Девиантное поведение детей и подростков

Опубликовано 20.09.2013 — 21:44 —

Рекомендации для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngdeviantnoe_povedenie_detey.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение детей.

Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.

Чаще это поведение —  реакции детей на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом .Возможность появления отклонений в поведении  связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружении.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

1. Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.

2. глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.

3.безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.

Факторы:

1. неполная семья

2. материальное положение семьи

3.стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей

4. злоупотребление родителями алкоголя и наркотиков.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.3. Контроль над собственными негативными эмоциями.Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.4. Снижение напряжения ситуации.5. Обсуждение проступка.Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.6. Сохранение положительной репутации ребенка.И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.нерефлексивное слушание1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

понятие «невнимательность»Понятие «гиперактивность»Понятие «импульсивность»

По международной классификации выделяют три формы СДВГ:

>

<imc>РЕФЕРАТ «Девиантное поведение детей и подростков. Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь — любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую о…

picture-661209-1443640989.jpgДевиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение — это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации….

методическая разработка. «Девиантное поведение детей»

Уважаемые родители и педагоги, мне очень понравилась эта статья о девиантном поведении детей, и я осмелилась её представить вашему вниманию. Мне кажется, что в наше время необходимо ознакомиться с так…

Статья «Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности».

В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилакт…

Профилактика девиантного поведения детей и подростов в п.к. «Бригантина»

Профилактика девиантного поведения детей и подростов в п.к. «Бригантина&quot…

«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»

статья о девиантном поведении…

Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения детей и подростков.

В сборнике представлены методические материалы из опыта работы педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района.Профессиональный опыт специалистов по данным направ…

  • Мне нравится
 

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Типы девиантного поведения

Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.

Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы

Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

  • неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
  • частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
  • асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
  • алкоголизм.

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Педагогические причины

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей

Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.

Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:

  • Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
  • Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
  • Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
  • Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:

  • Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
  • Закрепить коммуникативные навыки.
  • Изучение элементарных правил поведения в обществе.
  • Выработать адекватное поведение в коллективе.
  • Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
  • Развивать умение решать различные проблемы.

Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации. Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их. Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.

Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.

Заключение

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Девиантное (отклоняющееся) – поведение, не соответствующее общественным правилам и нормам. Основоположник современной девиантологии социолог Эмиль Дюркгейм ввел понятие В«аномияВ», которым охарактеризовал состояние общества в периоды кризиса и радикальных перемен, когда распад системы и устоявшихся ценностей приводит к дезориентации человека. Несоответствие традиционного общественного порядка новым принятым государством идеалам ведет к расхождению между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. В этой связи и возникает девиантное поведение – когда, как говорится, среда заела.

В 

Сегодня влияние среды широко распространилось и на подрастающее поколение. О причинах и способах решения проблемы девиантного поведения подростков я беседую с Акимовой Еленой Федоровной, педагогом-психологом высшей категории Центра профилактики девиантного поведения г. Томска.

В 

Девиантное поведение: классификация

– Елена Федоровна, какие разновидности, формы, виды девиантного поведения детей (классификация) встречаются сегодня?

– Классификаций девиантного поведения существует несколько. Среди них – социально-психологические, клинико-психологические и личностно-динамические девиации. По характеру направленности девиантности могут быть как негативными, так и позитивными, например, социальное творчество: художественное,В научное,В техническое,В организационное,В компьютерное. Негативные девиации: внешнедеструктивное и аутодеструктивное поведение. Последнее характеризуется поступками, угрожающими развитию личности. Это пищевая и химическая зависимости подростков (наркомания, токсикомания, алкоголизм), фанатическое поведение (участие в религиозных сектах, футбольных баталиях), аутическое поведение (замкнутость), виктимное поведение (синдром жертвы), занятия экстремальными видами спорта, суицид. Внешнедеструктивное поведение направлено против общественных правил: административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение (клептомания, вандализм), коммуникативные девиации (хамство, сквернословие в общественных местах).

В 

Обычно обращаются с проблемами социально-психологической девиации у детей. Основные причины обращений: клептомания, коммуникативные девиации (хамит родителям), деликвентное поведение (участвует в драках), эмоциональная неуравновешенность, склонность к риску и занятия экстремальными вилами спорта, аддиктивное поведение (использование химических веществ или других приемов с целью ухода от реальности), а также с тревожно-фобийным синдромом.

