Развитие концентрации внимания — эффективные упражнения

22 января 2016

Рассмотрим упражнения для развития внимания с точки зрения распределения и переключения внимания.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных  и даже не зависимых друг от друга вопросов:

  1. Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
  2. Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

vnimaniead.png

Развитие внимания у взрослых упражнения на распределение

Игры индейцев. В индейских племенах для развития наблюдательности двое соревнующихся молодых охотников сначала внимательно разглядывали открывающуюся перед ними картину, а потом по очереди описывали ее судье.

Похожее упражнение можно порекомендовать организациям, проводящим развивающие тренинги для своих сотрудников. Пусть две команды получат задание посвятить несколько минут сосредоточенному созерцанию пейзажа или специально для этого оборудованного фона. Победа достанется команде, которая восстановит картину максимально приближенно к реальности.

Медиативные упражнения. Хорошо способствует развитию умения сосредотачиваться медитация. Периодическое выполнение медиативных упражнений научит постепенно переносить внутреннюю концентрацию на внешний мир.

Журнал Brain Research Bulletin опубликовал результаты исследования, проведенного в Массачусетском технологическом институте. Под руководством тренера по медитации Кристофера Мура участники экспериментальной группы прошли два месяца обучения медиативной саморегуляции дыхания. Когда Мур и его команда измерили мозговую активность каждого участника с помощью метода магнитоэнцефалографии, они зафиксировали значительное повышение мозговой активности в зонах, связанных с селективным вниманием.

10-20 минут медитации способны улучшить ваше внимание уже после четвертого дня занятий.

Весь спектр вкусов. Когда вы едите, сосредоточьтесь на спектре вкусовых ощущений, которые вы испытываете. Как правило, мы редко по-настоящему наслаждаемся вкусом, чаще в момент поглощения пищи мы не особенно на нем сосредоточены. Поучитесь у французов тому, как внимательно они вкушают и разбирают все вкусовые оттенки. Распределения внимания потребуется, чтобы ничто из этих оттенков не ускользнуло от вашего внимания:

  • вкусы,
  • ароматы,
  • текстура пищи,
  • эффект, полученный от сочетания двух или трех компонентов.

Упражнение «глаз-рука». Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы правой руки и  одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения. Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем ща двумя объектами – пальцами и положением руки. Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.

Упражнение «тепло-прямо». Налейте в стакан теплой воды. Вы должны ощущать, что стакан нагрелся. Вытяните руку со стаканом вперед. Удерживайте распределенное внимание между теплом стакана и прямой рукой. Так же, как в предыдущем упражнении, начните с одной минуты и постепенно доведите до 5.

Разгибание пальцев. Сидя за столом, положите на него обе руки, сжатые в кулаки. Теперь медленно так, как будто любое неосторожное движение может повлечь неприятные последствия, разжимайте большой палец. Затем, удерживая его в поле зрения, разжимайте следующий палец. Так же медленно. Затем, держа в поле внимания уже два пальца, также медленно разжимайте следующий. И так – все пальцы на обеих руках. Упражнение направлено на последовательное увеличение нагрузки на распределенное внимание – от 1 объекта (1 палец) до 10. В момент, когда вы поняли, что «отпустили» слежку за пальцами, прервите упражнение и начните выполнять его заново.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок своего внимания по индивидуальной программе

Развиваем внимание:  3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания

Тренировку переключения внимания рекомендуется вести одновременно в трех направлениях:

1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.

Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего. Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном. Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Постепенно наращивайте скорость переключений.

2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия, а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Меняйте «рисунок» своих  переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать

3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы. Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:

«Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль.»

Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить. Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»

kak-razvit-vnimanie-jeffektivnye-sposoby.jpg.pagespeed.ce_.D3NdOU7CEe-e1453409279948.jpg

Как развить свое внимание: несколько общих правил

1. Создавайте себе дополнительную мотивацию

Прежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.

2. Пейте много воды

Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам  — 12,5.

