Чувство жалости – надо ли жалеть себя и окружающих?

icon-1.jpgС самого детства я слышала от папы, что жалость унижает, так как, жалея другого, мы ставим себя выше него. Долгие годы я была категорически не согласна с этим высказыванием, но в итоге пришла к такому же мнению. Поэтому сегодня предлагаю обсудить, что же такое жалость и что она приносит обеим сторонам – пользу или вред? И затронуть вопрос, как правильно реагировать на постоянные жалобы.

Когда я в первый раз слышу историю о том, как человеку плохо, я максимально стараюсь поддержать: выслушаю, посочувствую, что-то посоветую и скорее всего даже попробую помочь. Однако проходит неделя, месяц, человек ничего не меняет в своей жизни, хотя объективно может. То есть, вроде его всё устраивает. А жалобы-то продолжаются! Вот тут я в замешательстве и честно не знаю, как реагировать. Не спорю, иногда людям необходимо выговориться. Но если одни и те же жалобы повторяются уже не первую неделю, месяц, год? Может, стоит всё-таки задуматься и попробовать что-то изменить?

В любой неприятной ситуации сначала нужно сделать вывод о том, чего вы хотите, ведь она как раз и служит тем самым контрастом, благодаря которому вы можете уточнить свои желания. После этого или ситуация изменится, потому что вы стали смотреть на неё по-другому, или вы сами, вдохновлённые, предпримете какие-то действия, чтобы из неё выйти. По-другому, пожалуй, и не бывает. Хотя, конечно, у вас всегда есть третий вариант: оставить всё как есть и бесконечно на это жаловаться.

Сочувствовать – даже само слово говорит о том, что сочувствующий начинает чувствовать то же, что и жалующийся. А нужно ли это делать? Нельзя не брать во внимание, насколько сильны наши мысли. У меня, к счастью или к сожалению, очень развита эмпатия, поэтому достаточно часто через пару часов после разговора у меня может начать болеть то же, на что жаловался собеседник. Фактически то же самое мы делаем со своими эмоциями, когда начинаем сильно сопереживать (и на это слово тоже обратите внимание). В итоге вместо одного страдающего человека получается два. Так вы можете переносить в свою жизнь чужие проблемы, связанные с семьёй, здоровьем, работой. А можете сначала уяснить, что каждый человек сам своими мыслями, убеждениями притягивает свой жизненный опыт, и не пытаться жить его жизнь за него. Вы можете положить огромное количество своих душевных и физических сил на то, чтобы сделать лучше жизнь другого человека, но это не принесёт желаемого результата, если он не настроен на улучшения.

Вообще я очень впечатлительный человек, и меня очень легко растрогать. Но фразу «Мне его так жалко» мне понять сложно. Что она означает? Что говорящий считает кого-то неудачником? Можешь – помоги, а тратить слова впустую – какой смысл? Искренне пожелать человеку всего самого лучшего будет гораздо действеннее, чем на пару с ним голосить, как всё плохо.

Выражение «Он заслуживает жалости» мне нравится ещё меньше. То есть, человек настолько мелок и беспомощен, настолько не в состоянии разрешить проблему, что его, презренного, можно только пожалеть? Кстати, когда эту фразу используют как оскорбление, получается как-то логичнее: «Вы настолько [какой-то], что мне вас жаль».

Если человек у меня вызывает жалость, значит, я его как минимум не уважаю, и чувство жалости, пожалуй, будет смешано с брезгливостью. Опустившийся и спившийся знакомый, который был когда-то подающим надежды специалистом? Вот тут слово «жалость» очень подходит.

Выражения «давить на жалость», «сделать что-то из жалости», «у тебя нет жалости ко мне» тоже кажутся мне унизительными. Почему вообще должна быть жалость к человеку, которого я уважаю и считаю полноценным? Жалко мне может стать бездомного котёнка или собачку, брошенного ребёнка, но никак не взрослого человека, который сам творит свою жизнь.

Мне кажется, то, что называют жалостью к родителям, к детям, к беспомощным пожилым людям, – это не жалость. А совершенно нормальное желание уберечь, защитить, помочь. И в этом нет ничего унижающего их достоинство.

