Что такое эмоциональный интеллект и как его развить — ТЕСТ

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

О том, что такое интеллект большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Расскажем, что означает это понятие и как применять его на практике.

1557836548_1.jpg

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоции присущи каждому индивиду независимо от пола, национальности, места жительства, религии и других факторов. Наши эмоции обычно неконтролируемы и подсознательно отражаются на лице. Так, эмоция страха приводит к тому, что брови приподнимаются и сводятся к переносице, глаза расширяются, рот открыт и оттянут немного назад. Гормон стресса кортизол заставляет сердце биться учащенно, готовя человека к нападению или бегству. Эти вещи происходят с нами бессознательно, на уровне физиологии.

Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) — это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).

Данное понятие включает в себя и возможность определять эмоциональное состояние других людей для дальнейшей конструктивной коммуникации.

Человек с высоким Emotional Quotient умеет сопереживать, способен к эмпатии, старается помочь человеку, находящегося под влиянием сильных негативных переживаний.

Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:

  • Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
  • Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
  • Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
  • Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.

Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни.

Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».

Составляющие Emotional Quotient

Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.

Самосознание

Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция

Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация

Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.

Социальные навыки

Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия

Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

1557838383_2.jpg

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Уровень эмоционального интеллекта

Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Теория Холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Тест для диагностики онлайн

Предлагаем вашему вниманию тест для определения индивидуального уровня эмоционального интеллекта. Необходимо ответить на вопросы путем согласия или не согласия с высказыванием.

Ставим себе оценки по такому принципу:

  • категорически не согласен: — 3;
  • скорее не согласен: — 2;
  • частично не соглашусь: — 1;
  • частично соглашусь: 1;
  • скорее согласен: 2;
  • абсолютно согласен: 3.

Итак, приступим.

  • Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
  • Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
  • Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
  • Я могу понять, как изменяются мои чувства.
  • Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
  • При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
  • Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
  • Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
  • Я способен выслушать жалобы от человека.
  • Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
  • Я проникаюсь чувствами других.
  • Со мной люди ощущают себя спокойно.
  • Я упорно преодолеваю трудности.
  • Мне нравится креативно решать проблемы.
  • Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
  • Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
  • Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
  • Я недолго переживаю.
  • Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
  • Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
  • Я вижу эмоции по мимике.
  • Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
  • Я без слов улавливаю истинные желания людей.
  • Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
  • Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
  • Я могу развеселить и вдохновить людей.
  • Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
  • Мне легко поставить себя на место другого человека.
  • Я помогаю другим разобраться в себе.
  • Я не зацикливаюсь на переживаниях.

Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне ЭИ:

высокий – свыше 70;

средний – 40-69;

низкий- 0-39.

Не расстраивайтесь, если «недобрали» баллы, эмоциональный интеллект можно развить.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Прислушивайтесь к физическому состоянию

Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

Выявите связи между эмоциями и поступками

Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

Поймите, что нет неправильных эмоций

Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Станьте открытым к диалогам с другими людьми

Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

Прокачивайте способность к эмпатии

Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

Следите за соответствием слов и мимики

Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

Смотреть видео

СтатьиПсихология и педагогикаУправление школойЧто такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.25 декабря 2019

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх. Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх. Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями
Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.
Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.
Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика Купить

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)

 Мысли    

 Физические   ощущения

 Эмоции    

Шаг второй

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Совет-бонус

Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Эмоциональный интеллект или коэффициент EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с IQ, Intelligence Quotient) — это способность личности:

