем он подходит к «кассиру» и отвечает на вопросы где, что и в какой последовательности лежало. В этой игре важно менять роли детей.
  4. Повтори за мной. Взрослый рисует какой-либо узор или фигуру, затем ребёнок в течение минуты должен у себя в блокноте повторить данный рисунок. Можно рисунок заменить фигурой из кубиков.
  5. Разведчик. В данной игре принимают участие несколько детей. Выбирают одного разведчика, а другие передвигаются по комнате, и по команде замирают в придуманной позе. Разведчик должен запомнить расположение и позы, заем выйти из комнаты. Ребята немного изменят своё положение. Разведчик должен зайти и найти все изменения.
  6. Рисунок пальцами. В то время пока взрослый проговаривает 10 слов, ребёнок запоминает их и записывает их пальцем на столе. Затем проговаривает те слова, которые удалось запомнить.
  7. Двигайся и запоминай. Детям предлагается запомнить определённый список слов с помощью жестов, звуков, движений, поз. В течение 5 минут ребёнок называет слова, которые запомнил. Загадывать можно абсолютно разные по смыслу и содержанию слова. Такое упражнение следует начинать с 6-8 слов.

Вывод

Выполняя периодически эти лёгкие упражнения и игры, ребёнок наполнится позитивными эмоциями, и разовьёт свою память.

Читайте далее:assotsiativnaya-pamyat-150x150.jpg

Ассоциативная память и методы её развития

Dvigatelnaya-pamyat-150x150.jpg

Двигательная память: 8 развивающих упражнений

Taktilnaya-pamyat-150x150.jpg

Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения

1-45-150x150.jpg

Образная память и ее развитие, 13 упражнений

1-16-150x150.jpg

Как улучшить кратковременную память, 6 сильных упражнений

Найдено 17 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> Запоминание

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

—> ЗАПОМИНАНИЕ

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

—> Запоминание

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

—> ЗАПОМИНАНИЕсвойство памяти запечатлевать ощущения и восприятия, мышление или переживания. Виды 3. соответствуют видам памяти.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

—> Запоминание

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

—> Запоминание

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

—> запоминание

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

—> запоминание

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

—> ЗАПОМИНАНИЕ

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

—> Запоминание

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

—> Запоминание

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

—> ЗАПОМИНАНИЕодин из основных процессов памяти, представляющий собой перевод информации, воздействующей на органы чувств, в кратковременную память и далее в оперативную или в долговременную память с последующим ее сохранением в течение определенного времени. На З. материала могут оказывать влияние многие факторы, в том числе: 1. Место, занимаемое запоминаемым материалом в общей структуре деятельности человека. Доказано, в частности, что лучше запоминается то, что является целью соответствующей деятельности, чем то, что выступает в качестве фона или условий деятельности. 2. Значимость запоминаемого материала для человека. Чем более значимым является материал, тем лучше он запоминается человеком. Это касается и значимости деятельности, в русле которой происходит З. 3. Завершенность деятельности, с которой связан процесс З. Лучше человеком запоминается то, что связано с незавершенными действиями, чем то, что относится к завершенным действиям. См. память.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

—> ЗАПОМИНАНИЕодин из процессов памяти, состоящий в закреплении воспринимаемой информации, действий, переживаний, мыслей и связей между ними. 3. – основа накопления, сохранения и последующего использования знаний. 3. может быть непроизвольным (непреднамеренным), если совершается помимо воли, без специальной цели и усилий, и произвольным (преднамеренным), если ставится цель что-то запомнить. 3. делят на механическое и смысловое (логическое) в зависимости от того, как оно осуществляется. При механическом 3. объекты воспринимаются без выделения в них существенного и своеобразного. Оно не связано с обобщением информации, ее глубоким осмысливанием. Применение специальных приемов 3. подменяется простым повторением (зубрежкой). Логическое 3. происходит в результате глубокого понимания, уяснения смысла изучаемого материала, выделения в нем существенного, установления причин и следствий соотношения целого и частей, общих положений и конкретных фактов. Для лучшего 3. воспринимаемого материала необходимо прежде всего понять его значимость и необходимость овладения им, вызвать установку на длительное и точное удержание в памяти. Хорошее 3. невозможно без устойчивого внимания. 3. происходит хуже, если последующая деятельность мало отличается от предыдущей. Важное значение для 3. имеет сравнение новых знаний с уже усвоенными, нахождение сходного и различного в материале, постановка вопросов и формулирование ответов на них, приведение примеров к теоретическим положениям. Исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова показали, что З. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

—> ЗАПОМИНАНИЕпроцесс памяти, в результате к–рого происходит закрепление в памяти образов предметов или явлении действительности. З. сохраняет далеко не все, что оказывало воздействие на наши органы чувств. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Различают смысловое (логическое) и механическое З. В последнем случае понимание запоминаемого материала подменяется простым повторением, зубрежкой. Механическое З. вызывается недостатком руководства умственной, учебной деятельностью детей и неправильным воспитанием памяти. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. Последнее носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий и без сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Однако и здесь сохраняется зависимость З. от целей и мотивов деятельности. Непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача к–рого – запомнить точно и на максимально продолжительный срок. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее. Закономерности З. используются в обучении и в работе с неуспевающими школьниками.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

—> ЗАПОМИНАНИЕ

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

—> ЗАПОМИНАНИЕ

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

—> ЗАПОМИНАНИЕ

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Показать еще…Используемые источники:
  • https://psy.wikireading.ru/30223
  • https://methodological_terms.academic.ru/1870/смысловая_память
  • https://vplate.ru/myshlenie/zapominanie-chto-eto-takoe-i-kakovy-faktory-opredelyayushchie-effektivnost/
  • https://trainmindpower.com/mehanicheskaya-i-smyslovaya/
  • https://vocabulary.ru/termin/zapominanie.html

Скажите что-нибудь