В каком-то смысле жалость может быть жестока. Жалея человека, вы поддерживаете его нахождение в негативном состоянии, его ощущение беспомощности.

Жалость к себе – тоже разрушительное чувство. Человек ощущает себя этакой щепкой, которую несёт куда-то волнами, безвольной и подверженной всем невзгодам. Поделюсь для наглядности своим опытом. Я заболела (ничего особенного), но при каждом кашле жаловалась мужу, как я несчастна и как устала болеть. Через несколько дней, несмотря на лечение, состояние, естественно, ухудшилось, и врач даже начала подозревать воспаление лёгких, ну а я, конечно, жалела себя ещё больше. Забавно, что именно в эти моменты тут же начинались приступы кашля. Конечно, все эти дни муж старался меня образумить, и вот через пару дней после неподтвердившегося диагноза я наконец разозлилась на себя, представила, сколько замечательных вещей в своей жизни упускаю: прогулки с сыном, занятия английским с ним, поход с мужем в театр, занятия со своими студентами, встречу с приехавшей подругой и рабочие встречи. Я ощутила, что буквально не даю болезни пройти своим постоянным вниманием к ней, и перенастроилась. Может, вы мне и не поверите, но в течение получаса кашель у меня прошёл совсем.

Читайте также:Не торопиться жить

Жалуясь на проблемы, мы только преумножаем их количество. Конечно, бывает, что и у меня случаются мелкие неприятности, например, малыш долго не хочет засыпать и капризничает. Если я вдруг пожалуюсь на его поведение, то в конце непременно добавлю, что в целом он просто золотой ребёнок. Для меня это так и есть, и чем больше внимания я буду уделять тому, какой он замечательный, тем больше буду получать поводов так думать. И так со всем. Чем больше внимания негативному аспекту – тем больше его в вашей жизни. Попробуйте для эксперимента начать жаловаться на мужа, здоровье или работу. Но лучше всё-таки не стоит.

С вами была Яна, мама в Интернете.

novyj-2.jpg

Приветствую вас, читатели моего блога. Здесь я затрону очень важное и знакомое всем чувство – жалость. Одни считают это чувство благодетельным и ставят его в один ряд с такими понятиями, как милосердие, сострадание, помощь.

Другие считают жалость полностью деструктивной, не несущей в себе никакой пользы, чертой. Лично я отношусь к последним. Хотя, признаюсь, что долгое время я полагала, что жалость – это хорошо, она делает нас более человечными.

Почему я полностью изменила свое отношение к этому чувству и в чем его разрушительная сила, я постараюсь как можно понятнее раскрыть вам ниже.

Мир справедлив

Полностью изменить отношение к жалости мне помогла смена мировоззрения и переход с позиции жертвы в позицию хозяина жизни.

Каждый заслуживает то, что имеет. Важно понять, что все мы сами создаем свою реальность. Мысли материальны и наша жизнь формируется исходя из того, что мы излучаем. Любые ситуации в свою жизнь мы притягиваем самостоятельно.

Есть закон причины и следствия и за любым действием всегда идет последовательный результат. Если человек попал в какую-либо неприятность, нет никаких сомнений, он создал ее самостоятельно. Звучит абсурдно? Какой нормальный человек сознательно создаст себе, к примеру, такую ситуацию, где он попал в аварию? Верно, с позиции жертвы судьбы все видится именно так.

Но давайте я объясню, как это работает. Возьмем, к примеру, такую гипотетическую ситуацию: человек неожиданно получил крупное финансовое вознаграждение за незначительную услугу и смог позволить себе купить машину.

Он сознательно радуется такому приобретению. Но подсознательно считает себя недостойным этого блага. Ведь его с детства учили, что большие деньги достаются только тяжелым трудом, а легкие – это плохие деньги, недостойные.

Может он уже и плохо помнит такие установки, но подсознание не забывает ничего и программа действует. Совершенно не осознанно счастливчик сомневается, достоин ли он этой машины, и винит себя в том, что ему так легко достались деньги.

