Фанатизм

Расстройства психики Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Фанатизм является страшнейшим бедствием как для общества в целом, так и для отдельной личности. Фанатик неизменно предстаёт перед нами психически нездоровым человеком, который не способен отвечать за свои поступки. А поступки эти могут быть губительны для всей нашей планеты или отдельных её частей, чуть только фанатик будет допущен до власти.

1579164436_630.jpg

Что такое фанатизм

Фанатизм – это слепое следование каким-либо убеждениям с обязательным навязыванием этих убеждений другим; радикальное следование каким-либо идеям, обычно сопровождающееся нетерпимостью ко всем прочим идеям и их носителям. Фанатизм – это также серьёзное психическое заболевание, выражающееся как отсутствие критического восприятия своих убеждений.

Чаще всего о фанатизме говорят в религиозном контексте; чуть менее фанатики распространены в политической, общественной и национальной сфере. Это имеет своё объяснение. Термин происходит от латинского слова «фанум», которое означает «храм» или «священное место» вообще. В древние времена религия имела высший авторитет, а любая сильная власть держалась исключительно на религиозном страхе. В отдельных частях мира это распространено и поныне; так, в африканских странах президенты и диктаторы всерьёз считаются богами или имеющими прямую связь с божествами и духами, их портреты развешиваются в католических храмах в качестве икон.

Часто можно слышать о фанатиках и в других сферах: в спорте, музыке, вообще в искусстве; фанатиками вполне можно именовать приверженцев молодёжных субкультур. Однако всерьёз говорить о фанатизме в этом контексте начинают лишь тогда, когда такие настроения перерастают в угрозу. Так, футбольные фанаты устраивают потасовки друг с другом, избивают и случайных прохожих, бьют стёкла в зданиях, ломают сиденья на стадионе и т. д. Представители молодёжных движений также организуют вооружённые столкновения друг с другом, а ради того, чтобы купить билет на концерт любимой группы, человек совершает кражу или распродаёт семейное имущество.

Таким образом, термин «фанатизм» обычно имеет чёткую негативную коннотацию. Тем не менее, иногда говорят о фанатическом поведении и без негативного контекста: например, учитель или врач может быть фанатично предан своему делу и жертвовать ради него другими интересами и благами жизни (например – не заводит семью или детей, поскольку это будет мешать его работе).

Психология фанатизма: признаки и причины

Фанатическое поведение имеет характерные черты, отличающие фанатика от обычного поклонника:

  • Фанатизм предполагает нарушение имеющихся социальных норм, тогда как поведение поклонника таких норм не нарушает.
  • Фанатикам свойственно идеализировать предмет своего поклонения, тогда как поклонник придерживается определённых рамок почитания и способен выделять сильные и слабые стороны своего предмета обожания.
  • Американский философ Джордж Сантаяна отмечал, что фанатизм проявляется в повышенных усилиях при том, что «забыта цель». Фанатики зачастую не способны получать удовольствие от своих занятий – их занимает идея именно служения своему кумиру, вплоть до самопожертвования. Для поклонника же какое-либо увлечение – лишь средство для достижения определённой цели, и оно обязательно приносит ему удовольствие.

Занятия и увлечения поклонников обычно безобидны, тогда как фанатики зачастую увлекаются социально опасными идеями, сводящимися к разрушению. Между тем нередко поведение поклонников кажется окружающим довольно странным; их занятия не совпадают с интересами «нормальных» людей, из-за чего поклонники пользуются репутацией чудаков. А вот предмет поклонения фанатиков в глазах окружающих часто воспринимается как «нормальный», и лишь степень увлечённости считается «ненормальной». К примеру, поклонник может быть поглощён просмотром аниме, чем он занимается круглые сутки до старости лет, — явное чудачество, на взгляд «нормальных» людей. А другой человек может до исступления верить в бога – это «нормальный» тип поведения, несмотря на то, что этот человек идёт убивать всех, кто в бога не верит.

