Выученная беспомощность

Не все люди решаются на изменения неудовлетворяющих условий жизни. Кому-то лень, кто-то боится покидать зону комфорта, а кому-то мешает синдром выученной беспомощности. О последнем и поговорим подробнее.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Причины

ExternalLink_shutterstock_369718043-730x487.jpg

Как показывает эксперимент Куля, синдром может сформироваться в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Подобный эффект может оказать:

  • продолжительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и неудачи при приеме на работу, отказы без объяснения причины;
  • начальник или муж, который непостоянен в реакциях и руководствуется своим настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковать человеку руки, но стресс воспринимается субъективно, а потому нельзя выделить общие факторы возникновения синдрома.

Общая для всех людей предпосылка возникновения синдрома – отсутствие выбора. Каждому человеку важно чувствовать контроль над ситуацией, жизнью, собой. Для этого и нужен выбор. Он дарит уверенность в себе, выступает профилактикой развития беспомощности.

Если же синдром выученной беспомощности сформировался в детстве, является частью мышления жертвы, то причины следующие:

  1. Авторитарный или гиперопекающий стиль семейного воспитания, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка.
  2. Пример родителей. Выученная беспомощность передается «по наследству». Если родители боятся жизненных перемен, плывут по течению, привыкли страдать и терпеть, вероятно, и ребенок усвоит этот сценарий.
  3. Критика, порицание, наказания, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
  4. Утешительная похвала, ложь во благо. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат при утешении тот же: установка «я бестолковый». Конструктивная критика и помощь в работе над ошибками полезнее жалости.
  5. Сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Завышенные требования и ожидания родителей, вымышленный образ идеального ребенка.
  6. Воспитание, основанное на гендерных стереотипах. Девочки вырастают убежденными в своей слабости, а мальчики не умеют обслуживать себя в быту. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
  7. Хаос, противоречивые воспитательные позиции родителей, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность требований родителей.

При таком воспитании ребенок уже в 8 лет будет убежден в собственной никчемности, беспомощности. Эта установка сохранится на всю жизнь. Избавиться от нее поможет только психотерапевт.

Признаки

Заподозрить наличие синдрома можно по речи человека. На это укажут фразы, которые индивид употребляет чаще других:

  • «Это семейное».
  • «Я родился неудачником, под несчастливой звездой».
  • «Не могу…» или «не хочу…» (последнее – попытка убедить себя и других в том, что недостижимое на самом деле не было желанным).
  • «У меня никогда не получается».
  • «Я всегда проигрываю».
  • «Со мной всегда что-то случается».
  • «У меня все равно ничего не получится», «да, как всегда, облажаюсь».

Люди с синдромом выученной беспомощности верят в злой рок, несчастливую судьбу, плохой гороскоп, проклятие и прочие внешние факторы, на которые человек не может повлиять. А если им что-то удается, то они видят в этом заслугу других людей, случайность, удачу. Мышление таких людей запрограммировано на неудачи. Они становятся жертвами зависимых отношений, мошенников.

Что делать

ExternalLink_shutterstock_730170973-730x456.jpg

Как Селингман учил собак новому поведению, так и люди должны скорректировать свое. Метод научения характерен для когнитивно-поведенческой психотерапии.

Если человек видит мир в черных тонах, ждет очередного удара и череды страданий, то это и находит. Это дополнительно укрепляет его веру в злой рок. Но на самом деле мы просто ищем подтверждение тому, во что верим.

Это и должно стать основой психотерапии. Что входит в нее:

  1. Смена негативного мышления на позитивное.
  2. Коррекция самооценки, повышение уверенности в себе.
  3. Знакомство с собой, самопринятие, формирование адекватного образа «Я», осознание собственного потенциала.
  4. Возвращение контроля над жизнью за счет использования способностей личности, разграничения того, что поддается контролю человека, а что нет. Обучение практическому использованию личностного потенциала.

Для избавления от выученной беспомощности нужно реанимировать волю человека, устранить апатию, в особо тяжелых случаях – ПТСР. Синдрому всегда предшествует психологическая травма. Необходимо найти, что воздействует на человека изнутри, и устранить это.

Можно попробовать сделать это самостоятельно, переосмыслив беспокоящую ситуацию и нынешние условия, свои возможности:

  • Делайте то, что можете делать. Что угодно, главное, дайте себе хоть какой-то выбор, ощущение контроля. Прогуляйтесь, прочитайте книгу, отожмитесь, почистите зубы, решите, что приготовите на ужин, сделайте перестановку в комнате. Этот метод используют в тюрьмах: делай хоть что-нибудь. Но не используйте этот метод изолированно, на его основе может развиться обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Меняйте самовосприятие с помощью положительных воспоминаний. Наш мозг концентрируется на негативе, но каждый человек может вспомнить хотя бы пару ситуаций, в которых он был победителем. Не забывайте создавать ситуации успеха в настоящем времени и собирать еще больше таких воспоминаний. Вам давно нужно позвонить кому-то или прибраться в шкафу? Самое время. Это и станет еще одним напоминанием о том, что многое в жизни зависит от вас. Составьте план, ведите дневник целей и достижений. Заглядывайте туда, отмечайте успехи, вознаграждайте себя и формируйте новое убеждение: «я сам строю жизнь», «мои действия важны».

