Виды общения в психологии в зависимости от целей и способов передачи информации

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.

Vidyi-obshheniya-v-sotsialnyih-setyah.jpg

  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

sotsialnyie-seti-pozvolyayut.jpg

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.

Эмоции

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия.

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Функции различных стилей общения

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

  • Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью. Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Психологическая структура общения

Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

Структура общения

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.

Манипулятивный уровень общения

Таблица типов общения

Уровни общенияКраткая характеристика
ДуховныйК партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
ДеловойНа этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
ИгровойПрисутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
КонвенциональныйВозникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
СтандартизованныйВзаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
МанипулятивныйВ общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
ПримитивныйПартнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Видео

32. Виды общения

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Общение — процесс, построенный на взаимодействии людей, при котором они имеют возможность обмениваться информацией. Виды общения в психологии подразумевают выступление участников процесса в качестве исполнителей конвенциональных, заранее обусловленных ролей, на которые наложены проекции их личностей, то есть индивидуальные особенности каждого. Участники общения, как правило, ограничены определенными социальными нормами и потребностями, зависящими от рода их совместной деятельности.

Понятие и виды общения в психологии

Статьи по теме
  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Так как «Общение» в психологии является сложным понятием, можно выделить его структуру, которая включает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны, а также:

  1. Содержание — передаваемая живыми существами информация. Ее можно охарактеризовать как сигналы опасности, выражение различных потребностей или эмоциональных состояний.
  2. Средства общения — перечень способов, с помощью которых информация не только передается, но и расшифровывается.
  3. Цели — самые разные, в том числе воспитательные, обучающие, развивающие, деловые, служащие удовлетворению культурных и эстетических потребностей.

В зависимости от указанных категорий видов общения в психологии, их можно классифицировать различным образом. Общение может быть межличностным, с постоянным составом участников коммуникации и массовым, отличающимся множественными контактами между незнакомыми людьми.

Общение также подразделяют по:

  • содержанию — материальным, мотивационным, когнитивным, деятельным;
  • целям — биологическим и социальным, подвидов может быть очень много, так же как и потребностей;
  • средствам — непосредственным (с использованием речи, органов чувств и тела) и опосредованным (с помощью письменности, технических средств связи и СМИ);
  • вербальным и невербальным.

Общение принято разделять на виды, учитывая при этом продолжительность и специфический состав участников, а также его желательность и законченность.

Императивное общение

Одним из специфических видов коммуникаций считают императивное общение. Этот вид взаимодействий характеризуется выраженной авторитарной формой. Используется для достижения контроля над поведением, высказываниями и установками партнера, а также вынуждает его поступать определенным образом. Конечной целью императивного общения является открытое принуждение. Средствами могут быть приказы, официальные требования, различные предписания.

Императивный тип общения активно используется в:

  • парах «начальник — подчиненный»;
  • воинских уставных отношениях;
  • организациях, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях.

В некоторых видах межличностных отношений, такой вид коммуникаций использовать не стоит. В первую очередь это касается супружеского общения. Контактов между детьми и родителями и взаимодействия педагогов и учащихся.

Виды общения в психологии и используемые техники

Существуют различные техники общения, которые участники используют для достижения определенных поставленных перед ними целей и выгод:

  1. Формально-ролевая. При строгом регламенте содержания и средств общения все обходятся лишь знанием социальной роли участников, без учета индивидуальных черт.
  2. Манипулятивная. Используются различные мотивации ради получения непосредственной выгоды от партнера.
  3. Предметная. Техника общения с предметами, путем создания вокруг них эмоционального фона, с детскими игрушками, роботами и другими «умными» гаджетами.
  4. Маски — для контакта типична формальная форма, не учитывающая индивидуальные особенности собеседников. Характерен процесс общения с устоявшимися выражениями лиц, набором стандартных жестов и фраз.

Людям застенчивым и необщительным, испытывающим значительные затруднения в общении с людьми, нужно научиться использовать несколько техник и довести их до совершенства.

Это позволит свободно выражать свои мысли и уверенно чувствовать себя даже в большом коллективе.

Без общения развитие человеческого общества невозможно.

Это один из самых важных социальных факторов, благодаря которому может стать реальным любой вид деятельности. Приумножение человеком собственного благосостояния и создание лучших условий для личностного роста. Благодаря общению, у каждого индивида появилась возможность быстрого обучения и переработки полученных сведений. К различным видам общения в психологии относят оптимальные пути передачи информации и ряд эффективных сигналов.

Наличие знаковых систем обеспечивает при общении интерпретацию принятых сообщений. Одинаковое их представление и понимание у всех участников беседы.

Искусство общения в психологии — видео

18 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.

Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.

Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.

Общение — это…

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Общение в психологии – это3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.

    Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.

  2. Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

    У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности.

    Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

  1. коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
  2. когнитивная – понимание переданной информации;
  3. информационная – обмен данными между друг другом;
  4. креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
  5. конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
  6. эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

  1. синдикативная – объединение людей;
  2. инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
  3. трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
  4. самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

Или более краткое и обобщённое разделение:

  1. социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
  2. контроль общества – организация поведения и работы людей;
  3. экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.

Формы общения

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Но есть более типичные и встречаемые варианты:

  1. Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
  2. Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
  3. Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.Они вступают в диалог, который образовался случайным образом — безликие друг перед другом. А потом короткая взаимосвязь разрывается.

На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

  1. Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
  2. Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
  3. «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
  4. Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
  5. Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
  6. Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
  7. Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

  1. Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  2. Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  3. Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  4. Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможетулучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Постоянная тренировка

Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.

Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.

» alt=»»>

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.

Даже после мимолетного обмена предложениями со случайными людьми мы часто чувствует эйфорию, или, наоборот, опустошение. Потому, «Контакт масок» — это не лицемерие, а, скорее, защитный механизм, позволяющий тратить меньше психической энергии.

«>

Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.

Используемые источники:
  • https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-obshheniya-v-psixologii.html
  • https://psy.wikireading.ru/22016
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/vidy-obshheniya-v-psikhologii/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/obshchenie-chto-ehto-takoe-psihologii-funkcii-vidy-formy-urovni.html
</ul></h2></ul></ul></h2></ul></ul>

Скажите что-нибудь