Мотивационная функция морали

К функциям морали относятся: регулятивная, оценочная (аксиологическая), ориентирующая, мотивационная, познавательная (информационная), воспитательная, коммуникативная, идеологическая, мировоззренческая функции.

  • 1. Регулятивная функция. Данная функция заключается в том, что мораль регулирует поведение как одного человека, так и всего общества в целом. Опираясь на моральные ценности, каждый человек сам для себя строит свои жизненные позиции, сам решает как нужно поступить в данной ситуации, а как не следует, идет саморегуляция личности. Результативностью моральных требований является внутренние убеждение каждого отдельного человека. Например, слыша разговоры в транспорте, нередко становишься свидетелем ненормативной лексики, в тоже время можно слышать другую, правильную речь. «Каждый выбирает для себя…»
  • 2. Оценочная (аксиологическая) функция. С самого раннего детства наши родители учат нас разделять все социальные явления на «добро» и «зло». Поступки, отношения, мотивы, намерения, личные качества являются предметом оценки данных категорий. Моральная оценка складывается из моральных убеждений человека и представлений, убеждений и взглядов, которые разделяются большинством населения. Ярким примером являются общеизвестные норма поведения в общественном транспорте. Их несоблюдение влечет за собой порицание общественности.
  • 3. Ориентирующая функция. Мораль помогает человеку выделить для него систему предпочтения одних моральных ценностей другим и, опираясь на выбранные ценности, определить для себя подходящие варианты поведения.

Не редко приходится наблюдать, как к попавшему в непростую ситуацию человеку: будь то бабушка, которая поскользнулась и упала, либо мужчина, которому стало вдруг плохо, приходят на помощь лишь единицы, другие же просто проходят мимо, это и есть наглядный пример ориентирующей функции морали.

  • 4. Познавательная (информационная) функция направлена на постижение этических знаний, норм, принципов, кодексов, культурного опыта. Все эти знания помогают человеку определить свою нравственную модель поведения. Примером служит обучение начинающих автовладельцев правилам дорожного движения. И как показывает статистика ГИБДД, все выбирают для себя разные модели поведения.
  • 5. Мотивационная функция. Прежде чем совершить какой-либо поступок человек оправдывает свое поведение, объясняя саму себе, почему нужно поступить именно так, а не иначе. Каждому поступку человека предшествует мотив, то есть причина. Мотивы во многом зависят от воспитания и саморазвития человека. Мотивы могут быть благородными и низменными, моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, корыстными и бескорыстными. Еще можно выделить вынужденные мотивы, которые характеризуются несвободой выбора. Например, от материально безысходного положения некоторые люди совершают кражи.
  • 6. Воспитательная функция принимает участие в формировании человеческой личности. Мораль способствует осознанию человеком своего достоинства, долга перед обществом и другими людьми, смысла жизни, уважения к другим людям. Данная функция передает опыт от поколения к поколению.

Одним из примеров воспитательной функции является патриотическое воспитание.

  • 7. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание, общение людей на основе общих моральных ценностей, является формой общения и передачи информации между людьми. Выражением коммуникативной функции являются: дружба, любовь, сотрудничество. Содержательность общения людей во многом зависит от уровня их нравственной культуры. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» и т.д.
  • 8. Идеологическая функция. Мораль выступает важной основой общественной жизни. Мораль нравственно объединяет социально неоднородное общество. Идеологическая функция морали обосновывает моральность политических, правовых и экономических целей, которые стоят перед каким-либо классом или обществом в целом. Примерами могут служить случаи аварии, когда люди разных социальных классов, приходят на помощь пострадавшим.
  • 9. Мировоззренческая функция является важным показателем успешного воспитания. Эта функция морали важна тем, что она способна закреплять полученную информацию, добавлять нравственные нормы в общую картину представлений, либо наоборот, искажая ее и тем самым дезориентируя человека. Мировоззрение формируется на основе знаний и чувств. От представления о мире зависит решение многих вопросов: о счастье, смысле жизни, добре и зле, справедливости. Каждый человек сам для себя составляет картину своего мировоззрения.

Признаки морали.

  • Всеобщность. Основные требования морали воспринимаются большинством членов общества, находят свое отражение в иных формах социального регулирования (право, политика, религия и т. д.) Требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  • Всеохватывающий характер. Мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.
  • Нормативность. Мораль – это нормы, правила поведения.
  • Относительная самостоятельность. Мораль не связана с деятельностью специальных учреждений, нравственно-этических ценности передаются от поколения к поколению.
  • Альтернативность. Возможности выбора линии поведения. Данный признак выражает меру свободы в сфере морали и возможность нескольких вариантов поведения.
  • Добровольность. Возможность выбора варианта поведения свидетельствует об исполнении требований морали по личной инициативе, добровольно. Поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. Они зависят от воспитания, личных убеждений, совести, на поведение влияет и общественное мнение.
  • Безличность велений морали. Нормы морали обращены ко всем и каждому.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

База знанийЕГЭОбществознаниеДобавлено: 26-09-2017, 22:05Видеоурок:👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

                                                     «Крошка сын к отцу пришел,

                                                         и спросила кроха:

                                              — Что такое хорошо

                                                      и что такое плохо?».