Для переосмысления ситуации используйте метод рефрейминга, предложенный Селингманом:

  1. Выберите негативную ситуацию из прошлого, которая заставляет чувствовать беспомощность.
  2. Запишите свое видение ситуации: что случилось, как вы это восприняли.
  3. Теперь запишите свои ответные реакции в той ситуации, ваше поведение и то, что вы при этом чувствовали.
  4. Далее с точки зрения нынешнего опыта и восприятия найдите факты, которые ставят под сомнение восприятие сложившейся ситуации как негативной, исключают вашу вину в случившемся.
  5. Представьте альтернативную реакцию на события. Какие эмоции и чувства вы теперь испытываете?

Подобным образом анализируйте каждую стрессовую ситуацию. Со временем вы заметите, что они повторяются. Меняются люди, обстоятельства, но у вас возникают одни и те же переживания, да и ответные реакции похожи. Меняйте отношение к ситуации, продумывайте новые модели поведения. Со временем вы освоите новые копинг-стратегии.

Если в процессе работы над собой ощущение беспомощности усилилось, негативное самовосприятие укрепилось или вы не можете встать с постели и начать работу над собой, руки в прямом смысле опускаются, а травмирующее переживание вы оцениваете выше чем на 7 баллов по 10-бальной школе, то немедленно обратитесь к психотерапевту.

Психологические эксперименты Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:Поведение человека при синдроме выученной (или «приобретённой») беспомощности кажется парадоксальным. Так называют состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток решить какую-то проблему и избавиться от дискомфорта, хотя имеет такую возможность.

Человек продолжает страдать, хотя достаточно одного простейшего движения, чтобы устранить причину страдания.

Состояние выученной беспомощности появляется обычно после нескольких попыток воздействовать на источник неприятностей или избегать его; после того, как попытки не произвели ожидаемого эффекта, индивид совсем прекращает какие-то действия, становится пассивным, теряет чувство контроля и свободы. У человека в такой ситуации может развиться подавленное настроение, депрессия, может ускориться наступление смерти.

Феномен выученной беспомощности впервые открыл и изучил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он провёл особые эксперименты, подтверждающие его предположения.

Эксперимент Селигмана

Предпосылки к проведению и цель исследования

Основному эксперименту Селигмана предшествовали ранние исследования, проведённые над собаками в Пенсильванском университете. Исследования проводились на основе теории И. П. Павлова.

Сначала у собак попытались выработать условный рефлекс страха на звук высокого тона. При этом использовалось негативное подкрепление: после подачи звука собака подвергалась несильному, но ощутимому удару электрического тока. Собаки в это время сидели в закрытых клетках. После нескольких таких стимуляций клетки открыли.

Авторы эксперимента ожидали, что собаки, услышав звук, будут убегать, чтобы избежать удара током. Однако, к всеобщему удивлению, этого не происходило. Вместо того после подачи звука животные ложились на пол и жалобно скулили, несмотря на открытые клетки. Этот результат противоречил теории бихевиоризма, который в то время был самым популярным течением в психологии.

Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха – ведь они ложатся на пол, дрожат и скулят; а вследствие того, что они перед этим несколько раз пытались избежать этого удара и терпели неудачу, после чего перестали бороться и привыкли к его неизбежности. Другими словами, собаки как бы «научились беспомощности».

Ход эксперимента

Селигман решил проверить своё предположение с помощью специального эксперимента. Вместе со своим коллегой Стивеном Майером он разработал новую схему на основе первоначальной, введя в неё три группы собак в качестве испытуемых.

Первая группа собак имела в клетках специальную панель, с помощью которой можно было отключить систему, вызывающую удар током; эти собаки, таким образом, изначально могли контролировать ситуацию, и их действия имели значение. Собаки из второй группы не имели такой возможности, но их система подачи тока была связана с панелью в клетке собак из первой группы: когда собака из той группы нажимала на панель, ток отключался и у второй группы. Собакам из третьей, контрольной группы вообще не наносились удары током.

Первоначально собакам из первых двух групп наносились абсолютно одинаковые по интенсивности удары в течение одинакового времени. Естественно первые собаки могли прекратить неприятное воздействие, а вторые успевали убедиться, что не могут этого сделать.

После этого все три группы собак были посажены в один ящик с перегородкой, через которую они могли легко перепрыгнуть, чтобы избежать удара током. Собаки из первой группы именно так и поступили. Перепрыгивали перегородку и собаки из контрольной группы. Но те собаки, которые состояли во второй группе и были научены «негативным опытом борьбы», метались по ящику, а затем ложились на пол, скулили и переносили удары, сила которых всё увеличивалась.

