Человек – существо общественное, для полноценной жизни ему нужен круг общения с себе подобными. Во все времена жить отдельно от других людей было не только трудно, но и опасно. Социализация индивида – неотъемлемая часть его подготовки, адаптации и успешной деятельности в социуме.
Общество и личность
Contents
Что такое социализация индивида
Обществознание предлагает следующую краткую трактовку этого слова. Социализация – это формирование человека как личности, в процессе чего он познаёт социальный опыт, усваивает общественные нормы и культурные ценности.
Важно! У социализации нет конечной точки развития. Она имеет непрерывное течение, продолжающееся от рождения до смерти.
Для того чтобы человек смог наиболее полно приспособиться к жизни в окружающем обществе, он обязан знать и выполнять его требования. Они могут носить как формальный (предписанный законами), так и не неформальный характер (негласные правила поведения).
Какие виды бывают
Социализация — что это такое, как рассматриваетсяСоциализация – процесс освоения индивидом новых социальных ролей, имеет два вида: первичная и вторичная. В каждом из них свой круг агентов и институтов, напрямую влияющих на ход протекания становления личности и её привыкание к жизни в обществе.
К сведению. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека.
Первичная социализация
Она начинается с первого года жизни и длится всё детство и юность. В младенчестве происходит спонтанное (стихийное) понимание индивидом себя как члена окружающего мира. Это не слишком интенсивный процесс, связанный с тем, что малыш должен осваивать информацию, исходящую только от родителей и членов его семьи. Далее, когда наступают детство и юность, дело идёт быстрее, потому как круг общения расширяется.
Агентами первичной социализации (первичными агентами) являются:
- родители;
- родственники;
- товарищи, друзья, воспитатели и учителя.
Понятие «первичная» означает первый круг общения – ближнее окружение, оказывающее наибольшее влияние на становление индивида как социальной личности.
Доказано. Для первичной социализации важен возрастной период до 9 лет. Только в этом возрасте внешние факторы могут полноценно влиять на ребёнка.
Серьёзной проблемой стала социализация детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Педагог-психолог А.И. Настенкова в своей публикации «Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность?» касается этого вопроса. Автор утверждает, что детские дома или интернаты с функциями коррекции не могут обеспечить условия для полномерной социализации детей. В социально-психологическом состоянии воспитанников преобладают следующие характеристики:
- повышен уровень отклонений в поведении (поведенческая девиация);
- недостаточно развит социальный интеллект;
- иждивенчество;
- готовность к получению выгоды из своего незавидного положения (рентные установки).
Несмотря на то, что это сугубо специализированные учреждения, работают в них обычные педагоги.
Важно! Минусом подобных заведений является то, что «воспитатель детского дома» – несуществующая специальность. Поэтому не все педагоги до конца понимают специфику работы с детьми, лишёнными родительского воспитания.
Если выделить проблемы с первичной социализацией у детей сирот или тех, кто остался без попечения родителей, то можно составить следующий список:
- отсутствие квалифицированных кадров в заведениях;
- социальная обособленность детдомов;
- личностные и эмоциональные деформации воспитанников;
- недостаток приспособленности к жизни в социуме.
Нельзя сбрасывать со счетов и негативное отношение к детдомовцам со стороны обычных членов общества, что вызывает у подростков-сирот чувство ущербности.
Первичная социализация
Вторичная социализация
Усвоение норм общества продолжается по мере дальнейшего взросления. Это участие в различных общественных организациях, кружках, учебных и производственных коллективах.
Внимание! Затруднён процесс социализации в таких закрытых сообществах, как военные училища или армейские подразделения. Многим индивидам для адаптации требуется психологическая помощь.
Вторичная социализация
Особенности перманентной социализации
Первичная социализация и вторичная — что это такоеЧеловеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.
Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.
Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.
Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.
Факторы, влияющие на социализацию личности
Политическая социализация — что это такое, как может быть определенаПроцесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:
- семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
- воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
- труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
- коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.
Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.
Факторы, влияющие на социализацию личности
Этапы становления личности
Социализация – это процесс усвоений индивидом, происходящий постепенно и состоящий из нескольких этапов. Можно выделить следующий ряд:
- адаптация – познание основных норм поведения;
- индивидуализация – проявление девиантного и асоциального поведения ради личностного самоутверждения;
- интеграция – профессиональное становление с целью направления творческой энергии в интересующем направлении и поиск соратников и сподвижников.
Интересно. Иногда ход социализации делят на стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая. Не все психологи придерживаются такой классификации, но подобное деление имеет место.
Стадии социализации
От социализации индивида зависит его психологический и экономический уровень жизни. Сознательная или вынужденная асоциальность мешает нормальному существованию в социуме. Отсутствие поддержки общества, социальных институтов и государства негативно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности человека.
Видео
ТолкованиеПеревод- Социализация
- > Социализация
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]
Теория
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация
СемьяПервичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]
Вторичная социализация
ШколаВторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Досрочная социализация
Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
Ресоциализация
Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]
Организационная социализация
РаботаОрганизационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]
Групповая социализация
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Гендерная социализация
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]
Социальные институты
Главными социальными институтами являются:
Другие книги по запросу «Социализация» >>
Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.
Социализация
Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
Агенты социализации
Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.
Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).
В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.
Институты социализации
Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте здесь.
Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).
Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
—>Задание {{167}}
Человека от животного отличает …
— умение находить пропитание и обустраивать жилье
+ страх смерти
— способность к продолжению рода
— умение защищаться от врагов
Задание {{168}}
Утверждение о том, что поведение человека детерминировано бессознательными инстинктами, характерно для концепции …
+ психоанализа
— бихевиоризма
— социальной психологии
— структурно-функциональной парадигмы
Задание {{169}}
Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это …
— самоорганизация
— инфантильность
+ идентичность
— личность
Задание {{170}}
Ролевая компетентность личности проявляется в том, что человек …
— знает обо всех видах социальных ролей
— исполняет все социальные роли одновременно
— не знает о социальных ролях, но исполняет их правильно
+ не смешивает социальные роли и быстро переключается с одной на другую
Задание {{171}}
Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называется …
— социальные ценности
— социальные правила
— социальные стереотипы
+ социальные санкции
Задание {{172}}
Концепция объяснения криминального поведения человека физическими характеристиками человека называется …
— психологической
+ биологической
— физической
— культурной
Задание {{173}}
Бюрократ ориентируется исключительно на личные достижения в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к …
— творчеству
— новаторству
— бунту
+ ритуализму
Задание {{174}}
В концепции личности Дж. Мида люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка, обозначаются как …
+ «значимые другие»
— «зависимые другие»
— «обобщенные другие»
— «вытесненные другие»
Задание {{175}}
Поведение индивида в толпе отличает
— социализация
— коммуникация
— индивидуализация
+ деперсонификация
Задание {{176}}
Парадигма взаимодействия в понимании социализации личности предполагает …
— взаимодействие всех агентов социализации между собой
— направленность социализации на индивида как объект
— стимулирование поведения индивида в процессе социализации
+ активность агентов социализации и избирательность индивида
Задание {{177}}
Процесс социализации исключает …
— культурное развитие человека
— обучение личности
— воспитание личности
+ изоляцию личности
Задание {{178}}
Какое высказывание верно?
1. Понятие «индивид» и «индивидуальность» означают одно и то же
2. Без общества индивид не может стать индивидуальностью
— правильно только 1
— правильно только 2
+ оба высказывания неверны
— оба высказывания верны
Задание {{179}}
Человеческий индивид как субъект межличностных отношений и социальной деятельности называется …
— индивид
— человек
— индивидуальность
+ личность
Задание {{180}}
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется …
— личность
+ индивид
— деятель
— лидер
— человек
— социальный субъект
Задание {{181}}
Социальная роль личности — это …
+ ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности
— совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность
— способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации
Задание {{182}}
Какое высказывание верно?
1. Главным в характеристике личности является общественная сущность
2. Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью
— верно только 1
— верно только 2
+ верны оба
— оба высказывания неправильны
Задание {{183}}
Типовой образец поведения личности представлен в …
+ социальной роли
— социальном статусе
Задание {{184}}
Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, — это …
— социальная реакция
— социальное действие
+ социальная девиация
Задание {{185}}
Социализация индивида — это …
— развитие личности
— воспитание личности
+ постепенное усвоение индивидом требований общества
Задание {{186}}
К нормативной личности относится …
+ принятый культурой данного общества тип личности, наиболее отражающий особенности культуры
— наиболее распространенный в обществе тип личности
— идеальный тип личности
Задание {{187}}
Процесс социализации завершается …
— в юношеском возрасте
— в зрелом возрасте
+ продолжается всю жизнь
Задание {{188}}
Личность в социологии — это …
+ целостность социальных свойств индивида
— высшая ступень развития живых организмов
— отдельно взятый человек
Задание {{189}}
Человек — существо …
— социальное
— биологическое
+ биосоциальное
— психосоциальное
Задание {{190}}
Социальная роль личности — это …
+ ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности
— совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность
— способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации
Задание {{191}}
Социализация — это …
— овладение политическими ролями, установками и формами поведения
— намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом
+ процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе
Задание {{192}}
На поведение человека наибольшее влияние оказывают …
— инстинкты
— рефлексы
+ социализация
Задание {{193}}
Типы поведения личности
+ нормативное
— юридическое
+ девиантное
+ делинквентное
Задание {{194}}
Виды нормативного поведения
— электическое
+ правовое
+ моральное
Задание {{195}}
Виды правового поведения
+ правомерное
+ неправомерное
— наказуемое
Задание {{196}}
Отклоняющееся поведение бывает
— социально одобряемым
+ нейтральным
+ осуждаемым
Задание {{197}}
Понятие аномии ввел …
+ Э. Дюркгейм
— Т. Парсонс
— Р. Мертон
Задание {{198}}
Автор теории подражания
+ Г. Тард
— М. Вебер
Задание {{199}}
Автор теории культурного переноса
— Э. Сазерленд
+ В. Миллер
Задание {{200}}
Конфликтный подход к девиации разрабатывается в …
— структурном функционализме
+ марксизме
Задание № 19674
Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.
2. Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.
3. Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4. Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
5. Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
Показать ответ Комментарий:Первое суждение верное и содержит одно из определений социализации.
Второе суждение ошибочное, первичная социализация связана с детством.
Третье суждение ошибочное, агенты социализации — это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.
Четвертое суждение верное, в нем указана характерная черта вторичных агентов социализации.
Пятое суждение ошибочное, социализация может быть и стихийной.
Ответ: 14Улучши свой результат с курсами ЕГЭ/ОГЭ/ВПР на egevpare.ru Предложи свой вариант решения в комментариях 👇🏻Используемые источники:- https://srazu.pro/socializacia/individa.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519
- http://obschestvoznanie-ege.ru/человек-теория/егэ-человек-тема-2-социализация/
- https://studopedia.ru/14_66930_razdel-lichnost-i-ee-sotsializatsiya.html
- https://neznaika.info/q/19674