Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов

Приветствую всех! Что представляет под собой оперативная память человека, какая она бывает, какие свойства памяти существуют? Память можно считать одним из самых древних достижений живого организма посредством эволюции. Возьмем за пример первых рыб, обладающих памятью. Они намного лучше ориентировались в водоемах, вследствие чего им проще было искать пропитание, скрываться от хищников и выбирать наиболее приятную территорию для своего существования. С периодом эволюции усложнялась генетика животных и усовершенствовалась их память. Далее по статье рассмотрим виды памяти у человека в психологии.

Содержание

Что такое память в психологии

1-1.jpg

Представляет собой одно из самых важных факторов познавательного процесса. При помощи памяти происходят разные виды хранения информации, удерживая в своем сознании информацию о произошедших событиях, сравнивая ее с настоящими явлениями, отталкиваясь от них принимаются решения и прогнозы о будущем. Обладая хорошей памятью, можно быть уверенным в успехе в своей деятельности.

Свойства памяти таковы, что их можно натренировать и улучшить. Важно сразу понять, какой вид памяти стоит улучшать. Значит, нужно разобраться, какая бывает память, ее примеры и типы.

Виды памяти в психологии

При запоминании информации, применяются разные типы памяти и являются сложным процессом, подразделенным на этапы. Основные виды памяти:

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Долговременная

Имеет под собой значение жесткого диска, установленного в человеческом мозгу. Объем данного вида памяти огромный, предназначенный для бессрочного хранения данных.

К запоминанию большого количества данных расположен каждый человек, главное правильно организовать процесс запоминания. Чтобы заложить в долговременную память информацию, она должна быть осмысленной и включенной в деятельность человека. Чем больше знаний у человека имеется, тем проще будет запоминаться поступающая информация, так как уже будут иметься смысловые связи, упрощенные для обработки мозгом.

Проблемы с запоминанием большого количества информации имеет связь с определенными причинами. Долговременная разделяется на 2 вида – верхний и нижний. В верхнем хранится информация часто использующаяся, не требующая колоссальных усилий. К нижним относятся сведения редко использующиеся. Чем реже требуются данные сведения, тем в более глубоких местах памяти они хранятся. Одни сведения могут воспроизводиться под воздействием ассоциаций. Для особо глубоких требуется прибегать к гипнозу.

Классификация видов памяти в психологии имеет выделение по содержанию и бывают следующими:

2-1.jpg

Образная

Является наибольшей частью запоминающейся информации. Информация поставляется при помощи органов чувств: глаза, уши, обоняние, осязание и вкус. Образы возникают в сознании человека с самого рождения. В некоторых случаях память может быть самой точной и называется эйдетической. Чаще всего встречается среди зрительного воздействия. Обычно подобная наблюдается у людей, имеющих заболевания психики.

Моторная

Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.

Эмоциональная

Очень важный вид, но зачастую его таким не считают. Вся наша жизнь наполнена эмоциями, благодаря им жизнь может быть как скучной, так и радостной. В большинстве случаев запоминаются приятные воспоминания. При помощи воспоминаний, даже будущая жизнь может окраситься в приятные тона. Для примера могу привести ситуацию: просыпаетесь и читаете приятное сообщение, настроение поднимается и наполняет вас положительными эмоциями на протяжении всего дня.

Эмоции основываются на ассоциациях. Именно поэтому, благодаря незначительной детали может вызваться буря эмоций, вспомнив приятный момент из прошлого. При помощи эмоций хорошо запоминаются факты. Именно при помощи ярких эмоций информация запоминается лучше всего.

Словесно-логическая

Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.

Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.

Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.

Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, не прибегая к помощи сознания. Данная память начинает работать при определенных критериях. Обычно такой памятью запоминаются яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Она применяется, где требуется сохранение важной информации в сознании, но в тоже время не интересной. К таким можно отнести получение знаний в школьные годы.