Из-за чего же возникает фанатизм? Считается, что его истоки лежат в тотальном контроле, диктаторстве. Это не обязательно государственный режим: диктаторским может быть, к примеру, воспитание в семье.

Также фанатическое поведение характерно для некоторых типов личности:

  • Неуверенных в себе;
  • Испытывающих потребность в подчинении кому-то;
  • Имеющих трудности в самореализации;
  • Не доверяющих окружающим и самому себе;
  • Необразованных, верящих в мифы, предрассудки, испытывающих иррациональный страх;
  • «Пустых», то есть не имеющих собственных идеалов, представлений, вкусов и т. д.

Фанатиками также становятся шизофреники, больные шизотипическими расстройствами, а также шизоидные, истеричные и «застревающие» типы личности.

Отмечено, что фанатизм закладывается в детстве вследствие авторитарного, диктаторского воспитания, излишней требовательности со стороны родителей других взрослых. Ребёнок ощущает себя забитым, ненужным, слабым и беспомощным, и это прямой путь к развитию фанатизма.

Фанатическое поведение может сформироваться во взрослом возрасте, если с детства человек был объектом чьих-то манипуляций. Такое нередко характерно и для больших групп людей. Возникает массовый фанатизм, который гораздо опаснее, чем индивидуальный. Толпы одичавших фанатов какой-либо «химеры», руководимые харизматичным лидером, устраивают массовые погромы и убийства, разграбляют и разрушают города, устраивают чудовищные пожары. Известны в истории и массовые самоубийства, совершавшиеся исступлённой толпой верующих.

Формы фанатизма

Фанатическое поведение может проявляться в разных видах и формах, хотя формальной классификации этого явления пока нет.

Общеизвестно, что фанатизм может существовать чаще всего в следующих сферах:

  • Религия;
  • Политика;
  • Национальные, расовые теории, сексизм;
  • Спорт (особенно активны футбольные фанаты, которых иногда относят к отдельной субкультуре).
1576240714_3.jpg

Фанатизм, в принципе, может проявляться в чём угодно. Свои фанатики существуют в науке, музыке, потребительской культуре и др.

Выделяют также разные степени опасности этого явления:

  • Средняя. Приверженцы какой-то идеи в данном случае жёстко придерживаются её и отрицают альтернативные мнения, поэтому закрываются от окружающего мира и продолжают общение в основном только с себе подобными.
  • Тяжёлая. В этом случае приверженцы идеи активно пытаются убедить в ней тех, кто придерживается других мнений, переманить на свою сторону как можно больше людей. При этом они не стесняются в средствах: в ход идёт физическое и психологическое насилие, угрозы, пытки, наказания.

Разделяются также социально допустимый и недопустимый фанатизм. К первому относятся, например, молодёжные субкультуры и футбольные фанаты; эти движения воспринимаются настороженно, но общество более-менее лояльно к ним. Вторая группа включает религиозные секты и терроризм.

Кто такой фанатик

Поведение фанатика резко выделяет его из группы других людей. Это не только максимальная увлечённость собственным делом, идеей или кумиром. Так, фанатически настроенный человек часто проявляет агрессию едва ли не ко всему окружающему. Ведь в любом случае большинство людей не придерживаются его убеждений, да и само устройство окружающего мира разубеждает фаната в его идее. Такой человек проявляет повышенную замкнутость, стремясь общаться только с теми, кто разделяет его мнение.

Став фанатиком, человек утрачивает интерес к прежним занятиям, даже если они приносили ему максимум удовольствия. Нередко способность получать удовольствие вообще утрачивается – человек становится «верным псом» своего кумира. Навязчивая идея фанатов порождает особую культуру, в которую входят характерные ритуалы и сленг.

Поскольку человек, впавший в фанатизм, перестаёт интересоваться окружающим миром, то для него исчезает само понятие истины. Отныне он готов отстаивать только своё мнение, независимо от того, соответствует оно реальности или нет. Можно сказать, что такой человек с головой погрузился в свой внутренний мир и утратил всякую связь с миром внешним. А это уже явные признаки психического заболевания.

