«Главное — не накосячить». Как синдром отличника мешает жить — Burning Hut

Речь тут не только про отличные оценки и ночи за учебниками. За пределами школ и университетов страх не оправдать ожидания окружающих может стать серьёзной проблемой. Валерия Чебитько рассказывает свою историю.

У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст. 

Синдром отличника в жизни

Синдром начал ощутимо мешать мне жить после окончания универа, когда нужно было искать работу. Казалось, я не подхожу ни под одну вакансию: слишком много требований, а у меня ведь ещё нет опыта, поэтому ничего не получится. Если я всё-таки решалась отправить резюме и получала отказ, то несколько дней не могла ничего делать — только плакать. 

Самым болезненным было отвечать на вопросы знакомых, куда я устроилась: хотелось выглядеть в их глазах успешной, а не безработной краснодипломницей, живущей на деньги родителей. 

Школу я закончила с золотой медалью, университет — с красным дипломом. Мне всегда было стыдно получать плохие оценки, потому что «ну я же не тупая»! Особенно стыдно было, когда, скажем, на уроке физики (у меня с ней были проблемы) зачитывали вслух оценки за контрольную работу и я получала тройку. Весь класс это слышал! Если в университете меня отправляли на пересдачу, а кто-то из тех, кто учился хуже, этот же экзамен сдавал, я чувствовала себя никчёмной. 

Обычно после провалов я себя ругала и начинала работать в два раза усерднее, чтобы исправить оценки. Но, к сожалению, отличницей я старалась быть не только в школе или университете, но и за их пределами. Одобрение окружающих — вот что было важно. И ладно бы, если бы речь шла только об одобрении друзей, однокурсников или преподавателей. Но мне было важно выглядеть хорошей даже в глазах случайной женщины со злым лицом в автобусе, которая противным голосом рассуждает, какая наглая и невоспитанная нынче молодёжь. Я‑то не такая, я очень воспитанная: и место бабушке уступлю, и извинюсь несколько раз, если на ногу наступлю. 

Как-то раз знакомый сказал, что у него складывается впечатление, будто я боюсь сделать что-то неправильно. На самом деле очень боюсь. Настолько, что почти не берусь делать что-то новое, даже если очень хочется. Рассуждаю так: если начинать сейчас, потребуется много времени, чтобы добиться высоких результатов и стать лучшей, и не факт, что всё получится. А я больше всего боюсь провала. В стремлении угодить всем и понравиться каждому перестаёшь слышать себя и упускаешь свои желания.

Синдром отличника лишает способности рисковать. А в жизни много ситуаций, когда невозможно предсказать итог.

Ещё одним последствием такой требовательности к себе стала прокрастинация: я откладываю до последнего дело, в котором не уверена, потому что заранее боюсь, что в итоге ничего не получится. И прежде чем начать что-то делать, несколько раз спрашиваю себя: а что скажут окружающие? 

Это самый определяющих «симптом» людей с синдромом отличника — им важно, чтобы их обязательно похвалили, тогда они чувствуют себя нужными и любимыми. Признание и любовь — понятия очень схожие, поэтому они часто подменяются: человек не получает достаточно любви и через признание окружающими своих заслуг этот недостаток восполняет. 

Причины

Чаще всего причина в семье: родители много ругают ребёнка, всё время им недовольны, но хвалят, если он получает пятёрки. Логично, что ребёнок стремится делать всё хорошо, чтобы его чаще хвалили. И нередко уносит эту потребность во взрослую жизнь: стремится получить одобрение коллег, начальника, партнёра. 

Но бывают случаи, когда на формирование синдрома влияют другие обстоятельства.

Родители меня поддерживали. Мама всегда говорила, что плохая оценка — не самое страшное, что может случиться в жизни. Моими обстоятельствами стали занятия синхронным плаванием. 

Сейчас я понимаю, что любой спорт на более-менее профессиональном уровне кому-то может закалить характер, а в ком-то вроде меня поселить кучу комплексов. Мне было 11, мы тренировались по шесть раз в неделю, иногда по два раза в день — до и после уроков. Сначала мне даже нравилось, но всё чаще и чаще тренировки и соревнования превращались в ад. Я всё время была в напряжении и единственная мысль, которая сидела у меня в голове: «главное — не накосячить». Потому что знала, что если покажу плохой результат, меня накажут. Возможно, сначала будут игнорировать, а потом отчитывать перед всей командой. 

