Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».

1-kakova-tvoja-rol-v-sociume.jpg

Какова твоя роль в социуме

С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.

Определение в психологии

Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

Характеристики социальных ролей

Черты характера человека — какие бывают, их описание и особенности

Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

Составляющие социальной роли

АспектХарактеристика
МасштабностьОдин человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
Способ полученияИх 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
ФормализацияОтношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
МотивацияЕсть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия
2-mnogoobrazie-socialnyh-rolej.jpg

Многообразие социальных ролей

Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

Значение социальной роли в жизни человека

Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении человека

Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.

Как связаны социальный статус и социальная роль

Социальная дезадаптация в психологии

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль.

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Виды социальных ролей

Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.

Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.

Роли в социуме

ВидыОсобенности
Индивидуальные
МежличностныеОпределяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями

Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).

Новые социальные роли молодежи

Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.

Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.

Этапы взросления

Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.

В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.

Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.

Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность.

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой. Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

Видео

Примеры ролей

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Теория социальных ролей

Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.

Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.

Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.

Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Понятие социальной роли в развитии

Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.

Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.

Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.

К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.

Разновидности социальных статусов

Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.

Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.

Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.

Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.

Похожие статьи

Алгоритм написания эссе по обществознанию. ПримерыПринципы и источники международного праваИмущественные и неимущественные праваПринципы гражданства РФ. Документы и правила

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

ТолкованиеПереводроль</dt>(в социальной психологии) (от франц. rуle) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологиюД. Мид (см. интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной P., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.). и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.</dd>

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

</dl>роль</dt>— в психологии социальной — социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (см.интеракционизм).Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.Различаются:1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных — роли профессиональные, социально-демографические и пр.;2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных — лидер, отверженный и пр.Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:1) роли институционализованные — официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;2) роли стихийные — связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>роль</dt>   РОЛЬ (с. 516) — устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как общественное существо вступает с другими людьми в разнообразные отношения (межличностные, политические, экономические, профессиональные и др.), выступая таким образом носителем различных ролей. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «роль» ввел в социальные науки американский психолог Д.Мид, разработавший социально-психологическую концепцию, в которой личность рассматривалась как динамичное сочетание ролей.   В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматривается как освоение определенных ролей. Выполнение некоторой роли определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности — мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли. Так, в роли родителя человек стремится воплотить черты, связанные в общественном сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т.д. Освоение роли родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка. Решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Поэтому преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.   В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Например, в условиях авторитарного воспитания ребенок привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения.   Исполнение человеком различных ролей может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутренней гармонии, чреватая невротическими срывами. Устранить подобное противоречие психологическими методами затруднительно, поскольку для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.</dd>

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

</dl>Роль</dt>Социальная функция личности; способ поведения, соответствующий общепринятым нормам в з;ависимости от социального статуса и межличностных отношений, подразумевающий наличие определенных прав и обязанностеш, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учителя, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяются характером взаимоотношений (врачпациент, учительученик). а иногда распределяются по догожоренности между участвующими сторонами (лидерпоследоватешь, мужжена).</dd>

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

</dl>Синонимы: Другие книги по запросу «роль» >>Используемые источники:
  • https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-rol-cheloveka.html
  • https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsialnaya-rol.html
  • https://psychologist.tips/2524-sotsialnye-roli-chto-eto-v-psihologii-struktura-i-vidy.html
  • https://psychology.academic.ru/2180/роль
</table></table></h2>