Такими негативными мыслями он притягивает наказание. Ведь если есть вина, должно свершиться правосудие. И по закону вселенной оно свершается. Вина искуплена, машина вдребезги, владелец непозволительного блага понес самое настоящее физическое наказание.

Вы, конечно, можете мне не верить, но я-то уже убедилась, что все работает именно так. Никто не виноват в том, что люди самостоятельно притягивают негатив в свою жизнь и не осознают, что это дело их собственных мыслей. Они винят все и вся, только не себя.

Только лишь приняв на себя ответственность за свою жизнь и научившись управлять своими мыслями, можно убедиться, что Мир справедлив. Каждый получает по вере. Так даже в Библии написано. Не верит человек, что у него получится купить свой дом, так и будет всю жизнь скитаться по «углам», взывая к жалости окружающих и испытывая ее к себе самому.

Поэтому насколько бы трагичными ни казались чужие неприятности и беды, жалеть там нечего, потому что человек сам притянул и впустил их в свою жизнь.

Но это отнюдь не значит, что ему не нужно помогать или оставаться равнодушным. Садясь с упавшим в одну лужу и причитая, как же это плохо и несправедливо, упасть на ровном месте, вы ничем не поможете жертве. Отбросив чувство жалости и предложив помощь не ввязываясь в причины неприятности, вы окажете пользу не только пострадавшему, но и себе.

Ведь если вы будете считать, что беда случилась с человеком незаслуженно, вы тоже проявляете себя жертвой. Но у каждого есть выбор стать хозяином жизни. А когда вы становитесь хозяином, вы понимаете, что все происходит не просто так, и жалость автоматически становится вам чуждой.

Жалость от слова «жало»

«Жалеть» в русском языке происходит от слова «жалить», что означает колоть, делать больно. В древне русском близкое слово «желя» означало «печаль, скорбь»; на старослав: «жаль» — «гробница»; на латышск. dzelt — «колоть»; англос. cwëlan — «умирать»; др.-в.-нем. quëlan «испытывать боль». Корень «жал» в этимологии многих древних языков имеет негативное значение. Соответственно, жалость не может нести ничего хорошего.

Как мы действуем на человека, жалея его

Жалость – чувство абсолютно пассивное, бездейственное, лишенное стимула к действию и не дающее ничего, кроме негативных переживаний.

Что мы даем человеку, жалея его? Чтобы лучше это понять, снова представим ситуацию: вы узнаете, что ваш друг упал и сломал ногу, он лежит дома в гипсе. Вы чувствуете искреннее желание навестить его. Придя в его дом и видя его в таком положении, в вас пробуждается жалость, вы садитесь рядом и начинаете причитать, какой же он бедолага, как ему не повезло.

Вам интересно, как товарищ попал в такую ситуацию и он рассказывает вам, что шел по улице, случайно наткнулся на выбоину, споткнулся, упал, сломал ногу.

Вы погружаетесь в эту историю, начинаете вместе ругать власти, что они не выделяют бюджет на ремонт дорог, коммунальные службы за их безынициативность перед властями, плохую погоду, неудачный день и все на свете.

Но, возможно, ваш друг умолчал, что шел по улице, упершись в телефон (как это многие делают сейчас) или был настолько погружен в свою «мыслемешалку», что был крайне невнимателен. Вы не знаете, как все было на самом деле, но вы без сомнений соглашаетесь с тем, что он жертва, а вовлекаясь, признаете жертвой и себя. Ведь из-за халатности властей и коммунальщиков вы тоже рискуете оказаться в такой ситуации.

По сути, вы не оказываете человеку никакой помощи, не даете ничего, жалея его и причитая вместе с ним. Нет никаких созидательных действий. И кроме того, вы тратите свою энергию впустую.

Теперь эта же ситуация, но без чувства жалости: вы идете навестить друга со сломанной ногой. Вы также интересуетесь, что случилось, но не вовлекаетесь в ситуацию, которая уже в прошлом и не начинаете «охать» и «ахать», а предлагаете товарищу конкретную помощь.

Неважно какую, наверняка, каждый найдет чем помочь человеку в трудную минуту, если и не материальными делами, то добрыми словами, но уж никак не причитаниями.