Некоторые типы фанатов готовы преследовать своего кумира, наблюдать за каждым его шагом, проявляют ревность. Они могут убить любого за фотографию со своим кумиром, в том числе и самого кумира. Такое поведение навязчивых поклонников какого-нибудь актёра или певца, в принципе, характеризует любой фанатизм. Получается, что исступлённо верующие в бога не любят своего бога и готовы при первой же возможности его уничтожить, если он не исполнит какие-то обязательства по отношению к ним.

Как избавиться от нездорового фанатизма

Вообще надо сказать, что любой фанатизм является нездоровым явлением. Поэтому перед обществом и каждым отдельным человеком стоит задача – избавиться от фанатизма. Практика показывает, что легче избавиться от самого носителя этого явления, чем от его нездоровых убеждений; но это, мягко говоря, не совсем законный метод.

Лучший способ избавиться от фанатизма – это, конечно, просвещение. Но эта задача совсем не лёгкая. Просвещение практически недоступно человеку, у которого начисто выключен разум и отсутствует критическое мышление. Так что сперва нужно научить человека рассуждать.

А рассуждать многим людям попросту лень. Строение окружающего мира настолько сложное, что неподготовленный человек теряется и не знает, какие выводы делать и за что держаться. А вот всякая идеология (хоть религиозная, хоть политическая или ещё какая) предоставляет человеку сильно упрощённую, искажённую и предельно понятную картину мира, этакую готовую информацию со всеми выводами, что избавляет человека от необходимости думать самому. То, что эта готовая информация может не соответствовать реальности, приверженца фанатизма не волнует: он в принципе не желает жить в реальности, ему приятнее маленький аквариум, предоставленный идеологией. В этом кроется сущность фанатизма. Зная это, можно попытаться избавиться от фанатизма посредством некоего психоанализа.

Если вы и есть тот человек, который впал в фанатизм, то уже хорошо, что вы осознаёте это. А значит, вам легче будет обуздать себя.

Вот несколько советов, способствующих избавлению от фанатизма:

  • Если вы приверженец какой-то религии, политической или общественной идеологии (расовой, сексистской), то вы должны понять, что это именно идеология, то есть сильно упрощённая модель мира, снабжённая ложными выводами. Начните изучать интересующую вас проблему всесторонне, с привлечением современных научных источников, исследуйте иные точки зрения. Даже если сторонники альтернативных версий и ошибаются, то уж точно они ошибаются не больше вашего: ведь нет большей ошибки, чем верить в идеологию.
  • Если вы столкнулись с человеком, впавшим в фанатизм, то можно попробовать просветить его. Если это не получается, то значит, что этому человеку не нужна правда – он хочет жить в своём внутреннем мире. Следует оставить его в покое. Если он при этом совершает противозаконные деяния, то следует воспрепятствовать этому – вызвать полицию, скорую помощь, лично обезвредить безумца.

Как избавиться от нездорового фанатизма

Фанати́зм (греч.φανατισμός, лат. fanatismus от fanaticus «исступлённый»[1] ← fanum «священное место; храм»[2]) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозной, национальной и политической областях; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критическоговосприятия своих убеждений.

Фана́тик — подверженный фанатизму: в прямом и фигуральном смыслах.

Фанатизм в части психо-эмоционального состояния, мироощущения — то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой (своей) воле. Противоположность фанатизма — индифферентизм, а среднее положение между ними занимают терпимость и убеждённость.

Терминология

Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с терминами «святоша», «ханжа», а затем означало «исступлённый», «изуверский», «сумасбродный», «яростный», иногда «вдохновенный» (carmen fanaticum). Произведённым от прилагательного существительным вначале стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождалось готовностью ради неё жертвовать собой и одновременно требовать от других безусловного ей подчинения.[3]

Понятие

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[4]; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным)[5]. Объединяет поклонников и фанатиков их всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, человеку.

