Интеллект. Виды интеллекта

Говоря об интеллекте, многие до конца не понимают, что скрывается под этим словом. А значение слова интеллект имеет широкое определение.

Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании и возможности разбираться и решать сложившиеся ситуации. Интеллект объединяет в себе всевозможные подразделения обучения:

  • Вообразительные способности.
  • Прогнозирование событий.
  • Умение воспринимать информацию.
  • Анализ ощущений.
  • Распознавание и градация эмоций.
  • Возможность запоминать и воспроизводить информацию, то есть функции памяти.
  • Мыслительные способности.
  • Умение представить решение и развитие ситуации.

Интеллект – это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – это все умственные способности человека.

Интеллект – это мыслительные способности каждого отдельно взятого индивида.

Интеллект – это изначальная умственная составляющая у человека, которая определяет его род деятельности.

Интеллект – это способность, основанная на сознательном приспособлении к сложившимся ситуациям.

Интеллект – это рассудок, понятие, восприятие и ощущения, понимание.

Интеллект – это умение планировать и координировать, заниматься организацией и контролем собственного поведения и действий для достижения цели. Все действия учитывают истинные положения, а результат нацелен на получение блага.

Интеллект – это способность к обучению.

Интеллект – это понимание сути проблемы и умение составить решение при этом спрогнозировать результат и реакции окружающих на это решение.

Все эти определения будут верны.

planirovanie.jpg

Параметры интеллекта, отличающие человека от других живых существ:

  • Объем памяти для постоянной работы,
  • Способность анализировать и прогнозировать события,
  • Орудие деятельности – логика,
  • Многоуровневый отбор и сортировка информации,
  • Сознание, понимание событий,
  • Умение сосредоточить внимание,
  • Обширный словарный запас,
  • Усидчивость,
  • Память, способность запоминать и воспроизводить информацию.

Интеллект имеет следующие качества:

  1. Пытливость.
  2. Глубину ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.
  6. Доказательства.

Данные качества можно расшифровать следующим образом:

  • Любопытство и заинтересованность – желание познавать явления окружающей среды с разных сторон.
  • Глубокий ум – умение проводить параллели и отделять главенствующие факторы от второстепенных, необходимые действия от случайных событий.
  • Гибкость ума – умение в свободной форме применять имеющийся жизненный опыт, не только свой, но и умение учиться на чужих ошибках, способность извлекать выгоду из ситуаций. Оперативно исследовать и применять предметы в новых ситуациях.
  • Подвижность ума – способность разрушать шаблонное мышление, выходить из зоны собственного комфорта.
  • Логическое мышление – соблюдение строгой последовательности в рассуждениях, учитывая всю имеющуюся информацию и используя только главенствующие факторы в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что рассматривается только исследуемый объект с возможным учетом всех взаимосвязей с ним.
  • Доказательства – применение факторов и закономерностей, которые направлены на убеждение собеседника в правильности ваших рассуждений и сделанных вами выводов.
  • Критическое мышление – строгая оценка результатов мыслительного процесса, критиковать умозаключения, без сожаления отказываться от вариантов решения неприемлемых к ситуации. Умение отказаться от действий, если они идут против поставленной задачи.
  • Обширность мыслительных процессов – умение охватить вопрос целиком, со всеми вытекающими последствиями. При этом без потери изначальных данных для решения поставленной задачи, способность увидеть разные варианты для разрешения ситуации.

Виды интеллекта

Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:

  • Изучение иностранных языков,
  • Чтение книг различных жанров и содержания,
  • Общение с другими людьми.

Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:

  • Решение математический задач,
  • Решение ситуационных задач,
  • Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
  • Решение головоломок,
  • Решение ребусов,
  • Отгадывание кроссвордов.

Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:

  • Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
  • Решение задач с поиском выхода.
  • Расширение кругозора,
  • Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.

Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:

  • Занятий спортом,
  • Хореография,
  • Йога,
  • Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.

Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:

  • Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
  • Танцевальные кружки – обучение танцам,
  • Хоровое или сольное пение,
  • Обучение игре на музыкальном инструменте.

Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:

  • Групповые игры,
  • Тренинги,
  • Семинары,
  • Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
  • Ролевые игры.

Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:

  • Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
  • Принятие своих потребностей, градация их по важности.
  • Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
  • Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
  • Периодически составлять свою собственную характеристику.

Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:

  • Медитации,
  • Очищение сознания,
  • Размышления на различные тематики,
  • Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.

Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:

  • Обучение танцам,
  • Театральное искусство, актерская игра,
  • Пение,
  • Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

5385cbe5a1a183b5256d6fa64592e586a25d7882.jpg

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта

Если вы думаете, что повысить уровень интеллекта это очень сложно и доступно только в профессиональных центрах и кружках, то вы ошибаетесь. Поднять свой интеллект вы можете и в домашних условиях. Вот несколько упражнений и советов для занятий.

Основная тренировка для мозга это изучение иностранных языков. Начните изучать язык, который давно хотели знать или выберите для себя, тот язык, который вам интересен. Если затрудняетесь с выбором, то начните с английского, изучали раньше или в школе, тогда можете улучшить и разнообразить свои знания.

Также одним из упражнений является составление слов. Слова образуются из одного данного слова или из набора никак не связанных друг с другом букв. Сюда же можно отнести и игру ассоциаций, где несколько слов или картинок обобщают в себе еще одно слово. Также полезное действие оказывают кроссворды и числовые квадраты судоку, которые развивают логическое мышление и умение быстро считать в уме.

Физические упражнения должны стать для вас лучшим другом. Не стоит перегружать свой организм, 20-30 минут в день для гимнастики, аэробики или пробежки будет достаточно. Во время разучивания движений упражнений мозг активирует работу памяти.

Получение новых знаний. Каждодневные негативные новости, реклама, бессмысленные сериалы и глупые ток-шоу засоряют ваш мозг, не принося никакой полезной информации. Для того чтобы смотреть телевизор с пользой включите познавательные каналы и передачи, начинать можно с 20 или 30 минут в день. Больше читайте, журналы, желательно обратить своё внимание на классику или детские сказки, стихи. Сказки также помогают развивать логику, анализировать поведение героев и искать объяснения некоторым событиям.

Играйте в компьютерные игры – логические головоломки или стратегии хорошо тренируют мозг, повышая уровень интеллекта. Во время игры вы не только узнаете что-то новое, но и используете уже ранее полученные знания.

Не исключайте из своей жизни живое общение – это помогает тренировать умение правильно и красиво говорить, а также дает возможность отслеживать ход мысли человека. Предугадывать, что он может вам ответить, чтобы в свою очередь подготовить свою фразу.

Собирайте пазлы, желательно без итоговой картинки перед глазами. Это тренирует память и логику, дает возможность рассуждать, помогает из частей сложить целое.

Также существуют раскраски со сложными рисунками для взрослых (или раскраски по номерам), данный вид тренировки помогает не только расслабиться, но и развивает воображение и представление того, как должен выглядеть рисунок в общем виде. Раскраски помогают прогнозировать и анализировать, как сочетаются между собой цвета, как они выглядят в общем рисунке.

Концентрируйте свое внимание не на одном источнике информации, а на нескольких. Так, например, если вы читаете одну статью, то после прочтения прочтите ещё одну или две статьи с похожим заголовком или содержанием, для того, чтобы видеть как по-разному может преподноситься информация и для сравнения одного источника с другим. Плюс в других статьях может быть дополнительная информация, которой не было в изначальном. Еще можно совмещать источники получения информации.

Одним из основных условий для развития интеллекта является избавление от неуверенности в себе, не зацикливайтесь на том, что ваш интеллект недостаточно развит, также не переоценивайте свои способности. Такие мысли постоянно будут откидывать вас назад, и прогресса вы еще долго не увидите. Важно адекватно себя оценивать, осознавать наличие проблемы, принять её и приступить к решению. Поэтому обучайтесь и занимайтесь самообразованием в первую очередь для себя, в свое удовольствие, а не для того, чтобы что-то кому-то доказать.

Почему интеллект разный

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое воображение;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Одним из самых уважаемых качеств личности считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое. «Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта. Эрудиция, которая связана в большей степени с памятью и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – к мышлению.

Мышление и интеллект: как они связаны

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Структура интеллекта

Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта. И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно. Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой статье.

Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.

Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.

Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:

  • Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
  • Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
  • Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
  • Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
  • Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.

Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

ExternalLink_shutterstock_236191663-730x514.jpg

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте. Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Гендерные различия

ExternalLink_shutterstock_361861517-730x456.jpg

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше гениев и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое воображение, а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.

Можно ли развить интеллект

Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.

Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.

Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:

  • Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
  • Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
  • Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
  • Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
  • Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
  • Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
  • Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.

Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.

Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.

Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.

Используемые источники:
  • https://psihter.ru/teoriya/intellekt/
  • https://psychologist.tips/1310-vidy-intellekta-klassifikatsiya-v-psihologii.html
  • https://psychologist.tips/1232-chto-takoe-intellekt-i-mozhno-li-ego-razvit.html