3. Управляйте второстепенными задачами

В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:

  • сколько раз вы будете ее открывать?
  • сколько времени будет на нее тратить?

4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете

Психологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы. Неустойчивое внимание – вот тому причина.

Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:

  • жажда и голод;
  • желание покурить;
  • недостаток сна;
  • усталость;
  • ваши личные стрессы.

Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.

5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания

Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:

  • удивление;
  • любопытство;
  • непроизвольный интерес;
  • растерянность.

За неумение «не обращать внимание» люди, в частности,  расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу.

А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание».

6. Освойте культуру перерывов

Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации. «Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга.

7. И в завершение – самое главное условие: ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе быть внимательным лишь наполовину

Откажитесь от привычки смотреть «вполглаза» телевизионные передачи или выслушивать «вполуха» рассказы своих детей. Такая практика является в корне порочной, потому что подает сигнал вашему сознанию: «О, оказывается, порою можно быть невнимательным!»

Все, за что вы беретесь, должно быть объектом вашего максимального сосредоточения. Лучше отложить дело, если вы понимаете, что в силу каких-либо причин (усталость, недомогание, отсутствие интереса к предмету) вы не сможете уделить ему необходимого внимания.

Тренируйте свое внимание!

Наши продукты: Тренажер «Парные ассоциации» Тренажер «Парные ассоциации» развивает рабочую память, необходимую для решения логических задач или понимания сложного материала Читать далее » Тренажер «Продолжи ряд» Тренажер «Продолжи ряд» в форме игры развивает способность считать в уме Читать далее » Тренажер «Словоформы» Тренажер «Словоформы» направлен на выявление различных форм, образованных от конкретного слова Читать далее »
Читать далее
Развивай креативность Несколько методик проведения мозгового штурма 4728 Читать далее » Новости Компании Можно ли натренировать мозги блондинки 3963 Читать далее » Полиглот Типы речевого взаимодействия 3392 Читать далее » Без рубрики Подборка интересных книг по личностному развитию. 7056 Читать далее » Психология и самоанализ Стремительная кристаллизация: что стоит знать про паранойяльный тип характера 4545 Читать далее » Психология и самоанализ Эриксоновский гипноз — что это такое? 4676 Читать далее »

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

Содержание:

От чего зависит?

Как я уже говорил в статье о том как бороться с невнимательностью, что изначально ваша внимательность зависит напрямую от вашего самочувствия, а именно:

  • Сон. Врачи рекомендуют спать не меньше 8 часов в сутки, но у каждого существует своя индивидуальная норма, которой следует придерживаться. Мозгу сложно настраиваться на работу, когда ощущается недостаток энергии, поэтому ни о какой концентрации внимания не может быть и речи. Если у вас сложности с полноценным сном, можете почитать мою статью «Как быть если вы очень рано просыпаетесь и не знаете что с этим делать?».
  • Питание. Если вы будете употреблять слишком большое количество жирной еды, или с высоким содержанием сахара – ваш организм не сможет активно расходовать энергию, что приведёт к лени, либо апатии, у вас просто не будет сил и потребности переключать своё внимание на внешние раздражители, чтобы получать новую информацию.
  • Прогулки на свежем воздухе. Для активной работы мозга необходим кислород, вы ведь замечали, как после прогулки на свежем воздухе в голове становится более «ясно» и что проще потом концентрироваться? Именно поэтому в школе детям предлагают провести перемену на улице.
  • Занятия спортом. Не обязательно посещать тренажёрный зал или групповые занятия, вполне достаточным окажется, если вы будете делать ежедневно зарядку, чтобы держать своё тело в тонусе. Тогда и внимание будет активизировано.
  • Спокойствие. В состоянии стресса у человека обычно слишком высокий уровень тревоги, страха, злости, разочарования, удивления и прочих чувств. Мыслей в голове большое количество, они спутанные и прерывают друг друга, поэтому порой человек может даже не помнить, к примеру, где он был и что делал последние полчаса, потому что не отслеживал реальность, проживая эмоциональный всплеск. Так что эти методы следует начинать выполнять, когда вы спокойны.

