Межличностное общение и взаимодействие

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами. Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Статьи по теме
  • etiket-obshheniya-6-220x150.jpgЭтикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-1-220x150.jpgВзаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Межличностное общение среди молодежи

В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.

Формы и способы межличностного общения

Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста индивидов, их национальности и пола.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Изучаем межличностное общение — видео

Все люди рождаются и живут в социуме. Соответственно, между членами этого социума должно возникать некое взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется с помощью некоторых инструментов, таких как общение, тактильный контакт, половые отношения и т.д. Трудно представить, что бы делали люди, не имея возможности общаться, как происходил бы контакт, как они понимали бы друг друга. Для такого инструмента, как разговор между индивидами, введен даже специальный термин: межличностное общение. Так что такое межличностные отношения и процесс общения?

Поведение в социуме основывается на общении

Что такое межличностное общение

Межличностное общение – это контакт одной личности с другими, независимо от гендерного различия, качества воспитания, социального статуса и т.д. Это определение имеет множество производных. Для того чтобы общение между людьми исключало споры, конфликты, скандалы, непонимания, ввели специальные правила.

В последнее время многие интересуются тонкостями межличностных взаимоотношений, для того чтобы использовать эти знания при взаимодействии с людьми во время бизнес-переговоров, политических обсуждений, экономических решений вопросов и др. Данное понятие изучается достаточно длительное время. Может, в жизни и невозможно с каждым человеком общаться по определенным правилам, так как характер у каждого разный, но придерживаться культуры общения рекомендуется.

Психология межличностного общения

В психологии рассматривают 3 вида межличностного общения:

  1. Императивный;
  2. Манипулятивный;
  3. Диалогический.
Невербальное общение — что это такое в психологии

Императивный вариант общения называют еще диктаторским. При этом варианте одна из личностей оказывает психологическое давление на другого человека с целью достижения определенной цели. В процессе императивного общения возможны вариант полного подчинения себе воли оппонента, контроль над его действиями, словами, порой даже мыслями. Диктатор принуждает собеседника к выполнению конкретных действий. Собеседников при императивном варианте общения называют «активом» и «пассивом», где первый – это авторитарная личность, второй – страдательная сторона.

Манипулятивное общение – самое распространенное взаимодействие между индивидами. Оно предполагает воздействие на человека для того, чтобы достичь свои скрытые намерения. По смыслу императивное и манипулятивное общение очень похожи. И в первом случае, и во втором на одну сторону оказывается психологическое давление для достижения каких-либо целей. Отличает их то, что при императивном варианте цели четко озвучиваются, и страдательная сторона понимает, что ее используют, более того, она сама готова к этому. В манипулятивном варианте цели не озвучиваются, все намерения скрыты, пассивная сторона считает, что приняла решение сама, а не под воздействием общения с другим человеком.

Обратите внимание! Чаще всего манипулятивное общение разрушает выстроенные годами доверительные связи. Поэтому рекомендуется как следует подумать прежде, чем использовать определенные качества близкого человека для своих манипуляций.

Манипулятивное общение

В основе диалогического контакта лежит равноправие сторон.

Процесс межличностного общения с примерами

Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений. В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.

Вербальное общение — что это в психологии

Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.

К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.

Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон. Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий. Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.

Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.

Диалогическое общение

Межличностное общение в молодежной среде

Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.

Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями. На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога. Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.

Формы межличностного общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Кроме видов межличностных отношений, существуют еще и формы. Есть позитивные формы, к которым относятся:

  • Любовь;
  • Дружба;
  • Близость;
  • Приятельское общение;
  • Влечение;
  • Альтруизм.

Альтруизм как форма межличностного общения

Нейтральные формы:

  • Безразличие;
  • Аутизм;
  • Эгоизм;
  • Конформизм.

Негативные формы:

  • Негативизм;
  • Неприязнь;
  • Агрессия;
  • Ненависть.

Культура межличностного общения

Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного. Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.