В 

– Родители с детьми какого возраста обращаются за помощью психолога чаще всего?

– Чаще обращаются с проблемами подростков 11-18 лет. Но родители в основном просят помощи не на начальном этапе, а когда ситуация запущена, поведение ребенка усугублено кражей или дракой, например. На первом этапе развития девиантного поведения многие папы и мамы не замечают проблемы. А она может брать начало из невыученных уроков, нежелания следовать требованиям родителей, педагогической запущенности, гипо- или гиперопеки.

В 

Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать?

В 

Диагностика девиантного поведения подростка

– Елена Федоровна, по каким критериям определяется уровень сложности проблемы, психологическое состояние подростка – как диагностируется такое поведение?

– Каждый ребенок, подросток постепенно осмысливает и В«врастаетВ» в цивилизацию, этот процесс направлен на преодоление разного рода трудностей, поэтому психологу необходимо провести анализ, диагностику, психологических задач для конкретного ребенка и путей их разрешения. Проблема девиантности – это совокупность различных уровней взаимодействия подростка: атмосфера в семье, школьное воспитание, отношение к себе в разных сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо проведение системного анализа индивидуальных особенностей подростка, социально-психологических, психолого-педагогических, личностных факторов, влияющих на социальное отклонение в поведении. Проводится диагностика по нескольким показателям, с учетом которых составляется коррекционная программа и осуществляется воспитательно-профилактическая работа. С помощью диагностики выявляются причины, обуславливающие состояние подростка, почему с подростком происходят подобные изменения поведения, а также уровень его воспитанности с точки зрения общественных норм и возможность психологической коррекции.

В 

На этапе диагностики девиантного поведения подростка проводится сначала консультация родителей совместно с подростком, затем отдельно с ребенком, а после еще раз с одним из родителей, но без присутствия подростка. Первичная диагностика направлена на выявление уровня отношений В«родители-подростокВ», уровня социализации, усвоение подростком норм, знаний, культуры, системы ценностей. На следующем этапе проводится диагностика непосредственно подростка, где с помощью специальных тестов исследуется уровень эмоционально-волевой сферы, когнитивные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Используются общеизвестные методики – опросник родительского отношения (Варга, Столин), дети о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников, рисуночные тесты В«Человек под дождемВ», В«Дождь в сказочной странеВ», изучение идентификации с родителями (Захаров).

В 

Для вычленения и оценки возможных нарушений в развитии подростка, девиантного поведения, рекомендуется изучить познавательные потребности ребенка, работу его высшей нервной деятельности: память, внимание, мышление; а также направленность на приобретение учебных знаний, навыков и их использование, отношение к обучению и учебным предметам. Здесь используетсяВ методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста В«Направленность на отметкуВ», тест животных Заззо, тест школьной тревожности Филипса. Для определения психо-эмоционального состояния подростка и его индивидуальных особенностей используется методика Дембо-Рубинштейна,В особенности личности изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (детский вариант, юношеский вариант – 14 F),В по тесту-опроснику Шмишека, по методике цветовых выборов Люшера.В Для оценки волевых качеств используем методики выявления уровня смелости (Г.А. Калашникова), В«Оценка силы волевых качествВ».

В 

После проведения необходимой диагностики подростку составляется индивидуальная коррекционная программа, с которой впоследствии и будут работать узкие специалисты, социальный педагог, дефектолог, невролог, педагог-психолог. Коррекционные занятия должны проводиться не менее двух раз в неделю и включать в себя работу над конкретными чертами отклонения. Очень важным моментом является сотрудничество с родителями, с их помощью добиться результата гораздо быстрее. Хотя работа над эмоционально-волевой сферой подростка в любом случае процесс длительный, результаты становятся заметными только через полгода и более коррекционной работы, включающей в себя моделирование схожих проблемных ситуаций.

В 

Причины девиантного поведения

– Каковы основные причины дивиантного поведения у детей?