В первом случае, мы усиливаем боль и переживания пострадавшего, помогая ему своими сожалениями еще глубже погрузиться в беду. К тому же жалеющий часто испытывает чувство превосходства, говоря вслух: «жаль, что у тебя все так плохо» и думая про себя «слава Богу, что у меня все хорошо». Пострадавший чувствует себя порабощенным, никчемным, невезучим, ущербным, жалким.

Во втором случае мы даем человеку поддержку, конкретную помощь, воодушевляем его, заверяем, что все наладиться. Жертва чувствует соучастие и конкретное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. А поддерживающий избавляет себя от негативных переживания и излишней траты энергии.

Жалость и сострадание – разные чувства

Проблема многих людей в том, что они путают чувство жалости с милосердием и состраданием. А это вещи разные.

Здесь же опять, понятнее будет на примере: представим, что вы идете в дождливый промозглый день и видите на обочине дороги мокрого, дрожащего от холода котенка. Можно пожалеть его, подумав «бедненький», и пройти мимо в надежде, что бедолагу спасет кто-то другой. Да, вам искренне его жаль, но у вас тысяча причин, чтобы не брать его себе.

Другой случай – милосердие. Вы проявляете милость и доброту своего сердца и согреваете котенка теплом своей души. Вы сострадаете, сопереживаете, ощущая на себе его боль, и помогаете, чтобы стало легче и вам, и ему.

Проявление милосердия и сострадания – конкретные действие. Проявляя жалость – вы буквально еще глубже втаптываете в проблему оказавшегося в беде и ничего не делаете, чтобы помочь. Вы жалите, уязвляете.

Меняйте жалость на любовь и сострадание

Самое лучшее, что можно сделать, начать искореннять в себе чувство жалости и заменять его на любовь, доброту, сострадание и милосердие. Любовь, в широком смысле этого слова – чувство созидательное, позитивное, дающее, окрыляющее.

Подумайте, есть ли разница между тем, чтобы причитать «ой, бедненький, как же ему не повезло, как все плохо, ой, ой…» и между «человеку не повезло, он попал в беду и страдает, чем я могу помочь ему?».

Проявить любовь, сострадание, милосердие – значит помочь человеку реальными делами по мере своих возможностей, а не сидеть и рассуждать о том, как ему наверное плохо!

Проявляя заботу, предлагая помощь, оказывая поддержку, вы даете человеку силу и он находит в себе ресурсы, чтобы выбраться из сложной ситуации. Он буквально наполняете энергией и преодолевает препятствия менее болезненно. Вы показываете пострадавшему, что он не один, что рядом есть опора, поддержка. Даже этого бывает достаточно, чтобы человек вдохновился и набрался внутренних сил.

В заключение

На одном форуме по психологии мне попалась такая фраза: «Если жалеешь человека – тем самым даешь ему умирать», с которой я полностью согласна. Причем жалеть вредно не только других, но и себя. Жалеть себя – значит, быть в позиции жертвы. Но мир справедлив и жертв нет, каждый получает по мыслям. Верить этому или нет, дело ваше.

Будьте милосердны, сострадательны к людям, и тогда мир поможет и вам в трудную минуту.

Друзья, мне было бы очень интересно, что вы думаете о жалости, согласны ли с тем, что это негативное чувство? Поделитесь этим в комментариях, это поможет еще глубже разобраться в столь актуальной для каждого теме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за вашу внимательность и помощь!

В 

Содержание статьи:

Психология эмоций

Жалость к себе – плохое чувство?В  В  В 

Жалость к другим

Обратная сторона жалости

Нельзя жалеть мужчин

Надо ли избавляться от чувства жалости

В 

Психология эмоций

В основе любой эмоции лежит потребность. Человек в отличие от животного наделен, помимо биологических потребностей в пище, тепле и движении, потребностями социального характера. В ходе развития эмоции дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоциональных процессов: интеллектуальных, эстетических социально-биологических, которые составляют смешанное эмоциональное состояние и душевное содержание жизни человека. Высшие потребности являются автономными, они обусловлены не инстинктами, а социальными запросами.