Топ 10 способов

1.Окружающая действительность

Ежедневно, когда вы куда-то едете, к примеру, на работу, старайтесь приметить как больше различных деталей по пути, вместо того, чтобы погружаться в свои мысли. А то бывает, что мы настолько задумываемся, что упускаем из вида большое количество событий и вообще, жизнь пролетает очень быстро.

А вот на обратном пути вспоминайте о том, что видели ранее. Первое время придётся прилагать усилия для того, чтобы «возвращать» каждый раз себя в окружающую действительность.

Но за время тренировок такой способ научит вас наблюдательности, вы неосознанно начнёте улавливать нюансы, которые будут «бросаться» в глаза, а также запоминать больше информации.

2.Осознанность

Выберите время, чтобы вас никто не потревожил в течение 15 минут, сядьте удобно, засеките время и выполняйте пошагово:

  • Первые 5 минут мысленно или вслух перечисляйте то, что вы видите перед собой.
  • Следующие 5 минут отслеживайте все звуки, которые доносятся.
  • И последние 5 минут сконцентрируйтесь на чувствах, которые проживаете в данный момент и на ощущениях в теле.

Эти задания помогут вам научиться осознанности, когда вы комплексно будете улавливать информацию с помощью различных органов чувств.

3.Внешние помехи

Тренируйтесь не отвлекаться на внешние раздражители. К примеру, выполняя работу или читая книгу, включите для фона свои любимые песни, которые обычно вызывают желание подпевать или танцевать.

4.Нюансы

А теперь, наоборот, включите музыку очень тихо и прислушивайтесь к словам. Важно, чтобы песни были не знакомы вам. Старайтесь расслушать слова, перемены тембра голоса, музыкальные переходы. Сразу одновременно всё не получиться сделать. Поэтому при первом прослушивании уделяйте всё внимание именно словам, а вот уже на втором замечайте другие нюансы и так далее.

5.Медитация

Мы не раз говорили об эффективности медитации и выполнении техник правильного дыхания, и о том, что с помощью практики у человека очень быстро развивается внимательность, потому что все упражнения в основном состоят из концентрации на дыхании, внутренних ощущениях, пламени свечи, мыслях и прочее. Для тех, кто ни разу не пробовал медитировать, предлагаю почитать мою статью «Самый простой для освоения и эффективный способ медитации».

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец

Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Рекомендация

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.

Читайте далее:

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание. Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять. Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать  5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов. А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение 1

Возьмите какой-то небольшой и не слишком сложный предмет, например, карандаш или даже собственный палец. Засеките время и сосредоточьте внимание на его кончике. Старайтесь ни на что не отвлекаться, и как только почувствуете переключение внимания (например, в голове возникнет какая-то посторонняя мысль), сразу прекратите упражнение и запишите время, которое прошло с момента его начала.

А теперь повторите это упражнение, только концентрируя внимание, например, на карандаше, старайтесь внимательно и осмыслено его рассматривать:

  • как заточен грифель;
  • какого он цвета;
  • какие есть оттенки;
  • какого цвета рубашка;
  • какие на ней сколы, царапины и т. д.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удержите концентрацию внимания. Обратите внимание, как изменилось время сохранения устойчивого внимания.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Улучшение объема внимания

Упражнение 1

В течение нескольких секунд посмотрите на какой-то предмет или человека. Затем отвернитесь и постарайтесь максимально подробно во всех деталях описать объект вашего наблюдения. Затем вновь повернитесь и определите, что ускользнуло от вашего внимания.

Это упражнение хорошо помогает развивать и кратковременную память, которая непосредственно связана с объемом внимания.

Упражнение 2

Попросите кого-нибудь разложить на столе 15–20 небольших разнородных предметов (карандаш, игрушку, часы, расческу и т. д.). Подойдя к столу, в течение нескольких секунд посмотрите на предметы, затем отвернитесь и назовите, то, что видели. Сколько сумели запомнить? Если больше 7 предметов, то у вас хороший объем внимания.