                                                                                     (Маяковский В.В.)

Лекция:

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы. 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

Функции морали

  • Мировоззренческая мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
  • Воспитательная мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками. 
  • Регулятивная моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу. 
  • Оценочная мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.
Связь морали с другими институтами духовной сферы

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.  

Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мораль в системе социальных норм»Интеллект-карта по обществознанию №15
Предыдущий урокСледующий урок
РЕЙТИНГ АВТОР ПРОСМОТРЫ—> —>

К основным функциям морали относятся:

1. Воспитательная:

Воспитательная функция приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

— формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

— самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция:

Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

1. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

— гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. Познават.функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

— ограничения негативных устремлений людей;

— саморегуляции индивида и социальной среды;

— управления общественными отношениями;

— воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

6. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

7. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

640-1.png

 20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

  1. Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;
  2. Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

    Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.

    Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;
  3. Всеохватность – моральные нормы одинаково действуют во всех сферах жизнедеятельности: будь то политика или дружба. Например, вранье не приветствуется ни в одной из них.
» alt=»»>

Нормы морали

Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.

Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.

С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

К основным нормам относятся:

  1. благоразумие  — сначала подумай, а потом делай;
  2. воздержание  — это волевое умение сдерживать себя от чрезмерных удовольствий в еде, сексе, развлечениях, приобретении материальных благ и т.д. Считается, что страстность является преградой для духовного роста личности (что это?);
  3. справедливость – несмотря на субъективность данного термина (у каждого свое понимание), следует поступать с людьми справедливо по мере возможности;
  4. стойкость — нужно учиться преодолевать жизненные трудности, не опускать руки в сложных ситуациях;
  5. трудолюбие  — труд сделал из обезьяны человека, поэтому он априори (что это?) полезен;
  6. смирение (граничит с благоразумием) – заключается в умении вовремя сказать себе «стоп», перестать сопротивляться там, где это бесполезно и ненужно (если ваш любимый человек полюбил другого и ушел, нужно его отпустить и продолжать жить дальше);
  7. вежливость – является основой дипломатических отношений. С ее помощью можно выстроить взаимосвязь почти с любым человеком, многого добиться и преуспеть.

Функции морали

Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

  1. оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
  2. регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
  3. воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;
  4. функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
  5. функция интеграцииосуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.

Воспитание моральных качеств

Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Как это происходит:

  1. через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  2. нравоучения (лекции и наставления);
  3. литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
  4. добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  5. формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (4)

«>

Конечно, ещё с детства мы узнаём слово мораль из басен дедушки Крылова. А в школе учителя закрепляют это понятие в головах учеников.

С одной стороны, вроде всё идёт правильно в этом направлении. Только вот непонятно, отчего тогда взрослые люди не соблюдают устоявшиеся моральные каноны, если им вбивали с малых лет, что мораль главенствует в жизни и нельзя нарушать её, так как тем самым затронешь не только личное право других людей на нормальное существование, но и нанесёшь государству моральный урон, ударив по престижу. Допустим, пьяные туристы ведут себя неподобающим образом заграницей. О них пишут в газетах, показывают по телевизору и судят, как о всём народе по их поведению.

С другой стороны, если не работают моральные правила, так как хотелось бы, значит в этом кроется какая-то другая причина, не подпадающая под озвученные в статье функции? Так в чём же дело и кто виноват.

Думаю, нужно не только спрашивать с учителей в школе за моральное воспитание своих подопечных, но и с родителей. Достаточно ввести в уголовный кодекс соответствующие статьи. А именно, нужно сажать за решётку на несколько лет матерей или отцов, чьи дети совершают аморальные поступки. Только тогда проблема соблюдения моральных норм в обществе будет решена.

«>

Мораль — это то, чего в нынешние времена очень не хватает, многие люди начисто лишены морали…

«>

И что самое интересно — начисто лишенные морали очень любят ее навязывать другим. И это не только к людям относится — к странам тоже.

Лишенный любой морали Запад указывает странам-жертвам (с высокой моралью), как им нужно жить, что почитать, что отрицать, что делать, чтобы угодить Западу. Если не слушают — насождают все это силой, хитрость, подлостью.

«>

Хорошая статья, спасибо!

Используемые источники:
  • https://studwood.ru/1565513/etika_i_estetika/funktsii_morali
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/мораль-функции/
  • https://cknow.ru/knowbase/50-tema-115-moral.html
  • https://studopedia.ru/1_119528_funktsii-morali.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/moral-chto-ehto-takoe.html

Скажите что-нибудь