Согласно теории А. Маслоу потребности и нужды человека имеют свою строгую иерархию. ПервоначальноВ мыВ нуждаемся в удовлетворении физиологических потребностей, далее по списку: потребности в безопасности; в принадлежности и любви; в признании; в самоактулизации; в познании и понимании, и, наконец, в удовлетворении эстетической потребности. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей вызывает разные эмоции, одна из которых жалость к себе.

Обратившись непосредственно к человеческому опыту, можно выделить две формы чувств: удовольствия или неудовольствия. Иначе говоря, возбуждение и успокоение, напряжение и разрешение, радость и горе. Высшая степень успокоения – подавленность. Чтобы уберечь человека от излишних потрясений и депрессии, сознание придумывает различные механизмы защиты организма.

В 

Механизмы защиты сознания от депрессий и потрясений

Сублимация – перенаправление сексуальной или агрессивной энергии к другим целям, творческим, интеллектуальным или культурным.

Репрессия – подавление тревожного состояния, во избежание всплеска конфликта. Но репрессированная элемент остается бессознательной частью души, проблема не решается, а отодвигается.

Отрицание – категорический отказ от реального восприятия события.

Реактивные образования – подмена одного чувства другим, диаметрально противоположным. Обычно это бессознательная инверсия потребности.

Проекция – механизм защиты, обусловленный приписыванием другому существу качеств и чувств, которые исходят от субъекта ситуации.

Изоляция – отделение от души той ее части, которая вызывает тревожность, лишение ее эмоциональной реакции.

Регрессия – возвращение на предыдущий уровень восприятия или к детскому способу выражения чувств.

Рационализация – способ, при котором человек оправдывает свое поведение посредством поиска приемлемых объяснений для неприемлемых мыслей или действий.

В 

В 

Вверх

Жалость к себе – плохое чувство?

Чувство жалости – это эмоциональная реакция на какое-либо событие. По сути это не плохое чувство. Жалость к себе – рефлексия либо на страх смерти, либо на чувство собственной важности. Поэтому ее отчасти относят к биологическим потребностям. Пожалею себя – значит, защищу от страха неудовлетворения жизненно важных потребностей. Однако, имея биологическую природу происхождения, чувство жалости трансформировалось в социуме в нечто большее, чем инстинкт самосохранения. Животное, спасаясь бегством от хищника в попытке сохранить свою жизнь, не станет само себя загонять до смерти. Страх смерти в этом случае может не спасти, а убить его, поэтому животное падает на землю и делает передышку для восстановления сил, никакого чувства жалости при этом у него нет. Но источник психического опыта берет начало именно отсюда – уставшее животное перестает реагировать на опасность и погружается в иное состояние. Включаются механизмы защиты.

В 

В социальном миреВ Homo sapiensВ коллективизировал чувство жалости и наполнил его новым содержанием. Это объясняется способностью людей прогнозировать и делать выводы. В социуме никогда не кончаются конфликты, угрозы, конкуренция, посягательства и принуждения, решение которых сродни борьбе за выживание. Также человек усвоил, что рано или поздно наступит день, когда ни один способ не поможет в этой борьбе. Поэтому ухищренный мозг придумал такой способ защиты, как жалость. Всегда найдется тот, на кого направлена жалость, и тот, кто испытывает жалость.

В 

Подсознание никакой жалости к себе не знает, но в обществе стало привычным играть роли, носить маски и гордо нести В«образ себяВ», отсюда и происходит расщепление психологического субъекта. В уме одного человека присутствует воображаемый наблюдатель и воображаемый наблюдаемый. Один жалеет другого, а по сути, субъект сам себя жалеет. На самом деле, в жалости к себе нет ничего зазорного и унизительного. Это обычная часть полновесной биологической и коллективной личности, она необходима индивидууму как предупреждение о предстоящих неприятностях.В Жалость к себе как защитный механизм на утрату чувства собственной важности срабатывает аналогично. Это как сигнал на неудовлетворенность в потребности признания, принадлежности и любви. Бессознательное человека, так же как у животного, распознает В«опасностьВ», а покушение на личность требует защиты и подтверждает все то же поведение: нападение-защита, хорошо-плохо, удовольствие-неудовольствие. Для некоторых людей жалость к себе становится образом жизни, способом закрепиться в социальном мире и привлекать к себе внимание.