Развитие межличностного общения

Развитие общения подразумевает под собой правильное оценивание собеседника, что влечет верно выбранный тон в разговоре, адекватное течение беседы. Культура коммуникации основывается на психологическом состоянии человека, его самооценке, обществознании, способности регулировать свое настроение в процессе общения.

Обратите внимание! В развитии культуры межличностного общения очень важно уметь чувствовать собеседника, его внутреннее настроение и состояние. Очень важным пунктом в развитии коммуникации является умение выслушать, провести диалог.

Развитие межличностного общения

Проблемы и трудности, которые могут возникать

В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:

  1. Субъективно переживаемые;
  2. Объективно переживаемые.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.

Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.

Видео

ТолкованиеПереводМежличностное общение</dt>  Аморфная сфера общения, которая характеризуется следующими признаками: неофициальность, спонтанность, неорганизованность, нерегулируемость, нерегламентируемость. Различается М.о. между знакомыми (внутригрупповое общение) и не знакомыми между собой лицами. В первом случае речевое общение будет характеризоваться такими чертами, как свертывание, элиминация объекта речи и, наоборот, увеличение оценочных средств. Во втором случае речь более близка к стандартной (правильной). Как показали социолингвистические исследования российских ученых, в двуязычных коллективах М. о. обычно протекает на этническом и русском языках, тогда как в ситуациях официального общения используется только русский язык. М. о. не подлежит официальному регулированию.  &LT;=&GT; официальные сферы общения  ♦ сферы общения  ♦ аморфные сферы общения  См. также:Аморфные сферы общения, Регламентируемые сферы общения, Сфера бытового общения, Сферы общения</dd>

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.

</dl>Другие книги по запросу «Межличностное общение» >>

Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Межличностное взаимодействие и обучение

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Автор: Светлана Семак

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия.

Принято выделять следующие функции общения: инструментальные (обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий), психологические (развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека), социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, развития групповых процессов, сохранения группового единства), социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация социального взаимодействия: деловых, правовых, экономических и др. отношений).

Как всякая активность, общение побуждается лежащей в его основе специфической потребностью.

Межличностный контакт – это такая характеристика межличностного общения, которая обозначает степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человек). Контакт может быть поверхностным (закрытое общение) или глубоким (доверительное общение), частичным (избирательным) или полным (многосторонним). Средства установления контакта очень разнообразны, но большинство из них строятся на принципе поиска (создания) сходства, подобия, совместности.

Межличностное взаимодействие в общении – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность – связь между людьми.

Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование. Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел – то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование – воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача – выбор “каналов связи” (речь, письмо, жесты, интонации …), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка – понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь – сообщение о том, как было понято сообщение.

Межличностное восприятие – процесс отнесения воспринимаемого человека к тому или иному типу людей.

Внимание!Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Можно выделить такие виды общения как личностное и деловое. Для личностного общения характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа. Деловое общение характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, жалобщик, учитель, продавец, кладовщик и т.п.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Наиболее частой причиной деформации в общении является отношение к партнеру как средству достижения собственных целей, игнорирование права другого человека иметь собственное отношение, свои желания, иные намерения и т.д.

Конструктивность общения – такая его характеристика, которая указывает, что общение обеспечивает для партнеров удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость.

Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.

Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.

Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.

Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.

Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:

— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

— служить своей профессией на благо окружающим.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления /при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования/.

Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.

Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.

Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.

Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».

Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:

— уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

— информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;

— получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;

— в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьИспользуемые источники:
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/mezhlichnostnoe-obshhenie-vidy-i-formy/
  • https://srazu.pro/socializacia/mezhlichnostnoe-obshhenie.html
  • https://sociolinguistics.academic.ru/350/межличностное_общение
  • https://labuda.mirtesen.ru/blog/43204059202/mezhlichnostnoe-vzayimodeystvie-—-eto…-opredelenie,-osnovnyie-po
  • https://students-library.com/library/read/61475-psihologia-mezlicnostnogo-obsenia

Скажите что-нибудь