Психология. Развитие психики и сознание. Внимание. Тест для самопроверки

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

1557910389_2.jpg

Что такое самосознание

Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

1557911656_3.jpg

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Смотреть видео

Что такое самосознание

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.

Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.

Структура самосознания

Самосознание включает в себя три элемента.

Когнитивный (самопонимание)

Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.

Эмоционально-оценочный (самоотношение)

Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.

Поведенческий, или волевой (саморегуляция)

Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.

Самоактуализация

Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.

Самооценка

Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.

Уровень притязаний

Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание в онтогенезе

В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.

Зачаточное самосознание

Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.

Аллопсихическое самосознание

Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.

Соматопсихическое самосознание

Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.

Аутопсихическое самосознание

Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

ТолкованиеПеревод
Самосознание
b>Самосозна́ние — сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психическийфеномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Другие книги по запросу «Самосознание» >>

Самосозна́ние — сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психическийфеномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

30px-Aquote1.pngРебёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.30px-Aquote2.png

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Ссылки

  • Самосознание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 18 января 2021 в 23:45. Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/74-samosoznanie.html
  • https://psychologist.tips/804-samosoznanie-chto-eto-v-psihologii-ego-struktura-i-funktsii.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2379
  • https://wiki2.org/ru/самосознание