Однажды перед очень важным выступлением, тренер подошла ко мне и сказала: «Девочки до вас выступали слабо, у нас есть шанс занять приличное место, только попробуй сделать что-то не так». Я тогда выступила хорошо, но до сих пор помню, как тряслась, не хотела выходить на старт и мечтала потерять сознание — всё что угодно, лишь бы выступление отменили. В итоге плавание я бросила, но страх что-то сделать не так остался. 

Польза, вред, злость 

Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Но только в больших корпорациях, где работа автоматизирована, существуют чёткая структура и понятные правила. Люди с синдромом стремятся жить по правилам, так что такая среда для них комфортна. 

С творческими профессиями сложнее: часто приходится рисковать и то, что ты делаешь может вызвать неоднозначную реакцию. Я выбрала профессию журналиста и ощущаю, как синдром мешает мне развиваться: я боюсь браться за сложные или резонансные темы, не откликаюсь на вакансии, где требуют больше, чем просто писать текст, и всегда отслеживаю реакцию людей в интернете на свои публикации.

Знакомая девушка-психолог объяснила мне, что в молодости с синдромом бороться легче, а в более зрелом возрасте — лет в сорок — он может вылиться в экзистенциальный кризис.

Я очень злилась на себя, что не могу жить нормальной жизнью и лишний раз боюсь что-то сделать. Но понимание не помогало решить проблему. В один прекрасный день я так сильно на себя разозлилась, что решила пойти к психологу.

Сеансы мне помогли. Я всё чаще пересиливаю себя и выхожу из зоны комфорта. Ощущения при этом очень необычные — я очень радуюсь, когда справляюсь с чем-то, чего раньше не делала и боялась даже начинать. Но ориентироваться на мнение других я пока не перестала. Хотя иногда мне кажется, что отрицательные оценки всё же стали задевать меня меньше.

Обложка: кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» 

28.03.2016 00:0612496АиФ Здоровье №12. Жизнь россиян теперь длится в среднем 71,2 года 24/03/2016c434cd14068ce00e86fecc6221aa09ed.jpgShutterstock.comНаш эксперт – детский психолог ГБУ СОШ № 113 г. Москвы Анна Кузьменко

Его портрет

Такой ребёнок стремится быть первым любой ценой. Он болезненно воспринимает любую критику. Для него не существует других оценок, кроме высшей, четвёрка – это катастрофа вселенского масштаба. Он не терпит похвалы в чужой адрес, поскольку хвалить разрешено только его. Этот ребёнок страдает синдромом отличника, который начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.

2d5c0702c2ced0c5005b67389c71ad92.jpg Статья по темеДетская одарённость. Как понять, в чём талантлив ваш малыш?

Откуда ноги растут

Причин развития синдрома отличника может быть несколько.

  1. Родители, пережившие неуспех в своём детстве, стараются через ребёнка достичь всего того, чего не смогли когда-то достичь они сами. За счёт побед чада они поднимают свою самооценку и подтверждают собст­венный статус.
  2. Ребёнок пытается заслужить любовь родителей через пятёрки. Только своими успехами он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу.
  3. У ребёнка занижена самооценка, которая сформировалась ещё до школы, когда родители негативно реагировали на ошибки своего малыша, забывая о том, что он только учится жить и ошибаться – это естественно. В школе ситуация усугубляется стрессом, который ребёнок испытывает в новой среде. А тут ещё родители постоянно сравнивают его с другими детьми: вот, мол, Маша хорошо написала работу, а ты что же нас позоришь?

Прогноз на будущее

Отличник в школе плавно перерастает в отличника-студента. В новом коллективе он встречает людей, которые тоже учатся хорошо, но для них высший балл – не самоцель. Наш отличник чувст­вует серьёзную опасность. Он будет невероятным трудом добиваться успеха, защитит кандидатскую диссертацию, его по-прежнему будут всем ставить в пример. Затем из отличника он превратится в перфекциониста: каждый его шаг, слово должны быть выверены до мелочей. И вот перфекционист выходит на работу. Горе его коллегам, которые что-то выполнили не вовремя или не в полном объёме. Впрочем, именно чужие неудачи будут доставлять ему удовольствие.