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков, то объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».

Классификация

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жёсткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлечённости — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Религиозный фанатизм

Основная статья: Религиозный фанатизм

В язычниках, остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорных фанатиков, точно так же, как и сами христиане, шедшие на мучения во имя своей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь заслужив, однако, славу одного из самых фанатических учреждений. Фанатизм может быть и не религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его развитию в такой степени, как религия. Разные религии и секты в разное время в разной степени фанатизируют своих последователей.[3]

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так, Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».[6]

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [6]

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

</td>Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие — католики, православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни[7].</td></td></tr></tbody>

Анализируя причины религиозной нетерпимости, пресвитер Георгий Чистяков[8] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.

Источником религиозной нетерпимости Георгий Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Ссылаясь на мнение Александра Шмемана, пресвитер Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а Сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (от лат. inimicus — враг).

</td>Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога.[9]</td></td></tr>

Современные христианские фанатики

  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.[10]
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Aryan nations» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооружённые отряды по всей Америке.[10][11]
  • Ассоциация обороны Ольстера
  • Ольстерские добровольческие силы
  • Господня армия сопротивления
  • 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.[12]
  • С 2008-го по 2010 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2010 года.[13]
    • (см. также Движение ополчения в США.)
  • Мичиганская компания, поставляющая вооружённым силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.[14][15]

Политический фанатизм

Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.[3]

Примечания

  1. Советская военная энциклопедия, 1980.
  2. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М: Русский язык, 1989. — С. 531. ISBN 5-200-00408-8(ошибоч.)
  3. 123Фанатизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
  5. Thorne, Scott; Bruner, Gordon C.An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism (англ.) // Qualitative Market Research: An International Journal : journal. — 2006. — Vol. 9, no. 1. — P. 51—72. — ISSN1352-2752. — doi:10.1108/13522750610640558.
  6. 12Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
  7. Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
  8. Г. П. Чистяков — филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
  9. Чистяков Г.Откуда эта злоба?
  10. 12Религиозный экстремизм
  11. Современный терроризм: мифы и реальность
  12. Мексиканские террористы захватили самолёт
  13. В США судят группу христианских террористов, готовившихся развязать войну с правительством
  14. Оптические прицелы для Пентагона «закодированы» Новым Заветом
  15. Морпехи США стреляют из винтовок с библейскими кодами (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2010.Архивировано 24 сентября 2010 года.

См. также

  • Фанат | Фан-клуб
  • Энтузиазм
  • Экстремизм

Литература

  • Беляев И. А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения / И. А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 4 (28).— С. 68-71.
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
  • В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006, с. 29-35
  • Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
  • Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений
  • Фанатизм // Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 8. — С. 248—249. — 687 с.
  • Ким В.В. // Критерии фанатизма, 2012.
  • Кузнецова Марина Николаевна // Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления, 2003. С. 80
Большая каталанская · Брокгауза и Ефрона · Малый Брокгауза и Ефрона · В. Даля · Britannica (онлайн) · Universalis
Нормативный контрольBNF: 11936567k · LCCN: sh85047091 · Microsoft: 2781017023
Эта страница в последний раз была отредактирована 14 января 2021 в 14:03.

Что такое фанатизм

Фанатизм – слепая и ярая приверженность религии, идеи, человеку, делу и т. д. Это неадекватная, некритичная вера чему-то или кому-то, во что-то или в кого-то.

Фанатизм – вариант неадекватной самореализации и уход от самого себя, мира. Вся жизнь фанатика вертится вокруг одного объекта. Примеры фанатизма:

  • Ученый может фанатично относиться к науке и своему последнему исследованию.
  • Футбольный фанатик готов снова и снова получать тяжелые травмы в драках.
  • Фанатичные поклонницы готовы убить за фото с кумиром (в том числе его убить).