А какие вам известны нюансы и свойства памяти человека? Может какой-то вид памяти не рассмотрен? Поделитесь своими знаниями в комментариях.

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности. Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

  • зрительная,
  • слуховая.

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Память – это одно из самых древних эволюционных достижений живых организмов. Обладавшие этим свойством первые рыбы могли лучше ориентироваться на местности, а значит – лучше отыскивали пищу, скрывались от хищников, выбирали территорию для жизнедеятельности. По мере того как животные всё усложнялись, совершенствовалась и их память. Соответственно с этим память человека – совершенная система, имеющая сложную структуру. В дальнейшем будут рассмотрены виды памяти в психологии.

1578568578_2.jpg

Что такое память в психологии

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Благодаря ему мы способны удерживать в сознании информацию о прошлых явлениях и событиях, сравнивать их с нынешними явлениями и принимать на основе этого решения, действовать, прогнозировать будущее. Хорошая память – это гарант успеха в той или иной деятельности.

Общеизвестно, что память можно тренировать и улучшать. Однако при этом мы часто не задумываемся, какой именно вид памяти нам нужно «прокачивать». Поэтому в этих видах необходимо разбираться.

Виды памяти человека

Способность запоминать информацию – сложный процесс, который разделяется на этапы; эти этапы могут представлять собой и отдельные виды памяти:

  • Оперативная память. Сегодня, когда компьютеры, смартфоны и другие подобные устройства стали нашей обыденностью, выражение «оперативная память» знакомо всем. Но этот вид запоминания имеется и в человеческом мозге. Информация в данном случае хранится в сознании недолго, при этом мозг расценивает эти сведения как такие, которые вообще не нужно запоминать: они ему нужны только для совершения конкретных операций. Такая память – поверхностная и небольшая по объёму. К примеру, чтобы понять значение предложения, необходимо запомнить смысл всего нескольких слов. Но бывают настолько длинные предложения, что к концу чтения мы забываем, что было в начале. Чтобы не происходило таких казусов, оперативную память необходимо улучшать, увеличивать её объём.
  • Сенсорная память. Это один из самых первых видов памяти, самый первый по времени её этап. Информация, полученная с помощью нервных окончаний, хранится недолго и элементарна по содержанию. Длительность сохранения информации в этом случае обычно не превышает четырёх секунд. Наиболее хорошо изучены такие типы сенсорной памяти, как зрительная и слуховая. Благодаря сенсорной памяти мы можем воспринимать мир не как скопление отдельных сигналов (звуков, пятен и др.), а как целостную картину. Например, благодаря такому запоминанию мы способны воспринимать музыку как целостное произведение. Та информация, которая чем-то привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную; однако здесь существует сильная избирательность, и большинство поступающих в нервные окончания сигналов остаются без внимания и теряются.
  • Кратковременная память. Это первая часть обработки информации, предназначенной для длительного хранения. Сведения хранятся в данном случае не больше тридцати секунд; именно такое время необходимо мозгу, чтобы изучить поступившие данные, определить степень их необходимости и начать обработку. Нужная информация повторяется (дублируется) и может быть переведена на более длительное хранение. Сосредотачивая внимание, мы можем хранить поступившие данные более длительное время, ведь это является сигналом того, что данные сведения нам нужны. Если же способность концентрировать внимание не развита или в ней есть нарушения, тогда происходит то, что называется замещением: старая информация мгновенно забывается под напором новых сведений. Так происходит, в частности, тогда, когда в мозг поступает слишком много информации за короткий срок.
  • Долговременная память. Это своеобразный «жёсткий диск» в человеческом мозге. Этот отдел может быть сколь угодно большим по объёму и содержать информацию, предназначенную для длительного или вообще бессрочного хранения.