Статья по темеДвоечник — гений? Как выжить с ребёнком-подростком

Если такой человек сможет подняться по карьерной лестнице и окажется в статусе руководителя, штат его подчинённых будет регулярно меняться, потому что соответствовать уровню начальника-перфекциониста сложно. Он задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Того же он будет требовать от подчинённых. Сотрудники, не готовые работать в таких условиях, будут искать новую работу, ведь даже самая высокая зарплата и престижная должность не заставят обычного человека работать в ущерб себе.

Пациент психоневролога

Ребёнку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами – нет свободного времени и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, в коллективе их называют ботаниками. О них вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.

Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. Очень часто у таких детей начинаются тики – частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук, например. Родители сталкиваются с тем, что каждая не высшая оценка провоцирует у ребёнка истерики, плохой сон и массу других проблем. В таких ситуациях уже не обойтись без консультации психоневролога, который может назначить медикаментозное лечение.

Статья по темеВсё по плану. Как научить ребенка организовывать свое время

Родителям нельзя: 

  1. Сравнивать своего сына или дочь с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним же самим – его предыдущие успехи с его новыми достижениями. Показать, чего удалось достичь в этом году по сравнению с прошлым, например.
  2. Ругать за оценки. Если вдруг вместо пятёрки ваш отличник принёс четвёрку или даже тройку, не ругайте его, выясните, что не удалось сделать, и помогите разобраться с трудным материалом.
  3. Бояться ошибок. Ошибка – это стимул исправить её, справиться с трудностью, преодолеть себя. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  4. Оценивать личность ребёнка по оценкам. Оценка – это только временный показатель какого-то этапа обучения. А вы любите своё чадо просто потому, что оно есть, без всяких условий. Показывайте свою любовь при каждой возможности.
  5. Отталкивать. Когда вы уставший приходите с работы, а ребёнок бросается к вам со своими впечатлениями от школы или общения со сверстниками, обязательно выслушайте его. Сразу же, пока ребёнок ещё переполнен эмоциями. Потом его радость от встречи с вами поутихнет, цена детского откровения упадёт.
  6. Перегружать. Вы хотите, чтобы ребёнок был разносторонне образован, поэтому записали его во все кружки и секции. Но школа отнимает много сил, их не остаётся на другие занятия. Ваш ребёнок – не лентяй, вероятно, вы просто переоценили его возможности. Пусть он выберет кружок или секцию, где ему самому интересно, а не тот, который престижен или популярен в кругу ваших знакомых.

Смотрите также:

  • Хотели как лучше. Что не нужно делать родителям, когда ребёнок сдаёт ЕГЭ →
  • Школьные проблемы: как решать конфликты ребенка с классом и учителем →
  • Какие комплексы ребёнок приобретает в школе и как его защитить →
Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

С детства нас учат выполнять все поручения качественно, учиться на одни “пятерки”, а еще успевать заниматься в кружках и секциях.

Родители с гордостью думают о своих детях, если те заслуживают похвалу учителей и приходят домой с хорошими оценками. Отличникам сулят блестящее будущее, но сбудутся ли эти прогнозы, когда ребенок подрастет?

Как синдром отличника проявляет себя во взрослой жизни?

В реальной жизни многие задачи куда сложнее тех, что нам доводилось решать в школе. Приходится много работать и больше успевать, учиться тайм-менеджменту, целеполаганию, эффективному поведению в обществе и чему угодно еще.

Люди, которые привыкли в школе сдавать все предметы на “пятерки”, могут удивиться, что их сверстники куда более успешны в карьере, больше зарабатывают, строят крепкие семьи. Что не так со взрослыми отличниками? Здесь есть две основные причины.

  1. Неподготовленность отличников к жизни в других условиях.

    Известный факт, что сначала студент работает на зачетку, потом зачетка на студента. В такой ситуации многие заслужившие “статус” студенты и школьники расслабляются, надеясь на репутацию. И, по иронии судьбы, именно они оказываются наиболее неподготовленными к новым обстоятельствам. Таких людей не учили проигрывать, смиряться с ситуациями, когда просто невозможно прыгнуть выше своей головы. Дети же, которые получали отметки хуже, росли в менее благоприятных условиях, а потому во взрослой жизни быстрее научились добиваться успеха. Такие люди могут несмотря ни на что ставить цели и идти к ним. Отличникам же нужно создать тепличные условия, которые всячески помогут настроиться на учебу или работу. К сожалению, жизнь не всегда позволяет нам находиться в комфортных условиях для выполнения того, что было запланировано.
  2. Уровень внутреннего сопротивления.