Есть фанаты – люди, поддерживающие исполнителя, веру или идею. Они критикуют, порицают и хвалят, уважают мнение других людей. А есть фанатики – люди, слепо культивирующие что-либо или кого-либо, они не приемлют мнение других людей, способны на войны и убийства, в том числе уничтожение своих же идеалов.

В древности фанатиками называли приверженцев культа, устраивающих ритуалы и бесчинства. Только представьте: пляски в трансовом состоянии, жертвоприношения, завывающие песнопения и подобное. Пугающе, но что еще страшнее: это происходит в нашем, XXI веке.

Формы фанатизма

В фанатизм могут перейти идеи сексизма или феминизма, политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.

Чаще о феномене фанатизма говорят в рамках религии. Верующие люди не уходят в секты, не убивают себя ради просвещения, не отдают весь заработок (не только свой) в религиозную казну. Этим занимаются фанатики. Терроризм – тоже вариант фанатичного отношения к вере.

По степени опасности выделим две формы фанатизма:

  • Средняя. Приверженцы идеи отрицают альтернативы, отстаивают свою точку зрения. Фанатики среднего типа в основном общаются с себе подобными, при необходимости отстаивают свою веру.
  • Тяжелая форма. Фанатики пытаются переубедить приверженцев других мнений или переманить на свою сторону нейтральных людей. Для переубеждения они используют жесткие методы: пытки, избиения, угрозы, наказания.

Кроме названных форм отметим:

  • Социально допустимый фанатизм, например, футбольный (к нему относятся настороженно, но более или менее лояльно), субкультурный (подростковые тематические объединения по интересам: музыке или философии, стилю одежды).
  • Социально порицаемый фанатизм (секты, терроризм).

Стоит отметить, что любая форма фанатизма потенциально опасна. Футбольные фанатики нередко продолжают свой путь в криминальном направлении. Подростки за «неправильную» одежду способны убить (репортажи об этом не такая уж редкость, например, нашумевшее «поясни за шмот»).

Причины фанатизма

Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы семейного воспитания. Кроме того, фанатизму подвержены люди:

  • не уверенные в себе;
  • нуждающиеся в управленце, испытывающие потребность в подчинении;
  • испытывающие трудности в самоидентификации и самореализации;
  • не доверяющие миру и себе;
  • необразованные, верующие в предрассудки, находящиеся в страхе (особенно актуально для религиозного фанатизма);
  • внушаемые, «пустые» (нет своего мировоззрения, идеалов, ценностей, убеждений);
  • страдающие шизофренией и шизотипическими расстройствам;
  • шизоидного, истерического или застревающего типа личности.

Предрасположенность к фанатизму формируется в детстве под влиянием разрушающего стиля семейного воспитания. Такой эффект оказывает авторитаризм, требовательность, манипуляции ребенком, изоляция, лишения, насилие, отсутствие любви и заботы. Ощущение ненужности, несостоятельности и беспомощности – прямой путь к фанатизму.

Фанатизм личности – результат чьих-то манипуляций. Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из толпы, которой управляет лидер. Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.

Признаки фанатизма

Характерная черта фанатизма – человек не делит содержание своей веры на хорошие и плохие элементы, допустимые и недопустимые. Он считает правильным все, что относится к его идее, и неправильными все сторонние мнения.

К другим признакам фанатизма относится:

  • близкое и болезненное переживание, бурные реакции на все, что относится к вере;
  • наличие атрибутики веры, преследование кумира;
  • отстаивание своей правоты, а не истины;
  • агрессия в отношении окружающих людей;
  • упадок интереса к прежним хобби;
  • сленг, ритуалы, свойственные предмету фанатизма;
  • гордыня;
  • убежденность в собственной правоте и чувстве собственного превосходства;
  • замкнутость или общение с «соратниками».