    Некоторые люди могут запоминать просто невероятное количество информации. Другие же, наоборот, жалуются, что ничего не могут запомнить. На самом деле запоминать большое количество сведений может любой человек, если правильно организует процесс запоминания. В долговременной памяти хранятся только те сведения, которые являются осмысленными, включены в деятельность и связаны различными ассоциациями с уже имеющейся там информацией. Чем больше человек знает, тем быстрее запоминает новую информацию, поскольку смысловые связи образуются с большей скоростью.

    Однако неспособность запомнить много информации может быть связана и с другими причинами. Сама по себе долговременная память имеет два слоя – верхний и нижний. В первом хранятся сведения, которые используются часто, и для их извлечения не требуется больших усилий. Во втором слое хранится информация, к которой прибегают редко. Чтобы её извлечь, необходимо произвести определённые действия, которые называют мнемическими. Чем реже используются такие сведения, тем в более глубоких слоях памяти они хранятся, поэтому для них требуются более длинные действия по извлечению. Такие действия связаны с построением цепочек ассоциаций. Иногда ассоциации возникают быстро, даже сами собой под воздействием какого-то случайного события. В других случаях приходится идти на крайние меры (к примеру, гипноз), чтобы данную информацию извлечь.

Всё перечисленное – виды памяти по длительности хранения.

1578568612_1.jpg

Виды памяти в психологии выделяются и по другим критериям, в частности – по содержанию информации:

  • Образная память. Это самая большая часть того, что мы запоминаем. Образы поставляются органами чувств – глазами, ушами, обонятельными, осязательными и вкусовыми рецепторами. Образы в сознании появляются с самого рождения человека. Иногда они могут отличаться детальной точностью запоминания; такова «эйдетическая» память. Наиболее часто она встречается среди зрительных образов. Примечательно, что такой тип памяти нередко наблюдается у людей, имеющих какие-то психические отклонения или болезни (шизофрения, аутизм и др.).
  • Моторная (двигательная) память. Это очень древний тип памяти, который, однако, сохраняет свою значимость и сейчас. Более того – у современного человека значение этой разновидности памяти только возросло: ведь она способствует выработке письменного навыка, профессиональной игре на музыкальных инструментах, спортивным достижениям. Многие действия в быту мы совершаем неосознанно, по памяти, благодаря чему мозг освобождается для обработки какой-то более важной информации. Способность ходить – это тоже следствие моторной памяти.
  • Эмоциональная память. Этот вид памяти в психологии является весьма важным, хотя в обычной жизни мы этого не осознаём. Эмоции – это то, чем пропитана вся наша жизнь, они делают её интересной или, наоборот, скучной, привлекательной или отталкивающей. Чаще всего мы запоминаем наиболее яркие переживания. Эмоции могут сохраняться на длительное время, окрашивая и дальнейшие события в нашей жизни. К примеру, с утра человек получил поздравление от лучшего друга, и хорошее настроение у него может сохраняться на весь день, несмотря на имеющиеся невзгоды.

    Эмоциональная память основана на ассоциациях. Поэтому иногда какая-то незначительная деталь, связанная с неким важным событием в прошлом, вызывает у нас целую бурю прежних эмоций. Однако обычно сила чувственных воспоминаний выражена в меньшей степени, чем те эмоции, которые имели место, когда событие произошло впервые.

    Эмоциональная память имеет важность и по другой причине. Благодаря ей мы можем успешнее запоминать факты. Ведь наиболее долго сохраняется та информация, которая имела яркую эмоциональную окраску.

  • Словесно-логическая память. Этот вид памяти в психологии считается исключительно «человеческим». Многие животные, однако, тоже могут запоминать слова, и объём их словаря может быть достаточно большим. Но для животных слова – это просто сочетания звуков, связанные с каким-либо сенсорным образом – зрительным, слуховым, вкусовым и др. А человек способен запоминать слова на более высоком уровне – абстрактно-смысловом.