Распределение внимания

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Одновременно постарайтесь нарисовать на листе разные геометрические фигуры, например, правой рукой треугольник, а левой круг.

Упражнение 2

Возьмите лист бумаги и ручку, включите аудиозапись книги или рассказа и начинайте записывать все, что с вами произошло вчера как можно подробнее. Через 10–15 минут остановитесь, прочитайте, что вы написали и перескажите содержание прослушанного отрывка.

Эти упражнения помогут улучшить характеристики вашего внимания, но помните, что любые навыки вырабатываются только благодаря упорным тренировкам. Поэтому упражнения надо выполнять многократно и желательно ежедневно.

В статье описаны проверенные временем способы развития внимания у детей и взрослых в игровой форме и не только.

Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности человека на что-то, имеющее для него значение. Само по себе внимание существовать не может, зато оно сопровождает и улучшает результат запоминания, мышления, воображения. Внимание организовывает психическую деятельность человека, без его участия невозможно познание. В процессе внимания одна информация, поступающая через органы чувств, отбирается, а другая – игнорируется. Этот процесс может быть как сознательным, так и бессознательным. Развитие внимания человека – одно из важных условий его адаптации и успешной реализации в жизни.

Развитие внимания у детей

Внимание ребёнка в раннем детстве отличается неустойчивостью. Дошкольники (а нередко и младшие школьники) ещё недостаточно хорошо владеют своим вниманием, поэтому развитие внимания у детей предполагает прежде всего его организацию. Педагог руководит вниманием ребёнка, предотвращает его стихийное развитие, зависимость от случайного стечения обстоятельств, случайного окружения предметов, впечатлений, ощущений.

Развитие произвольного внимания у детей происходит постепенно и связано с выработкой воли. Если вначале внимание опирается на чувственное содержание, то постепенно, по мере умственного развития, оно переключается на мыслительные связи. Это способствует расширению объёма внимания, тесно связанного с общим интеллектуальным развитием ребёнка.

Устойчивость внимания ребёнка увеличивается после трёх лет и особенно вырастает к шести годам. Это важное условия и показатель его готовности к обучению в школе. Развитие внимания у детей (как непроизвольного, так и произвольного) продолжается в школе, по мере расширения круга интересов и формирования привычки к систематическим умственным нагрузкам. Ощутимый рост в развитии памяти, мышления, восприятия, а также внимания (его объёма, концентрации, устойчивости) отмечается в возрасте 10-12 лет, когда уже сказываются результаты обучения.

Развитие внимания у детей напрямую связано с воспитанием и обучением. Важно, чтобы у ребёнка был сформирован круг интересов и воспитаны волевые качества. Он должен быть приучен к систематическому труду и дисциплинирован. Если мы стремимся развить внимание ребёнка, то должны:

  • научить его наблюдательности;
  • воспитать в нем чувство ответственности;
  • воспитать стремление ставить цель и выполнять намеченное;
  • воспитать привычку быть внимательным даже в мелочах и в лёгких, привычных делах;
  • воспитать веру в свои силы;
  • научить не отвлекаться на раздражители;
  • приучить ребёнка к распорядку (это дисциплинирует).

От взрослых требуется и кое-что ещё:

  • запастись терпением и любовью;
  • давать ребёнку посильные задания;
  • поддерживать и подбадривать, укрепляя его веру в свои силы;
  • мотивировать ребёнка, объяснять ему пользу от полученных знаний;
  • подавать новую информацию, связывая её с уже известной.