Фанатики не стабильны в психологическом плане, асоциальны и агрессивны. Они опасны для себя и окружающих, так как не поддаются никаким нормам и правилам. У окружающих фанатик вызывает страх одним своим видом и поведением. Их часто описывают фразой «он словно не в себе, сумасшедший». Вид, как правило, соответствующий: громкая речь, резкие и экспрессивные выражения, крики и угрозы, ненормальный блеск в глазах, активная жестикуляция. Фанатик не видит и не слышит реального мира, он живет в своей реальности.

Чем опасен фанатизм

Фанатизм – деструктивная приверженность чему-либо. Она лишает личностной свободы, развития и самореализации. Но это половина проблемы. Вторая часть опасности состоит в неспособности фанатика принять другую точку зрения, вообще признать сам факт сосуществования альтернативных идей. Результатом непринятия других идей становится вражда, войны, насилие, дискриминация.

Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.

Поводом для конфликта фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.

Как избавиться от фанатизма

Как определить, фанатик человек или нет? Если он готов (по-настоящему, а не на словах) убить за свою веру себя или другого человека, то он фанатик.

  • Для избавления и профилактики фанатизма необходимо развивать толерантность, культуру ума и интеллект, уважение к человеческой личности как таковой.
  • Второй вариант – обесценить, разочароваться настолько, чтобы вместо ярких эмоций не испытывать к прежнему объекту ничего, то есть быть индифферентным.

Самостоятельно донести до фанатика опасность и ненормальность его состояния невозможно. Нужно обращаться к психотерапевту, однако и они не дают 100% благоприятного прогноза. Для избавления от фанатизма необходимо полноценное лечение и реабилитация, иногда с социальной изоляцией.

Но самое важное для лечения – желание личности избавиться от фанатизма, признание проблемы. Тогда есть хоть какие-то шансы.

До посещения психотерапевта близкие люди могут попробовать:

  • Развить критическое мышление фанатика: расширить его восприятие, найти несколько достоверных литературных источников, демонстрирующих плюсы и минусы веры больного. Нужно акцентировать внимание на разрушающей силе слепой веры. Примеров история знает немало.
  • Помочь фанатику определить главный страх, загнавший его в слепую веру. Страх – главная эмоция всех фанатиков. Они боятся мира, себя, лидера, прошлого опыта, будущего и т. д.
  • Поклонение культу похоже на психологическую зависимость. Даже механизм развития и избавления у них примерно одинаковый. Соответственно, рекомендации те же.

На момент терапии важно отлучить фанатика от источника возбуждения (культа). Его состояние в этот период будет напоминать ломку. Потому кто-то близкий и понимающий обязательно должен быть рядом.

Избавиться от фанатизма непросто, нужна длительная психотерапия и полноценная реабилитация. Необходимо помочь человеку повторно социализироваться в обществе, избавиться от второстепенного инфантилизма, устроиться на работу, принять мир и себя, проработать детские травмы и перестать убегать от них.

ТолкованиеПеревод
Фанатизм
>Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фанати́зм (лат. fanatismus — от fanaticus «фанатик» — от fanum «храм»[1]) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критическоговосприятия своих убеждений. Фанатик — фанатичный человек (в прямом и фигуральном смыслах).

Понятие фанатизма

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[2] ; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным)[3]. Объединяет поклонников и фанатиков их всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, человеку.

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков, то объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».

Факторы, способствующие формированию фанатизма

Классификация фанатизма

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жесткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлеченности — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что

Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает.[4]

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [4]

Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков[5] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.

Ссылаясь на мнение о. А. Шмемана, Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus — враг).

Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога [6]

Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие – католики, православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.[7]

Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:

Когда мы заявляем, что православие — это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жёсткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.[6]

Современные христианские фанатики

  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.[8]
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Arian nations» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооруженные отряды по всей Америке.[8][9]
Другие книги по запросу «Фанатизм» >>
Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/197-fanatizm.html
  • https://wiki2.org/ru/фанатизм
  • https://psychologist.tips/3110-chto-takoe-fanatizm-sut-formy-kak-izbavitsya.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/225172
</tbody>