    Проблема кроется в завышенных требованиях к себе, окружающим, собственной жизни. Обладая признанными реальными талантами, человек с синдромом отличника может в итоге с большим трудом достигать поставленной цели, поскольку его уровень требовательности к себе, а также страхи не оправдать ожиданий, оказаться хуже других, встают на пути его действий. В то время, как среднестатистический человек уже бы начал действовать и получать результаты (пусть и незначительные), “отличник” будет анализировать происходящее и справляться с внутренними барьерами.

Почему синдром отличника мешает и взрослым?

Потому что эти люди не принимают промежуточный результат, которого бы в принципе хватило для выполнения поставленной задачи. Они пытаются действовать как перфекционисты, делать все или отлично, или никак. Плюс всегда ждут одобрение окружающих. И на фоне этого забывают о сроках, количестве других дел. 

Как справиться с этим? Иногда нужно просто выполнить задание, не пытаясь “прыгнуть выше головы”, сдать проект в назначенный срок, даже если работа выполнена не так идеально, как бы вам того хотелось. Синдром отличника у взрослых мешает прежде всего им самим. Окружающие могут поначалу думать, что человек любит свою работу и хочет приложить максимум усилий для достижения выдающихся результатов. На деле же стремление быть лучшими, получать признание со стороны окружающих, у отличников заложено с детства. Они подсознательно понимают, что без выполнения задания их никто не станет хвалить, ведь они не заслужили. Такой подход особенно губительно действует на психику в современном обществе, когда темп жизни слишком быстрый, а потому делать все идеально могут только единицы.

Синдром отличника также не позволяет взрослому человеку воспринимать реальность адекватно. На подсознательном уровне он думает, что должен заслужить похвалу и любовь окружающих. Если не сделать какое-то дело на отлично, то никто не будет любить и хвалить. Зачастую дети становятся отличниками в школе из-за желания или необходимости угодить родителям. То есть, вместо получения удовольствия от процесса изучения какого-то предмета, развития своих талантов и навыков многие просто зубрили предметы, были ограничены в свободном времени и интересном досуге. Если такое будет и в жизни взрослого человека, то он почти наверняка столкнется с целым перечнем психологических проблем, и будет чувствовать себя несчастным, даже если у него все неплохо в жизни.

Как избавиться от синдрома отличника: 5 этапов

  1. Подумайте о пользе желания зарабатывать похвалу и поощрение.

    Возможно, включать синдром отличника не помешает на работе, но в личной жизни поведение перфекциониста почти всегда вредит отношениям. Проанализируйте свою жизнь и выделите те аспекты, где желание делать все идеально неприменимо и может раздражать окружающих вас людей.
  2. Поймите, что никто не идеален, в том числе и вы.

    Это поможет понять, что себя нужно прощать, любить и принимать. Другие люди также совершают ошибки, что не мешает им строить успешную карьеру, зарабатывать деньги и развивать отношения внутри семьи.
  3. Осознайте, что идеал все равно будут недостижим.

    А потому иногда стоит проявить готовность идти на компромисс. Если вы не знаете, как избавиться от синдрома отличника, то этот пункт должен вас отрезвить. Если перед вами важный проект, не старайтесь довести до идеала каждый его пункт уже на этапе черновой работы с ним, не зацикливайтесь на первой же задаче. Дайте себе возможность распределять силы и время и, в случае чего, вернуться к первым задачам. 
  4. Научитесь расставлять приоритеты.

    Каждый раз, когда вы вновь хотите приготовить идеальный ужин в честь торжества подумайте над тем, а что чувствуют в этот момент близкие люди? Детям может не хватать матери, пока она будет стремиться испечь идеальный авторский торт. Она готова даже повышать голос, но не успокоится, пока все не будет готово. Что для вас важнее – торт или семейные отношения? Примеры подобного рода всегда встречаются в жизни перфекционистов и отличников, которые хотят зарабатывать дополнительные баллы в глазах окружающих, но при этом игнорируют действительно важные моменты в своей жизни.
  5. Говорите с близкими людьми.

