Типологизация личности.

Содержание

В психологии попытки разделения людей по основным общим чертам в поведении велись с древних времен, практически с зарождения этой отрасли медицины. Самым первым образцом выделения типологии личности по темпераменту является классификация Гиппократа.

Что такое типология личности в психологии

Типология личности в психологии основана на разделении людей на психотипы, в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей характера, темперамента.

Согласно научному определению, психотип – это система доминирующих поведенческих установок личности при взаимодействии с окружающим миром, основанная на индивидуальных типологических особенностях отдельного человека.

Систематизация поведенческих стереотипов имеет цель объяснить разницу между людьми. Этой теме посвятили свои исследования многие психологи и психиатры, представители различных школ и направлений.

Причина разделения людей на типы

Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.

В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • наклонности;
  • эмоциональность;
  • мотивация;
  • личные ценности.

Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.

  • Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
  • Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
  • Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
  • Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
  • Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.

Что такое темперамент в психологии?

Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.

Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.

Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.

Классификация психотипов личности

Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.

Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.

Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:

  • Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
  • Теория характеров Кречмера.
  • Классификация темпераментов Шелтона.
  • Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
  • Акцентуации личности по Леонгарду.
  • Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
  • Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.

Классификация в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.

Тип темпераментаОсновные чертыПоложительная сторонаОтрицательная сторонаПреобладающая жидкость
Холерик
  • Эмоциональность;
  • импульсивность;
  • быстрота реакции;
  • горячность;
  • страсть.
Пылкий энтузиастНеобдуманное принятие решений.Желтая желчь (холе)
Сангвиник
  • Подвижность;
  • богатые эмоции;
  • оптимизм;
  • продуктивность в работе;
  • стабильность;
  • веселый характер.
Энергичный и гибкий специалист в любой области.Непостоянство, поверхностные увлечения.Кровь (сангвис)
Флегматик
  • Невозмутимость;
  • спокойствие;
  • отсутствие эмоций;
  • медлительность;
  • устойчивые установки и стремления.
Высокий уровень ответственности и выдержка в любых ситуациях.Сухость в общении, безразличие к другим людям.Лимфа (флегма)
Меланхолик
  • Слабая воля;
  • постоянные переживания;
  • замкнутость в себе;
  • тоскливость;
  • грусть.
Глубокие переживания, эмоции.Застенчивость, склонность к депрессиям.Черная желчь (мелэна холе)

Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.

В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:

  • Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
  • Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.

Дополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:

  • мышление;
  • интуиция;
  • эмоции;
  • ощущения.

В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:

Тип личностиОсновные положительные качестваНедостатки
Мыслящий экстравертРассудительности в принятии решений, объективная оценка реальности.Отсутствие эмоций, игнорирование моральных законов.
Интуитивный экстравертАктивность, способность увлечь за собой.Типаж авантюристов, которые быстро загораются идеями и также быстро остывают.
Эмоциональный экстравертСпособность к правильной эмоциональной оценке партнеров и ситуаций, любовь к искусству.Эмоциональность холодная, без внешнего проявления чувств.
Чувствительный экстравертРадующиеся жизни эстеты.Чрезмерная тяга к наслаждениям и удовольствию любой ценой.
Мыслящий интровертВысокая интеллектуальная общительность, направленная на углубление знаний.Трудности в общении с окружающими людьми, плохие учителя и советчики.
Интуитивный интровертСпособность к фантазированию, искусству. Тип художников, мистиков.Творчество не всегда понятно окружающим.
Эмоциональный экстравертПовышенная чувствительность к нуждам других.Эмоции скрыты, склонность к меланхолии.
Чувствительный интровертАкцент на сенсорное восприятие.Трудности в общении, если объект не вызывает сильных ощущений.

Классификация в зависимости от характера

В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.

Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.

Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:

  • Демонстративный.
  • Педантичный.
  • Застревающий.
  • Возбудимый.

Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:

  • Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
  • Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
  • Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.

Особенности и методы определения психотипа

Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.

Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.

Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:

По типу задач:

  • проективные;
  • многофакторные;
  • акцентуации;
  • физиологические;
  • действенные.

По форме:

  • бланковые;
  • компьютерные;
  • сенсорные.

По адресату:

  • сознательные;
  • неосознанные.

Онлайн-тесты на определение типов личности

Самым доступным способом для определения личного психотипа являются онлайн-тесты, которые может пройти каждый с помощью интернета. Большинство тестов имеют направленность на раскрытие внутреннего потенциала человека, его способность к взаимодействию, поведенческих характеристик в кругу близких людей.

Существует также много современных классификаторов для самых различных конкретных задач.

Примеры категорий онлайн-тестов:

  • Многофакторные методики исследования личности (тест Кеттелла).
  • Проективные тесты (цветовой тест Люшера)
  • Тесты Леонгарда для определения личностных акцентуаций.
  • Тесты для исследований темперамента (Айзенка, Стреляу).
  • Опросники для исследования интеллекта (тест интеллектуального потенциала ИТ).
  • Тесты на исследования различных сфер деятельности (тест Торранса)
  • Методики самоудовлетворения, жизненных ценностей (тест жизнестойкости Мадди).

Типологии личности уделяется все больше внимания в практическом применении. К последним достижениям психологии обращаются специалисты всех сфер деятельности. Методы раскрытия индивидуального потенциала с каждым днем совершенствуются, и позволяют познать сущность человека с большой точностью.

Типы личности. Классификация Юнга:

—>

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок — лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Дополнение:

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

640-1.png

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.

Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность»- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено соци-альных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.

 Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.

 Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и др.;

• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

• личные(индивидуальные);

• групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

640-1.png

 —>

Социальная типология личности позволяет: упорядочить представления о характере, ориентациях, побудительных механизмах поведения индивида; прогнозировать динамику развития личности, выяв­лять ее возможности; раскрыть единство общих, особенных и индивидуаль­ных черт личности; проанализировать те качества личности, которые обусловлены ее бытием как особого субъекта; охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, со­циальные связи, внутреннюю структуру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, от­ражающие сущностные черты той или иной группы людей.

В настоящее время известны различные варианты ти­пологии личности. Имеет смысл выделить две основные тенденции в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии лю­дей разделяют по психологическим признакам (тем­перамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие­ показатели, как социальное положение, образ жиз­ни, характер и направленность интересов и др.

Социальный тип — это обобщенная целостная соци­альная характеристика личности.

Однако все это лишь идеализированные модели: в ре­альности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.

В современной социологии различаются следующие со­циальные типы личности.

Маргинальная личность (понятием «маргинальность» обозначаются специфические отношения между со­циальным субъектом и социальной общностью, отно­шения, противопо-ложные нормальным). Понятие «маргиналь­ная личность» сформулировано американским социологом Робартом Парком в 1920-е гг., чтобы обозначить социаль­но-психологические особенности иммигрантов, не адаптиро­вавшихся к нормам и требованиям городской жизни.

Характеристики маргинальной личности в социологии: аморальность; пассивность; агрессивность.

Предпосылки маргинальности: одиночество; утрата социальных связей; бедность и безработица; социальная незащищенность; нарушение гражданских прав и свобод личности.

Авторитарная личность (подробно описана Дугласом Келлнером). В числе особенностей данно­го типа личности: ориентация на ценности среднего класса; неспособность критически мыслить, стремление к по­корности; подозрительность, стремление «найти врага», наказать тех, кто нарушает общепринятые нормы; нетерпимость к чужим взглядам и убеждениям; суеверность и стереотипность мышления; бескомпро-миссность, доходящая до фанатизма — от­ношения с людьми строятся на принципах господства и подчинения, силы и слабости; жажда разрушения и цинизм; катастрофизм и эсхатологичность мировоззрения; преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.

Кроме обозначенных выше в социологии также выде­ляют такие типы, как культурный идеал личности, ба­зисная личность, нормальная личность. Культурный, идеал личности — культурно обусловлен­ный желаемый образ идеальной личности. Базисная лич­ность (понятие разработано Д. Кардинером и др.) не идеал личности, а комплекс черт, достаточно часто проявляющих­ся у членов того или иного сообщества; личность, воплоща­ющая в себе

комплекс общих типичных черт, присущих боль­шому количеству индивидов.

Нормальной личностью обычно называют статистически среднюю личность, которая приспособилась к условиям дан­ного общества, действующую в рамках установленных соци­альных правил и включенную в систему общественных отно­шений.

640-1.png



Психологические типологии — это классификации, используемые психологами для описания различий между людьми. Проблема поиска существенной основы для классификации психологических типов — то есть основы для определения более широкого спектра производных характеристик — является ключевой в дифференциальной психологии .

Историческое прошлое

Логика развития классификационных гипотез в психологии

Вся история гуманитарных исследований с системно-классификационных позиций выступает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, целями которых были:

1) «поймать» центральное организующее звено, своего рода двигатель всякой конструкции, и распределить людей по качественной специфике этих центральных звеньев;

«Типологический подход заключается в глобальном восприятии человека с последующим сокращением разнообразия индивидуальных форм до небольшого числа групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).

2) разложить психику на составные части, чтобы понять работу ее частей и создать классификацию, основанную на различиях в структуре и качестве частей.

«Необходимо свести все черты характера личности к элементарным ментальным элементам и элементарным формам основных психологических законов, раскрывающих природу обнаруженных связей» (Полан, 1894).

В настоящее время существует несколько тысяч различных психологических классификаций, указывающих на те или иные различия между людьми или психические характеристики как таковые.

Классификации могут иметь разные базовые шкалы обобщений, степени внутренней строгости.

Классификация людей и психологические характеристики

Логика развития психологических классификаций требовали параллельное существование двух научных подходов: один из которых был назван «психология типов», и «Другие- психологии черт». С течением времени оба подхода смещались друг к другу: психология типов — в попытках понять структуру психологических черт каждого типа, психология черт — в попытках достичь более высокой системы обобщений.

«Как только тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным сущностным психическим характеристикам, а являются лишь аспектами личности и поведения , получил всеобщее признание, сразу же возник как необходимость выявления фундаментальных факторов, лежащих в основе этих черт. Хайманс и Вирсма, а также другие ученые после них пытались решить эту проблему . Однако все эти исследования носили отрывочный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор признаков, как правило, определялся личным мнением исследователя »Р. Майли.

Пример развития психологии черт (этапы):

  1. Выделение типов любви как психологии черт. В античные времена очень популярной была типология видов любви, в которую входили:
Используемые источники:
  • https://healthperfect.ru/tipologiya-lichnosti-v-psihologii.html
  • https://studopedia.ru/24_36269_chelovek-individ-individualnost-lichnost-tipologiya-lichnosti.html
  • https://studopedia.ru/14_67995_tipologizatsiya-lichnosti.html
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/psychological_typologies

Скажите что-нибудь