  • понимать чувства и эмоции других людей и себя;
  • улавливать эмоциональную подоплёку в межличностных отношениях;
  • пользоваться эмоциями для регулирования отношений и для мотивации.
<label>Закачу скандал.</label><label>Откровенно скажу о своих чувствах, попытаюсь понять причину разрыва и оценить шансы исправить ситуацию.</label><label>Скажусь больной и попрошу помощи.</label><label>Эта дружба доживает последние деньки. Такие подруги мне не нужны.</label><label>Переживу утрату платья. Дружба для меня важнее материальных ценностей.</label><label>Ещё раз напомню, что это — моё любимое платье, приду к ней домой и попрошу его сразу вернуть.</label><label>Если она позвонит, я просто не возьму трубку. Она сама поймёт, что я больше не хочу с ней общаться.</label><label>Скажу подруге, что я обеспокоена нашими отношениями.</label><label>Ничего. Дружба есть дружба, ей нужно дорожить. Все люди меняются.</label><label>Скорее всего, ни о чём, так как ничего не замечу, ведь я и сама вся в делах.</label><label>Ясно — у него появилась другая. Начну его контролировать.</label><label>Постараюсь поговорить с ним по душам, узнать, всё ли у него в порядке.</label><label>Поговорю с ним об этом и постараюсь объяснить свои чувства.</label><label>Буду высмеивать эту его особенность.</label><label>Постараюсь не обращать на это внимания. Никто не идеален.</label><label>Громко выскажу своё мнение. Мне станет легче, после того как я выплесну раздражение.</label><label>Ничего не буду предпринимать. Возможно, её поведение изменится со временем само.</label><label>Мимоходом брошу в её сторону язвительную насмешку.</label><label>Да, это происходит часто. Странно, правда?</label><label>Нет, такого со мной никогда не случается.</label><label>Редко.</label><label>Солгу, что в этом платье она отлично выглядит.</label><label>Скажу, что материал шикарный, а принт супермодный.</label><label>Хоть это и жестоко, но скажу ей: «Дорогая, в этом платье ты похожа на сардельку».</label><label>Мне тоже сразу станет неуютно в его обществе! Может, я как-то странно выгляжу?</label><label>Начну с ним оживлённый разговор, постараюсь узнать о нём побольше.</label><label>У нас точно ничего не получится. Впрочем, не важно. Нужно как следует оглядеться, возможно, в этом кафе есть более интересные личности.</label><label>Поведу её в клуб. Танцы, незнакомая компания и новые знакомства — лучшее средство, чтобы отвлечься.</label><label>Скорее уж буду думать о себе, как бы меня не бросил мой партнёр.</label><label>Она должна сама рассказать мне, чего бы ей хотелось. Если ей нужно просто поговорить, то этого будет достаточно.</label><label>Сплетничать обо всех коллегах, которые мне неприятны.</label><label>Объясню, какие традиции сложились у нас в коллективе.</label><label>Расспрошу её о личной жизни, я же должна знать всё об этой новенькой.</label><label>Назову своё имя и посмотрю, что произойдёт дальше.</label><label>Просто постою и послушаю, о чём они говорят.</label><label>Постараюсь вставить уместный комментарий по теме разговора.</label><label>Никак. Улыбнусь и сделаю вид, что всё отлично.</label><label>По мне явно видно, что я сегодня в плохом настроении. И лучше не попадаться мне на пути.</label><label>Отпущу пару колких замечаний, чтобы разрядиться. Думаю, от этого мне станет легче. </label><label>Так сегодня и говорила!</label><label>Пару лет назад был повод…</label><label>На этой неделе.</label><label>Конечно. Люблю такие фильмы, и платочки у меня всегда под рукой!</label><label>Редко. Я не фанат слёз.</label><label>Рыдать? Я? На фильме?! </label><label>Тоже расскажу о ней какую-нибудь сплетню.</label><label>Постараюсь сменить тему разговора — не стоит плохо отзываться о человеке за его спиной. </label><label>Ничего не скажу. Позже расскажу этой девушке, что о ней судачат.</label><label>Краснею и быстро поднимаюсь, надеюсь, что меня никто не заметил.</label><label>Оглядываюсь и уничтожаю взглядом каждого, кто на меня таращится.</label><label>Встаю, улыбаюсь про себя и иду дальше по своим делам.</label><label>Мне обязательно нужно…</label><label>Можно было бы…</label><label>Как вы смотрите на то, если мы…</label>
8f1ade2952b1f42b4c6cad1575fcdff2.jpg

По данным компании Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким уровнем Emotional Quotient. Работники с развитым эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 000 долларов в год больше, чем те, у кого этот показатель на низком уровне. И пока одни психологи и бизнес-тренеры считают EQ решением всех проблем, другие критикуют идею за антинаучность. Разобрались в теме вместе с автором книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика» и коучем по развитию EQ Аленой Алешиной.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный навыки. Получится подружиться с эмоциями ― сможете наладить отношения и с людьми.

Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EQ заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций.

Статья вышла, но ее почти никто не прочитал, поэтому вся слава досталась Дэниэлю Гоулману — журналисту The New York Times, который в 1995 году переработал статью и написал книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ». В ней он описал четыре основные составляющие EQ:

  • Самосознание (self-awareness). Способность осознавать и анализировать собственные эмоции, а также знание своих слабых и сильных сторон.
  • Самоконтроль (self-management). Умение управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс даже в критических ситуациях.
  • Эмпатия (empathy). Понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими с учетом их внутреннего состояния.
  • Навыки отношений (relationship skills). Умение взаимодействовать с людьми, управлять их эмоциями, улаживать конфликты, работать в команде или возглавлять ее.

Книга быстро попала в список бестселлеров, а Гоулмана до сих пор считают автором понятия Emotional Quotient, хотя он всего лишь популяризировал теорию. История драматичная, но вернемся к самому термину. У исследователей накопилось к нему довольно много претензий. Во-первых, четкого определения эмоционального интеллекта не существует, а без этого понятие нельзя назвать научным. Во-вторых, EQ сильно пересекается с теорией психотипов. В-третьих, общепринятого способа измерить эмоциональный интеллект нельзя, что тоже вызывает сомнения в его объективности. Это не значит, что можно не следить за своими и чужими эмоциями, просто нужно критически относиться к теории EQ и не тратить деньги на курсы, которые обещают прокачать его за неделю.

