Когнитивные процессы в психологии

20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

  1. восприятие;
  2. внимание;
  3. память;
  4. мышление;
  5. воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?)возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства;
  2. панические атаки (что это такое?);
  3. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  4. депрессия на лёгкой стадии;
  5. прокрастинация (что это?);
  6. перфекционизм (что это такое?);
  7. трудности в отношениях;
  8. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Если принять за основу ложные фантазии, названные некими терминами (когнитивный), которые в итоге и являются этими значениями (отсылка на другие значения слов — способности, функции, процессы и т.д. , то будет ли являться данная информация сутью по теме. Засунуть в бутылку кучу ингредиентов и назвать их вино = когнитивное, совершенно невозможно в здравом уме так как некоторые составляющие(ингредиенты) имеют в себе уже вино от окружающего мира до бутылки с содержимым. Это тот наглядный случай когда фантазеры — чтобы объясняют введенный термин (то бишь до селе не известное) кучей других терминов и значений сути которых также не знают.

«>

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Когнитивные процессы – это способность человека отметить события, которые происходят, припомнить о том, что необходимо сделать или купить, выслушать собеседника, когда он хочет что-то рассказать.

1.-kognitivnye-processy.jpg

Когнитивные процессы

В тексте, приведенном ниже, будет рассказано о том, какие бывают процессы когнитивного характера, какую роль они играют в человеческом учении, каким образом процессы умственного направления можно сделать лучше, и о многом другом.

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.

2.-chto-takoe-kognitivnye-processy.jpg

Что такое когнитивные процессы

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность  имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Функциональная схема познавательного процесса

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Такая схема применяются для спецификации познавательного процесса и состоит из следующих блоков:

  • Первоначальный информационный анализ, то есть область рецепторов;
  • То, что касается восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и так далее;
  • Память, как хранилище, которое довольно сложно устроено. В нем находятся знания и информация;
  • Область репрезентации. Здесь происходит синтез восприятия.

Применение когнитивных процессов в образовании

При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности. Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера.

При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.

При написании происходит примерно то же самое. Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д.

Улучшение умственных процессов

Способы улучшения

Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:

  • Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
  • Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
  • Отмечать свои успехи;
  • Развивать мышление критического плана;
  • Читать.

Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.

Видео

ТолкованиеПереводкогнитивизм</dt>— направление в психологии (см.подход когнитивистский; психология когнитивная; психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>Другие книги по запросу «когнитивизм» >>ТолкованиеПереводкогнитивная деятельность</dt>»Ухватывание» и установление смысла; образование системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире.</dd>

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

</dl>

Смотреть что такое «когнитивная деятельность» в других словарях:

  • Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… …   Википедия

  • Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… …   Википедия

  • когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность психическая у животных —      целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… …   Википедия

  • Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology) — К. п. это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр.… …   Психологическая энциклопедия

  • Когнитивная терапия депрессии — Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Когнитивная сложность — [лат. cognitio знание, познание] психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной… …   Психологический лексикон

  • лингвистика когнитивная —         ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Когнитивная терапия. Полное руководство, Джудит Бек. От Yakaboo:Материалом для пособия «Когнитивная терапия. Полное руководство» Джудит Бек послужила многолетняя теоретическая и практическая деятельность… Подробнее  Купить за 864 грн (только Украина)
  • Образ и деятельность, В. П. Зинченко. Настоящее издание, автором которой является психолог В. П. Зинченко, рассказывает о ряде важных разделов в психологии, среди которых восприятие, движение, действие, когнитивная психология и… Подробнее  Купить за 760 руб
  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 12 (249) 2014, Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… Подробнее  Купить за 750 рубэлектронная книга
Другие книги по запросу «когнитивная деятельность» >>

Когнитивные процессы – это психические процессы, обеспечивающие рациональное познание мира. Происходят от латинского слова «cognitio» — то есть, знание, изучение, познание. Подробнее о них поговорим в данной статье.

1-96.jpg

Чем являются когнитивные процессы

Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.

Благодаря когнитивности мы имеем возможность познания окружающего мира.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечение вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.

Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.

Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Что позволяет в свою очередь верно адаптироваться к разным ситуациям.

Умственный процесс может быть как совместным, так и происходить самостоятельно.

Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.

Разновидности

Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.

Базовыми (низшими) когнитивными процессами

Они представлены:

Ощущением и восприятием

На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить, как извне, так и из глубин нас самих.

Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы Гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.

Вниманием

Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимания тому, к чему испытываем наибольший интерес.

Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.

Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.

1-97.jpg

Памятью

В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.

Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.

Высшими (сложными когнитивными процессами)

Они представлены:

Умом (интеллектом)

Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.

Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько вариантов методик.

Мышлением

Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.

Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.

Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.

Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.

К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.

1-98.jpg

Речью

Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).

Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально, если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.

Применение когнитивных процессов в образовании

Психологи занимаются анализом умственных процессов, чтобы улучшить качество жизни человека. Каждому из нас важно самосовершенствоваться и контролировать себя, чтобы достигать определённых результатов. Как в этом помогают когнитивные процессы?

В обучении

Есть много теорий обучения, которые отличаются друг от друга. Но во всех из них (исключение – теория ассоциативного обучения) используются когнитивные процессы.

При этом, когда мы обучаемся, то все познавательные процессы взаимосвязаны. Требуется приложение усилий, использование всех ресурсов для улучшения учебных навыков и более эффективного обучения чему-либо.

При чтении

Для качественного чтения важно уметь быстро распознавать буквы, концентрироваться на книге, запоминать информацию, соотносить её с тем, что уже было известно и так далее.

При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории.

При письме

Ситуация аналогична когнитивным процессам, происходящим при чтении. Важно уберечь себя от лишнего шума, стараться писать разборчиво, не терять мысль, контролировать орфографию и т.д. Также немаловажно планирование того, о чём мы пишем.

Улучшение когнитивных процессов

Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.

Следите за здоровьем

На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.

Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.

Используйте технический прогресс себе на пользу

Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.

Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.

Празднование побед

Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться.

1-99.jpg

Займитесь развитием критического мышления

Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.

Чтобы в полной мере проявить свой потенциал важно быть достаточно любопытным.

Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.

Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности.

 Читайте

Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.

Занимайтесь творчеством

Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением.

Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!

Скажите «нет» многозадачности

К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.

Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.

Психологи давно говорят о том, что чтобы полноценно наслаждаться жизнью – важно жить в настоящем моменте, не перескакивая в будущее и не возвращаясь в прошлое. Если вы испытываете трудности с концентрацией – на помощь придут различные медитативные практики.

Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!

А напоследок просмотрите тематический ролик:

Marissa

Используемые источники:
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html
  • https://psychology.academic.ru/903/когнитивизм
  • https://lingvistics_dictionary.academic.ru/1504/когнитивная_деятельность
  • https://tayniymir.com/samorazvitie/kognitivnye-proczessy.html

Скажите что-нибудь