– В 80% случаев причина, несомненно, в родителях. Это связано прежде всего с изменениями условий жизни. Родители в большинстве своем заняты на работе, им некогда уделять много времени детям, поо этой причине им, в свою очередь, авторитетом становятся средства медиа-информации, сверстники, примеры звезд шоу-бизнеса. Недостаточный контроль и настойчивость в выполнении домашних заданий, усвоении учебного материала в итоге являются причиной прогуливаний уроков, участия в сомнительных компаниях и криминального поведения. Педагогическая запущенность способствует развитию социальной дезадаптации ребенка и, как следствие, становится причиной возникновения отклонений в поведении. Часто к нам обращаются дети из детских домов, склонные к делинквентному поведению, причиной которого становится материнская и социальная депривация. В ряде случаев причина девиации кроется в индивидуальных особенностях характера ребенка. Часто в одной и той же ситуации разные дети ведут себя по-разному, это связано не только с воспитанием, но и с особенностями темперамента, и набором личностных качеств.

В 

– Что Вы можете посоветовать родителям, чьи дети замечены в отклоняющемся от нормы поведении, девиантном поведении?

– Родителям, несомненно, следует уделять детям больше внимания, но главное – самим быть хорошим примером для подражания. Если по каким-либо причинам нет времени на воспитание несовершеннолетнего, то следует подобрать секцию или кружок по интересам, где руководитель мог бы стать таким примером. Дети всегда учатся на авторитетном примере, которым могут быть также дедушки, бабушки или другие близкие родственники и друзья родителей. Не стоит бояться обращаться за помощью специалиста, даже по таким В«пустякамВ», как плохой аппетит или какая-либо фобия, перерастающая, как правило, в тревогу. Опытный психолог или социальный педагог помогут выявить причины отклонения и своевременно оказать профессиональную помощь.

Есть вопросы? Задайте их психологу. Онлайн. Бесплатно.

В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В В ЗАДАТЬ ВОПРОС

В 

Автор Юлия Савельева

Есть много разных терминов, которые по сути обозначают одно и то же — девиантное поведение. Если вы слышите «отклоняющееся, асоциальное, антисоциальное поведение», «расстройство поведения», «семейная дезадаптация», «социальная дезадаптация» — то все это об одном: подросток нарушает некие принятые в обществе нормы, порой не только нравственные, но и правовые, и не соответствует требованиям семьи, школы и общества в целом.

Как проявляется девиантное поведение

1382020281_malyshnyagashkololo2-300x225.png

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки. Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Причины девиантного поведения

Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания. К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.). Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка.

Условия риска могут быть связаны с различными сферами жизни.

В семье это:

  • антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
  • неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
  • нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
  • физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).
FRACASO-ESCOLAR-FRACASO-SOCIAL-02-INED212-300x244.jpg

В школе это:

  • приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
  • сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
  • ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.

Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так:

  1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе.
  2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил.
  3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом.
  4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов. Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины, его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи. Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет, он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.

Профилактика девиантного поведения

Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание как на семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье, так и на психологическую атмосферу, окружающую их чадо в школе или детском саду.

  • Важно создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности. В то же время необходимо обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено.
  • Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, на основе каких принципов они воспитывают своих детей, каких целей пытаются достичь, и эффективны ли их способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред.
  • Не менее важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям, ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.
  • Необходимо также учитывать и выяснять мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания в тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
  • Также очень важно обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.
  • Большую помощь детям в развитии эмоционального и социального интеллекта родители могут оказать, разъясняя эмоциональные состояния их и других людей в ситуациях взаимодействия: что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше — а значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать нарушенным способом.
maxresdefault_42-300x188.jpg

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.

Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватную терапию.

Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.

Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.

В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.

Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Если вам или вашим детям требуется психологическая помощь, позвоните по тел.: +7 (812) 903-85-03 и запишитесь на прием к компетентному психологу в СПб!

Используемые источники:
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/20/deviantnoe-povedenie-detey
  • https://roditeliz.ru/family/deviantnoe-povedenie-detey-metodika-raboty-s-detmi.html
  • http://www.sibmedport.ru/article/10360-deviantnoe-povedenie-u-detey-formy-prichiny/
  • https://cfc-perfect.ru/deviantnoe-povedenie-detej/
</tbody>

Скажите что-нибудь