Что такое воображение — виды развития, и психологическое определение

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

ExternalLink_shutterstock_622200797-730x439.jpg

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

ExternalLink_shutterstock_183750587-730x732.jpg

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

ТолкованиеПеревод
Воображение
b>Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]

Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[2]

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья:Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • билингвистический опыт;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

Другие книги по запросу «Воображение» >>
Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/110827

Скажите что-нибудь