Развитие внимания у взрослых

Развитие внимания у взрослых, как, впрочем, и у детей, требует создания определённых условий. Ниже мы приведём несколько полезных советов, учитывающих важные особенности развития внимания:

  • Избегайте влияния внешних раздражителей, мешающих Вам сосредоточиться. Одному мешают запахи, другому – громкие звуки, третьему – холод. Отвлекают телевизор и мобильный телефон. Определите лично для себя эти условия, которые необходимы для лучшей концентрации на работе. Для этого прежде всего определите, что мешает и что отвлекает лично Вас. Постарайтесь устранить эти помехи, избежать их или изменить к ним отношение.
  • Старайтесь осознавать помехи, отвлекающие Вас от работы и провоцирующие неустойчивость внимания. Причиной невнимательности могут быть стрессы, недосыпы, курение, голод, жажда и т.д.
  • Высыпайтесь и старайтесь не переутомляться: организм нуждается в отдыхе, а на свежую голову и работа – в радость.
  • Обратите внимание на питание. Нелегко быть внимательным, когда Вы голодны или, напротив, переели. Умеренное, сбалансированное питание наполнит организм необходимыми веществами, витаминами и микроэлементами, даст силы и энергию. Переедание, напротив, потребует дополнительных сил на переваривание, и Вам захочется только спать.
  • Несколько слов о воде. Её ничто не может заменить, и она совершенно необходима для нормальной работы организма. Чтобы определить свою норму, всегда держите под рукой бутылочку питьевой негазированной воды и пейте, как только захочется. Не удивляйтесь, обнаружив, что станете пить гораздо больше именно воды. Организм быстро привыкает к хорошему. В грубом приближении (поскольку эта норма индивидуальна) организму требуется около двух литров воды ежедневно.
  • Старайтесь работать в привычном месте, где Вам обычно было спокойно, удобно и хорошо работалось.
  • Уделите внимание упражнениям на концентрацию внимания: это поможет научиться погружаться в работу, игнорируя внешние раздражители.
  • Определитесь с мотивацией. Она – мощный стимул. Цель, которую Вы ставите перед собой, должна быть Вам интересна и полезна.
  • Двигайтесь, время от времени делайте физкультминутки: в хорошем кровообращении нуждается весь организм, в том числе мозг.
  • Как особенность развития внимания, хочется отметить такой нюанс: для максимальной эффективности выполнения задачи, требующей сосредоточенности, рекомендуется активный перерыв запланировать на тот момент, когда задача наполовину решена, и остаётся взглянуть на неё «свежим взглядом», с новыми силами. Подойдут короткие прогулки на свежем воздухе, небольшие аэробические нагрузки (например, семиминутный комплекс гимнастических упражнений), или хотя бы комплекс упражнений для глаз и дыхательная гимнастика.
  • Планируйте, расставляйте приоритеты, старайтесь придерживаться своих планов. Учитесь говорить «нет», если то, чего от Вас хотят другие, неприятно Вам, нарушает Ваши планы, и Вам просто «неудобно» отказаться.
  • Отведите определённое время для проверки электронной почты, просмотра новостей в соцсетях. Это очень отвлекает внимание и отнимает время: чтобы восстановить нормальный рабочий режим и снова вникнуть в дело, потребуется «настроиться».

Упражнения на развитие внимания

Развитие внимания человека нуждается в контроле. Очень полезно практиковаться в наблюдении за собственным вниманием. Это позволяет осознанно избегать рассеянности внимания, помогает не «плыть по течению», следовать своим целям и планам. Для этого нужно время от времени задавать со мной себе вопросы. Например, такие:

  • Чем я сейчас занимаюсь?
  • Для чего я это делаю?
  • Это точно мне нужно и именно сейчас?
  • На что я сейчас трачу свое время?
  • Я точно хочу это продолжать?
  • Это точно то, что мне сейчас нужно?

Некоторые из подобных вопросов можно поместить перед глазами и периодически, взглянув на них, проверять и контролировать и свое внимание, и своё время. Формулировка может быть произвольной, но передающей суть.

Процесс развития внимания лучше начинать с упражнений на концентрацию (умение зафиксировать внимание, не отвлекаясь на раздражители). Выберите какое-нибудь дело и займитесь им, постарайтесь ни на секунду не отвлекаться от мыслей о нём. Старайтесь выполнить это дело максимально сосредоточенно и эффективно.