    Вы все равно не сможете преуспеть везде, если будете стараться выполнять любую работу идеально. Как правило, страдает близкий круг, то есть отношения с людьми. Если вы понимаете, что синдром отличника мешает жить и развиваться, быть счастливым человеком, то первым шагом может стать налаживание отношений с теми, которые для вас действительно дорог. Это куда важнее любых «пятерок» и похвалы нынешних «учителей».
3 2033 203

Почти каждый школьник слышал фразу «Надо хорошо учиться». Для кого-то «хорошо учиться» значит быть отличником, а для кого-то — участвовать в профильных олимпиадах и ездить на сборы и слёты. Наш блогер Даша Деденко рассказывает, как она поборола комплекс отличницы и как профильные лагеря помогли ей узнать больше о мире.

В любом классе каждой школы можно найти на первых партах ребят, которые всегда отвечают на вопросы учителя, стараются делать всё идеально и ни в коем случае не пропускают школьные занятия! Если вы не нашли такого человека в классе, значит, скорее всего, этот человек — вы.

Отличники — люди ответственные, организованные и исполнительные, имеют высокую успеваемость, предпочитают делать всё идеально. Их превосходным оценкам завидуют многие в классе, ну и, конечно, хотят оказаться на их месте.

На протяжении всей начальной и средней школы я сама стремилась стать отличницей. Получить похвальный лист за отличную учёбу на заключительной линейке по итогам года было заветной мечтой. С первого класса мне говорили, что я могу и должна быть «идеальной ученицей», но на протяжении всех девяти лет обучения мне не хватало до заветной цели совсем чуть-чуть. В начальной школе досадным недоразумением была четвёрка по математике, а в средней школе «идеальную картинку» испортили четвёрки по физике с химией.

Вспоминаю свои ощущения и понимаю, что я чувствовала постоянное напряжение и недовольство собой. Как будто я участвую в каких-то бесконечных олимпийских играх и постоянно занимаю обидное четвёртое место.

В тот момент я боялась пропускать школу: вдруг что-то упущу и не смогу догнать потом по программе? Что подумают родители?! Они ведь так хотят видеть золотую медаль «за успехи в обучении» у меня на груди. Хотела ли этого по-настоящему я сама? В девятом классе я поняла, что красный аттестат так и останется для меня недостижимой мечтой, а в 11-м и золотой медали мне не видать.

Признаюсь честно, я сдалась. По большей части из-за новых условий для получения золотой медали «за успехи в обучении»

Теперь её могут получить только те, кто сдают профильную математику на ЕГЭ! Эх, ладно если бы просто сдать, но нужно ведь на 75 баллов! Реально оценив свои силы, я приняла решение не сдавать профильную математику, а значит, и мечта о медали так и останется нереализованной.

Раньше я мечтала видеть в табеле исключительно высшие баллы, из-за этого панически боялась заболеть и пропустить школу. Можно сказать, что первый шаг по пути к избавлению от «синдрома отличника» был сделан в конце седьмого класса. Я приняла участие в конкурсном отборе на участие в смене во Всероссийском детском центре «Орлёнок», смена начиналась в конце мая, а выезжать нужно было ещё раньше. Даты выезда совпадали с датами итоговых годовых контрольных работ. Попереживав, я пошла сдавать все работы раньше намеченного срока. Внезапно оказалось, что в этом нет ничего страшного.

Читайте также:

Как достаток и семейные ценности влияют на учёбу

После первой поездки во всероссийский детский лагерь я подумала, что у меня осталось совсем немного времени до момента, когда мне исполнится восемнадцать, когда я уже не смогу поехать ни в любимый «Орлёнок», ни в «Артек». У меня возникло ощущение, что что-то важное и крайне интересное я просто могу пропустить, пока учу ненавистные мне химические формулы и изо всех сил пытаюсь получить пять по предмету, содержание которого вряд ли вспомню спустя год после окончания школы. Раз так, значит, надо бы изменить подход к обучению.

Я сконцентрировала свои силы только на предметах, экзамены по которым буду сдавать по окончании школы

Ещё включила в свой план участие в олимпиадах по этим предметам, чтобы чувствовать себя увереннее. Что ещё я изменила? Сейчас я активно участвую в конкурсах на участие в профильных сменах во всероссийских детских центрах независимо от того, в каком месяце проводится смена. При выборе смены расставляю приоритеты в пользу направленности профильной смены, а не времени её проведения. Мне совсем не страшно уезжать посередине учебного года, потому что возвращаюсь я с ощущением, что мне всё по силам. Не избавься я от синдрома отличника, ни за что бы о таком и не подумала.