Полученные результаты

Селигман и Майер заключили, что состояние беспомощности вызывают не сами неприятные события, а опыт невозможности контролировать эти события. Человек или животное становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение никак повлиять нельзя.

Этот основной эксперимент Селигмана получил большую известность, его описывали солидные научные журналы, а сам Селигман получил премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований

Однако явление выученной беспомощности требовало дальнейшего изучения. И вскоре психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден поставили новый эксперимент. Это исследование, ставшее знаменитым, проводилось в одном из американских домов престарелых.

Исследовательницы случайным образом выбрали в этом доме престарелых два этажа, жильцы которых стали участниками эксперимента. Были сформированы две группы: экспериментальная (8 мужчин и 39 женщин) и контрольная (9 мужчин и 35 женщин), каждая группа состояла из жильцов определённого этажа.

Участникам из экспериментальной группы были созданы условия, при которых они были в большей степени ответственны за себя и свой образ жизни. Участники из контрольной группы жили обычной жизнью, в условиях максимальной заботы персонала.

Участникам из контрольной группы, жившим на втором этаже, работники сказали: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты были максимально уютными, мы будем регулярно прибирать в них; мы будем следить за тем, чтобы вы были здесь счастливы. Мы хотели бы воспользоваться возможностью и вручить вам маленькие подарки (каждому участнику подарили по растению); эти растения мы будем каждый день поливать, чтобы они всегда были свежими и живыми. Вам не нужно ничего делать самим…».

Участникам из экспериментальной группы, жившим на четвёртом этаже, сказали: «Вы сами должны решить, как будут выглядеть ваши комнаты; хотите ли вы оставить всё, как есть, или что-то переставить – в этом случае наши работники помогут вам в этом. Вы должны сообщить нам свои пожелания, сказать, что бы вы хотели сделать или получить в доме престарелых. Если вы хотите завести растение, вы можете выбрать любое из предоставленных вам; при этом вы должны будете ухаживать за своими растениями, поливать их и содержать так, как считаете нужным. Во вторник и в пятницу мы устроим показ фильма; вы сами должны решить, в какой день вам будет удобно пойти на киносеанс и хотите ли вы вообще смотреть фильм».

Таким образом, всем участникам сказали по существу одно и то же, однако из обращения к контрольной группе было ясно, что большую часть решений за них будет принимать руководство заведения.

Эксперимент продолжался три недели, в течение которых работники дома престарелых придерживались заявленной для каждого этажа политики. По прошествии этого времени пациенты были опрошены на предмет удовлетворённости собственной жизнью в заведении. Были также получены данные по общительности всех пациентов, их активности, питанию и другим параметрам.

Различия между двумя группами жильцов были существенными. Так, у экспериментальной группы было отмечено увеличение среднего уровня счастья, а у контрольной этот показатель понизился. Общее состояние пациентов из экспериментальной группы улучшилось, а у контрольной группы – ухудшилось. Различалось и время, потраченное на беседы с другими постояльцами, персоналом, пассивное наблюдение за работниками.

Результаты эксперимента показали, что ощущение возможности контролировать свою жизнь благотворно сказывается на здоровье, самочувствии и общем состоянии людей. Большинство участников из экспериментальной группы посмотрели фильм и поучаствовали в организованном соревновании. Возможно, что проблемы, сопутствующие старению людей (потеря памяти, снижение тонуса), могут быть связаны с потерей возможности контролировать свою жизнь; и если так, то можно улучшить самочувствие стариков, предоставив им право самостоятельно принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Через некоторое время исследовательницы вернулись в этот дом престарелых, чтобы проверить, действует ли ещё эффект контроля из первого эксперимента. Оказалось, что самочувствие жителей из экспериментальной группы остаётся на высоком уровне, а у жителей из контрольной группы оно снижено. Кроме того, за это время умерли 30 процентов участников из контрольной группы и только 15 процентов – из экспериментальной. Было выявлено, что старики из контрольной группы склонны проявлять деструктивное поведение – например, отказываются от еды или лекарств; ведь это единственное, что они ещё могут выбрать.

Впоследствии проводились и другие эксперименты. В некоторых из них изучалось влияние ощущения контроля на тревожность. Переполненный лифт казался более свободным и безопасным тем пассажирам, которые стояли ближе всего к панели управления. В другом исследовании две группы людей решали задачи при сильном шуме; участники из первой группы никак не могли выключить звук, а участникам из второй группы сказали, что они могут в любой момент выключить звук, но их просят не выключать его, пока они могут его терпеть. В результате вторая группа участников решила задачи гораздо успешнее, чем первая.

Влияние воспитания детей на выученную беспомощность

Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.

Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.

На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.

Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел. В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть. Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.

Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.

Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру. При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека.

Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.

Смотреть видео

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/4298-sindrom-vyuchennoj-bespomoshhnosti-prichiny-kak-borotsya.html
  • https://psylogik.ru/233-vyuchennaja-bespomoschnost.html