Одно из полезных упражнений на развитие внимания – концентрация на дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет Ваши лёгкие, постарайтесь, чтобы дыхание было ритмичным и глубоким. Не торопитесь. Закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании и постарайтесь ни о чём, кроме него, не думать. Почувствуйте, как легкие наполняются воздухом, услышьте, как бьётся сердце. Выполните это упражнение несколько раз, например сделайте 3-5 глубоких вдохов и выдохов.

Следующее упражнение на развитие внимания тоже можно практиковать каждый день, когда и где Вам удобно. На несколько секунд закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Выдохните, откройте глаза и в течение 10-15 секунд внимательно осмотритесь. Можете выбрать свой или чужой рабочий стол, если Вы на работе, или тематический стенд, если Вы в поликлинике, или что-то другое. Запишите или устно перечислите то, что запомнили, насколько возможно подробно. Проверьте себя. Постепенно Вы будете «схватывать» взглядом детали и предметы все точнее и осознаннее и замечать «мелочи», прежде ускользавшие от внимания.

Ещё одно упражнение, дающее возможность для развития внимания. Выберите любой предмет. Установите таймер на две минуты. В течение всего этого времени изучайте выбранный предмет, до сигнала таймера об окончании не позволяйте мыслям переключиться на что-либо другое. Попробуйте перечислить всё, что заметили, на что обратили внимание. Например, Вы рассматривали ручку. Что привлекло Ваше внимание? Из скольких частей она состоит? Какие цвета в ней использованы? Каковы особенности формы? Что Вы упустили? Так Вы научитесь «схватывать» за отведённое время больше деталей и подчинять внимание своей воле, контролировать его.

Развитие внимания онлайн

Все психические процессы взаимосвязаны, а без развития внимания не достичь успеха в развитии памяти, мышления, восприятия. Благодаря нейропластичности – свойству мозга под действием опыта изменяться, создавать новые нейронные связи и восстанавливать утраченные – мы можем продолжать учиться новому и развиваться не только в детстве, но и в зрелые годы, и даже в старости, то есть возможность развития внимания доступна всем. Доказано, что человек способен тренировать свой мозг и совершенствовать его познавательные функции даже в весьма почтенном возрасте. Более того, упражнения для развития мозга положительно влияют на здоровье, трудоспособность, улучшают качество жизни пожилого человека.

Процесс развития внимания способствует постепенному улучшению памяти, и восприятия, и мышления, и продуктивности. Благодаря регулярным тренировкам можно достичь ощутимых результатов в развитии отдельных свойств внимания (концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение), развивая таким образом внимание в целом.

Вопрос в том, что пользу приносят именно регулярные тренировки, и у человека должно быть достаточно мотивации, силы воли, подходящих вариантов развивающих упражнений «под рукой». В этом случае добрым другом и помощником может стать тренировка внимания онлайн, с помощью специальных упражнений для развития внимания. .

Регулярные тренировки предусматривают индивидуальный подбор развиваемых способностей, постепенное увеличение уровня сложности, индивидуальный календарь занятий, статистику достижений, возможность оценить уровень своих успехов в сравнении с успехами других игроков. Соревновательные турниры подзадоривают и мотивируют, настраивая на регулярные тренировки и достижение лучших результатов. С помощью специально разработанных тренажеров в игровой форме можно развить не только внимание онлайн: развиваются и другие познавательные способности мозга.

Всего 15 минут ежедневных занятий позволяют поддерживать когнитивные функции мозга в хорошей форме и постепенно изменять свою жизнь к лучшему.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Используемые источники:
  • https://blog.wikium.ru/kak-razvit-svoe-vnimanie-effektivnye-sovety.html
  • https://qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/kak-razvit-vnimatelnost.html
  • https://psychologist.tips/21-uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya-u-vzroslyh.html
  • https://b-trainika.com/blog/razvitie-vnimaniya/

Скажите что-нибудь