В 

Вверх

Жалость к другим

Почти всех нас учили с детства, что жалеть себя – это плохо, постыдно, а жалеть других – хорошо, это проявление альтруизма. Поэтому сознание заблокировало процесс жалости к себе, трансформируя его в чувство жалости к другим. Люди часто лицемерны по отношению к обществу, поэтому одно и то же чувство имеет совершенно противоположный вид. Приспосабливаясь к законам стаи, особи научились эксплуатировать чувство жалости к себе и выражать через такие механизмы защиты, как реактивные образования или рационализация. Человек может вести себя диаметрально противоположным образом, быть безжалостным к ближнему и даже жестоким, тщательно маскируя свою жалость к себе, только потому, что от родителей когда-то усвоил урок: В«нельзя себя жалетьВ», а душа требует жалости. Безжалостность возникает из-за нехватки внимания и любви в раннем детстве. Причиняя моральный вред ближнему, а потом, жалея его, человек проигрывает несостоявшийся сценарий проявления жалости в своих отношениях В«взрослый-ребенокВ».

В 

Рационализация срабатывает так: человек находит приемлемое объяснение своим неразумным поступкам, которые не похвальны и имеют другую мотивацию. Например, В«я делаю это для твоего благаВ», подразумевая: В«я делаю это тебе, чтобы никто не сделал этого мне, я даже не против, чтобы ты при этом пострадалВ». Такой защитный механизм – всего лишь способ принять давление В«сверх ЯВ», он препятствует развитию личности, так как не дает рационализатору работать с истинными, хоть и не совсем приличными мотивами. Если в животном мире крайний способ выживания используется только перед лицом очевидной опасности, в мире людей он стал фоновым чувством. Коллективная личность создает агрессивный мир сначала вокруг, а затем и внутри себя. Разум же, призванный на помощь человеку, ищет ухищренные способы защиты от искусственно созданной угрозы. Любое посягательство на территорию, неподтверждение статуса или иерархии, подмена ценностей, несостоятельность мнений и убеждений непременно приводят к приступу жалости для удовлетворения высших потребностей.

В 

Вверх

Обратная сторона жалости

Один из видов жалости – сострадание. Люди из сострадания абсолютно искренне совершают добрые дела. Но иначе и быть не может, ведь жалость к себе тоже искреннее чувство. Жалость в форме жаления имеет в своем содержании со-любовь, со-чувствие, проникновение в глубинные сферы души другого. Это отклик одной души на боль другой, в надежде на то, что и твоя душа найдет успокоение. Жалость к себе и жалость к другим странным образом перемежаются в жизни массы людей, но источник энергии один и тот же – чувство самосохранения и инстинкт продолжения рода.

В 

Жалость к себе может быть закамуфлирована бессердечностью и безразличием. В«Никому нет до меня дела, поэтому я сам себя жалею, может, и вы когда-нибудь пожалеете меня, а пока не мешайте пребывать в состоянии черствого эгоистаВ». Жалость к другим может ловко прикрывать гордыню: В«мне жаль тебя, ты не сможешь сам справитьсяВ». Человек устроен так, что успокаивая ближнего, он подпитывает воображаемое чувство собственного достоинства. Жалость-высокомерие делает объект слабым, зависимым, виноватым. В«БлагодетельВ» же, движимый желанием самоутвердиться за счет других, становится сильным: В«жалею – значит, забочусь о тебе, я – молодецВ». Компания работает через Первый ЦУПИС и дает беттерам возможность делать легальные ставки на спорт. Официальный сайт выполнен очень качественно, на нем есть спортивный раздел с результатами и статистикой. Рассмотрим все эти особенности более детально. как зарегистрироваться в бк лига ставок с официального сайт в десктопной или мобильной версии.