«Вся концепция эмоционального интеллекта строится на том, чтобы правильно распоряжаться своими и чужими ощущениями. Нас очень долго приучали подавлять эмоции, особенно негативные, но EQ призывает использовать их для достижения целей. Допустим, гнев можно игнорировать и пытаться быть спокойным, а можно, наоборот, усиливать его. В некоторых ситуациях это полезно. Например, когда вы сильно волнуетесь перед встречей с руководителем и не можете связать двух слов. Добавьте себе немного раздражения, и оно станет драйвом, который усилит уверенность в себе», ― говорит Алена Алешина, коуч по развитию EQ.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

По данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, а 44% опрошенных сотрудников считают именно этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров. С высоким уровнем EQ вы сможете:

  • справляться с давлением и стрессом от работы;
  • эффективно управлять собой и другими во время переговоров;
  • добиваться от коллег того, что вам нужно;
  • заслужить уважение других;
  • мотивировать команду;
  • решать конфликты.
«Уровень эмоционального интеллекта влияет на то, насколько успешно человек выстраивает свои рабочие отношения. Сейчас все сотрудники, даже на начальных позициях, много общаются с коллегами: появляются проекты, в которых результат во многом зависит от коммуникации. Если работник не контролирует себя, то становится токсичным или просто неосознанно портит настроение окружающим. Почти в каждом коллективе есть такие люди, которые всегда чем-то недовольны, ноют или раздражаются. А человек с высоким эмоциональным интеллектом отдает себе отчет, каким образом он воздействует на других, и ориентируется на то, какое эмоциональное состояние соответствует его целям и задачам», ― говорит Алена Алешина.

Обладатель высокого EQ редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Он может четко объяснить свои чувства и, кажется, знает названия всех эмоций и даже их оттенков. Вам хочется попросить у него совета и поддержки, и вы точно знаете, что он найдет нужные слова. Подчинив себе эмоции, вы не только быстрее построите успешную карьеру, но и и получите больше удовольствия от работы.

«Огромное количество сложных задач из разных сфер, необходимость постоянно обучаться и расти ― это норма сегодняшнего дня. Все это вызывает столько эмоций, что мы не знаем, как себя вести, поэтому чаще всего просто подавляем их. Тогда мы приходим к эмоциональному выгоранию, апатии и депрессии.
Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если я в хорошем настроении, то я и работаю хорошо. Если у меня апатия или тревога, то мне сложно придумывать новые ходы и решения. В этом многозадачном мире достаточно трудно жить, а эмоциональный интеллект позволяет управлять своим состоянием так, чтобы, несмотря на всю эту сложность, получать много удовольствия», ― рассказывает Алена Алешина.

Как измерить свой EQ

Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать поведение. Стоит задуматься о низком EQ, если вы:

  • постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;
  • часто думаете, что вас не так поняли;
  • не можете справиться со стрессом;
  • не понимаете, что чувствуете и почему;
  • критикуете других и безрезультатно спорите;
  • боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.

Это общие признаки, и узнать в них себя может практически любой человек, поэтому психологи пытаются придумать, как оцифровать эмоции человека и создать максимально объективный тест, как это сделали с IQ. На данный момент самый популярный способ изменить EQ ― это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Испытуемому показывают картинки с эмоциями, которые нужно не только идентифицировать, но и объяснить. Если у вас нет времени на серьезные исследования, пройдите наш пятиминутный тест. Объективный результат не обещаем, зато будет смешно.

Как развить EQ за три шага

Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:

  • Записывайте эмоции. Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.
«Самая простая практика ― это поставить по три напоминалки в день с вопросом “Что ты сейчас чувствуешь?”.Когда люди начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий — часто неприятных. Например, человек замечает, что на работе он испытывает либо страх, либо раздражение. И тогда он понимает, что нужно начать что-то делать, чтобы испытывать больше спокойствия. То есть прежде всего нужно осознавать эмоции, чтобы начать с ними работать», ― говорит Алена Алешина.
  • Найдите источник. Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
  • Управляйте своими эмоциями. Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.
«Надо выработать привычки. Вы можете использовать длинный выдох, минимальную физическую активность или упражнения, связанные с расслаблением и напряжением. Часто мы используем не самые конструктивные способы управления эмоциями: съесть торт, выпить пару бокалов или покурить. Найдите то, что вас реально будет быстро успокаивать или, наоборот, заряжать энергией», ― говорит Алена Алешина.

Вся статья за одну минуту

  • EQ (Emotional Quotient) ― это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.
  • Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills.
  • Человек с высоким EQ легко справляется со стрессом на работе, эффективно решает конфликты и добивается нужной информации и действий от коллег.
  • Чтобы узнать свой EQ, нужно пройти опросник MSCEIT из 141 вопроса или наш тест из восьми.
  • Эмоциональный интеллект можно развить за три шага: регулярно записывайте эмоции, разберитесь в причинах ваших чувств, используйте методы, которые вас успокаивают (дыхание, медитация, прогулка) или заряжают энергией (спорт, танцы, громкая и веселая музыка). А если захотите полностью разобраться в теме, читайте книги из нашей подборки.

Теги

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

—> Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/71-jemocionalnyj-intellekt.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/
  • https://profi.ru/blog/eq-test-prover-svoj-emocionalnyj-intellekt/
  • https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/

Скажите что-нибудь