    Так, слово «кормить» для кошки связано исключительно с чувственным образом еды, и при его упоминании у неё проявляются характерные рефлексы – например, выделение слюны. Для человека же это слово не является побудительным сигналом и не вызывает автоматического выделения слюны, однако имеет определённые смысловые связи. Значение слова «кормить» для человека может быть встроено в разный контекст, также оно связано с целым рядом других слов («повар», «блюдо», «завтрак» и др.).

    Словесно-логическая память наиболее хорошо работает в тех случаях, когда нужно запомнить не отдельные слова, а составляющие предложения, встроенные в определённый текст. Эта разновидность памяти является самой молодой и требует осознанного развития.

Также память бывает непроизвольная и произвольная. В первом случае запоминание происходит как бы само собой, без участия нашего сознания. Однако для того, чтобы такая память начала работать, требуется, чтобы информация отвечала определённым критериям. Непроизвольно мы запоминаем яркие и необычные сведения, неожиданные события, жизненно важные сведения (связанные, к примеру, с угрозой для жизни и здоровья); информацию, связанную с нашими интересами и увлечениями; эмоционально окрашенные события; сведения, непосредственно связанные с нашей профессиональной деятельностью. Вся остальная информация, будучи предоставлена сама себе, ускользает от нашей памяти.

Произвольная память существует там, где нужно сохранить в сознании какую-то нужную, но не очень интересную информацию. Прежде всего это школьные занятия и обучение профессиональной деятельности. Произвольная память не работает за счёт простого осознания того, что вот эти данные являются необходимыми и их нужно держать в голове; здесь необходимы особые мнемонические приёмы, направленные на запоминание конкретной информации.

Как развить хорошую память

Понятно, что развивать следует именно произвольную память, поскольку непроизвольная существует и без участия нашего сознания. Существует большое количество приёмов мнемотехники, первые из которых были разработаны ещё в античную эпоху. Однако большинство людей знает только о некоторых таких приёмах, самых простых и элементарных, которые при этом недостаточно эффективны. Например, многократное повторение информации. В данном случае теряется больше половины необходимых сведений, а времени и усилий такой приём требует довольно много.

1578568643_3.jpg

Более высокий эффект запоминания дают другие приёмы, вот некоторые из них:

  • Нахождение необычных ассоциаций в запоминаемых предметах и событиях.
  • Рифмование слов, в том числе составление полноценных стихотворений.
  • Запоминание новых слов по созвучию с уже известными.
  • «Римская комната»: каждому запоминаемому объекту мысленно присваивается отдельное место в хорошо известном человеку помещении.
  • Буквенный код: из начальных букв запоминаемых слов составляется отдельное слово или фраза. Есть и другие варианты: начальные буквы каждого слова в предложении связаны с элементами запоминаемой информации (как во фразах для запоминания цветов радуги типа «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Буквенный код – достаточно древний способ запоминать нужную информацию. По одной из версий, именно так были даны названия буквам кириллицы, которые составляют мнемонический текст: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…» — то есть «Я буквы знаю, слово добро есть…» и т. д. Буквенные коды издавна использовались в шифровках.

Достаточно старый способ запоминания букв – понимание их как рисунков различных предметов. Собственно, вначале буквы и были рисунками – иероглифами, которые впоследствии приобретали звуковое значение (например — по первой букве обозначаемого: финикийский рисунок, обозначающий «бет», то есть «дом», со временем превратился в букву «б»). Впоследствии буквы современных алфавитов утратили связь с рисунками предметов, но человеческая фантазия, особенно детская, вновь наделяла их такими ассоциациями. И это, в частности, использовал русский писатель XVII века Карион Истомин, когда составлял свой знаменитый иллюстрированный букварь: буквы в нём представлены в виде изображений людей и животных в разных позах, растений, целых сцен.

Смотреть видео

Используемые источники:
  • https://plachu.net/obshhaya-psihologiya/vidy-pamyati-cheloveka
  • https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html
  • https://psylogik.ru/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html

Скажите что-нибудь