В 

С биологической точки зрения, жалость – это проявление заботы о себе, с социальной – потакание своему эго. Страх перемен непременно вызывает жалость к себе, но корень этого страха – инфантилизм и безответственность. Так рождается тип человека-страдальца, который склонен обвинять окружающих в своих неудачах. Лень, бесхарактерность, безволие, нетерпение – всего лишь оболочка жалости к себе. На деле получается, что люди сами загоняют себя в замкнутый круг, играют роль жертв, исключают чувство любви. Крайнее проявление жалости к себе – ненависть: В«видишь, до чего ты меня довел, и на что я из-за тебя идуВ».

В 

Вверх

Нельзя жалеть мужчин

Одна из часто встречаемых разновидностей жалости – это жалость к мужчине. Речь идет не только о женской жалости, но и о материнской тоже. Жизнь мужчины по определению должна быть трудной, с чередой неудач и препятствий, которые стимулируют его к развитию и делают настоящим мужчиной. Его самооценка растет за счет собственных побед и достижений, а за счет жалости – падает. В мужском коллективе редко встретишь чувство жалости и сострадания друг к другу, там царят скорее жесткие мало эмоциональные отношения, которые и служат почвой для прорастания мужской силы. Любой профессионал – безжалостен.

В 

В 

Вверх

Надо ли избавляться от чувства жалости?

Чувство жалости многолико, поэтому относиться к нему надо осознанно, дифференцируя, когда и кого надо жалеть. Избавиться от него невозможно, поскольку оно имеет биологическое происхождение. Но вполне можно заменить его таким чувством, как любовь, которая, как известно, не всегда бывает милосердной и не терпит привязанностей. Вместо проявления жалости можно помочь конструктивно решить проблему. Готовность бескорыстно помогать ближнему связано с позициями В«взрослый-взрослыйВ», тогда как замаскированные под жалость гордыня, гнев, ненависть соответствуют отношениям В«ребенок-ребенокВ». Истинные чувства жалости-понимания, жалости-принятия вызывают у человека любовь к себе и к миру и позволяют ему, как загнанному животному, вовремя остановиться, чтобы понять подлинные мотивы эгоистичных устремлений.

В 

Автор Юлия Савельева

В 

Вверх

Если вам бывает жаль до слез — неважно кого, — близкого, щенка, или героя фильма, — эта статья для вас.

Периодически клиенты приходят на консультацию с этим облаком переживаний, где вина, жалость и любовь сливаются воедино. Иногда человеку становится важно разобраться в своих чувствах, чтобы вырасти эмоционально и сделать следующий шаг.

Сегодня попытаюсь выразить, что удалось накопать в ходе таких совместных исследований. Это тонкие психологичные материи. Обычно об этом не говорят. Это чувствуют. Поэтому язык местами — образный.

Есть такое мнение, кажется об этом говорил еще Кастанеда, что жалость к другим — это такой метастаз жалости к себе. Мои наблюдения подсказывают, что разница все-таки есть. Жалея себя, теряешь энергию (об этом я говорил в прошлый раз). Жалея других, можешь получить приток энергии — мотивацию для заботы.

Жалеть себя значит объявлять себя жалким и требовать жалеющую материнскую любовь от другого, кто жалким не является. Это устремление довериться покровителю. Если покровитель рассержен, его можно разжалобить слезами — и переключить на уничижительную заботу.

В жалости же не к себе, а к другому есть что-то конструктивное и светлое. Нам жалко святое и одновременно беззащитное — то, что заслуживает спасения. Святое значит ценное. Беззащитное значит в опасности. Поэтому чаще всего жалко животных и детей.

Такова логика души. Под душой я, как обычно, подразумеваю психику.

Взрослого человека тоже бывает жалко, если в нем прослеживается этот состав беззащитной святости. Это может быть, например, добрый, заботливый, но наивный родитель.

Обратите внимание, никто не жалеет самостоятельных, уверенных в себе людей. Жалко беззащитных и невинных. Например, пострадавшего щенка. Он сам по себе кажется чистым и беспомощным. Но щенка будет жаль вдвойне, если он еще и ручной и ласковый. Здесь свято-беззащитное — и сам щенок, и его наивное доверие к тебе. Доверие хочется спасти и уберечь.