Уезжать в лагерь, пока все учатся, конечно, непросто! Уезжаешь ты с предчувствием больших долгов по программе и под пренебрежительные взгляды и комментарии одноклассников, ведь они будут усердно учиться в школе, а ты будешь учиться, по их мнению, чему-то непонятному где-то на Чёрном море, нежась под лучами солнца. Но месяц, проведённый за пределами родной школы, очень полезен! Потом приезжаешь домой, идёшь в школу и, несмотря на необъятную по величине гору работы, чувствуешь в себе невероятные силы!

Отлучаясь из родной школы во время учебной поры, я научилась гораздо большему, чем если бы провела это время на уроках. Да, возможно, я не знаю досконально, как устроены некоторые растения, не умею идеально решать задачи по химии, а может, где-то упустила возможность обрести навык программирования, но зато я приобрела намного большее, чем просто рутинные школьные знания. Мне, например, удалось поработать волонтёром в центре добровольчества в ВДЦ «Смена» на фестивале для глухонемых детей. До этого момента у меня просто никогда не было возможности увидеть детей, которых природа не наградила отменным здоровьем.

Я только чуть-чуть прикоснулась к их ощущению жизни и уже поняла, насколько это непросто

Видимо, теперь я волонтёр навсегда, ведь я просто не могу перестать помогать тем, кто в этом нуждается. Я научилась уважать чувства других людей, самостоятельно находить выход из сложных ситуаций и общаться в незнакомом мне кругу людей — это бесценный жизненный опыт. Новые знания, впечатления, знакомство с ребятами со всей страны меняли меня по чуть-чуть так, как, наверное, это не могла бы сделать привычная обстановка школы за тот же отрезок времени. Я ничуть не жалею, что уже второй год пропускаю ежегодную линейку 1 сентября во дворе школы, так как вновь буду встречать новый учебный год на «Артек-арене».

Да, мне пришлось отказаться от мечты учиться только на отлично, но взамен я обрела уверенность, что могу делать ошибки и это нормально. В то же время, стремясь наполнить достижениями своё портфолио, чтобы вновь и вновь получить возможность поехать во всероссийский детский лагерь, я ненамеренно дважды стала лауреатом ежегодной премии главы города Перми «Золотой резерв» в номинации «Интеллект». Это не было самоцелью, но оказалось, что всё возможно, даже если ты не круглый отличник. Может быть, разрешив себе в какой-то момент отказаться от давней детской мечты, ты освобождаешь место для чего-то более значимого?

Всё-таки я хочу, чтобы ребята не боялись выходить за рамки повседневных действий и зоны комфорта! Отличные оценки — это хорошо, но разве общение с новыми удивительными людьми или новые потрясающие впечатления — это не прекрасно?! Чтобы чувствовать себя успешным, не обязательно по всем предметам учиться на отлично! Живите сейчас, успевайте понять: мир вокруг удивителен! Он вовсе не ограничивается пределами школы, он гораздо шире, сложнее и глубже, чем нам, подросткам, кажется из-за школьной парты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+EnterЧитайте также:
otlichnik.jpg

Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.

Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.

Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко.

Откуда ноги растут

По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.

Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.

Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.

Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.

Как с этим бороться?

Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.

1. Замечайте внутреннего врага

Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.

2. Результат – это не весь вы

Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.

В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.

Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.

Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.

3. Станьте идеальным бездельником

У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.

Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.

Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?

Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

4. Полюбите процесс

Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).

Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

5. Смотрите дальше своего носа

Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.

Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.

Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.

6. Не сравнивайте себя с другими

Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.

7. Больше работайте в группе

Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).

Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.

Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.

8. Развивайте гибкость

Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.

Используемые источники:
  • https://burninghut.ru/sindrom-otlichnika/
  • https://aif.ru/health/children/sindrom_otlichnika_pochemu_opasno_byt_luchshim
  • https://piter-trening.ru/pochemu-sindrom-otlichnika-meshaet-zhit-ili-kak-perfektsionistu-nauchitsya-radovatsya-zhizni/
  • https://mel.fm/blog/dasha-dedenko/94513-kak-poborot-sindrom-otlichnitsy-i-izmenit-vse
  • https://thepoint.rabota.ua/vsegda-na-pyat-kak-izbavitsya-ot-sindroma-otlichnika/

Скажите что-нибудь