На другой стороне жалеющий себя стремится довериться покровителю, чтобы чувствовать безопасность и комфорт. Поэтому бывает жалко даже не самого человека, а это его детское доверие. Не хочется доверие предавать. Вроде как, мы же «в ответе за тех, кого приручили»…

Поэтому порой заботишься о человеке не потому, что любишь, а потому, что он любит тебя. Чужое доверие кажется безусловной любовью — особой ценностью, которую и хочется сберечь. Это твоя собственная потребность в безусловной любви.

Пространство заботы и любви

Я анализировал жалость к себе со многими клиентами, и обнаружил, что почти каждый бессознательно верит в особое идеальное пространство заботы и любви. Ты настраиваешься на на него где-то в глубине души. Ты подключен к этому светлому пространству, пока сам заботишься и любишь.

Если ты не пожалел щенка, значит «виноват» — больше не имеешь право на пространство заботы и любви. Оно закрывается — и твой персональный мир темнеет, из него удаляется программа взаимовыручки. Мир начинает казаться холодным и жестоким, а ты сам черствеешь.

Нам жалко свой идеализм, жалко рушить детские сказочные надежды, жалко себя наивного, маленького, верящего в безусловную любовь. Это ребенок внутри нас защищает свою надежду на свет. И его хочется спасти.

Нам жалко тех, кто заботится о нас без явной для себя выгоды. На фоне безжалостной реальности их забота — священна. Хочется ее оправдать и спасти.

Здесь жалость — это страх предать нечто святое в своей душе. И там же в душе этот свет противопоставляется тьме. Это словно хрупкий цветок жизни и любви посреди равнодушного хаоса. Ты чувствуешь, что в мире ему не место — слишком мир грубый и беспощадный. Спасти этот цветок означает утвердить жизнь, превзойти холодную бездушную реальность.

Когда жалеешь человека, хочется, чтобы тот был счастлив, чтобы хрупкий цветок любви выжил и расцвел. Хочется спасти его, и поместить в рай, где он расцветет.

Жалость может сопровождать тревожное предвкушение вины. Ты еще не загубил цветок, он в твоих руках. А если уже загубил, чувствуешь вину — предал пространство заботы и любви. Вина побуждает исправиться, чтобы вернуть право на любовь.

Повторюсь, я говорю здесь не о каких-то объективных законах жизни, а только об иррациональной логике души.

Наверное, вы замечали, себя жалеют несравнимо чаще, чем других. Обнаружить беззащитную святость в другом человеке непросто. Ты видишь поверхность: его взрослое тело, видишь как бестолково он поступает. Его внутреннее, сокровенное остается от чужих глаз сокрытым. Поэтому как бы упорно он сам себя ни жалел, тебе его не жалко.

А вот глубину своей души чувствуешь. Хотя бы смутно. С той стороны фонит нечто священно хрупкое — твой внутренний ребенок. Его хочется спасти.

Иногда жалость путают с презрением. Воспринимаешь человека как «жалкое ничтожество». Но тебе его вовсе не жалко.

Презрение испытываешь, когда чужая жалость к себе кажется неуместной. Может, в глубине души, ты тоже хочешь жалости, но запрещаешь ее себе. А человек рядом себя таким запретом не сковывает, и несдержанно себя жалеет. Вот и хочется ему сообщить: «соберись, тряпка!». То есть чужая несдержанность раздражает, когда сам себя сковываешь.

Жалость к себе — это детская позиция: «я имею право на любовь, потому что маленький и хороший».

Жалость к другим — позиция повзрослей: «я имею право на любовь, потому что и сам забочусь».

Жалость к себе — здоровое чувство для ребенка. Но вредна во взрослой жизни.

Умеренная жалость к беспомощным — здоровое чувство в любом возрасте.

Игорь Саторин

Используемые источники:
  • https://mama-v-internete.ru/zhalost
  • https://net-nevroza.ru/pochemu-zhalost-javljaetsja-negativnym-chuvstvom/
  • http://www.sibmedport.ru/article/10484-chuvstvo-zhalosti-k-sebe-i-drugim-plohoe-chuvstvo/
  • https://progressman.ru/2020/09/zhalko/

Скажите что-нибудь